Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».



Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

В социологии выделяют различные типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные.

Эволюционные процессы – это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе.

Революционные – это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения.

В социологии 19 века сформировались 2 течения в изучении социального развития в зависимости от выбора методологии исследования социальных изменений: 1) социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Фр. Тённис, Р. Арон, А. Турен и др.; 2) революционизм – в социологии марксизма и неомарксизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Р. Миллс, Э. Фромм, Боттомор).

В 19 в. под влиянием дарвинизма в социологии прочные позиции занял эволюционизм – система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Основная идея эволюционизма 19 в. состоит в существовании исторических стадий человеческого общества, развивающегося от простого к дифференцированному, от традиционного (с ручной технологией) к индивидуальному (с машинной технологией). Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации – это эволюция.

Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в органической социологии Г. Спенсера. Сущность эволюции общества Г. Спенсер видел в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.

Ядро схемы Спенсера составляет идея дифференциации, которая понималась как неизбежное разделение функции между частями системы, и отбора наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Но, дифференциация всегда сопровождается интеграцией, т. к. эволюционные изменения идут в направлении гармонизации, структурного и функционального соответствия всех элементов системы. Г. Спенсер связывал эволюцию общества с его интеграцией, путем адаптации всех новаций самой системы.

У Э. Дюркгейма содержание эволюции выводится из разделения труда и сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их функции в архаическом обществе органической солидарности, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации в современном обществе. Благодаря последнему обеспечивается взаимосвязь людей на более высокой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности, как высший моральный принцип общества, идет саморазвитие общества.

В рамках социального эволюционизма в 19 – начале ХХ вв. возник ряд теорий общества как движения от простого к сложному. Одним из первых к такой классификации обратился классик немецкой социологии Фр. Теннис. Он в книге «Община и общество» провел разграничение развития на основании критериев традиционного и современного общества. Понятие «гемейншафт» он применил к традиционной крестьянской общине, а понятие «гезельшафт» к индустриальному городскому обществу.

В основе «гемейншафта» лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями.

В основе «гезельшафта» – крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

 

2. Концепции развития общества

В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой.

В основе этой теории лежит «технологический детерминизм», суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ.

В 70-е годы теория индустриального общества трансформируется в теории «постиндустриального общества», созданные американцами Д. Беллом « технотронного общества», Зб. Бжезинского, «информационного общества» французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером «сверхиндустриальное общество».

Согласно данной теории, выдвинут тезис о том, что общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную.

На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии – промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия.

Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном – деньги, в постиндустриальном – информация, знания.

В социологии конца XIX – XX вв. распространение также имела теория революционного изменения общества. Марксизм исходит из экономического детерминизма и определяющим фактором социального развития полагает изменения не в технике и технологии, а в экономическом базисе общества. По Марксу развитие общества также идет линейно и проходит 5 стадий (формации). Переход от одной формации к другой более высокой, осуществляется на основе революций. Экономической основой революций является конфликт между ростом производительных сил и устаревшими производственными отношениями.

К. Маркс считал революции «локомотивами истории», которые ломают преграды на пути общественного развития, служат мощным стимулом позитивных изменений в обществе. Революция – повивальная бабка истории.

Отличительной чертой марксизма стало стремление соединить эволюцию с революцией, т. е. доказать важность революционных преобразований для поступательного развития истории.

Итак, в теориях социальной эволюции выделены главные факторы социальных изменений, влекущие развитие общества – это знания, социальная дифференциация, солидарность, научно-технический прогресс, производительные силы.

 

Теории цивилизации

Однако традиционный для социологии эволюционизм оказался не способен объяснить причины кризисов и расколов обществ, попятных движений, регресса. Объяснение этим не линейным процессам развития в социологии попытались дать теории циклического развития (Н. Данилевский, П. Сорокин, Освальд, Шпенглер, А. Тойнби. В этих теориях развитие общества выглядит не как линейное движение от низших стадий к высшим, а как своеобразный цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершенности во всех обществах. Одним из вариантов методологии циклического развития является теория культурно-исторических типов, основоположником которого стал Н. Я. Данилевский. В этой теории акцент делается на многолинейности развития общества. Данилевский выделил 13 цивилизаций в истории, или 13 культурно-исторических типов, различающихся по религиозному, культурному, политическому и социально-экономическому параметрам. Каждый «тип» проходит 4 этапа развития:

1) I этап – «бессознательный», когда народы пребывают на уровне «этнографического материала», т. е. не вышли на историческую аренду, не развились в социально-экономическом и культурном отношении;

2) II период – формирование государственно-правовых, религиозных, этнических институтов и регуляторов, когда происходит становление культурно-исторического типа;

3) III период – расцвета цивилизации, когда сформировались и полноценно функционируют все базисные социальные системы общества;

4) IV период – упадка и заката цивилизации.

В западной социологии циклическая модель развития истории вылилась в парадигму культурно-исторических типов, которую дополнили теории Освальда Шпенглера и английского микроисторика А. Тойнби.

О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил 8 культурно-исторических типов развития мира. Первый этап подъема общества Шпенглер называет «культурным». Культура – это восходящая ступень любого культурно-исторического типа, для которой свойственна «органическая» эволюция всех сфер жизни людей. Второй этап – цивилизация, характеризуется «механической» эволюцией, т. е. ведущей к «окостенению» творческих начал в культуре и ее распаду О. Шпенглер прогнозировал гибель западноевропейской цивилизации.

