Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символы и ритуалы детского движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представление о нравственной основе детских общественных объединений неразрывно связано с раскрытием понятия ценности. Поэтому организатору детского движения важно знать, что представляет из себя и какие бывают символы, ритуалы, как они складываются в традиции детского движения, чем они отличаются. Ценности – то, что человеку особенно важно для него, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. В деятельности детских общественных объединений ценности выражаются в форме символов, ритуалов, традиций. Символы детского общественного объединения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения. Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней. Символы — важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. Символика детского объединения – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию. Ритуал детского объединения – вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации. Ритуалы можно разделить на две группы: 1. Ритуалы, принадлежащие всей организации (например – ритуал приема/посвящения/вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, вынос знамени и т.д.). 2. Ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т.п.). Ритуалы детского общественного объединения – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные. В свое жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам. Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. Традиции детского объединения – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события. Социальное проектирование В данном разделе организатор детского движения узнает как на практике использовать возможности социального проектирования и в чем заключается его эффективность для развития социально-значимых качеств его участников, познакомится с целями, задачами и функциями социального проектирования. Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность подростков, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для членов детской организации средствами. Задачи проекта определяются исходя из уровня проблем на решение которых он направлен. Сравним соотношение понятии проекта к понятиям концепция, программа общественного объединения.
Социальный проект несет в себе следующие функциональные назначения: · Оказывает влияние на социальное окружение, в котором он реализуется. · Формируется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях. · Имеет образовательное воздействие на участников и позволяет учиться на основе эксперимента. · Является продуктом коллективной деятельности. · Подразумевает оценку эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в социальном проекте.
Для любого проекта необходимо:
Характеристики проекта:
При разработке проекта
Кто? Для кого? С кем? ¨ Определите партнеров и/или целевую аудиторию проекта ¨ Какова их роль в проекте ¨ Что они думают об этом проекте? ¨ Какие сильные и слабые стороны прослеживаются в их отношении и взглядах? Какие? ¨ Каковы основные действия в этом проекте? ¨ Являются ли они спонтанными, организованными или предписанными? ¨ Каковы социальные, культурные, политические и образовательные условия? ¨ Каким образом проект повлияет на эти условия? Для чего (Зачем?) ¨ Кто выиграет от этого проекта? ¨ Что движет участниками проекта? ¨ В чем главная цель проекта? ¨ Каковы варианты финансирования проекта? Где? ¨ Социальный контекст проекта? ¨ Условия, в которых находятся участники? ¨ Существующая ситуация в стране? Когда? ¨ Когда это будет происходить? ¨ Как долго будет длиться проект? Будет ли проект краткосрочным, средней длины или долгосрочным? Как? ¨ Как будет организован процесс? ¨ Какие приемы и методы будут использоваться? ¨ Каков будет вклад участников и что будет позаимствовано из других проектов?
Планирование деятельности в детском объединении Важное место в работе организатора детского движения занимает планирование деятельности детского объединения. В данном разделе организатор детского движения получит ответы на вопросы, что такое планирование, зачем оно необходимо, какие виды планирования эффективны для общественной деятельности. Именно планирование собственной деятельности, Совета объединения и общественного объединения или всей организации в целом позволяет: ▪ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи организации; ▪ проводить сравнительную диагностику или мониторинг эффективности деятельности организации по самым разным основаниям. Например: «изучение лидерского и творческого потенциала участников детского объединения», «состояние работы органов самоуправления в первичных коллективах», «эффективность обучения актива и лидеров детских общественных объединений»; ▪ целенаправленно отбирать содержание и средства, организационные формы деятельности детской инициативы; ▪ проектировать и программировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательные движения в развитии первичных детских объединений, всей организации в целом, с учетом происходящих индивидуальных изменений участников детских общественных объединений; ▪ видеть перспективы собственного самосовершенствования, общечеловеческого и социально-педагогического.
