Экономическая эффективность общественного движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность общественного движения.



 

В аксиоматике цивилизации время трактуется как деньги. При этом массовое сознание не может смириться к тем, что общественная деятельность стоит денег, большинство россиян еще живет понятиями "бесплатное" (образование, медицина, социальная защиты, судебная, избирательная системы) - все то, что в советский период финансировалось государством. И если западный мир смирился с тем, что успех жизни зависит от продажи себя на рынке, ощущения себя дорогим товаром, то большинство россиян, воспитанных на социалистических идеях достижения всеобщего блага, с трудом поддается этой "кощунственной" идее "продажности". Принцип западного мира - "Я такой, какой я вам нужен" - ведет к зависимости, алчности, корыстолюбию, в добровольчестве же заложены идеи духовно-нравственного совершенствования общества, заботы о человеке, возрождения коллективизма и солидарности. Именно наличие этих двух взаимоисключающих идеологий, уживающихся в одном обществе и в одной личности, диктует необходимость решения проблемы экономического оценивания труда добровольцев. Хотя бы по двум причинам. Первая - показать реальный финансовый вклад добровольцев в государственное и общественное строительство. Вторая - демонстрация грантодателям, поддерживающим развитие добровольчества, личного вклада волонтера, организации.

Продолжающаяся рационализация мира не смогла окончательно "вытравить" эмоциональный компонент из душ людей, он присутствует на уровне семьи, но он же требуется и на уровне страны и мира, что, несомненно, демонстрирует социальное служение. Социальное служение является важным компонентом успешного социального развития, который может увеличить объем ресурсов, решить проблемы и повысить качество жизни всех людей. Если органы власти не учитывают добровольчество при разработке и осуществлении своей социальной политики, они рискуют потерять ценный национальный ресурс и, сами того не желая, подорвать общественные традиции, которые находятся в основании гражданского участия и связывают людей, объединенных общей целью. Вклад добровольцев может иметь кардинальное значение для максимизации эффекта от использования физического и человеческого капитала для производительности и роста совокупного продукта. Эффективность государственных инвестиций в общественный капитал может быть не менее высокой, а возможно и даже более продолжительной по своему воздействию, чем другие формы инвестиций.

Каждое общественное объединение вступает в непосредственную связь с рынком труда. Оно должно учитывать колебания и структуры заработков данного региона, возможности миграции, приспособленность человека к перемене вида трудовой деятельности и переобучению, а также обеспечивать взаимодействие с "миром труда", устанавливать прямые связи с юридическими лицами. В практику входят различные формы давления общественных сил на органы власти, формируется "лобби НКО" типа объединений (союзов, ассоциаций и т.п.) школьников, студентов, специалистов-профессионалов, производителей и т.п. В качестве мощного регулятора развития НКО выступает принцип его соответствия потребностям населения региона.

Общественные объединения являются важнейшим хозяйственно значимым элементом духовного производства и нематериального накопления. В большинстве стран мира, где некоммерческие организация (НКО) превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на их долю приходится до 8% общественного продукта. Расчёт вклада общественных объединений в экономическое развитие российского общества до сих пор не производился.

В России причиной интереса к экономической эффективности деятельности НКО явилось увеличение государственных и частных ассигнований на финансирование деятельности общественных объединений в соответствии с началом перехода к инновационной экономике. Отсутствие инвестиций, кратковременность проектов (разовость мероприятий) - актуальная проблема служения. В общественном сознании сложился устойчивый стереотип, что общественная деятельность – периферийная, любительская область, чудачество энтузиастов, которым для покрытия их скромных расходов достаточно просто не мешать.

Во всем мире сеть НКО рассматривается как крупная многоотраслевая сфера деятельности, где создаётся важнейший элемент национального богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы, который оказывается долговременным активным производственным фактором. В этом качестве деятельность НКО предстаёт инвестиционной отраслью духовного производства. Внутри сферы НКО основным ресурсом выступает труд волонтеров, а затраты на материальную базу, педагогический и административный персонал в экономическом плане понимаются как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.