Теории социального развития А. Тойнби, представленные в книге «Постижение истории», опираются на учение о цивилизациях как целостных системах в развитии истории. А. Тойнби в истории общества выделяет 6 основных культурно-исторических типов:

1) египетская, андская; 2) шумерская, индская, шаньская, мая; 3) вавилонская, хеттская, элинистическая; 4) русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточная-японская; 5) застывшие цивилизации (эскимосская, османская, спартанская); 6) не развившиеся цивилизации (дальневосточная-христианская, дальнезападная христианская.

Согласно А. Тойнби решающая роль в развитии цивилизации принадлежит «Ответу» народов на «вызов», брошенный им извне – историческими обстоятельствами.

Серия последовательных ответов на последовательные вызовы обеспечивает развитие народов. По мере роста цивилизации интенсивность вызовов от внешней среды перемещается в сторону вызовов от внутренней системы или личности.

Главный критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения. Концепция культурно-исторических типов П. Сорокина, исходит из существования в истории общества социокультурных суперсистем. П. Сорокин выделил 3 типа культурных суперсистем:

1) спиритуалистическая, в которой на первом месте стоит сверхчувствительная реальность и истина;

2) сенсуалистическая, в которой источником и мерой всех вещей признается чувствительность, ощущение;

3) идеалистическая суперсистема – основанная на синтезе интуиции, разума и чувственности.

П. Сорокин является автором концепции «социокультурной динамики». Основные причины изменений в социокультурных изменений П. Сорокин связывает с изменением доминирующего мировоззрения. Обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются и типы социокультурных суперсистем.

Однако, в отличие от О. Шпенглера и А. Тойнби, П. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал, что в ХХ в. идет процесс развития мировой цивилизации, объединяющей все человечество. Эта идея П. Сорокина положила основу развития в 60-70 гг. ХХ века теории «конвергенции» (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген) и Римского клуба. (Г. Кан, А. Печгей, Дж. Форрестер, Д. Белл, Д. Медоуз).

В основе «конвергенции» лежит идея сближения стран и народов под воздействием глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и интернационализации экономической и политической деятельности на Земле.

Главной движущей силой сближения мира является НТР, породившая «информационное общество», что способствовало становлению «планетарного сознания», образа жизни. Общепланетарное единство, социокультурная ценность мира являются главной сущностной характеристикой современного развития мира. Таким образом, НТР является основой всех структурных изменений в современном обществе. НТР будет способствовать формированию единой глобальной цивилизации.

Своеобразный подход к изучению социального развития появился в теории социальных изменений американского социолога Т. Парсонса. Системный подход Парсонса суть развития сводит к отклонению от нормального положения общества. Любые изменения в обществе, вызванные развитием производства, рынка, государства, социальных групп приводят к изменению равновесия в структурах системы. Если система сумеет приспособиться к изменившимся условиям, то она интегрирует в себя и эти новые образования, оставаясь в целом стабильной и неизменной.

Если же внутреннее и внешнее давление изменений на систему будет сильным, то она утрачивает равновесие. Происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модернизации подвергаются целые подсистемы – экономики, политики, культуры.

Т. Парсонс вводит понятие эволюционных универсалиев, т. е. таких структур, возникновение которых свидетельствует о появлении качественно нового состояния системы. Первоначально в социальной системе складываются 4 универсалии:

1) система коммуникаций; 2) система родства; 3) религия; 4) технология.

В последующем развитии системы в ней образуются такие универсалии как стратификационная структура, бюрократия, деньги и рынок, государство, демократия.

Соответственно Т. Парсонс разделил развитие общества на 3 стадии:

1) традиционное; 2) промежуточное; 3) современное общество.

Системный подход Парсонса дает возможность увидеть, какие явления, процессы изменения в обществе, ведут к его структурной перестройке, каковы последствия этих изменений.

Итак, любая социальная система по-своему уникальна и в изве­стных пределах консервативна, инерционна в силу того, что те или иные нововведения, которые в перспективе могут ее ста­билизировать и укрепить (это всегда задевает интересы людей), на первых порах способны нарушить равновесие элементов с непредсказуемыми последствиями.

Стабильность является таким состоянием социальной си­стемы, при котором она способна функционировать и изменять­ся, сохраняя устойчивость структуры и функций к сильным взаимодействиям извне. Нестабильность – ситуация, когда воз­действие (внутреннее и внешнее) превышает некоторые крити­ческие значения и при этом требуются экстраординарные дей­ствия для сохранения системы. Критерии баланса стабильности: сохранение оптимального статуса у основных социальных групп, экономическая рентабельность и эффективность производства, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и др.)

Социальный опыт XX в. свидетельствует о большей зна­чимости спонтанно-эволюционных процессов, нежели регулиру­емых, «революционных», однако они всегда буду взаимодей­ствовать. Коль спора общество – целостный организм, обладающий большим числом степеней свободы, оно может изменять­ся лишь в ходе внутренней эволюции.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте понятие «социальный процесс» и выделите основные виды социальных процессов.

2.Чем различаются прогресс и регресс, революция и реформа?

3.Разведите понятия «формация» и «цивилизация».

4.Назовите авторов теории конвергенции.

5.Что такое «культурно-исторический тип?

 

Литература

1. Американская социология. М., 1970.

3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М., 1999.

4. Ирхин В. А. Введение в философию истории. М., 1998.

5. Дюркгейм Э. Определение общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

6. Общество и человек: пути самоопределения. СПб, 1994.

7. Социология и проблемы общественного развития. М., 1978.

8. Соарес К. С. Общество в процессе изменения. // Социологические исследования, 1991, №2.

9. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

10. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

11. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.01 с.)