Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние религии на развитие общественного движения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Корни общественного движения уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции поддержки ближнего исторически прослеживаются в мировых религиях: «тседака» у евреев, «благотворительность» у христиан, «зака» — один из пяти столпов ислама. Выделяют (по И.Н. Яблокову) мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие функции религии[24]. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Придание смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение и др. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении». Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании). Культуротранслирующая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществлялась передача накопленного наследия от поколения к поколению. Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завышенной самооценки, но, с другой стороны, задает некоторый «идеал» личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно. Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для общественного движения, так как его истоки лежат в русле религиозного подвижничества и религиозной морали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах обещалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии (религии). Помощь ближнему во всех религиях считалась добродетелью, что способствовало зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общественным мнением деятельности. Храмы и монастыри становились центрами благотворительности, размах деятельности которых иногда был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны. Светская общественность училась у Церкви содержанию, формам и организации благотворительности. И в наше время религиозные учреждения не утратили своего влияния на общественное движение. Более того, работа с отдельными группами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми, молодежью, студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке специалистов общественного движения и социальных работников. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: семейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестанская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии (Christian Association for Boys and Girls in Finland — PTK), оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организовывать летние детские лагеря. Сотрудничество двух ветвей общественного движения — религиозной и светской — необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий. Общественные объединения выступают мощным средством поддержания баланса сил цивилизаций, основой толерантности и терпимости. Это достаточно нетрадиционный, но обоснованный подход к истории детско-молодежного движения, поскольку самые первые и наиболее мощные общественные объединения были созданы и поддерживаются конфессиями (скауты, ассоциации юных христиан и т.д.) и не связаны с какой-то определенной страной или нацией. К середине XIX века вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в середине XIX века был организован католическим священником Колпингом Союз подмастерьев в Эльберфельде. Религиозно-нравственная сфера деятельности союзов находила поддержку властей, благодаря которой молодёжные объединения укрупнялись и централизовывались. В 1855 г. протестантские деятели Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Шотландии основали Всемирным альянс ассоциаций молодых христиан (ИМКА, центр в Париже) — первую организацию, которая вела активную работу с детьми и подростками. Христианское молодёжное движение консолидировалось в международном масштабе, кроме ИМКА, были созданы: Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (ИВКА, 1894 г., Лондон), Всемирная федерация студентов-христиан (ВФСХ, 1895 г., Вадстена, Швеция). Эти объединения сохранились до наших дней и продолжают действовать на международной арене. К концу XIX века религиозные военно-спортивные детские группы и союзы существовали почти во всех европейских странах. В международном движении значительную роль играет Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан, который объединяет свыше 100 национальных организаций (начало 90-х гг.). Входящие в него национальные организации активно работают с детьми и подростками; им принадлежит большая сеть спортивных сооружений, летних и сезонных лагерей, школ по изучению профессий и т.п., библиотек, секций и кружков, в которых могут заниматься дети и подростки из всех слоев общества. В 50-х гг. XX в. возникли пацифистские детские и юношеские организации, к которым относятся «Международные детские летние деревни», Фонд Саманты Смит (США), «Дети как миротворцы» (США), «Школы против бомб» (Великобритания), «Дети как учителя мира» (США) и др., выступающие за установление взаимопонимания между детьми разных стран. Наиболее известная пацифистская организация — «Международные детские летние деревни», СИСВ. В 1951 г. американский педагог Д. Аллен устроила в Цинциннати (США) первую международную летнюю деревню (лагерь) с участием в ней по два мальчика и две девочки в возрасте 11 лет из Австрии, ФРГ, Франции, Дании, Великобритании, Норвегии, Швеции, Мексики. Эксперимент был повторен в 1952 г. во Франции, в 1953 г. — в Швеции. В 1956 г. в поселке Фроставаллен, близ Мальмё (Швеция) была основана Международная ассоциация движения СИСВ, а в 1966 г. в Ньюкасле (Великобритания) открыт международный офис СИСВ. Создание международных летних лагерей рассматривается как главное направление развития и укрепления дружбы и сотрудничества между детьми и подростками. Из программ организаций полностью исключены политические вопросы, детям прививается вера в то, что предотвращение войны возможно лишь с помощью убеждения и установления личных контактов между людьми. Основные формы работы — игры, спорт, посильный труд, занятия музыкой, изучение природы. Спустя 6—7 лет 16—18-летние участники СИСВ вновь приезжают в лагеря, но уже в качестве помощников руководителей. Основные цели и принципы движения: установление взаимопонимания детей и подростков в интернациональном общении, предоставление возможности каждому человеку научиться жить в дружбе с людьми разных наций. Организации, движения активно участвуют в борьбе против религиозной ксенофобии, милитаризма, расизма, аморальности и т.п. Основные формы работы: туризм, спорт, клубная деятельность и т. п. Со 2-й половины 80-х гг., в связи с новыми тенденциями в международных отношениях, развивается сотрудничество национальных, региональных и других организаций различной направленности на общегуманистических позициях. Происходит отказ от сложившейся ранее модели функциональной организации, в которой юное поколение выступало инструментом взрослых. Современное детское и юношеское движение характеризуется ростом общественной активности детей в разных странах мира. В сотрудничестве организаций и движений на первый план выдвинулись вопросы толерантности, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, защиты прав детей и демократического образования. В современных условиях демократические тенденции усилились в деятельности «Соколов», скаутского движения. Конфессиональные организации стремятся к сотрудничеству с другими ассоциациями независимо от их религиозных воззрений. В 1980 г. в целях сотрудничества детских и юношеских организаций Европы создано объединение, в рамках которого руководители СИМЕА, «Соколов», Европейского регионального бюро скаутов, «Молодых друзей природы» и др. координируют работу организаций в совместных акциях и кампаниях. Были проведены Международная эстафета мира детских организаций (1984), конференции «Дети, развитие и мир» (СССР, 1986 и Швейцария, 1988), семинар по правам детей (Польша, 1989) и др.; издана совместная брошюра «Общие элементы воспитания в духе мира» (1986). В России в 2001 г. в Соборном зале Храма Христа Спасителя учреждено Всероссийское православное движение, объединившее активную молодежь из 60 регионов страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.012 с.) |