Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 57. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми младшего школьного возраста.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Ребенок в процессе учебной деятельности осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Основным новообразованием мл. шк. возраста является переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Другое важное новообразование – развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением. Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность). Школа способствует самостоятельности ребенка. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Формируется самооценка на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении. Формируется уверенность в себе, либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса в учению, «школьные неврозы». Наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – их взаимоотношения с родителями. и содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка. Основной формой работы с родителями является психологическое консультирование. Принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. Однако начинать коррекционную работу без согласия родителей неэтично.. Любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или вскрытым проблемам детей. Первым этапом становится сообщение педагога –психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» - яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем школьника в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т.е. угрожающих его самореализации и здоровью. построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать. Т.о, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога. Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование - подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял,…». Достаточно важным является обращение внимание на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, осн. содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека.Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка, присущие им самим. приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например, «мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. Это понято, ибо при наличии слия ния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания внутреннего «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи6 сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т.п. В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». родитель, как правилоЮ проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие-недоверие к окружающему миру». Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему – это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления. Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все. а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше. Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Таким образом, и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации. Вопрос 53. Психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, теоретические основы. Психологическое консультирование – это психологический процесс, который фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Данное определение психологическому консультированию дал Нельсон Джонс. Кровосанский определил психологическое консультирование как профессиональную помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации, где в качестве клиента могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенционального кризиса, межличностные конфликты или профессионального выбора.Психологическое консультирование имеет ряд основных характеристик: - психологическое консультирование является лидером психологической помощи; - помощь носит практический процессуальный характер; - помощь оказывается специалистом, который имеет квалификацию; - для реализации данной помощи необходимо наличие клиента; - присутствие в жизни клиента некоего дискомфорта, определяемого им как проблема; - желание клиента решить данную проблему; - целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения; - при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы4 - консультация проводится в конфиденциальной обстановке. Таким образом, психологическое консультирование – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беды, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Современная трактовка понятия психологического консультирования звучит следующим образом: психологическое консультирование – это доверительная беседа, изложение проблемы и поиск решения, профессиональная помощь, взаимодействие – профессиональное взаимодействие квалифицированного консультанта и клиента, направленное на помощь в решении трудностей и принятия решения относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от подхода к психологическому консультированию, в рамках которого предпочитает работать консультант.Алешина Юлия Евгеньевна основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: Абрамова Галина Сергеевна определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры. ü Индивидуальное консультирование в решении произвольных задач личности, включая задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование" ü Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений ü Групповое консультирование для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной (ре)адаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе использования культурно-независимого подхода ü Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (наркотическими и психологическими) и членов их семей ü Психологическое консультирование и сопровождение в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях ü Консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе ü Экспертное и аналитическое психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации). Цели консультирования. Несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Методологической основой психологического консультирования является психотерапия.В настоящее время в качестве общетеоретической и методологической основы психологического консультирования часто используются следующие основные психологические и психотерапевтические концепции:ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология. Основоположником был З.Фрейд. Главная задача – выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – исходная позиция состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать перемены в его поведении. Авторы Уотсон и Скиндер. Психолг вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ставит в центр своей методологии личность клиента, который является контролирующим центром в принятии психологом решений. Автор Роджерс и Франкл. Их основная позиция в том, что истинное предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу. Задача клиента и психолога – понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.Уместно использование открытых и закрытых вопросов.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.01 с.) |