Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира.



Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира.

Философия-(с греч.-любовь к мудрости). В древности, когда отдельных наук не существовало, философия изучала все сущ-ее и вкл. в себя все знания об окружающем мире. Позднее знания накапливались и в философии выделились самостоятельные науки. Но философия в этом процессе не исчезла, она по-прежнему изучает все сущ-ее. Природу, общество, человека, но на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, обьединяя и обобщая все научные знания о мире. Другие науки изучают отдельные обьекты природы, или общества, а философия рисует общую картину мира, она изучает самые общие принципы и законы, по кот. устроен мир

Фил-я не сводится к сумме выводов других наук, философские идеи, как правило, появляются раньше. Чем возникает их доказательство в других науках, потому что общая картина создается раньше, чем уточняются отдельные детали.

Т.о. объект философии-все реально существующее, а предмет – наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

Мировоззрение-система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своем месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневной жизненной практике, научное - формируется всем комплексом наук, но теоретической основой всего мировоззрения явл. философия. Она отвечает на самые универсальные вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение остальных.

Основной вопрос философии: вопрос о соотношении материи и познания.

Человеку известны 2 вида реальности: материальная и нематериальная (духовная, идеальная).

Материя – обьективная реальность, всё. Что реально существует, независимо от воли и сознания людей.

Сознание – субьективная реальность (мысли, образы, чувства). Как нематериальные обьекты не обладают физ. хар-ми и не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично, материя или сознание? Отвечая на него все люди разделяются на материалистов и идеалистов. Сущ-ет 2 основных вида материализма:

- обьективные идеалисты считают первичной какую-либо нематериальную силу, находящуюся вне человека. Самый распространенный пример обьективного идеализма – религия.

- субьективные идеалисты считают первичным сознание самого человека.

Существует и вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство людей считают, что люди способны получить достоверные знания об окружающем мире. Но есть и те, кто считает, что человек никогда не сможет понять истинную сущность окружающий явлений.

Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

Диалектика – первоначально возникла в Древней Греции и означала искусство ведения споров. В дальнейшем смысл изменился.

Диалектика – философское учение о всеобщих взаимосвязях и развитии.

Диалектика как метод познания состоит в следующем: 1)Обьекты рассм. в взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Раскрываются как внешние так и внутренние связи.

2) Учитывается постоянное развитие общества. Единство количественных и качественных изменений.

3) раскрываются внутренние противоречия, как движущие силы любого развития.

Метофизика первоначально понималась как синоним философии, позднее смысл изменился.

Метофизика– метод познания, кот. не учитывает всей полноты взаимосвязей и развития обьекта.

Метафизический подход имеет ограниченные возможности, в науке он был распространен в 17-18 вв, когда естесствознание только накапливало факты и изучало явления природы как изолированные и неразвивающиеся. В 19 в фактов накопилось много, и наука смогла обьяснить глубокие взаимосвязи и развитие в природе и обществе. На смену метафизике пришла диалектика. В настоящее время она остается всеобщим методом познания в философии и в др. науках.

Структура и функции философии.

Структура философии.

1) история философии

2) онтология (учение о бытие) раздел философии кот. изучает самые общие принципы и законы по которым устроен мир.

3) гносеология (учение о познании) раздел изучающий общие закономерности познавательной деят-ти чел-ка.

4) Соц. философия – раздел, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о чел-ке.

6) аксиология – учение о ценностях

7) этика – наука о морали

8) эстетика – наука о красоте

9) логика – наука о мышлении

Функции философии:

- Мировоззренческая – философия помогает сформулировать человеку целостное мировоззрение. Знать философию – значит понимать фундаментальные законы.

- Методологическая – филос-я форм. систему понятий, принципов, законов и методов познания, кот. используются во всех науках и в обыденном мышлении.

- Аксеологическая – философия участвует в формир. системы ценностей, принимаемых как отдельными людьми, так и обществом в целом.

- Критическая – философия критикует предрассудки и заблуждения, мешающие познанию истины.

- Практическая – философия формулирует общие цели и задачи практичного преобразования природы и общества.

Философия милетской школы.

