Анализ нормативной правовой базы и ресурсного обеспечения деятельности общественных объединений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ нормативной правовой базы и ресурсного обеспечения деятельности общественных объединений.



 

В 2004-2005 гг. по заказу Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию лидерами крупнейших общественных объединений страны («Национальный совет молодежных и детских объединений России», «Российский союз молодежи», «Детские и молодежные социальные инициативы», «Союз пионерских организаций – Федерация детских объединений» и др.), совместно с учеными ведущих научных школ (Государственный НИИ семьи и воспитания, Институт международных социально-гуманитарных связей, Научно-практический центр СПО-ФДО, Ассоциация исследователей детского движения и др.): философами, экономистами, педагогами, социологами, историками, юристами (Волохов А.В., Журко В.И., Захарова Е.А., Звонарева Л.У., Кострикин А.В., Кульпединова М.Е., Лубова Т.А., Никитина Л.Е., Николаев Г.Г., Рожнов О.А., Ромашина Ю.В., Сафонов В.Е., Соколов А.В., Тетерский С.В., Фатов И.С., Фришман И.И., Худолеев А.Н., Шлыкова Н.В., Щеглова С.Н.) – было проведено комплексное исследование «Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации».

Всего в исследовании (опросах, анкетировании, интервьюировании, экспертном обсуждении на научных семинарах, «круглых столах», творческих встречах организаторов детско-молодежного общественного движения, независимом рецензировании, экспертных оценках, полуформализованных беседах-интервью) приняли участие 19167 человек, в том числе:

- дети и подростки 8-17 лет, участвующие в деятельности общественных объединений – 7230 чел.

- дети и подростки 8-17 лет, не участвующие в деятельности общественных объединений – 5755 чел.

- молодежь 17-30 лет, участвующая в деятельности общественных объединений – 1220 чел.

- молодежь 17-30 лет, не участвующая в деятельности общественных объединений – 1032 чел.

- педагоги (в том числе вожатые) и руководители образовательных учреждений (25-60 лет) – 2880 чел.

- взрослые, включая родителей (30-55 лет) – 1050 чел.

Исследование проводилось в 400 населенных пунктах (городских и сельских) 64 регионов Российской Федерации: Архангельская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Читинская, Ярославская области, Таймырский, Ханты-Мансийский автономные округа; Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края; Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий-Эл, Мордовия, Саха-Якутия, Татарстан, Тыва, Удмуртия; города: Москва и Санкт-Петербург. Региональное распределение: Центр России, Север России, Юг России, Большое Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

К рассмотрению было представлено 175 нормативных правовых актов различного уровня значимости: от Конституции РФ и федеральных законов РФ до распоряжений глав регионов и муниципальных образований. Проанализировано 70 уставов международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений. Контент-анализу были подвергнуты 360 проектов, грантовых заявок общественных объединений и инициативных групп детей и молодежи.

В первом и втором параграфе данной главы представлены некоторые краткие выводы данного широкомасштабного исследования[25].

Провозглашённые почти во всех законодательных актах принципы равенства молодёжных и детских общественных объединений, демократизм и свобода выбора форм объединений – ущемляются. Реальное участие детских и молодёжных общественных объединений в реализации государственной молодёжной политики сведено к минимуму, что в свете последних событий в России и близ ее границ не соответствует духу времени.

В Российской Федерации отсутствуют реально действующие механизмы реализации положений, закрепленных уже принятыми законами. На федеральном уровне отсутствует документ, законодательно закрепляющий не только статус детских и молодежных общественных объединений, но и отношение государственных органов к вопросам социализации подрастающего поколения. Данный документ, как федеральный стандарт для регионов, смог бы стать основой для развития нормативной правовой базы детских общественных объединений в период 2005-2010 годов.

В большинстве регионов РФ отсутствует чётко сформулированные цели и задачи государственной и общественной молодёжной политики и определение места общественных объединений в системе их реализации.

Налоговое законодательство России, распространяющееся на общественные, добровольческие организации, достаточно жесткое. Комплекс налоговых актов ставит некоммерческие добровольческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах достижения их уставных целей в один ряд с коммерческими организациями. В основном не учитывается неприбыльный характер деятельности, социальный эффект и создаваемый некоммерческими организациями положительный общественный капитал. По мнению налоговых органов, любые финансовые поступления в некоммерческие организации являются доходом, который по своей сути не имеет отличий от доходов коммерческих компаний. Под реальную угрозу поставлена вся финансовая деятельность некоммерческого сектора страны.

Необходима разработка и дальнейшее совершенствование правовых норм, направленных на стимулирование и поддержку программ развития молодежного, семейного, женского, корпоративного добровольчества, частной филантропии.

