Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Этапы и механизмы социализации: понятие, подходы к классификации.

Поиск

Соц-я пед-ка, изучающая соц-е вос-е в контексте соц-ции тесно связана с науками изучающими становление ч-ка и его раз-е на протяжении всей жизни. Среди этих наук возр-я пед-ка и возр-я псих-я раз-я. Именно эти науки позволяют констатировать, что в любом общ-ве соц-ция ч-ка имеет свои осб-ти в разные периоды жизни. Наиболее обощенно периоды соц-ции соотносят с возр-й периодизацией раз-я ч-ка. Однако среди возр-х преиод-й в совр-й науке сущ-ют различные варианты (Эльконин, Пиаже, Эриксон, Фрейд и т.д.). В соц-й пед-ке сущ-ет период-я связанная с выделением периодов раз-я, кот-е позволяют учитывать и кризисы и более длительные и более короткие временные рамки. Эта период-я предл-на А.В. Мудриком и сод-т несколько этапов: *младенчество (0 - 1); *раннее детство (1 - 3); *дош-е детство (3 - 6); *мл. шк. возр-т (6 - 10); *мл. подр-ки (10 - 12); *старш. подр. (12-14/15 лет); * ранняя юность (15-17 лет); *юношеский возраст (18-23 года); *молодость (23-30 лет); *ранняя зрелость (30-40 лет); *поздняя зрелость (40-55 лет); *пожилой возраст (55-65 лет); *старость (70 лет); *долгожительство (после 70 лет). Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие. Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

 

 

\

Вопрос 16. Образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование в самом общем определении – это процесс и результат освоения человеком ЗУНов. Развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, кот. владеет общими идеями, принципами и методами, располагает высоким уровнем знаний, развитыми способностями, умением применять изученное на практике. Это человек, который приобрел много знаний, привык быстро соображать, у которого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление (это определение дал?Пидкосистый). След-но, в понятие образования включены не только ЗУНы, но и умения критически мыслить, оценивать с нравственных позиций происходящее вокруг, умение самостоятельно добывать знания.Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта и культурных ценностей. В своей структурной среде образование, как и обучение, представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств в поведении, физич. и умств. развитие. Сущность этого закона: в современной пед. науке (П.В.Краевский) существуют разные концепции содержания образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе.Человек – это цель и средства, общество для него или он для общества? Даже временная уступка теоретич. или практическая в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), не цели общественного развития, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Существуют и распространены 3 концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

1. Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности (способность к творчеству, свободу выбора, справедливое отношение к людям). Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократич. обществе. Человек выступает как фактор производства.

2. Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность ЗУНов, которые д.б. усвоены учеником. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Харламов И.Ф. Это определение вполне согласуется с установками, которые не раскрывают характер этих знаний и умений, их называют?конформистскими и основано на анализе человеческой культуры. Здесь достаточно потребовать у человека, чтобы он знал и умел. Эти требования д.б. соответствующими. Необходимо и достаточно было передать подрастающему поколению ЗУН по родному языку, математике и т.д.

3. В современных условиях развития школы этого недостаточно, от учащихся требуется не только овладение определенным учебным содержанием, но и развитие таких качеств, как силы воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества. Формирование у учащихся ценностно-значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию – факторы, которые представляют собой важную сферу общественнйо жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. В наибольшей степени этим установкам гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта. помимо «готовых знаний и опыта» в осуществлении способов деятельности данная концепция включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений (работы Лернера, Краевского). Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: знание о природе, обществе, технике, мышлении и способов деятельности.Усвоение этих знаний формирует у школьников верную картину мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.008 с.)