Философия приняла классическую форму в Др.Гр. Одной из первых появилась филосовская школа в г. Милете. Первые философы были материалистами. Они отрицали мифы о создании мира.Например Фалес считал,что воду как текучее ,аморфное состояние материи,как основа всей жизни.Анаксимен считал,что все вещи возникают и разрушаются в процессе лущения и разряжения воздуха,подобно тому,как пар превращается в воду,а вода в лед.Анаксимандр считал,что первоначало мира это нечто неопределенное и бесконечное,что он называл «апейрон».Позднее появилось философское учение Эмпедокла,согласно которому первоначало включает 4-е элемента:-вода,воздух,огонь,земля.Сила,кот.объединяет элементы и создает новое это любовь.А сила кот.разрушает и разъединяет это вражда.Мир в глазах античного человека представлял собой космос,т.е. прекрасную и гармоничную систему(космос в пер.с греч.-красота).В космосе все упорядочено и подчиняется определенным законам. Космоцентриз-характер.черта античногомировоззрения. Заслугой первых греческих философов явл.разработка диалектических целей,они раскрывали сущность движения развития борьбы 2-х противоположностей,их материализм был наивен, а диалектика была стихийной.Их ученя не опирались на науку,т.к. науки еще не было, но в главном их учения были верны,т.к.основой мира считали движ.материю.

Философия Гераклита

Главная заслуга Гераклита в том,что он разработал идею о всеобщем развитии через борьбу противоположностей.Он утверждал:все течет,все изменяется,в одну реку нельзя войти дважды.На примере течения реки он пытался показать всеобщность движения,даже покоющиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения.Движение-не только перемещение в пространстве,но и любое изменение,материя не существует без движения.Причиной движения является борьба противоположных сил. «враждующееся соединяется,из расходящегося-прекрасная гармония и все происходит через борьбу».Он пришел к выводу,что природа содержит в самой себе причину своего развития,а значит она не нуждается в сверхъестественном первоначале.

Фил-я периода эллинизма.

Период эллинизма начин с завоеваний алексан македонс-ученик аристотеля. Эпикурейцы.Эпикур-это древне-греч фил-ф кот продолжил учение демокрита об атомах. В отличии от демокрита он утверждал что атомы м свободно двигаться по разным траекториям,случайно отклоняться,а значит возможно случайное событие-и у чел-ка есть есть выбор те он обладает свободой. Чел-к д использовать свободу чтобы получать удовольствие. Цель жизни-это счастье(эвдемонизм)и удовольствие(гедонизм). Для того чтобы стать счастливым чел д избавиться от страха перед Богами и от страха смерти. Боги не влияют на жизнь людей,а смерти для чел-ка не существует.пока чел-к жив смерти еще нет,а когда наступает смерть челка уже нет. Истинные и устойчивые удовольствия приносит добродеятельность, умеренность мудрость. последователи Эпикура исказили его этику.Эпикурейцами называют людей кот видят цель жизни только в получении материал удовольствий. Стоики. Созд учение противополож эпикурейцам. они также считали целью жизни-счастье.но видели счастье не в материал удовольст,а в добродетяли. истинно счастлив тот кто совершенен.они были фаталистами (верящими в судьбу). Счит что чел д покоряться судьбе, стоико переносить страдания и оставаться добродеятельным (Синека, Марк Аврелий-представители) Киники(циники) созд этическое учение отрицающее общепринятые нормы и ценности. Они отказывались от семьи богатства власти от любых матер удовольст и нравственных норм (Диоген).

Философия Канта.

