Тема 7. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности



Общее представление о сознании.Междисциплинарный подход к проблеме сознания личности. Причины растущего интереса различных наук к исследованию явлений сознания. Исторический, философский, психофизиологический, психоэволюционный, биосоциальный и методологический аспекты исследования сознания. Понятие сознания личности. Сознание как поток текущих впечатлений, образов, мыслей и чувств (У. Джеймс). Свойства сознания как потока. Сознание как совокупность сознаваемых состояний (В.Вундт). Модель сознания по В. Вундту. Представления о сознании Э. Титченера. Сознание как результат огромного напряжения энергии, связываемой биомолекулами мозгового вещества (В.М. Бехтерев). Сознание как особое качество формы отношения между организмом и средой (М.Я. Басов). Закон осознания (Э. Клапаред). Закон сознательного развития (Э. Клапаред). Сознание – связной организации психических процессов (З. Фрейд), ведет свой ряд от бессознательной психики (К. Юнг). Сознание как мозаика состояний (Ж. Годфруа). Сознание как высшая форма психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко). Сознание как особая способность к отражению действительности и имеющие отличительные признаки: 1) высшая функция мозга, свойственная только человеку, реализуемая с помощью механизмов речи, состоящая в регуляции действий и оценки их результатов (А.Г. Спиркин). Сознание – интегратор психических процессов свойств и состояний человека. Сознание – это множество психических состояний, которые способен переживать человек (В.И. Панов). Единство сознания и деятельности. Сознание как идеальная реальность (Э.В. Ильенков). «Двухсубъектность» сознания. Сознание как жизненная способность личности (К.А. Абульханова). Сознание как способность личности отдавать ясный отчет о происходящем. Сознание и переживание (Ф.Е. Василюк). Эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Классификация форм, видов и типов сознания.Проблема оснований для классификации форм, видов и типов сознания. Формы сознания (К.К. Платонов, Е.В. Шорохова, М.О. Герцберг, В.М. Бехтерев, Г.В. Акопов, В.Л. Райков, В.М. Петренко. Типы и виды сознания (В.И. Молчанов, А.А. Брудный, Л.Н. Столович, В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Ф.Е. Василюк, М.М. Бахтин). Модальности сознания (Е.В. Улыбина, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен).

Структура сознания личности.Структурный анализ и проблема параметров сознания (центр сознания, периферия, объем, порог, непрерывность потока). Статистические и динамические модели сознания личности. Л.С. Выготский о смысловом строении сознания. Сознание как проблема структуры поведения (Л.С. Выготский). Структура сознания как единство трех его элементов: чувственной ткани, значений и личностного смысла. (А.Н. Леонтьев). Структурные компоненты сознания по (С.Л. Рубиншнейну, А.Г. Спиркину, А.В. Петровскому, В.П. Зинченко, К.К. Платонову). Модель структурно – функциональной организации сознания (В.А. Ганзен). Сознание по своей «психологической» структуре совпадает с психическим состоянием, это системное единство восприятия, переписывания и поведения человека (В.И. Панов). К. Уилбер о спектре сознания (уровень ума, трансперсональные полосы, экзистенциональный уровень, уровень Эго, уровень Тени). Р. Ассаджиоли о месте сознания в структуре психики. Дальнейшая разработка проблемы структуры и единиц сознания.

Функции и свойства сознания личности.Способность человека выходить за пределы своего одиночного существования нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи, способность к рефлексии (С.Л. Рубинштейн). Жизненный смысл сознания по А.Г. Спиркину (преобразующая деятельность, верно ориентироваться в мире, утверждать себя в нем, познавать мир). Основные функции по К.К. Платонову (регуляторная, познавательная, оценочная). В.С. Ротенберг, В.М. Аллахвердов и В.А. Якунин о функциях и свойствах сознания.

Происхождение и развитие сознания личности в фило- и онтогенезе.Необходимость возникновения сознания в онтогенезе. Предпосылки условия и факторы развития личности в филогенезе. Социальные факторы возникновения сознания. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Её особенности: социальность, орудийная опосредованность, продуктивность. Биологические предпосылки развития сознания и трудовой деятельности человека в филогенезе.

Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности. Сознание современного человека – продукт постепенного сложного процесса развития познавательной преобразовательной деятельности всех предшествовавших поколений. Концепции возникновения сознания (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Концепция первобытного сознания Л. Леви-Брюля.

