Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное понимание общественного движения детей и молодежи.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современное состояние и перспективы общественного движения детей и молодежи.
Символика общественного движения.
Визуальные символы любого объединения (от первичной общественной организации до международного движения) составляют основу воздействия на массовую аудиторию, поскольку носят универсальный характер и требуют минимума усилий для своего понимания. Символы позволяют интегрировать членов объединения в единое целое. Использование единой символики создает реакцию «заражения», когда все участники охватываются единым образом. Особенно это видно в летних лагерях актива, где собираются лидеры разных общественных организаций: идет активный обмен и сбор значков, вымпелов, буклетов и т.п. Форма улучшает внешний вид человека, повышая его статус. Нейтрализация внешнего вида служит повышению эффективности воздействия, не выступает в качестве отвлекающего фактора. Послушание членов организации, единство их воли, устремленность к единому центру власти – в этом роль ритуалов. Ритуал[55] – система создания и сохранения нужной атмосферы, удачный способ передачи необходимой информации, поскольку от выполнения его невозможно уклониться. Ритуал пользуется эквивалентностью «часть вместо целого»: выступление одного от всех, одинаковость одежды, симметрия рядов и т.п. Можно построить типологию соотношения форма/цель: 1) форма равна цели, что характерно для этикета; 2) форма меньше, чем цель, что характерно для стихийного поведения (типа пожара); 3) форма больше, чем цель, что характерно для ритуала[56]. В ритуальном поведении форма важнее цели: «в случае ритуального поведения непосредственная цель «вырождена» или автономна – она состоит в выполнении ритуала»[57]. Символика переводит необходимые сообщения в визуальный и событийный языки с помощью цвета: пионеры ассоциируются с красным цветом, экологи с зеленым, скауты с голубым, димсисты с синим. Заполняя абстрактное понятие «организация» живой конкретикой, символ начинает вести самостоятельную жизнь (Б. Брюс). Так, в споре со сторонниками и противниками сохранения красных галстуков, истину находят психологи: символика уходящей эпохи, ассоциирующейся с тоталитарным подходом, является «якорем», противоречащим новой идеологии гражданского общества. В то же время зеленый лист на эмблемах РСМ и ДИМСИ является символами весны, дружбы и возрождения. А, например, галстук – символ принадлежности к ДИМСИ - представляет собой треугольное полотнище синего цвета и символизирует единение трех поколений членов организации: детей, молодежи и взрослых. При этом, в отличие от пионерского галстука, димсистский галстук может завязываться узлом или соединяться значком, использоваться в качестве головного убора или повязки. Его носят как с парадной, так и с повседневной формой одежды. Контрастные сочетания цветов несут в себе значение авторитетности. Так, флаг ДИМСИ - символ сплоченности членов ДИМСИ, представляет собой трехцветное зелено-сине-красное полотнище прямоугольной формы. Прямоугольные горизонтальные полосы одинакового размера символизируют единение трех поколений членов Организации: зеленый – дети, синий – молодежь, красный – взрослые. Необязательно, чтобы атрибутика организации была заводского производства, закупленная в магазинах. Возможно использовать разовые символы: бумажные флажки, бумажные шлемы, бумажные самолетики, кораблики и др. Так, эмблема организации позволяет охватить максимальное количество людей; своей долговременной формой доказывает долговечность существования организации; не дает возможности построения диалогического ответа равноценной величины. Выполнение ритуала связано с подчинением социальным нормам. Подчинение означает их признание. Нарушение ритуалов болезненно воспринимается членами организации. Ритуал может считаться гетерогенным сообщением, где каждый, помимо основного сообщения подчинения раз и навсегда заведенному порядку, может прочесть свое сообщение. Интересно, что чем более официальней («ритуальней»), праздничней планируется мероприятие, тем меньше возможности для критической коммуникации: возникает «социальная или индивидуальная влюбленность», вводящая жесткий запрет на отрицательную информацию[58]. Все это находит отражение в ритуалах организации: традиции проведения юбилеев, торжеств с обязательным подключением всех, системный характер повторяемости текстов девиза, клятвы, гимна, кодекса чести. В качестве примера рассмотрим символы, ритуалы и атрибуты ДИМСИ. Когда в школе 5 организаций, в городе 200, а в стране 427 тысяч – ребенку, молодому человеку трудно найти между ними различия. Поэтому создание единых, понятных и доступных символов позволяет общественному объединению идентифицироваться, создать свой неповторимый образ, с одной стороны, подчеркивающий единение своих членов, с другой, привлекающий детей и молодежь к реализации своих целей.