Основоположником немецкой классической философии был Эммануил Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода :1)до критический ( до 1770 г.) (в этот период своего творчества Кант занимался проблемами естествознания и стоял на позиции материализма.Он выдвинул гипотезу происх-я солнечн системы из газопылевого облака,объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением земли и луны.Заслуга его в этот период в том что он доказал, что природа имеет свою историю, высказывал диалектические взгляды на природу. Доказал материальное единство природы.) 2)критический (после 1770 г.) (в этом периоде он занимался проблемами философии, теорией познания, он пишет работы «критика чистого разума», «критика способности суждения»,»критика практического разума».) Кант подверг критическому анализу познавательные способности чел. Он исходил из того что независимо от чел-ка сущ-ет объект познания-внешний предметный мир. В этом он оставался материалистом. Процесс познания проход в 3 этапа: 1)чувственные познания 2) рассудок 3)разум На 1 этапе: внешн мир воздействуя на органы чувств, вызывает в чел поток ощущений хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени. Прост-во и врем он счит не свойствами внешн мира а субъективными формами,с помощью которых чел-ие чувства воспрнимают мир. На 2 этапе: рассудок упорядочивает полученные ощущения с помощью априорных категорий. (эти катег-и заложены в сознание изначально до опыта. Рассудок выстраивает причинные связи. Так рождается знание,но это знание не отражает внешн мир, оно искус-но конструируется самим человеческ сознанием. Чел приписывает миру то чего в нем нет. Чел не способен понять мир таки какой он есть сам по себе.Кант подразделяет весь мир на1) мир «вещей в себе» -внешние предметы - не познаваемый (утверждая так, он встает на позиции агностицизма) и 2) мир «вещей для нас» предметы какими мы их предст-ем - познаваемый (встает на позиции идеализма). На 3 Этапе:Чел-ий разум из имеющ-ся знаний выводит новые, выходя за пределы опыта разум запутывается в противоречиях- антиномиях. АНТИНОМИЯ-это пара противоположных по смыслу,но равнодоказуемых суждений.Выделял 4 противоположности1)мир -конечен во времени и пространстве или мир –бесконечен во времени и пространстве. 2)в мире существует свобода или в мире нет свободы. 3)в мире всё просто и неделимо или в мире всё сложно и делимо. 4) существует бог, как первопричина мира или не существует никакой первопричины мира. Разум может доказать противоположные суждения,а значит его выводам верить нельзя. Т об заслуга Канта во 2-ой период в том что он раскрыл реальные трудности и противоречия процесса познания,но он преувеличил эти трудности и пришел к агностицизму. Он формирует моральный принцип поведения людей или нравственный закон: Согласно закону, каждому человеку поступать надо так, чтобы его поступки могли стать основой всеобщего законодательства и следует рассмат людей как цель а не как средства.

Философия Г. Гегеля.

Великим немец фил-ом был Георг Гегель (1770- 1831 г.г.). Его фил-я стала попыткой объединить в одну систему все научные знания своей эпохи. Даже одна из главн его работ наз-ся Энциклопедия фил-их наук. Взгляды Гегеля пользовались популярностью. Он созд фил-ую систему ставшую примером объективного идеализма.Он считал что развитие природы и общества подчинено разумным законам, а значит миром правит разумная сила кот реализует свой замысел в постепенном развитии. Он наз-л эту силу Абсолютная идея. Это высший сценарий развития мира, свод понятий, принципов, законов по кот развивается мир. Абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1)понятия принципы и законы сущ-ют в чистом виде, в виде замысла 2)замысел воплощается в природе,природа развивается по установленным законам 3)замысел воплощается в чел,абсолютная идея направляет историю общества. Развитие прекратится когда абсол идея достигнет своей цели. Заслугой гегеля явл разработка диалектич метода. Он сформулировал 3 закона диалектики. Доказал что причиной развития явл противоречие, что процесс развития идет путем перехода колич изм-ий в качеств-ые, что развитие м идти по спирали, но диалектика гегеля идеалистической тк он предписывал эти законы не природе а разуму,руководящему природой. Его диалект-ий метод предполаг бесконечность развития а его идиалистическая система предполаг что развит завершится таким обр. и система и метод Гегеля пришли в противоречие.

Философия Л.Фейербаха.

Выдающимся немецким философом был Людвиг Фейербах (1804-1872г.г.). Заслуги Фейербаха состояли в том, что он подверг резкой критике идеалистические понимания Гегеля. (с позиции материализма) Он видел в ней скрытую форму религии,он док-л что природа это единственно вечная и самостоят субстанция,а чел –чассть природы,ее высший продукт. Ф. не понимал,что чел это прежде всего продукт общества,его материализм наз-ют антропологическим. Критикуя философию Гегеля, Ф. полностью её отбросил, и то ценное что было в его фил-ии - Диалектику, те остался на позициях в метофизике. Критикуя существующую религию, предлагал создать новую религию, «всеобщей любви», заменив любовь к Богу любовью к человеку. Он верил что с помощью морали основан-ой на любви м улучши общ-во. Энгельс в работе «Ф. и конец классич немец фил-ии» высоко оценил роль Ф.,но указал 3 недостатка: 1)метафизичность 2) мезанистичность 3) идеализм в понимании общества.

