Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20. Этапы и механизмы социализации: понятие, подходы к классификации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соц-я пед-ка, изучающая соц-е вос-е в контексте соц-ции тесно связана с науками изучающими становление ч-ка и его раз-е на протяжении всей жизни. Среди этих наук возр-я пед-ка и возр-я псих-я раз-я. Именно эти науки позволяют констатировать, что в любом общ-ве соц-ция ч-ка имеет свои осб-ти в разные периоды жизни. Наиболее обощенно периоды соц-ции соотносят с возр-й периодизацией раз-я ч-ка. Однако среди возр-х преиод-й в совр-й науке сущ-ют различные варианты (Эльконин, Пиаже, Эриксон, Фрейд и т.д.). В соц-й пед-ке сущ-ет период-я связанная с выделением периодов раз-я, кот-е позволяют учитывать и кризисы и более длительные и более короткие временные рамки. Эта период-я предл-на А.В. Мудриком и сод-т несколько этапов: *младенчество (0 - 1); *раннее детство (1 - 3); *дош-е детство (3 - 6); *мл. шк. возр-т (6 - 10); *мл. подр-ки (10 - 12); *старш. подр. (12-14/15 лет); * ранняя юность (15-17 лет); *юношеский возраст (18-23 года); *молодость (23-30 лет); *ранняя зрелость (30-40 лет); *поздняя зрелость (40-55 лет); *пожилой возраст (55-65 лет); *старость (70 лет); *долгожительство (после 70 лет). Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие. Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
\ Вопрос 16. Образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование в самом общем определении – это процесс и результат освоения человеком ЗУНов. Развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, кот. владеет общими идеями, принципами и методами, располагает высоким уровнем знаний, развитыми способностями, умением применять изученное на практике. Это человек, который приобрел много знаний, привык быстро соображать, у которого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление (это определение дал?Пидкосистый). След-но, в понятие образования включены не только ЗУНы, но и умения критически мыслить, оценивать с нравственных позиций происходящее вокруг, умение самостоятельно добывать знания.Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта и культурных ценностей. В своей структурной среде образование, как и обучение, представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств в поведении, физич. и умств. развитие. Сущность этого закона: в современной пед. науке (П.В.Краевский) существуют разные концепции содержания образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе.Человек – это цель и средства, общество для него или он для общества? Даже временная уступка теоретич. или практическая в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), не цели общественного развития, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Существуют и распространены 3 концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества. 1. Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности (способность к творчеству, свободу выбора, справедливое отношение к людям). Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократич. обществе. Человек выступает как фактор производства. 2. Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность ЗУНов, которые д.б. усвоены учеником. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Харламов И.Ф. Это определение вполне согласуется с установками, которые не раскрывают характер этих знаний и умений, их называют?конформистскими и основано на анализе человеческой культуры. Здесь достаточно потребовать у человека, чтобы он знал и умел. Эти требования д.б. соответствующими. Необходимо и достаточно было передать подрастающему поколению ЗУН по родному языку, математике и т.д. 3. В современных условиях развития школы этого недостаточно, от учащихся требуется не только овладение определенным учебным содержанием, но и развитие таких качеств, как силы воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества. Формирование у учащихся ценностно-значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию – факторы, которые представляют собой важную сферу общественнйо жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. В наибольшей степени этим установкам гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта. помимо «готовых знаний и опыта» в осуществлении способов деятельности данная концепция включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений (работы Лернера, Краевского). Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: знание о природе, обществе, технике, мышлении и способов деятельности.Усвоение этих знаний формирует у школьников верную картину мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.007 с.) |