Поэтапный переход в онтогенезе от низших форм сознания к высшим. Этапы развития сознания в онтогенезе (В.М. Бехтерев). Л.С. Выготский о развитии сознания в фило – и онтогенезе. Соотношение сознания и самосознания в онтогенезе (В.М. Бехтерев, В.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, П.Р. Чамата). Динамика сознания. Переменчивость бытия человека. Диагноз осознаваемого (Я-Ты-Мы-Они). Процесс сознания.

Сознание и язык личности.Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Язык как условие возникновения сознания личности. Язык как система кодов (А.Р. Лурия). Язык удваивает воспринимаемый человеком мир. Функции языка в развитии сознания по А.Р. Лурии (выделение предметов внешнего мира, абстракции и обобщения, средство для передачи информации).

Значение языка для сознания и формирования психических процессов. Язык перестраивает процессы восприятия внешнего мира и создает новые законы этого восприятия, памяти, воображения, эмоциональных переживаний человека под влиянием языка. Язык как «вторая сигнальная система действительности» (И.П. Павлов). Пластичность и управляемость процессов сознательной деятельности человека.

Измененные состояния сознания.Континуум уровней изменности сознания (по В.В. Козлову), Классификация изменных состояний сознания (В.В. Кардалш). Трансовые состояния сознания. Психические состояния сознания. Условия возникновения ресурсных состояний сознания («вызовы» ситуаций, структура деятельности, интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле). Причины измененных состояний сознания. У. Джеймс об особых состояниях сознания. Особенности измененных состояний сознания по Э. Бургиньону (изменения в психических процессах, потеря ощущения времени, контроля; сужение или расширение границ «Я», сверхвнушаемость). Галлюцинаторный транс и истерический транс. Функции измененных состояний сознания. Высшие переживания гармонии и целостности личностью (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Маслоу, К. Роджерс).

Психотерапия личности в измененных состояниях сознания. Гипноз. Практика медитаций. Способы вхождения с измененные состояния сознания. Практика психотерапии личности в измененных состояниях сознания (В.В. Козлов).

Тема 8. Соотношение индивидуального и общественного сознания

Понятие общественного сознания.Характеристика общественного сознания. Общее, частное и единичное в изучении взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Предметное сознание. Индивидуальное сознание. Анимистическое сознание. мифологическое сознание. Религиозное сознание. Технократическое сознание. Гуманистическое сознание. Сознание и чувство «мы» как способ интеграции общности (Б.Д. Парыгин). Индивидуальное сознание личности как общественный продукт (С.Л. Рубинштейн). Проблема связи развития индивидуального и общественного сознания (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Ф. Поршнев). Э. Дюркгейм об индивидуальном и коллективном сознании. Коллективные представления с системе социального сознания. Содержание общественного сознания (ценности, традиции, установки, мифы, моральные нормы, система идей). Миф как промежуточный уровень индивидуального и массового сознания. Особенности мифа (соединение частного и общего, цикличность времени подчеркивает повторяемость жизни, доминирование родовых ценностей над ценностями личности, своя логика, он скорее чувствуется).

Социально-психологическая характеристика группового сознания.Групповое сознание как слепок общественного сознания (А.А. Конкурин). Групповое сознание как собирательное сознание (В. Вундт). Групповое создание как субъективный компонент групповой идентичности, как результат протекающего в историческое время социального взаимодействия (Б. Шеффер, Б. Шлендер). Социальные репрезентации (С. Московичи). Структура группового сознания (по Г.В. Акопову). Этапы становления группового сознания. Коллективная ментальность группы (Д.А. Леонтьев).

Психология обыденного сознания.Определение обыденного сознания. Обыденное сознание как неоднородная, сложная, многослойная, противоречивая, стихийно сложившаяся совокупность житейских суждений, чувств и настроений, порождаемых массовым опытом (М.Е. Миронов). Обыденное сознание как один из уровней индивидуального сознания, обладающих спецификой и занимающего положение посередине по отношению к общественному сознанию, мифологическому и научному отражению мира (Е.В. Улыбина).

Связь обыденного сознания с социальными представлениями и стереотипами. Противоречивость обыденного сознания (нерациональность, игнорирование законов логики, отказ от научной информации). Связь обыденного сознания с ранним детским способом мировосприятия. Содержание обыденного сознания характеризуется закрепленностью в социуме представлений, общих для всех людей одной культуры, одной социальной группы. Функции обыденного сознания по Е.В. Улыбиной: а) расщепление: терпимость к противоречиям, неоднозначность, незавершенность; б) контакт, диалогическое взаимодействие: постоянно совершающееся движение, обмен между научными знаниями, «здравого смысла»; в) снижение идеалов; г) амбивалентность чувств). Функции защиты. Исследования российской ментальности (К.А. Абульханова, Г.Э. Белицкая).