Проектирование общественного движения.
Своевременное и обдуманное проектирование - лучший способ гарантировать высокое качество общественной деятельности. Почти 90% всей работы совершится до того, как задачи служения будут реализованы. Независимо от вида служения – общественные работы, концерты, форумы, награждения и т.п. - проектирование будет требовать определенных шагов, или этапов. Этапы проектирования социального служения: 1. Выявление актуальных проблем и формулирование названия проекта. 2. Создание организационного комитета. 3. Формулирование миссии и цели. 4. Постановка задач. 5. Разработка проекта (план, этапы, реализация, ответственные, бюджет и т.п.). 6. Подготовка отчета. Постановка задач. Для успешной реализации миссии и цели социального служения необходимо установить конкретные задачи. Этот поможет решить, какие мероприятия необходимо выбрать, чтобы с наилучшим результатом достичь цели. Процесс формулирования задач должен быть совместным, необходимо, чтобы молодые люди смогли почувствовать себя нужными. Участвуя в служении, они должны показать себя с лучшей стороны. Важно продемонстрировать потенциальным добровольцам их необходимость для социального служения и пользу от него для каждого. Люди предлагают себя, если чувствуют свою необходимость, умеют быть полезными. Возможны несколько подходов к формулированию задач. Первый подход – «менеджментский»: рассмотрение процесса реализации проекта социального служения с позиций менеджмента. В этом случае выделяются две группы задач: 1) конечного результата (например, к 1 ноября установить 10 «говорящих» урн в городском парке; построить к 1 сентября пандусы для инвалидных колясок во всех школах района и др.); 2) управления (привлечь к реализации проекта 7 консультантов, 8 педагогов-наставников; провести кампанию по сбору средств в размере не менее 3000 рублей и др.). Учитывая, что социальное служение – образовательный процесс, к этим двум необходимо добавить группу задач - 3) образования (например, придерживаться ценностей сотрудничества и взаимоподдержки; разработать этический кодекс участника служения или члена организации; воспитание толерантности, трудолюбия, обучение проектированию общественной деятельности, развитие познавательности и др.). Второй подход – «субъект-объектный»: связан с направленностью той или иной планируемой деятельности на субъекты и (или) объекты социального служения. В этом случае условно можно выделить четыре группы задач: 1) способы решения конкретной социальной проблемы; 2) способы решения конкретных проблем (удовлетворения нематериальных поьребностей) организаторов и участников служения; 3) способы привлечения волонтеров, организации их труда, одобрения достигнутых результатов; 4) способы привлечения дополнительных ресурсов, пропаганды добровольчества. Третий подход – «вопрос-ответный»: ответы на «глобальные» вопросы, типа: Что делать? Когда? Как? Кто? Что будет донесено до сообщества и средств массовой информации с помощью проекта? Какова стоимость? Где достать деньги и материалы? Каким будет социальное служение? Подход «задача как ответ на вопрос» позволяет спрогнозировать успешность осуществления более конкретных этапов работы, избежать ошибок и мелких недоразумений, способных испортить общее хорошее впечатление о задуманном. Например, нужно заранее решить: будут ли полностью задействованы образовательные учреждения (школы, училища, клубы)? Какое количество молодых людей ожидается? Будет ли служение организовано днём, во время или после занятий? Какой опыт приобретут добровольцы в ходе служения? Какое оборудование необходимо, чтобы реализовать проекты служения, и кто это приобретёт? Должны ли добровольцы принести собственные кисти, грабли, или школа обеспечит их необходимым инвентарём? Будут ли присутствовать представители педагогического коллектива, которые помогут в распределении работ и обеспечат дополнительную поддержку, необходимую на объекте? Имеет ли школа возможность перевозить добровольцев на собственном автобусе? Есть ли место для завтрака добровольцев, туалеты? Как далеко находится объект от места торжественного открытия (закрытия)? Доступен ли объект для людей в инвалидных колясках? Какие меры будут приниматься в случае дождя? Четвертый подход к формулированию задач – «целедостигаемый»: обращение к логике достижения цели. Условно весь путь к цели разбивается на участки (например: планирование, реализация, последействие), для каждого предлагается свой комплекс задач. Например, контрольный список задач для планирования массовых трудовых акций может включать: - выбрать места проведения мероприятий; - подготовить руководителей групп и команд; - организовать открытие мероприятия и празднование его завершения; - составить график проведения мероприятия; - распределить добровольцев по местам; - подготовить площадки проведения мероприятия и провести тренировку; - оповестить средства массовой информации; - продумать последствия служения; и др. Во время реализации проектов служения могут решаться задачи: - координация, управление деятельностью