В развитых странах эмпирическим путём определены исторические тенденции "удорожания" материальных и нематериальных компонентов затрат на подготовку (обучение и "ведение") в расчёте на одного волонтера, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством подготовки волонтера. Комплексное изучение НКО и рынков труда показало, что наиболее распространённые типы и формы НКО находятся в динамическом соответствии со структурой уровня и направленности способностей волонтеров и потребностями жизни. Обобщённым конечным экономическим выражением "продукции" НКО наиболее часто выступает количество людей, привлеченных к деятельности объединения (удовлетворивших свои нематериальные потребности), количество волонтеров, участвующих в этой деятельности и специально обученных.

Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие НКО на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к отдельным организациям, её членам, мероприятиям, волонтерам. Деятельность НКО является крупной областью национальной экономики вообще, к которой предъявляется требование её "внешней" экономической эффективности (т.е. возник вопрос о размере вклада её "продукции" в прирост всех компонентов национального дохода страны). Оценка результатов деятельности НКО оказалась сенсационной, поскольку эти результаты на порядок превышали все затраты на их поддержку. НКО были объявлены источником большей части прироста экономики, напрямую не связанного с расширением числа занятых.

При определении "внутренней" эффективности деятельности НКО, относящейся к отдельным организациям, мероприятиям, программам, инновациям и т.п., основной трудностью является объективная оценка конкретных результатов деятельности. Используются подходы:

- анализ "издержки - выгоды" - разница между затраченными финансовыми средствами и достигнутыми результатами (в рублевом эквиваленте) с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата;

- анализ "издержки - результаты" (применяемый в практике экономической оценки систем вооружений и планирования военных операций) - при сравнении программ, проектов НКО результаты сопоставляются с приведёнными издержками, для стандартизации которых разработаны специальные аналитические методы. Они опираются на развёрнутую систему отчётности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с чётко сформулированными уставными задачами каждой организации, оценкой потребности в её деятельности, фиксированной процедурой проверки.

Значительная часть зарубежных исследований экономики НКО посвящена теории "человеческого капитала", а также научным направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиционной концепции, такие аспекты НКО, как роль их деятельности в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании ("теории фильтра" и примыкающие к ним).

Исследования отечественных учёных, во многом аналогичные разработкам теории "человеческого капитала", начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Основные научные направления содержат обоснование превращения НКО в инвестиционную отрасль в хозяйственной структуре общества, а также исследование процессов нематериального накопления, подсчёты величины, структуры и динамики "фонда НКО", сопоставление характера воздействия уровня образования и производств, опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.

Другой блок исследований посвящён профессиональной ориентации и разработке эффективных форм "общественная деятельность для карьеры". В этой области сформировались два главных направления. Первое основано на прогностическом определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках различных профессий и специальностей, необходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и специальной подготовки. Второе направление, указывая на неопределённость тенденций будущего и очевидную ненадежность планирования в условиях динамичных структур, качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого привлечения населения к общественной деятельности, обеспечивающей профессиональную мобильность и закладывающую основу для участия человека в строительстве гражданского общества в течение всей жизни. Благодаря этому направлению дается весьма индивидуализированная информация как для населения и организаций, так и для центральных и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, образования, молодежной политики, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.

Во многих странах был проведён анализ спроса, предложения и оплаты труда лидеров, организаторов НКО, обнаруживший тесную связь между уровнем заработной платы кадров и качеством их деятельности. Эти выводы подтвердили правомерность актуальной для многих стран тенденции повышения социального статуса руководителя-лидера НКО в целом и в особенности приближения уровня его заработка к более высокому.

Центральная проблема финансирования НКО состоит в том, чтобы найти для каждой организации комбинацию источников финансирования, наиболее точно соответствующую потребности в реализации ее уставных целей.

С 80-х гг. ХХ в. на первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния деятельности НКО на эволюцию социальной структуры общества. Для решения этой проблемы (например, в США) проводятся при государственной поддержке крупномасштабные программы статистического наблюдения за карьерой групп молодёжи в течение нескольких десятилетий их жизни.