Как планировать свою работу Наиболее важный этап при планировании деятельности – это этап определения целей и задач. То есть того, что мы хотим достичь за определенный период, ради чего мы действуем. От того, что мы хотим получить, будет зависеть и то, что мы предпримем, и как это будем делать. Таким образом, при планировании работы необходимо четко знать, какой результат мы ожидаем. (Например, цели могут быть следующие: привлечь новых людей в объединение; поднять его авторитет родителей учащихся и т.д. Для достижения каждой из перечисленных целей необходимы свои специфические дела и мероприятия.) Если общественное объединение находится на достаточно высоком уровне развития, (наличие взаимосвязанных подструктур), общая цель (всей организации) и частные цели (структур) не должны противоречить друг другу, а более того, цели структурных подразделени й должны работать на достижение единой общей цели. Когда цель деятельности определена, переходят к следующему этапу деятельности – планировани ю. План работы - это не просто перечень дел. Это продуманная программа жизнедеятельности общественного объединения с учетом желаний и возможностей членов организации, целей и задач, которые вы ставите перед собой, а также с учетом имеющихся ресурсов. Как составить план? Например, членам объединения дается задание подумать, какие крупные дела провести в учебном году, и что нужно сделать для их подготовки в организации в целом и в каждом структурном подразделении (органе) в отдельности. Не забудьте предусмотреть в плане учебу актива, подведение итогов работы. Составляя план, учитывайте конкретную обстановку, возможности ваши и тех людей, которых организуете. При составлении плана предусмотрите вероятные затруднения, подумайте, как их устранить. Лучше, если вы будете иметь вариант-максимум (в расчете на то, что вам все удастся выполнить) и вариант - минимум (есть сомнения в возможностях людей, неопределенность в сроках, погодных условиях и т.д.). Вариант - минимум обязательно должен предусматривать решение основной цели организаторской работы. Если в структуре общественного объединения кроме руководящих органов (Совет, Председатель, Контрольно-ревизионная комиссия) существуют другие постоянно действующие органы (Пресс-центр и др.), то план работы предварительно составляется каждым органом по своему направлению работы, а затем их сводит вместе руководитель (Совет объединения). Рекомендуется согласовать план работы объединения с планом воспитательной работы, который составляет зам. директора по воспитательной работе или классный руководитель, если организация школьная, или с теми органами, с которыми связано ваше объединение. После того как план рассмотрен и утвержден, он становится документом, обязательным для выполнения. Большое значение для осуществления намеченных дел имеет своевременное доведение до участников и ответственных конкретных сроков проведения каждого дела. Правила составления планов: ▪ план – это документ; ▪ планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что необходимо сделать и какой результат достигнуть; ▪ планы должны быть реальными и выполнимыми; ▪ каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение; ▪ сроки исполнения поручений надо ставить реальные, не забывая о том, что крупные мероприятия нуждаются в длительной подготовке; ▪ планы должны учитывать мероприятия и программы всех уровней взаимодействия ДОО (школьный, муниципальный, районный, городской, областной, республиканский) в зависимости от наличия контактов ДОО с организациями или организаторами того или иного уровня; ▪ ознакомление с планом должно быть доступно как членам организации, так и всем желающим. Наиболее часто встречающиеся затруднения при планировании заключаются в следующем: 1. В планах не прослеживается подчиненность целям и задачам, заявленным как в Уставных документах организации, так и в программах деятельности. То есть сам план «повисает в воздухе», находится вне реальной ситуации, которая сложилась в детской общественной организации к определенному периоду времени. 2. Несоответствие объемов содержания и организации, которое выражается в неконкретности и неопределенности дел или мероприятий. Например: «провести диспут», «работать над нравственным, физическим и т. д. здоровьем детей», «провести поход по местам боевой и трудовой славы» и т. д.. 3. План, состоящий только из перечня дел без указания ответственных, логики подготовки и проведения, смысла отбора именно этих дел. Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо различать перспективные, календарные планы, планы текущей деятельности организатора детского движения и рабочие планы на неделю. Перспективный план работы –это план работы, как правило, на учебный или календарный год. Он включает в себя: 1. Краткую характеристику уровня развития детской общественной организации, первичных коллективов, лидеров. 2. Цели и задачи на календарный или учебный год как всей организации, так и ее выборных органов. 3. Обоснование программ или их этапов, реализуемых именно в этом году. 4. Сводный план мероприятий организации, Совета и первичных коллективов, отражающий уровень решения целей и задач. Наиболее часто встречающаяся ошибка - подмена перспективного плана развития организации перечнем программ или мероприятий. Программа включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесенных по времени, по месту проведения и по участникам, и направлена на решение какой-либо проблемы. В перспективный же план входят только ключевые мероприятия программ, которые требуют длительной подготовки и подключения к этой подготовке большой группы участников организации. Рассмотрим вариант планирования детской общественной организации, действующей на базе школы. План работы детской общественной организации на________ год /примерный/
1. Характеристика детской общественной организации (статистические данные ДОО, количество членов, их возраст, структура организации, органы самоуправления, особенности детского коллектива). 2. Анализ работы детской общественной организации за прошедший учебный год (отразить работу по выполнению плана, отметить качественный рост первичной детской организации, личные успехи и достижения детей, определить проблемы, недостатки в работе). 3. Цели и задачи. 4. Дела (мероприятия). Перечислить все направления работы, дела и мероприятия в хронологическом порядке с учетом программы или программ, по которым работает организация. К годовому плану работы детской общественной организации прилагаются планы работы всех клубов, штабов, советов, объединений, которые работают в организации или объединении. Рекомендуем правую часть плана заполнять конкретными заданиями, датами, фамилиями ответственных за исполнение и т.д.