добровольцев на объекте; - распределение работ; - получение новых знаний, умений на месте; - обеспечение безопасности и благополучия добровольцев; - управление оценкой труда добровольцев; - фиксирование результатов работы добровольцев; - организация рефлексии; и др. В процессе последействия решаются задачи: - обсуждение результатов и осуществление рефлексии; - оценка работы на объекте совместно с родителями; - отправка благодарственных писем организаторам и исполнителям; - возвращение оборудования и инвентаря; и др. Пятый подход – «конкретно-поручительский»: связан с конкретизацией поручений каждому участнику социального служения. В этом случае количество групп задач будет определяться количеством людей, занятых в подготовке и реализации проекта. Каждый из них получит своего рода памятку, содержащую следующие сведения: - связь поручения с миссией и целью служения; - права, обязанности и ответственность; - описание оборудования, на котором придется работать; - навыки, квалификации которые требуются для работы; - затраты времени (в день, неделю, месяц); - сведения о возмещаемых расходах, льготах; - программа обучения и подготовки; - ожидаемые результаты; - формы оценки качества работы и подведения итогов. Учреждения, организации, которые выбираются в качестве базы проведения социального служения, люди, которые удовлетворяют свои нематериальные потребности с помощью общественного объединения, могут стать потенциальными партнерами организаторов. Доброволец, включаясь в проект, берет на себя ответственность выполнять задания, поручения качественно, в определенный срок, стремиться обучаться в процессе деятельности, совершенствоваться, поддерживать доброжелательные отношения со всеми участниками. Возможно все эти обязательства отразить в специальном договоре. Каждый ребенок, молодой человек, взрослый, должен увидеть, что волонтерская деятельность может нести в себе как положительный, так и отрицательный результаты. Сделать людей, включающихся в проект общественной организации, реальными участниками волонтерского движения – задача трудная, но достижимая. Каждому волонтеру в своей работе необходимо постоянно помнить, что своими социально-педагогическими акциями он не ставит задачу устроить для нуждающихся в помощи праздник. Доброволец даёт им не выловленную рыбу, а удочку для ловли рыбы, делает все для того, чтобы они умели самостоятельно (или став членом общественного объединения) решать свои проблемы: получать новый уровень образования, находить дополнительное финансирование, рабочие места, единомышленников, добиваться получение причитающихся им льгот. Важна цепочка волонтерских усилий: привлекаемые волонтеры - дети и молодежь - привлекают волонтеров из числа тех, на кого направлены их программы и проекты: дети-сироты, «трудные» подростки, инвалиды, пожилые, многодетные, безработные и т.д. В противном случае социальное служение может превратиться в «милостыню», потворствующую лености, безделью, получению благ без вложенного труда, порождению увеличивающихся групп «клиентов». Разработка проекта. Ведущим методом социального служения выступает проектный, основанный на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (38). Метод проектов позволяет участникам социального служения оказаться в различных жизненных ситуациях, сталкиваться с затруднениями, преодолевая их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели. Метод проектов обеспечивает развитие инициативности и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и применением их в решении практических задач[68]. Проект – это целостное представление о должном или идеальном, с разработанным механизмом реализации в конкретной жизненной ситуации, включающее ресурсное обоснование и оценочный аппарат. Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу. Высшим этапом проектирования социального служения является прогнозирование молодыми людьми культурно-образовательных, государственно-политических, социально-экономических линий развития общества, определение потенциальных возможностей преобразования мира. Проект социального служения - это логическая совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей в рамках устава данной организации, с установленным бюджетом, графиком работ и качественных показателей. Шаги планирования проекта: - Формулировка проблемы (желательно обосновать ее с использованием каких-либо цифр), а из нее - цели проекта. - Выбор основной стратегии, ведущей к достижению цели. - Разбивка проекта на отрезки или шаги. - Определение качественных критериев выполнения проекта для каждого шага. - Определение временных затрат на осуществление каждого шага. - Определение последовательности выполнения шагов и сведение этой информации в единый план-график всего проекта. - Просчет издержек для каждого шага и сведение этой информации в единый бюджет проекта. - Определение исполнителей проекта, включая их количество, требуемые должности, а также их обязанности и ответственность. - Дополнительная подготовка или обучение привлеченных людей. - Определение партнеров проекта (государственные, коммерческие структуры, НКО). Выработка необходимых процедур и политики. Проекты социального служения должны отвечать трем основным требованиям. Во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества. Во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (людских, материальных, информационных и т.