Психология массового сознания.Массовое сознание как вид общественного сознания, свойственный неструктурированным множествам людей («массам»). Содержание массового сознания по Д.В. Ольшанскому (знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые массой). Структура массового сознания (эмоционально-действенный и рациональный уровни). Основа массового сознания – яркие эмоциональные переживания некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Блоки рационального уровня массового сознания (социальные ожидания; быстро меняющиеся мнения и настроения людей; социально-политические ценности). Основания для типологии массового сознания (объем позитивных знаний, которые массы практически используют в своей жизнедеятельности; «пространственная распространенность»; устойчивость во времени; степень связности; управляемость; уровень развития; характер выраженности; особенности используемых языковых средств). Механизмы воздействия на массу (власть авторитета, традиции, сила). Психологические свойства массового сознания (эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность, изменчивость).

Психология экологического сознания.Экологическое сознание как часть интегрированной экологической культуры общества, в которой отражены различные уровни социально-естественных связей «общество-природа» (З.Г. Наджаорова). Экологическое сознание (индивидуальное и групповое) – совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Экологическое сознание как сложное структурное образование, состоящее из структурных (соответствующих психическим процессам) и функциональных компонентов (экологические знания, целеполагагние, планирование, прогнозирование, отношение, самосознание, оценка, самоконтроль, ответственность) (Г.В. Аконов). Экологическое сознание как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде и определения границ допустимого антропогенного воздействия (И.А. Шмелева). Структурные компоненты экологического сознания по И.А. Шмелевой (когнитивный, аффективный, конативный).

Тема 9. Общая характеристика и структура самосознания личности

Понятие и характеристика самосознания личности.Происхождение самосознания (А.Г. Спиркин). И. Кант и С.Л. Рубинштейн о связи понятий личности и самосознания. Параметры самооценки и уровня притязаний личности (У. Джеймс, Л.Н. Толстой). Критерии самосознания. Психологические механизмы самосознания (оценка других людей, осознание оценок, соотношение их с собственными оценками, общая самооценка). Самопознание личности как «эпицентр сознания» (В.П. Зинченко).

Структура и функции самосознания личности.Структурный анализ самосознания (К. Юнг, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин, Р. Лэнг). Основные функции самосознания и их особенности. Процессы самосознания (самосознание, саморегулирование).

Соотношение Я, самости и идентичности.Психологическое понимание Я (Д. Юм, С.Н. Булгаков, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, К.К. Платонов, Л.С. Выготский, А.М. Иваницкий, Е.С. Шильштейн, Г. Селье, И.А. Сикорский, К.А. Абульханова, А.И. Зеличенко, А.А. Бодалев), самости (Ж. – П. Старт, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ф. Затворник, Ю.М. Зенько) и идентичности (Э. Эриксон, Д. Макадамс, Л.Б. Шнейдер). Различия между Я и самостью. Понимание Я в мире модерна и постмодерна (Г. Херманс, Дж. Шоттер, К. Герген, Д. Макадамс). Я – объективное и Я – субъективное. Граница между Я и не – Я (К. Уилбер). Личностная, этническая, социальная, семейная, профессиональная и экономическая идентичность.

Определение и психологические теории Я – концепции личности.Я – концепция как интеграл основных жизненных отношений личности и способов их реализации (К.А. Абульханова), когнитивное восприятие себя (Ф. Райс), система представлений о себе (Стейс) внутренняя сущность индивида (К. Роджерс), совокупность установок на себя (Р. Бернс), система образов Я (Т. Шибутани), персонификация себя (С.И. Розум), продукт выражения системы отношений личности к себе и миру (В.С. Агапов), рабочая Я – концепция (Х. Маркус, П. Нуриус). Структура Я – концепции (У. Джеймс, К. Роджерс, У. Хьюит, Р. Бернс, А.А. Налчаджан). Когнитивная Я – концепции (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин). Психологические механизмы развития структуры Я – концепции. Я – концепция в различных психологических теориях (Р. Кеган, Р. Бернс, К. Роджерс, Дж. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Ю.М. Орлов, С.М. Петрова).