Проведенный анализ программ и проектов общественных объединений детей и молодежи выявил негативные характеристики развития общественного движения:

– неравномерность: неравномерное распределение инициативных проектов по регионам и по типам поселения, связанное с социально-экономическим развитием территории; сегрегация инициативных групп по возрасту, ограничению здоровья и др. показателям; преобладание муниципальных и локальных инициатив и др.;

– нестабильность: сосредоточение поддержки на целевых группах (объекты социально инициативной деятельности), а не на стержневой группе (субъекты социально инициативной деятельности); отсутствие образовательной подготовки добровольцев и программ наставничества;

– недостаточность ресурсов: отсутствие эффективных механизмов финансово-экономической поддержки инициатив, отсутствие системы стимулов, компенсации, вознаграждения, признания вклада добровольцев, механизмов связи с общественностью и средствами массовой информации, критериев оценки эффективности деятельности инициативных групп.

Негативные черты «обслуживающей парадигмы» поддержки общественных объединений детей и молодежи: предсказуемая вертикальная структура неправительственных (политических, общественных, коммерческих, правозащитных) объединений, часто при главе государства или региона; стремление государственных чиновников участвовать в деятельности международных и европейских неправительственных структур в качестве представителей гражданского общества; создание большого количества комиссий, подкомиссий, комитетов и т.п. Государство, не проявляющее подлинной заботы об общественных объединениях, создает подконтрольные общественные объединения для демонстрации единства власти и общества в средствах массовой информации и международных неправительственных структурах.

Переход от «обслуживающей» к «поддерживающей» парадигме предполагают наличие в демократически развитой стране: независимой прессы, политического плюрализма, конкурентной системы выборов, выборности руководителей исполнительной и законодательной властей, многопартийности, разделения ветвей власти, разграничения федеральной, региональной и местной власти, квалифицированных и образованных менеджеров, прозрачных отношений между бизнесом и властью, защиту конкуренции и добросовестного предпринимательства. Общественные объединения и инициативные группы детей и молодежи представляют собой богатый источник навыков, энергии, знаний, которые государство может использовать при осуществлении целенаправленных, эффективных, массовых и открытых государственных программ и социальной политики в целом.

Анализ ресурсного обеспечения молодежного и детского общественного движения на федеральном и региональном уровне выявил следующее:

Низкий уровень организационного обеспечения молодежного и детского общественного движения обусловлен отношением государства, проводимой государственной молодежной политикой, что, в свою очередь, серьезно сдерживает развитие реально действующих общественных объединений и использование их потенциала для развития гражданского общества. Это выражается, во-первых, в отношении общества в целом к молодежи, которая по-прежнему остается на периферии деятельности государства и, соответственно, недооценивается острота проблем молодежи. Как следствие, отсутствие общего стратегического анализа имеющихся и потенциальных проблем, а также стратегического планирования по их решению, что ведет к выделению в качестве требующих решения конъюнктурных, сиюминутных проблем. Во-вторых, в отношении органов власти к общественным объединениям детей и молодежи, в котором отсутствует стратегия и система основополагающих принципов взаимодействия и партнерства. В-третьих, в далеком от совершенства законодательстве, регулирующем формы взаимодействия органов власти и общественных структур, отсюда как следствие фрагментарность поддержки общественных объединений. В-четвертых, в отсутствии механизмов и технологий, позволяющих молодежи через свои объединения участвовать в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность.

Нет единых стандартов и подходов к общественным объединениям детей и молодежи на территории Российской Федерации. Следствием этого является, с одной стороны, нарушение Конституционных норм, гарантирующих равные возможности и права граждан вне зависимости от места жительства. С другой стороны, усугубляется социальная и криминальная напряженность в дотационных регионах, усугубляются негативные тенденции в молодежной и подростковой среде. На региональном уровне все стороны обеспечения деятельности общественных объединений, развития молодежного и детского движения напрямую зависят от материальных возможностей региона и личного отношения руководителей региона к проблемам молодежи и молодежной политики.

Помещение для постоянной работы имеет более 80% объединений, однако при этом более половины опрошенных в ходе интервью заявили о потребности в помещении, поскольку имеющиеся или не устраивают по площади, нуждаются в ремонте, либо слишком дороги. Особенно остро проблема помещений стоит в Санкт-Петербурге и Москве. Объединения, не имеющие постоянных помещений, проводят свои мероприятия на базе образовательных учреждений, а в качестве офисов используют личные квартиры руководителей. Объединения, располагающие постоянными помещениями, в подавляющем большинстве арендуют или используют их на правах оперативного управления. Средняя площадь помещений на одно объединение составляет 50-70 кв. метров. Наиболее часто помещение арендуется у региональных или местных властей, учебных заведений, реже – у предпринимателей. В безвозмездное пользование предоставляют помещения школы, вузы, учреждения культуры, подростковые клубы.