В связи с тем, что в поле интересов НКО постоянно находятся актуальные образовательные проблемы: образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение различных групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, бездомных), вопросы "утечки умов" и т.д. - важна разработка системы материального оснащения образовательной деятельности НКО, логики, стадийности, потребности творческого труда членов и административного персонала. "Институциональные исследования" разрабатывают методы сбора и использования информации для всего цикла хозяйственных затрат и оценки их соответствия "технологии" и задачам НКО для наибольшего эффективного использования её ресурсов. Выделяются направления, такие, как "анализ образовательных издержек", "анализ эффективности технических средств в образовании". Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образовательных фондов (проектирование, строительство, эксплуатацию, ремонт). Для каждой стадии устанавливаются "лимиты издержек" (в частности, приведённые к рабочему, учебному месту, единице площади и т.д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.

Даже если добровольческая организация создается для реализации краткосрочного проекта, необходимость ведения своей деятельности на грамотной экономической основе позволяет ей не только чувствовать себя уверенно, но и дает возможность каждому волонтеру пройти хорошую школу рыночных отношений, так необходимых для выживания в непростом мире конкуренции и постоянной борьбы за "место под солнцем". Члены организации должны научиться осознавать финансовую ответственность за свою жизнь, самостоятельно искать финансирование своей общественной деятельности, быть всегда в состоянии "продать" свое объединение, чтобы люди стремились как можно чаще обращаться к нему за решением своих потребностей, становились участниками общественно значимых программ.

Фандрайзинг (с англ. «fund» - денежные средства (фонд, запас), и «raising» – сбор (подъем, увеличение, повышение) – непрерывный процесс увеличения денежных средств организованной группы людей. Фандрайзинг условно разбит на 3 этапа:

1. Оценка имеющихся ресурсов общественного объединения, которые необходимо пополнить (превращение организации в товар), составление бюджета развития общественного объединения (обсчет стоимости организации как товара).

2. Нахождение и привлечение сторонников (создание интереса к общественному объединению как товару).

3. Продажа организации (проектов).

Рассмотрим содержание этих этапов.

1 этап. Оценка имеющихся ресурсов общественного объединения, которые необходимо пополнить (превращение организации в товар), составление бюджета развития общественного объединения (обсчет стоимости организации как товара).

Общественное объединение – товар, продажа которого не отличается от продажи любого другого товара. Чтобы узнать стоимость общественного объединения, его цели, задачи, планируемые результаты должны быть Достижимые, Измеримые, Сопоставимые, Конкретные (ДИСК – идея компании "Проктер энд Гембл", акроним SMAC, англ.: Specific, Measurable, Achievable, Compatible,160), с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата:

А) Материальные активы:

- количество членов,

- количество привлеченных участников,

- процент отсева членов и участников,

- социологические и социометрические данные о развитии каждого члена,

- социологические и социометрические данные о развитии коллектива в целом,

- опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни членов, участников,

- опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни социума,

- стоимость удовлетворения нематериальной потребности.

Б) Нематериальные активы (большая сумма которых имеет символическое измерение):

- название,

- "раскрученность",

- работа в национальном масштабе (наличие региональных отделений),

- репутация (восприятие общественностью),

- уровень доверия,

- степень стабильности,

- инновационность,

- высокое качество и международные стандарты удовлетворения потребностей своих членов и участников программ,

- прогноз будущего развития организации,

- скорость работы,

- привлекательность членства/участия.