Развитие Я – концепции личности в онтогенезе.Стадии развития по Дж. Ловинор (досоциальная, импульсивная, самозащитная, конформистская, сознательная, автономная, интегрирующая). Этапы развития Я – концепции (телесное выделение, формирование отношения к себе, изменение Я – образа, самооценка в отрочестве и юности, преемственность и изменения Я – концепции на протяжении взрослого периода).Самореализация, самоутверждение и самосовершенствование личности в онтогенезе. Развитие профессиональной Я – концепции личности.(К.А. Абульханова, В.С. Агапов, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.А. Реан).

Тема 10. Нарушения сознания и самосознания личности

Признаки ясности сознания личности и критерии его нарушения.С.Л. Рубинштейн «об утрате ориентировки сознания». К. Ясперс а признаках помраченного сознания (отрешенность, дезориентировка, нарушение процесса мышления, амнезия). Ясность сознания. Сверхбодрствование. Сужение и спутанность сознания. Оглушение сознания.

Классификация нарушений сознания личности.Помрачение сознания, (делирий, аменция, онейроид, сумеречное состояние, состояние амбулаторного автоматизма, диперсонализация). Выключение сознания (обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома, обморок). Непродуктивные и продуктивные нарушения сознания (по В.А. Жмурову).

Влияние поражений головного мозга на возникновение нарушений сознания и самосознания личности.Правополушарные поражения головного мозга как источник амнезии и деперсонализации (качественный характер нарушений). Левополушарные поражения головного мозга как источник автоматизмов и сумеречных состояний (качественный характер нарушений). Мозговые зоны, поражение которых приводит к нарушениям сознания (по Е.Д. Хомской).

Нарушение самосознания личности.Психическая анестезия (телесная анестезия, утрата сознания актов восприятия утрата сознания собственной активности, утрата сознания эмоций, утрата сознания активности мышления, утрата восприятия внутренних ощущений, утрата сознания индивидуальности, утрата сознания «Я», дереализация, утрата эмоционального резонанса, утрата сознания витальности). Деперсонализация (Т. Шибутани) Присвоение внешних впечатлений. Нарушение сознания единичности собственного «Я» и внешних объектов. Регресс и задержка развития самосознания.

Застенчивость и уверенность в себе.Понятие застенчивости. Ф. Зимбардо о застенчивости. Влияние застенчивости на отношение к себе. Положительная сторона застенчивости, внутренний мир застенчивых. Самоанализ и застенчивость. Врожденная застенчивость. Внутренний конфликт как источник застенчивости. Представление застенчивой личности о себе. Пути преодоления застенчивости. Уверенность в себе и позитивный образ «Я» личности. Ассертивность как самопродвижение, умение настаивать на своем, умение убежать, как свободное проявление своих эмоций, выражение желаний и потребностей.

Тема 11. Бессознательное в структуре психики человека

Причины изучения бессознательного.У. Джеймс, К.Г. Карус, К.Г. Юнг, И.А. Ильин, К. Ясперс, В.М. Бехтерев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский о необходимости исследования бессознательного. Основные причины изучения бессознательного в психологической науке.

Понятие о бессознательном.Два направления в понимании бессознательного (психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки). Многообразие значений термина «бессознательное» (по К. Ясперсу). П.В. Симонов о бессознательном. Свойства бессознательного по З. Фрейду. Интуиция и бессознательное (Г. Лейбниц, И. Кант, З. Фрейд, А. Дж. Дейкман, Платон, Р. Декарт, А. Бергсон, К.Г. Юнг). Концепция первобытного мышления К. Леви-Строса.

Разновидности бессознательного.Полусознательное (И.А. Сикорский), Я-подсознательное (У. Джеймс), полусознательное (З. Фрейд), где хранятся подавленные образцы и их эмоциональные нагрузки. «Сверхверование» (У. Джеймс), «сверхсознательное» (Б.П. Вышеславцев, П.В. Симонов, К.С. Станиславский), «подсознательное» (М.Г. Ярошевский) как неосознаваемая творческая интуиция. Сфера надсознания и сфера сверхсознания. Классификация неосознаваемых процессов по Ю.Б. Гиппенрейтер. П.В. Симонов о структуре психического.

Теория бессознательного в психоанализе З. Фрейда.Соотношение бессознательного и сознания в психике человека. Формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы). Структура личности по З. Фрейду. Стадии психосексуального развития личности. Типы личности. Значение теории бессознательного З. Фрейда для психологической практики. Критика теории бессознательного З. Фрейда (Г. Айзенк, П.П. Блонский, К. Ясперс).