п.). Проект – не жалоба, не мольба, а психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей. В-третьих, проект – это исследовательская работа, прогноз конечного результата предпринятых усилий, вносимых изменений. Грамотно спланированный проект становится убедительным аргументом идей и теорий его разработчиков. С учетом этих требований проект должен: - содержать описание актуальной проблемы, иметь четко сформулированные названия, цель, задачи, планируемые результаты; - опираться на анализ имеющегося опыта и литературы в стране и в мире; - содержать описание конкретной деятельности по решению поставленных задач (что и как нужно сделать, чтобы решить заявленные проблемы; какие шаги, когда и в какой логике предпринять; кого и как привлечь к своей работе, каковы будут их обязанности, права, ответственность; кто, когда и как будет контролировать и оценивать достижение планируемых результатов; кто и как будет отчитываться о проделанной работе; как доказать эффективность своей деятельности); - быть качественно оформленным (грамотно составленный титульный лист, качественная бумага; аккуратность напечатания, отсутствие ошибок, противоречий, повторов, краткость подачи материала; профессиональный, интеллигентный тон; ясный и четкий стиль изложения); - иметь грамотно составленные и оформленные приложения (исследовательские анкеты, образцы выдаваемых документов, рецензии коллег-специалистов, независимых экспертов, рекомендательные письма; копии публикаций, переписки с общественностью, СМИ, органами власти, спонсорами; брошюры, ежегодные отчеты и т.п.). Проект социального служения должен включать ключевые для каждого события даты, оценку результатов и определение ответственных. Если какая-та запланированная задача проекта вовремя не решается, участники должны определить, какие необходимо принять меры, чтобы уложиться в установленный график работ. Временные рамки должны быть реально выполнимыми. Примерный текущий план социального служения - Создание оргкомитета, распределение должностей по отдельным вопросам. - Определение задач. - Определение типа мероприятий. - Привлечение местных организаций. - Поиск и выбор участков служения и специальных мероприятий. - Ходатайство перед местными предприятиями и организациями для оказания поддержки. - Привлечение добровольцев. - Подготовка информационных материалов, бумажных объявлений и т.д. - Поиск финансовых доноров. - Определение участков проведения мероприятий. - Материально-техническое обеспечение проекта – внесение арендной платы за оборудование, транспорт и др. - Реализация образовательных проектов (если таковые имеются), организация их презентации в общественных местах. - Сбор средств, ориентированных на частные пожертвования. - Приглашение местных журналистов. - Приглашение представителей органов власти, местного самоуправления. - Подбор оборудования, необходимого для конкретного участка деятельности. - Сбор продовольственных пожертвований или закупок. - Подготовка рекламы. - Проведение установочных (вводных) собраний для руководителей групп добровольцев. - Запуск рекламной кампании в средствах массовой информации. - Отправка письма-подтверждения для оказания гостеприимства участникам, руководителям групп, донорам и т.д. - Обеспечение участников служения транспортом. - Подготовка списка участников служения. - Повторное подтверждение по телефону участия руководителей групп, доноров и т.д. - Связь со всеми членами оргкомитета для донесения и обсуждения возможных проблем. - Обеспечение транспортировки и хранения пожертвований и других материалов. - Подтверждение участия средств массовой информации. - Организация службы подведения итогов и их пропаганды. - Отправка благодарственных писем руководителям групп, донорам, добровольцам и т.д. - Оценка работы совместно с оргкомитетом и добровольцами. - Разработка структуры для повышения уровня коммуникации между жителями сообщества. - Организация Консультативного совета сообщества и т.п. Для успешной организации служения важно разработать план действий в случае непредвиденных обстоятельств. Что если придёт больше людей, чем планировалось? Возможно, организовать несколько участков так, чтобы разместить дополнительное количество людей. Что если неожиданно пойдет дождь? Мероприятие должно состояться при любой погоде: будет ли идти дождь или светить солнце - специальные меры необходимо предпринять заранее. Если начало акции намечено на улице, возможна подготовка открытия во время дождя. Необходимо удостовериться, чтобы все выступающие и руководители знали, как реагировать, если пойдет дождь (например, переход на альтернативную площадку). Можно купить дополнительные коробки, большие мешки для мусора, которые можно использовать как непромокаемую одежду или