Главный финансовый ресурс социального служения – люди, которые, объединившись, решают свои нематериальные потребности. Методик расчета стоимости труда добровольца большое количество. Например, можно рассчитать стоимость часа, исходя из среднемесячной заработной платы специалиста. Так, учитель школы 12 разряда Единой Тарификационной Сетки при 72-часовой месячной нагрузке (18 часов в неделю) получает в месяц 2000 рублей. Следовательно, его час стоит (2000 руб./72 часа) 27,7 руб. Настоящая методика, хотя и является наиболее показательной, имеет два существенных недостатка. Во-первых, она не учитывает реальных затрат на подготовку, переподготовку, страхование, нематериальную поддержку специалиста (и несовершеннолетних членов его семьи), которые необходимо «оправдать» в оставшийся период жизни (исходя из среднестатистической продолжительности жизни россиянина). Во-вторых, она не позволяет оценить труд школьников и студентов. Было бы возможным произвести расчет стоимости их часа исходя из стоимости труда, например, неквалифицированного социального работника (3 разряда ЕТС). Но в этом случае стоимость часа труда добровольца-студента получается явно заниженной, что нивелирует реальный вклад и дискредитирует идею добровольческого служения. Лидеры крупнейших добровольческих организаций России, объединенные в Российский Добровольческий Центр, предложили расчет часа труда добровольцев исходя из вилки минимального и максимального размера оплаты труда и 8-часового рабочего дня служащих государственных (бюджетных) учреждений. В этом случае стоимость одного часа труда добровольца составляет чуть более 30 рублей (1 доллар США). Данный подход удобен для расчета массовых акций и мероприятий, но не учитывает квалификацию специалиста-добровольца (например, доктора наук, кризисного управляющего, адвоката и т.п.). При ведении учета часовой занятости добровольцев и наличии сведений об их квалификации можно оценить как личный финансовый вклад каждого, так и стоимость трудовых затрат отдельного мероприятия или месячной (годовой) работы организации. Так, в ДИМСИ индивидуальное членство предполагает минимальный 2-х часовой еженедельный (или 96-ти ежегодный) вклад добровольца. Следовательно, каждый доброволец ежегодно своим трудом привносит в организацию около 100 долларов США. Зная общее количество членов - 60 тысяч человек, нетрудно подсчитать, что минимальный ежегодный вклад (без учета подготовки и проведения акций, мероприятий, лагерей и т.п.) молодых добровольцев только одной организации - ДИМСИ - составляет 6 миллионов долларов США или 186 миллионов рублей.

Это реальная оценка. В США, например, годовой вклад 1 миллиона действующих НКО сопоставим с национальным ВВП. Для сравнения - примеры из других сфер жизни. Как сообщает пресса, приглашение Майкла Джексона стоит 2,4 миллиона долларов, Элтона Джона или Уитни Хьюстон - 1,6 мл. Дешевле всех стоит Том Джонс - 90 тыс. долларов, поскольку он уже ушел из центра общественного внимания. Стоимость западного имиджмейкера оценивается в 15% от суммы, затраченной на рекламу в СМИ.

При ведении учета занятости добровольца важно иметь в виду, что его деятельность не ограничивается только участием в той или иной акции. В эту нагрузку включаются также, например, период обучения основам добровольчества, время разработки (написания) социального проекта или сценария, ведение переговоров (в том числе телефонных) и делопроизводства и т.п.

Скептические рассуждения по поводу "капитализации" идей добра, когда "переведя бабушку через дорогу, доброволец делает отметку о цене данной помощи", в части расчета экономической эффективности деятельности общественного объединения неуместны, поскольку речь идет о специально организованной деятельности по «удовлетворению нематериальных потребностей» юридических лиц (Гражданский Кодекс РФ). Причем удовлетворение нематериальных потребностей членов общественного объединения может носить прямой характер, тогда к ним применим расчет: труд добровольцев + товарный вклад (оборудование, помещение и т.п.), а также привлеченный характер (например, изготовление атрибутики, ремонт автомобиля, приглашение квалифицированных специалистов). В последнем случае расчет производится исходя из договорной стоимости заимствованных услуг.

Любая организация должна знать стоимость своей единственной мегауслуги – предоставление членства. Среднюю её стоимость можно рассчитать с помощью опроса (анкетирования) среди государственных, коммерческих и некоммерческих структур, оказывающих социальные услуги населению (критериями результатов опроса могут быть как качество услуги, так и ее стоимость). Например, простая стрижка добровольца-парикмахера рассчитывается исходя из средней стоимости этой услуги в муниципальных и коммерческих парикмахерских (обычно достаточно 3 примера). Если в муниципальном учреждении эта услуга стоит 30 руб., а в 2-х коммерческих - 70 и 90 соответственно, то удовлетворение нематериальной потребности - простая стрижка члена общественной организации (или участника программы) - будет стоить (30+70+90) / 3 = 63,3 руб. Общая стоимость, как и реальная оценка стоимости вклада каждого члена организации - обязательные условия выживания в рыночной экономике. Полная и точная информация об имеющихся в распоряжении организации активов - важный инструмент привлечения дополнительных инвестиций.

Вот неполный перечень нематериальных потребностей, удовлетворяемых в добровольческой общественной организации (на примере ДИМСИ):

- Социологическое исследование.

- Маркетинговое исследование.

- Интервьюирование.

- Консультация индивидуальная.

- Консультация групповая.

- Разработка проекта/программы.

- Типографские услуги.