Виды механизмов психологической защиты.Понимание психологической защиты. А. Фрейд о механизмах психологической защиты. Автоматизмы. Вытеснение. Регрессия. Реактивное образование. Идентификация. Рационализация. Сублимация. Проекция. Подавление. отчуждение. Изоляция. Замещение. Сновидение. Катарсис. Защитные поведенческие реакции у детей по И.М. Никольской и Р.М. Грановской (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, эмансипация, замещение, вытеснение, сновидение, отчуждение, сублимация, регрессия). Современные представления о психологических защитных механизмах.

Теория бессознательного в аналитической психологии К.Г. Юнга.Основные идеи и принципы аналитической психологии К.Г. Юнга. Понятие «архетип», «экстраверсия», «интроверсия», «коллективное бессознательное». Структура личности (Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Самость). Соотношение сознания и бессознательного в структуре психики. Развитие личности в онтогенезе. Разногласия с З. Фрейдом.

Теория бессознательного в индивидуальной психологии А. Адлера.Основные идеи и принципы индивидуальной психологии. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству и творчеству. Комплекс неполноценности и его истоки. Основные стили жизни индивидуума. Типы личности (управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный). Разногласия с З. Фрейдом.

Концепция «биоэнергетического потока» В. Райха.Понятие «биоэнергетического потока», «защитного панциря». Фазы биологического напряжения и нагрузки». Взаимосвязь сексуальной энергии и тела человека. Разрушение «защитного панциря». Фрейдомарксизм В. Райха.

Развитие психоанализа К. Хорни.Основные идеи и принципы концепции К. Хорни. Психология женщин. Комплекс маскулинности. Невротический процесс (движение к людям, движение против людей, уход от людей). Соглашательство. Враждебность. Изолированность. Стратегии защитного поведения. Невроз как личная религия, как нарушение отношения к себе и другим людям. Десять невротических потребностей человека. Самореализация и личностный рост. Критика теории З. Фрейда.

Тема 12. Проблемы, понятия и направления современной психологии

Общая характеристика бихевиоризма.Классический бихевиоризм. Необихевиоризм. Радикальный бихевиоризм. Социоибихевиоризм. Основные принципы, идеи, проблемы бихевиоризма. Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура. О развитии бихевиоризма. Критика бихевиоризма.

Модификации классического психоанализа.Глубинная психология как набор отдельных теорий. Методологическое принципы, заложенные в теории З. Фрейда. Понимание психического развития как мотивационного, личностного. Рассмотрение развития как адаптация к среде. Движущие силы развития – врожденные и бессознательные. Основные идеи и принципы гуманистического психоанализа Э. Фромма. Основные механизмы развития закладывают основы личности и ее мотивов. Детский психоанализ (А. Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби). Г.С. Салливан о связи бихевиоризма и глубинной психологии. Трансактный анализ Э. Берна. Эго-психология Э. Эриксона. Теория структурного психоанализа Ж. Лакана.

Общая характеристика гештальтпсихологии.Постановка проблемы целостности. Развиваемые идеи. М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин в формировании методологического фундамента гештальтпсихололгии. Понимание психологического поля, изоморфизма (подобия) и феноменологии. Экспериментальные исследования познавательных процессов. Теория К. Левина. Уровень притязаний и аффект неадекватности. Процессы групповой динамики.

Общая характеристика гуманистической психологии.«Третья сила» в психологии. Основные принципы гуманистической психологии. Г. Олпорт о психологической интерпретации личности. Теория А. Маслоу. Пирамида потребностей. Способности самоактуализации как движущая сила развития личности. Основные признаки самоактуализирующейся личности. Метамотивация. Феноменологическая теория К. Роджерса. Терапия, центрированная на клиенте (индирективная). Психотерапевтическая концепция. Группы встреч (энкаунтергруппы). Логотерапия В. Франкла. Потребность личности выйти за пределы своей ограниченности. Ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума»). Концепция смысла жизни. Классификация ценностей. Высшие смысло-жизненные ценности (ценности преодоления себя) и их реализация. Экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Фундаментальные условия экзистенции («мочь быть» в мире, любить жизнь, иметь право быть собой, делать то, что нужно). Фундаментальные мотивации (принять и выдержать, переживание ценности жизни, оценка собственного поведения, внесение себя в жизнь). Структура личности.