Философия Шопенгауэна

Философия Шопенгауэна стала причиной гегелевского рационализма, в отличии от Гегеля Шопен. Не счит раз-тие природы и общества разумным и закономерным, миром правят не законы разума а неразумная сила кот он наз-л «Мировая воля» эта сила проявляется как воля к жизни заставляя всех живых сущ-в бороться за жизнь, «М.в.» лишена разума и поэтому мир представляет собой хаус где преобладает зло и страдание. В таком мире на страдания обречены все живые сущ-ва,но страдания чел самые сильные. На уровне чел воля соедин с разумом и к физическим страданиям добавл душевные. Воля рождает в чел-ке множество неустранимых желаний,заставляя его страдать. К удовольствия чел быстро привыкает-к болям и страдан привыкнуть невозможно,поэтому сумма страданий всегда больше суммы удовольствий. осознании неизбежности смерти делает бессмысленным любые жизненные цели. Рождение, болезни, материал трудности, душевные разочарования и обиды, смерть близких и ожидание собственной смерти-таков неизбежный цикл жизни. Жизнь – это «предприяие кот неокупает своих издержек»

Философия Ф.Ницше

Главное понятие философии Ф.Ницше-это понятие жизни как высшей ценности.Ценным является все,что служит совершенствованию жизни.Как и Шопенгауэр,Ницше считал,что движущей силой жизни является воля,но не воля к жизни,а воля к власти.И по этому признаку ,по наличию воли к власти люди не равны,они разделяются на сильных и слабых,на раец господ и на раец рабов.Первые рождены что бы повеливать и по своей природе не умеют подчиняться.Вторым удобнее повиноваться чужой воле.Жизнь и воля к власти достигает мах силы.Слабые придумали защиту в виде морали.религии и законов.Мораль и религия учат страдать и помогать слабым.Законы защищают слабых от сильных.Рабы побеждают количеством,заставляя сильных исполнять свои нормы и законы.Их мораль-это месть сильным,узаконенная зависть.В природе слабые погибают и идет прогресс.

В обществе слабых защищают и идет прогресс,но Ницше верил,что эти искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни.Природа уже однажды сделала скачок: обезьяна стала человеком.Будет новый скачок и появится новый биологический вид,сверхвид- «белокурая,голубоглазая бестия».

Он отбросит мораль и религию,как ненужные оковы.он не станет подчиняться никому:ни богу. ни гос-ву ,ни др.людям.Он будет ценить здоровье,силу,красоту,будет стремиться к совершенствованию,будет ценить жизнь и ее радости,но не будет бояться страданий,потому что боль и страдания закаляют волю.Он будет уважать сильных,но не будет сострадать слабым.

Заслуга Ницше в том,что он обратил внимание на слабости и пороки человека .Его мечта о сверхчеловеке -это вера в способности человека улучшить себя.Вего философии сочетаются любовь и призрение к людям,по этому одни считают ее примером гуманизма,а другие наоборот.

«падающего поддержи» «падающего подтолкни».

Современ западная фил-я

Позитивизм. Сторонники счит что наука должна только описывать факты. Позитивисты критиковали фил-ю как материалистическую так и идеалист-ую,за то что она делает предположения кот нельзя проверить на опыте.такую фил-ю они наз метафизической.Научная фил-я д объединять выводы частных наук но не выходить за их пределы. Этапы развития позитивизма: 1) первый позитивизм О.Конт Г.Спенсер (30-40г 19в) 2) Эмпириокритицизм-субъективно идеалистич учения (н19в) Мах, Авенариус. Они счит что чел не может знать как устроен внешний мир. Он знает только свои оущения. Мир для чел-ка это совокупность ощущений, элементов мира поэтому мышление д ограничиться описанием собствен ощущений чел. Они наз это принципом экономии мышления. 3) неопозитивизм-логический позитивзм.20-30е г 20в... Аналитич фил-я с 50х 20в Людвиг Витгенштейн, Б Рассел. Это направление зародилось в Европе,но дальше стало самой популярной фил-ей США, они сводили фил-ю к анализу языка, научных терминов и логики. Они испол принцип верифиКации, согл кот истинность суждений проверяется опытом. Научные знания они раскладывали на атомарные предложения,кот можно проверить опытным путем. Все остальные научные суждения д выводиться из атомарных. 4) критический рационализм – сер20в представители этого напрвления занимались фил-ей науки и искали четкие критерии чтобы отделить научные знания от ненаучных. Например К Поппер ввел принцип фальсификации согласно кот научные знания это такие знания кот могут быть опровергнуто. 5)историческая школа – постпозитивизм 60-70е 20в Томас Кун , Имрэ Лакатос , пол Фейербенд. Они изучали историю науки, объясняли как росло научн знание как происходили научные революции.

Структурализм Направление в гуманитарных науках (лингвистика,литературоведение,этнография) кот опирается на структурный метод исследования. Сторонники этого направления изучают инвариантную структуру объектов, те выявляют общие структурные закономерности, множества различных объектов. Наиб развитие структурализм получил во Франции. Леви-Строс, Мишель Фуко, Деррида, Лакан.