- Изготовление атрибутики: значок, футболка, галстук, плакат, эмблема, флаг, кепка (пилотка) и др.

- Обучающий семинар-тренинг (с разработкой сценария).

- Производство рекламы.

- Фандрайзинг (поиск спонсоров).

- Социальный патронат (индивидуальный уход за больным, ребенком, пожилым).

- Проведение дипломной практики для студентов.

- Организация производственной (студенческой) практики.

- Сдача в "аренду" специалистов.

- Организация кружка, секции, клуба, мастерской.

- Путевка для участия в мероприятии ДИМСИ.

- Сбор лекарственных трав.

- Экспертиза программ, проектов, сценариев.

- Посреднические услуги по трудоустройству

- Ремонт техники.

- Организация системы общественных работ через коммерческие и государственные структуры.

- Организация системы малых грантов.

- Стажировка в отделениях организации.

- Стажировка в Исполкоме ДИМСИ (Москва).

- Стажировка за рубежом.

- Организация митинга, шествия, пикета.

- Проведение деловых игр и тренингов.

- Помощь в ремонте.

- Помощь в переезде.

- Организация экскурсии.

- Переводы с/на иностранный язык.

- Организация пресс-конференции с местной прессой.

- Организация приезда московской творческой интеллигенции.

- Работа детского сада.

- Образовательные (по предметам) консультации.

- Создание центра реабилитации и социальной помощи (с разработкой концепции).

- Проведение ярмарок.

- Проведение аукционов.

- Дизайн помещения.

- Разработка сайта организации.

- Ведение микрокредитования.

- Организация предвыборной кампании.

- Создание агентства по трудоустройству.

- Сдача в аренду оргтехники.

- Предоставление помещения для проведения мероприятия.

- Маникюр, стрижка, массаж и т.п.

- Ремонт книг.

- Изготовление и продажа сувениров, картин, цветов и других товаров, производимых членами организацией и др.

Социально-экономическую эффективность добровольческой деятельности можно оценить по сопоставлению результатов и затраченных на их достижение усилий[91]. Например, если результатом (Р) является привлечение к программе (проекту) какого-то количества граждан, а основным средством достижения результата - труд добровольцев (Д), то социально-экономическая эффективность (Э) рассчитывается по формуле: Э = Р:Д. Например, городскую 8-часовую акцию "Мы выбираем здоровый образ жизни" для 3000 участников организовывали 20 добровольцев. Эффективность акции составляет (3000:20) 150 единиц. Такой подход удобен как для сравнения различных организаций, так и для оценки развития организации (например, с каждым годом количество затрат снижается, а качество возрастает, или наоборот).

Если, например, знать, что городская администрация до привлечения добровольцев проводила данную акцию силами оплачиваемых специалистов, можно высчитать денежную экономию бюджета от привлечения волонтеров. Так, 2 сотрудника комитета по делам молодежи в течение 2 месяцев готовили данную акцию и получали по 2000 руб. в месяц каждый. Затраты только на зарплату организаторам акции "Мы выбираем здоровый образ жизни" (без учета налогов) составляют 8000 рублей (2000 х 2 чел. х 2 месяца).

В приведенном примере - городская массовая акция - достаточно трудно высчитать экономическую эффективность акции в рублях, поскольку неизвестны материальные выгоды от мероприятия (например, уменьшение затрат на решение негативных проблем в среде детей и подростков или снижение количества правонарушений). Более реально рассчитать эффективность, зная стоимость конечного результата, например, изготовленного добровольцами колодца или проведенного ремонта для пожилого человека.

Можно отдельно рассчитать трудоемкость (Т) удовлетворения нематериальной потребности - отношение затраченного количества труда (К) к общему количеству привлеченных людей (П).

Например, К = 20 добровольцев трудились (с учетом подготовки мероприятия) 60 часов - 20 х 60 = 1200 час/чел.

К = 3000 участников акции х 8 часов = 24000 час/чел.

Т = 24000:1200 = 20 единиц.