Общая характеристика генетической психологии.Ж. Пиаже как основатель генетической психологии. Теория развития детского мышления. Особенности детского мышления (эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артифициализм, анимизм). Теория развития нравственности у детей Л. Колберга. Уровни развития нравственных суждений (доусловный, уровень традиционной нравственности, посттрадиционный). Теория перцептивных гипотез Д.С. Брунера.

Когнитивная психология.Психика как система когнитивных реакций, предназначенных для переработки информации. Микроструктурный анализ психических процессов. Д. Миллер и У. Найсер о познании реальности. К. Шеннон и его теория обнаружения сигнала. Теория личностных конструктов Г. Келли. Методический принцип репертуарных решеток.

Онтопсихология.Наука о бытии в психике. О. Менегетти – создатель онтопсихологии. понимание Ин-Се, монитора отклонений. Основные идеи и методы. Психосоматика. Человек как онто Ин-Се с константой «н». Концепция семантического поля. Имагогика (осознанный сон). Негативная психология. Практика онтопсихологии.

Трансперсональная психология.«Четвертая сила» в психология. С. Гроф об измененных состояниях сознания. Области психики, лежащие за пределами обычного опыта сознания (сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, уровень рождения и смерти, трансперсональная область). Трансперсональные явления. Психологическая эра исследований (Р. Олпорт, Т. Лири, Р. Метцнер). Мистические переживания и их свойства (единство, выход за пределы пространства и времени, глубоко позитивное мироощущение, чувство сакральности, объективность и реальность, парадоксальность, невыразимость, изменчивость, долгосрочные позитивные изменения настроения и поведения). Карты внутреннего пространства. Практика трансперсональной психологии. Ч.К. Тойч о программе усовершенствования.

Психосинтез.Многомерная концепция личности Р. Ассаджиоли как синтез достижений психосоматической медицины, психологии религии, изучения бессознательного, парапсихологии, индийской психологии, изучения духовного осознания, холистического подхода, психологии личности, антропологических исследований человека, социальной психологии, психиатрии, «активных методов» развития личности. Стадии достижения внутренней гармонии, истинной самореализации и правильных отношений с другими людьми (глубокое осознание совей личности, контроль над различными ее составляющими, реализация истинного «Я» - «раскрытие» или создание объединяющего «центра», писхосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг этого нового «центра»). Психосинтез как метод психологического развития и самореализации, как метод лечения психических и психосоматических нарушений, как метод комплексного воспитания. Практика психосинтеза.

Основные научные школы и направления российской психологии.Естественнонаучное направление (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Гуманитарное направление (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Научные школы Б.Г. Ананьева – Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, Д.Н. Узнадзе.

Православная психология.Отличие святоотеческой психологии от научной (мирской). Предмет православной психологии. Врачевание души в православной психотерапии. духовное воздействие на человека. Задачи православной психотерапии. Духовное воздействие на человека. Задачи православной психотерапии. Святоотеческое учение о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души. Святоотеческий подход к органам чувств. Состояния страсти и прелести в христианстве. Православная психология и современность (Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцова).

Развитие отечественной психологии в XXI веке.Когнитивный кризис в отечественной психологии. Мозаичность психологии. Логика развития российской психологии. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев о будущем психологии. Современные научные школы отечественной психологии.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….4

1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………...…...7

Семинар 1. Общее представление о психологии как науке и практике…………7

Семинар 2. Объект и предмет психологии……………………………….………28

Семинар 3. Развитие представлений о предмете психологии…………………..34

Семинар 4. Развитие представлений о предмете психологии………..…………50

Семинар 5. Методологические принципы и методы научной

психологии………………………………………………………………………...57

Семинар 6. Понятие о психике…………………………………………………....80

Семинар 7. Возникновение и эволюционное развитие психики в

филогенезе………………………………………………………………………….91

Семинар 8. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности………………………………………………………………………………….113

Семинар 9. Соотношение индивидуального и общественного сознания……..127

Семинар 10. Общая характеристика и структура самосознания личности………………………………………………………………………………….138

Семинар 11. Нарушения сознания и самосознания личности…………………157

Семинар 12. Бессознательное в структуре психики человека…………………178

Семинар 13. Бессознательное в структуре психики человека…………………193

Семинар 14. Проблемы, понятия и направления современной психологии………………………………………………………………….........................200

Семинар 15. Проблемы, понятия и направления современной психологии…………………………………………………………………………………………208

Семинар 16. Проблемы, понятия и направления современной психологии….219

Примерный перечень тем рефератов……………………………………………226

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………….231

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........232

4.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………....237.

5. программы дисциплины……………………………………………..240

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.016 с.)