План работы составляют дети совместно со взрослыми: старшей вожатой, работодателями, классными руководителями, друзьями организации и т.д. Можно провести конкурс на лучшее предложение в план работы, анкетирование, опрос; организовать «банк идей», «мозговой штурм». На основании перспективного плана, который принимается либо высшим органом, либо на Совете организации (на основании Устава), утверждаются календарные, или текущие планы. Они могут совпадать, а могут и не совпадать с учебным четвертями, исходя из того, каким образом выстраивает свою деятельность детская общественная организация на базе школы. В календарном (текущем) плане более подробно отражается работа организации и совета. Сам план может быть представлен следующим образом:
Календарные, текущие планы являются составной частью (или разделом) плана деятельности организации. В нем предусматривается: каким образом будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка деятельности детской организации, организация работы Совета, контроль исполнения принятых решений на всех уровнях взаимодействия.
Календарный план работы детской организации на четверть можно оформить как план-график в 3-х экземплярах. Один экземпляр находится на рабочем столе старшего вожатого, второй помещен на стенде, третий экземпляр – в учительской. При составлении плана-сетки лист ватмана необходимо расчертить на столько квадратов, сколько дней в четверти. В каждый квадрат написать число. Совет: при заполнении плана-графика используйте разные цвета фломастеров (например, записи о дружинных мероприятиях делайте красным цветом, об учебе актива - синим и т.д.). Каждое указанное в календарном плане и плане-графике дело требует тщательного разбора, составления специального плана дела. Для составления плана дела удобно пользоваться следующей структурой: ЗАЧЕМ? Сформулируйте цели и задачи дела (то, что хотите получить по окончании или ради чего оно затевается). ЧТО? Ответив на этот вопрос, вы определитесь с видом и формой планируемого (разрабатываемого) дела. С КЕМ (ДЛЯ КОГО)? Определитесь с контингентом участников, их возрастом и количеством. КОГДА? В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? Определитесь с местом проведения. КАК? Ответ на этот вопрос будет самым обширным и в то же время самым главным. Фактически, это детальная разработка дела (этапы подготовки и проведения, сценарий и т.д.). КТО будет отвечать за каждый участок работы? СРОК завершения работы? Что дальше? Предполагаемый результат и дальнейшие действия участников. Рабочие планы на неделю позволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации. Личный план - в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые «заметки на полях» и др. Ежедневный рабочий план дня отражает организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позволяющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени. Таким образом, сочетание перспективно-календарного и ежедневного планирования поможет: ▪ увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию; ▪ дает возможность использовать динамизм и изменчивость как отношений, складывающихся между членами организации, так и видов, форм детской инициативы; ▪ наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке; ▪ позволяет значительно экономить рабочее время; ▪ дает богатый материал для анализа общественной деятельности и самоанализа эффективности деятельности организатора детского движения. Важное место для планирования занимает ведение документации. Документ – это не цель, а лишь одно из средств обеспечения слаженной работы объединения. Что такое документ и каковы его функции? Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Важнейшей функцией документа является информационная. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека. Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи организаций, объединений обеспечивает коммуникативная функция документов. Документ имеет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений. Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж общественной деятельности. Зачем нужно документировать деятельность? Во-первых, не надо забывать, что через некоторое время общественной деятельностью может заняться другой человек, и он должен знать, что и как делали предшественники, что получалось, а что – нет, и почему. Во-вторых, в деятельности объединения могут возникать спорные моменты, неясности, дискуссии по тому, что и как было решено несколько недель или месяцев назад на Сборе или заседании Совета детской организации, объединения. В-третьих, вероятность приобрести необходимые навыки, в том числе такие как: ▪ умение четко формулировать задачи; ▪ умение отстаивать свое мнение с использованием документов, и другие. Что такое делопроизводство? Делопроизводство – это отражение в документах деятельности организации за весь период существования. Для ведения делопроизводства в объединении составляется своя номенклатура дел, которая представляет собой список документов объединения. Каждому из документов присваивается определенный номер, который фиксируется на обложке (папке). Внутренняя документация каждого документа ведется, как правило, с начала календарного года. В документации детской организации должна быть представлена следующая информация: 1. Основные документы организации: ▪ устав; ▪ положения; ▪ программы, в т.