Ресурсоемкость (Р) - отношение объема привлеченных средств (Ср) к общему объему удовлетворения нематериальной потребности (У) - можно рассчитать, если иметь данные по стоимости задействованных в мероприятии помещений и оборудования (147). Например, при объеме привлеченных средств в 10000 рублей и наличии 3000 участников акции ресурсоемкость составляет (10000/3000) 3,3 руб./чел. Для начинающих организаций часто расчет объема привлеченных средств представляется сложным процессом. И когда грантодатель, предлагающий, например, 10000 долларов США, требует показать 50% вклад в реализацию проекта самой организации, авторов заявок пугает цифра 10000 долларов, вклад которых они должны расписать. На самом деле в эту сумму можно включить (помимо вклада труда добровольцев) стоимость аренды помещения и оборудования, которые используются для реализации проекта (даже если организации это "ничего не стоит"). Так, например, имея в своем распоряжении компьютер стоимостью 500 долларов, и зная, что износ этой техники - 5 лет (как основного средства), легко посчитать, что в год использование только одного компьютера обходится в 100 долларов (8,3 доллара в месяц или 30 центов в день). Точно так же рассчитывается стоимость принтера, телефона, факса, телевизора, видеомагнитофона, звукоусиливающей техники и т.п. Что касается неосновных средств (стоимость которых менее 10000 рублей, например, лопат, грабель, кистей, спортивного оборудования, рюкзаков, палаток, канцелярских и расходных материалов и т.п.), то даже если проект длится несколько дней, в бюджете показывается их полная покупная стоимость, поскольку предполагается, что после проведения акции они будут списаны. Если по каким-то причинам представляется трудным оценить то или иное материальное средство, принято указывать его среднюю рыночную стоимость. Для этого необходимо простое маркетинговое исследование - выясняются несколько (не менее 3-х) фирм (организаций), продающих (или предоставляющих в аренду) это средство, суммы складываются и полученный результат делится на количество исследуемых фирм. Стоимость аренды помещения (даже если оно предоставлено "бесплатно") также рассчитывается, исходя из среднерыночной цены. Например, администрация школы, находящейся в центре города, безвозмездно выделила для реализации проекта отдельное помещение (50 кв.м) с телефоном. Выяснив среднюю рыночную стоимость квадратного метра телефонизированного помещения, находящегося в центре города (для чего достаточно найти объявления в газете или обзвонить несколько фирм), которая составляет, условно, 5 долларов в месяц (или 16 центов в день), легко посчитать, что аренда помещения обходится организации ($5 х 50 м) в 250 долларов ежемесячно или в 3000 долларов в год. Точно таким же образом рассчитывается стоимость аренды актового, спортивного, киноконцертных залов, комплексов и т.п. Все эти расчеты при составлении заявки на грант указываются в комментариях к бюджету. Даже если добровольческая организация не собирается подавать заявку на грант - данные расчеты все равно необходимо сделать, чтобы составить "рублевый" договор, например, с той же администрацией образовательного учреждения. Тогда будет отчетливо виден финансовый вклад каждой из договаривающихся сторон.

Прежде, чем начать фандрайзинг, необходимо спланировать бюджет, перечисляющий все расходы. Необходимо внимательно оценить предстоящие затраты, чтобы потом не искать деньги. Бюджет должен быть реально действующим. Фандрайзинг - это один из способов донести до людей идеи социального служения и получить поддержку сообщества, независимо от того, будет ли получен денежный вклад или нет. Необходимо проверить, что бюджет включает все незначительные вещи подобно бумаге для печатающих устройств, стоимости почтовой пересылки, междугородных разговоров, копирования, альбома для газетных публикаций или фотографий для документирования проекта, приобретение продовольствия, воздушных шаров, футболок, кепок, эмблем и т.д. Возможно понадобится приобрести или арендовать более серьезное оборудование и материалы подобно краске, граблям или звуковой системе.

Важно определить, каким образом будут организованы финансовые операции по проектам служения в ежедневном, промежуточном (для периодических отчетов) и годовом выражении. Кому будет подотчетен оргкомитет в финансовом отношении, какую информацию потребуют, а также с какой степенью подробности нужно будет составлять финансовые отчеты. Все эти решения помогут уточнить, какие именно данные будут нужны и каким образом их собирать. Большинство организаций все свои силы концентрирует в основном на том, чтобы "выбить" средства для начала работы по проекту, и даже не задумываются над тем, откуда взять деньги на его продолжение. Продуманный, честный и ясный план развития организации имеет важное значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.065 с.)