Прагматизм направление в американ фил-ии 70-е 19в-сер20в Чарльз Пирс, Вильям Джемс, Джон Дьюи. Они считали что фил-я д помогать чел решать конкретные проблемы. С кот он сталкивается в жизни. Мышление это средство приспособления. Организма к среде. С целью успешного действия. Истина-это знание кот приносит пользу.

Герменевтика методология гуманных наук основанная на толковании текстов. В.Дильтей, Г.Гадамер, представители этого учения доказывают что познание чел-ка отлич от познания природы. Познание чел-ка это понимание его мыслей и мотивов.

Феноменология это направл призывавшее превратить фил-ю в строгую науку наподобие мат-ки, убрав из нее все не проверенное,оставив только ясное и самоочевидное. И дальше строить все знания на аксиомах.Эдмунд Гуссерль

Фил-я Жизни. Это иррациональная фил-я (к19-н20вв) Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон.

Экзистенциализм Ирраналистическая фил-я изуч проблемы чел сущ-я (экзистенция-в переводе «существование) Сторонники этой пессимистичной фил-ии док абсурдность и бессмысленность жизни. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю.

Ф-я психоанализа З фрейд, Карл Мунг, Эрих Фронг, сторонники психоанализа рассматривали чел как сущ-во частично иррациональное, действующее под влиянием подсознательной психики.

Неотамизм религиоз фил-я последователи Фомы Аквинского официальная фил-я католич церкви

Персонализмфил-ое направление в рамках кот личность признается высшей ценностью.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос в каком направлении происходит развитие. Он описывает траекторию циклического развития. В любом развитии утверждение нового всегда сопровождается отрицанием старого. Метафизическое отрицание- это полное разрушение старого. Диалектическое отрицание- замена старого новым, но с сохранением того, что полезно для дальнейшего развития. Понятие отрицание взято из логики. В логике мысль может проходить цикл: 1)исходное суждение. 2) отрицание суждений. 3)отрицания отрицания ,т.е. возвращение к исходному суждению.

По аналогии данный закон объясняет циклическое развитие различных объектов природы и общества. Он объясняет процессы в которых направленность развития сочетается с повторяемостью, в которых развитие идёт не по прямой и не по кругу, а по спирали.

В мире существует множество циклических процессов. В неживой природе распространены колебания и волны, но они не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе и обществу. Живая природа развивается циклически, подчиняясь к количественным циклам сменами дня и ночи и времён года. Циклические сменяют друг друга этапы в развитии экономики, научные теоремы, эпохи в истории культуры, этапы в жизни человека.

40. Категории "единичное и общее" и их роль в познании.

Единичное- это отдельный предмет со всеми своими уникальными признаками.

Общее- это объектив существования общности предметов и их признаков. Единичное- частный случай, пример общего.

Например: железо, медь- единично, металл- общее.

Данные категории нельзя путать с понятиями «часть и целое». Например: электрон и атом- часть и целое, а электрон и элементарная частица- это единичное и общее.

Единичное и общее существует объективно, т.е.любой реальный предмет обладает единичными чертами делающими его неповторимым. В то же время он обладает чертами делающие его похожим на другие предметы. В одних предметах преобладает единичное и они уникальны (например: произведения искусства), в других преобладает общее и они являются типовыми, стандартными.

Единичное и общее может идти от единичного к общему(абстрагирование) и от общего к единичному(конкретизация). Главная задача человека- это познание общего как любой закон- это связь общая. Самые общие понятия, принципы и законы изучают философию.

Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира.

Философия-(с греч.-любовь к мудрости). В древности, когда отдельных наук не существовало, философия изучала все сущ-ее и вкл. в себя все знания об окружающем мире. Позднее знания накапливались и в философии выделились самостоятельные науки. Но философия в этом процессе не исчезла, она по-прежнему изучает все сущ-ее. Природу, общество, человека, но на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, обьединяя и обобщая все научные знания о мире. Другие науки изучают отдельные обьекты природы, или общества, а философия рисует общую картину мира, она изучает самые общие принципы и законы, по кот. устроен мир

Фил-я не сводится к сумме выводов других наук, философские идеи, как правило, появляются раньше. Чем возникает их доказательство в других науках, потому что общая картина создается раньше, чем уточняются отдельные детали.

Т.о. объект философии-все реально существующее, а предмет – наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.012 с.)