ч. программа деятельности детской организации; ▪ решения выборных органов; ▪ перспективные и календарные планы работы детской организации, объединения; ▪ договора, в т.ч. договор между детской организацией и образовательным или другим учреждением; ▪ отчёты о проведённых мероприятиях; ▪ отчёт о работе за год; ▪ план работы детской организации, объединения на год. 2. Списки членов организации или их учётные карточки. 3. Списки членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого. 4. Протоколы заседаний и собраний (их необходимо вести отдельно). 5. Планы учёбы детского актива, штаба. 6. Дневник (летопись) детской организации, объединения. Видео-, фото-, печатные материалы о деятельности организации. 7. Письма организации. 8. Награды (грамоты, благодарности). Организатор детского общественного объединения должен уметь четко формулировать задачи, предложения в различные документы, уметь составлять программы на гранты, отстаивать своё мнение с использованием документов. При этом главное понимать, что документы организации – одно из средств обеспечения организационной работы. Важнейшим из организационных документов является Устав организации. Устав является учредительным документом, разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) организации. Текущая деятельность организации подтверждается протоколами. Протокол — документ, в котором фиксируется последовательность и содержание обсуждения коллегиальным органом (совещанием, конференцией, советом и т. п.) поставленных вопросов и принятых решений. Важность протокола как документа определяется тем, что совещательный характер подготовки решений является основным способом выработки решений в условиях коллегиального управления. Протоколы бывают развернутыми (полными) и краткими. Развернутые протоколы, содержащие не только суть, но и характер обсуждения, предпочтительнее. Первая страница протокола оформляется на общем бланке организационно-распорядительной документации формата А4. Последующие страницы печатаются на обычной бумаге. Макет протокола выглядит следующим образом:
Решение – распорядительный документ коллегиального органа управления (совет, собрание, правление и т.п.). Макет решения:
Зачастую ответственному исполнителю для работы не требуется полный текст решения. В этом случае делается выписка из него. По составу реквизитов и оформлению выписка практически не отличается от самого решения. В выписке лишь уточняется название документа: вместо слова РЕШЕНИЕ печатаются слова ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ. Вместо полного текста печатается та часть решения, которая касается непосредственно конкретного исполнителя. Выписка оформляется на чистом листе бумаги с помощью ПК в угловом варианте расположения постоянных реквизитов. Выписка заверяется секретарем. Так же на процесс планирования влияет позиция руководителя детского объединения и «возраст» детского объединения. Рассмотрим эти понятия подробнее. Позиция организатора детского движения связана с конкретной ситуацией его вхождения в детское объединение. Первый вариант предполагает, что сам взрослый создает детское объединение. При этом варианте ему удобнее реализовать свою изначальную позицию. Скорее всего, он будет подбирать людей, программировать деятельность объединения в соответствии со своими изначальными взглядами и представлениями. С течением времени, по мере развития, ситуация неизбежно должна измениться. Это может быть связано с формированием ценностно-ориентационного единства объединения в отношении значимых для них объектов оценивания: приоритетных направлений совместной деятельности, формы общения и взаимоотношений, роли и места взрослых в объединении. Во втором варианте взрослый сразу попадает в объединение, имеющее определенный уровень ценностно-ориентационного единства. Возможна такая ситуация, когда весьма проблематично сразу отстоять свою позицию. Ситуацию, в этом случае, можно рассматривать как ситуацию выбора взрослым дальнейшей стратегии поведения и, соответственно, отстаивание прежней позиции или ее смены. Позиция организатора детского движения формируется в процессе смены ролей и состояний, присущих его деятельности (см. схему № 1). Организатор детского движения может выступить и в роли консультанта, отвечающего на возникающие у детей вопросы. В некоторых ситуациях он выступает инструктором, передавая жизненно важные навыки и правила самореализации (например, при организации туристического похода или экологической экспедиции). При организации какого-либо коллективно-творческого дела организатор детского движения занимает позицию мастера или тренера.
Схема № 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.018 с.) |