подстилку на землю. Если служение предполагает работу на улице, которая не может быть закончена при неблагоприятной погоде, важно иметь дополнительный план и работу для добровольцев во время дождя. Это должно быть обсуждено с объектом служения заранее. Планируя служение, нужно быть реалистичным насчет того, что можно закончить в определенное время. Команда добровольцев должна знать, что надо сделать к концу дня. Если работа не закончена, возможно, команда согласится вернуться в другое время, или другая группа добровольцев поможет закончить работу. Распределение заданий возможно несколькими способами. Так как в основном в служении примут участие школьники и студенты, можно распределить задания по возрастным группам. Другой подход состоит в том, что участники объединяются в разновозрастные группы, где старшие учащиеся работают с младшими. Руководители групп могут быть назначены или выбраны самими детьми. Необходимо вначале подобрать объекты служения и руководителей групп, затем обсудить способ объединения людей в команды. Организаторы служения должны быть информированы относительно чрезвычайных мер и ответственности за деятельность волонтеров. Руководители должны знать, что делать на участке, если произойдёт несчастный случай, к кому обратиться за помощью, как определить добровольца в ближайшую больницу или медицинский центр, и где расположить комплект первой медицинской помощи на участке. Важно наличие контрольных списков и письменных инструкций. Организаторам необходимо помнить большое количество деталей, а письменные контрольные списки помогут сэкономить много времени. Письменные инструкции для регистрации, транспортирования и т.д. помогут освободить организаторов от необходимости отвечать на одни и те же вопросы снова и снова[69]. Возможна разработка памяток участникам, в которых отражаются все аспекты, связанные с подготовкой, охраной здоровья и безопасностью. Так, например, поступают в ДИМСИ, помещая в раздаточной программе каждого мероприятия Памятку участника. Организаторы должны стремиться сделать все для того, чтобы в ходе социального служения дети и молодые люди проигрывали жизненные ситуации, научились понимать, как сделать так, чтобы окружающим было хорошо, как их приободрить, утешить, посочувствовать, принять на себя чужую боль. «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе» – золотое правило человеческого общения – является основным и для организаторов волонтерской деятельности, способной сделать мир красивым, добрым и милосердным. Подготовка отчетов. Грамотно составленный содержательный и финансовый отчет о проведении акций социального служения – залог того, что социальное служение не превратится в «очередное массовое мероприятие», а станет основой для совершенствования образовательных усилий местного сообщества, послужит заделом в продолжение начатой работы по пропаганде добровольческого движения, продемонстрирует серьезность и перспективность организаторов и волонтеров. Составление отчетов способствует появлению новых мыслей и идей, а значит, и совершенствованию деятельности. Организованный сбор достоверной информации противопоставляется стихии неупорядоченных действий, проявлению спонтанности и некомпетентности в работе, «любительскому», непрофессиональному отношению к делу. Основой содержательного отчета являются ожидаемые результаты, планируемые в самом начале организации социального служения. Чтобы иметь подтверждающие данные о том, что планируемое достигнуто, необходимо заранее продумать исследовательские методики оценки эффективности общественно значимой деятельности. Отражение процесса служения, организации помощи, способствующее координации услуг профессионалов и волонтеров, направляющееся исполнителями различных уровней социального взаимодействия, определение стратегий помощи и поддержки, процесс принятия решений, результатов обсуждений, включения официальных распоряжений, реализации постановлений, осознания перспектив и систем совместных действий и другие действия организатора социального служения фиксируются в дневнике и отчетах специалиста и волонтера. Заключительная запись о достигнутом прогрессе — это резюме, содержащее основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается «дело». Большинство волонтеров, привлекаемых к социальному служению, живет в обстановке, близкой к экстремальной, стрессовой, тупиковой. Потребность в постоянных отчетах воспринимается ими как совершенно непрагматичная, излишняя или не осознается вовсе при формировании комплекса совместных действий. Может быть, именно поэтому люди испытывают к волонтерам и общественным организациям те же чувства, что и при обращении в казенные инстанции. Как бы то ни было, социальное служение в результате лишается своего столь важного компонента, как постоянная база поддержки, в отношениях с которой только и могут строиться система и стратегия помощи, спасения. Благодаря продуманной системе отчетности возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая специалиста и волонтера от полного поглощения рутиной работой, с другой — намечающая автономные сферы собственных возможностей и вслед за ними — возможностей социальной среды и самого клиента. Документация: — является своеобразной “памяткой”, “напоминанием” о волонтерах, участниках программ и проектов, их проблемах, совместных целях. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле, почему и что еще необходимо сделать; — фиксирует определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи служения, а значит, выступает в роли отчетного документа; — становится доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу волонтера и специалиста; — способствует повышению квалификации, выражает степень сформированности индивидуального профессионального опыта; — выступает как единство общения и практических форм деятельности. Так, в процессе письменной фиксации волонтер как бы заново анализирует и переживает состояние людей, включенных в проект, моменты непосредственного общения с ними, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, укрепляется критический стиль мышления. Задачи, решаемые делопроизводством в социальном служении: 1) накопление достоверной информации; 2) фиксация процесса оказания поддержки, направленная на повышение её эффективности; 3) укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств, институтов; 4) передача информации о состоянии общественных проблем на все уровни управления и исполнения; 5) обобщение тех или иных методов, норм, способов воздействия с использованием схем, графиков, компьютерных программ, схематического перспективного планирования и прочее; 7) систематизация информации о формах и видах поддержки, обеспечивающая доступ к ней каждому нуждающемуся и интересующемуся; 8) создание информационных банков. Существенной особенностью делопроизводства в социальном служении является то, что части документов могут быть представлены различным образом, в виде: - повествовательного изложения решаемой проблемы со слов человека, включенного в проект, других участников взаимодействия (субъективная информация); - повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных в связи с оценками служения, поведения сторон, подходов к процессу оказания помощи официальных лиц и организаций (аналитическая информация); - результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, свидетельств (объективная информация); - планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по определенной форме (деловая тактическая информация); - отчетной продукции (о проделанной работе, о получении денежных сумм и др.), выводов комиссий, актов обследования и проч. (фиксирующая результаты информация). Организаторы социального служения заранее заботятся о разработке и тиражировании специальных форм, бланков, заполнение которых позволит, с одной стороны, максимально использовать потенциал привлекаемых людей (волонтеров и участников), с другой, послужит основой для анализа достигнутых результатов. Подготовка итогового содержательного отчета о проведении акций социального служения не представляется сложным процессом, если заранее продумана его схема, проинструктированы люди, ответственные за тот или иной участок работы, имеется Главный координатор отчетов, постоянно «пристающий» к организаторам и исполнителям с просьбой написать о своих достижениях и неудачах. Важным элементом текущего плана является последействие, предполагающее проведение собрания всех организаторов для обсуждения заключительных деталей и обмена опыта, полученным во время служения. Демонстрация фотографий, видеофильмов, вручение благодарственных грамот и подарков создадут благоприятную атмосферу. Необходимо создать список всех завершающих действия и назначить людей для их исполнения. Обязательно включаются: - оценка объекта; - оценка работы добровольцев; - отчёт по итогам работы; - благодарственные письма руководителям группы, донорам, представителям СМИ, добровольцам и т.д.; - возврат оборудования и др. Таким образом, проектирование, включающее: выявление актуальных проблем, создание организационного комитета, формулирование миссии и цели, привлечение молодежи, общественности и родителей, постановку задач, разработку проекта, подготовку отчета – позволяет на высоком уровне организовать социальное служение, распределить силы, предусмотреть подводные камни и течения этого нелегкого, но увлекательного процесса. Любая организация, решившая выступить инициатором социального служения, должна стремиться к прозрачности своего проектирования, работать со всеми учреждениями, партиями, органами власти, при этом никому не симпатизируя и подчиняясь, но, сотрудничая со всеми, кто может помочь реализовать цели и задачи её деятельности. Стабильность общественной организации – в налаженной системе гарантированного дохода, складывающегося из структуры, ресурсов, целостности, роста рядов, связей с общественностью, органами власти, СМИ, результатов прошлых мероприятий, взноса попечителей. Необходимо выступать с яркой лидерской позицией, систематически проявлять инициативу (информационную и проектную), что невозможно сделать без продуманной системы проектирования.