Одной из наиболее актуальных проблем ресурсного обеспечения руководители общественных объединений назвали кадровый голод. В молодежном общественном движении кадровая политика основывается либо на индивидуальном подборе кадров и передаче знаний, опыта, традиций от поколений, прошедших еще школу работы в комсомоле, либо по шаблонам, взятым из неправительственных организаций других государств. Кадровая политика в третьем секторе выстраивается каждым общественным объединением самостоятельно. Система подготовки кадров отсутствует, прежде всего исходя из слабой их востребованности, низкого уровня зарплат в этой сфере, отсутствия реальных перспектив карьерного роста. В регионах достаточно часто применяется практика, когда руководители и активисты молодежных и детских общественных объединений работают в штате органов по делам молодежи, органов образования или их учреждениях. Это позволяет снять проблему оплаты труда лидеров общественных объединений, но привносит много субъективного во взаимодействие государственного и некоммерческого секторов.

Отсутствие квалифицированных кадров в молодежном движении создает проблемы для кадрового обеспечения государственного и коммерческого секторов. На государственную службу приходят наполненные знаниями люди, не имеющие опыта организационной работы, не умеющие работать в команде, отвечать за порученное направление деятельности. Во многих регионах предпринимательская активность сдерживается уже не столько недостатком материальных ресурсов, сколько отсутствием людей, способных эти ресурсы освоить. В результате, сложившаяся практика прямо ограничивает возможности обеспечения необходимых темпов роста отечественной экономики, и предопределяет ее неконкурентоспособность на годы вперед.

Недостаточность внимания и профессиональной информационной поддержки, активной пропаганды молодежных программ и различных моложенных организаций со стороны СМИ – важнейшая составляющая проблемы, которая не позволяет эффективно развиваться молодежной политике. Административный ресурс органов власти, в государстве, которое последнее время стало больше внимания уделять молодежи, к сожалению, не направлен на обеспечение информационной поддержки молодежного и детского движения в Российской Федерации. Вся конструктивная, позитивная работа детских и молодежных общественных организаций находится в информационной изоляции. Как следствие, во-первых, взрослое общество дезинформировано о реальной ситуации в молодежной среде, молодежном и детском общественном движении. Во-вторых, большая часть российской молодежи остается не включенной в общественное движение страны, так как не имеют доступа к необходимой для этого информации. Достаточно большой процент молодежи в виду своей занятости учебой, работой, семьей, готов получать информацию из легко доступных источников информации (телевидение, радио, газеты, журналы) и в основе своей не имеет возможности и желания использовать затратные по времени способы получения информации.

В последние годы общественные объединения детей и молодежи активнее взаимодействуют, информируя друг друга и взаимодействуя в рамках программной деятельности. В этом направлении серьезную роль играет Национальный Совет молодежных и детских объединений России, являясь не только официальной зонтичной структурой, но и координирующим, информирующим звеном, как на всероссийском уровне, так и в международном масштабе. Важным фактором является распространение и все более широкое использование Интернета. Во-первых, это позволяет обмениваться информацией более оперативно, во-вторых, создает информационное поле молодежной сферы, на котором, приложив усилия можно найти информацию о деятельности молодежных и детских общественных объединений.

Средства массовой информации формируют образ реальности, который внедряется в массовое сознание. Стараясь повысить рейтинг издания, производители ориентируются на приемы воздействия, привлекающие внимание, но искажающие образ социальной действительности и наносящие травму аудитории. Проблема заключается в том, что СМИ отражают социальные процессы таким образом, что усиливают негативные социальные установки молодежи, истощают ее психический ресурс и адаптационный потенциал, препятствуя социально-психологической адаптации, хотя имеются все возможности для изменения характера информационно-психологического воздействия. Соотношение нестабильного реального мира и нестабильного его образа порождает многообразные поведенческие (адаптационные) модели молодежи, в том числе и девиантного характера.

Информация об осуществлении молодежной политики должна пониматься в качестве ключевого приоритета. Продуманное согласованное действие СМИ (взаимодействие телепрограмм, периодических и сетевых изданий) позволяет молодому поколению сознательно выстраивать определенную линию жизни, формировать активную гражданскую позицию. Очевидно, что эту проблему невозможно решить только с помощью создания новой вертикали власти в области молодежной политики и укрепления ее информационной поддержки, проводимой сверху. Необходимо большое внимание уделить налаживанию более четкого взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями и их поддержке. Обеспечить поддержку детским и молодежным общественным объединениям позволят максимальное использование всех возможностей СМИ:

- создание Национального интернет-портала;

- привлечение к информационной деятельности большого числа общероссийских газет и журналов для детей, молодежи, семьи, которые помогут отслеживать и реально высказываться той части молодежи, которая ранее не имела такой возможности;

- использование потенциала детских и молодежных телевизионных передач на общефедеральных и региональных каналах телевидения и радио.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.248.93 (0.017 с.)