Современное понимание общественного движения детей и молодежи.
Законодательно закрепленное (Федеральный закон «Об общественных объединениях», 1995) понятие общественного движения – организационно-правовая форма общественного объединения, не имеющая членства, преследующая общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками. Помимо общественного движения, к общественным объединениям в данном законе относят общественные: организации, учреждения, фонды, органы общественного самоуправления. В настоящем пособии общественное движение будет рассмотрено в широком смысле, как способ самодеятельного участия человека в освоении и реализации своей субъектности в гражданском обществе, в соответствии со своими потребностями, реальным или желаемым социальным статусом. В конце XX века в Российской академии наук были представлены результаты масштабного исследования теоретических и исторических вопросов становления и развития концепции гражданского общества[1]. Ведущие ученые РАН выделили три фазы трансформации концептуально-методологических основ взаимодействия государства и гражданского общества: 1. Фаза «естественного права и общественного договора»: суть в том, что народ и власть строят свои взаимоотношения на основе заключения общественного соглашения или договора и тем самым возникает гражданское общество (Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Г.Грация, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Гольбах, Дидро, Монтескье и др.). 2. Фаза «рационализация общественной жизни»: понятие гражданского общества из схемы идеального общественного устройства преобразуется в социальную реальность, связанную с развитием индустриальной экономики, науки, техники, демократии, права (Гумбольдт, Гизо, А.Смит, И.Кант, А.Токвиль, Гегель, Маркс, Шпенглер, М.Бакунин, П.Новгородцев, И.Ильин и др.). 3. Фаза «отказ от рационалистической модели гражданского общества»: в конце 70-х – начале 80-х гг. XX века гражданское общество рассматривается через взаимодействие личности и властных структур государства, а также через взаимодействие системного (совокупность безличных отношений людей в сфере государственной и экономической деятельности) и жизненного (область прямой коммуникации людей и публичной сферы) миров (Ю.Хабермас, А.Турен, Э.Гидденс, З.Бауман и др.). Директор Центра изучения демократии, профессор Вестминстерского университета Дж.Кин в своей книге «Демократия и гражданское общество»[2] представил пять вариантов теории разграничения страны (мирового сообщества) как системы на государство и гражданское общество: - Боден, Гоббс, Спиноза. Государство рассматривается как полное отрицание естественного состояния. Оно обретает свою легитимность, чтобы переломить это состояние войны с помощью заключения договора между исполненными страха жителями. Возникающее при этом гражданское общество считается равнозначным государству и его законам. - Пуфендорф, Локк, Кант, А.Фергюссон и др. Государство – это орудие, с помощью которого общество осуществляет свои свободу и равенство. Оно должно охранять общество. Различие между обществом и государством стирается. - Т.Пейн. Государство – неизбежное зло, а гражданское (естественное) общество – безусловное благо. Государство – общественная власть, делегированная ради общей пользы общества. И чем совершеннее гражданское общество, тем меньше возможности для управления у государства. - Гегель. Государство должно охранять гражданское общество, возвышаясь над ним и ставя ему пределы. Гражданское общество – это не естественное состояние свободы, а исторически сложившееся устройство нравственной жизни, охватывающее экономику, общественные группы давления и институ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.013 с.) |