Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Культура в общественной системе

Поиск

1. Культура как социальная реальность.

2. Структура культуры.

3. Формы культуры.

 

Основные понятия

Культура, культурные ценности, социокультурные нормы, культурная реальность, верования, обычаи, традиции, функции культуры (утилитарная, эстетическая, информационная, символическая), субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурная интервенция, социокультурный процесс.

 

Цель информации

Сформировать представление о целостности и многообразии такого уникального явления, как культура. Показать её роль в жизнедеятельности общества и личности.

 

Рекомендации

Первый вопрос. Проанализируйте многообразие подходов к определению понятия культуры, раскройте специфику предметного анализа данного феномена, например, культура цивилизации, быта, эпохи, народа, и т. д., а также её основные компоненты: ценности, язык, социальные нормы, верования, технику. В процессе освоения материала используйте как можно больше примеров из практики жизнедеятельности общества и жизни студентов.

Второй вопрос. Анализируя функции культурных ценностей, выделите их роль в регулировании общественных отношений. Уделите особое внимание интериоризации (освоению) культурных ценностей субъектами в процессе социализации, покажите противоречивость этого процесса, разъясните понятия ценности жизни, ценности целей, ценности средств. Рассмотрите характер влияния основных компонентов культуры на науку, искусство, идеологию, политику.

Третий вопрос. Говоря о типах культур, сконцентрируйте внимание на таких понятиях, как субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, дайте представление о процессах социокультурного развития и культурной деградации, охарактеризуйте источники того и другого. Этот вопрос может быть проанализирован на примере социокультурных процессов, характерных для современного российского общества.

Культура в общественной системе

Культура (от лат. сultura – воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

 

Культурная трансмиссия

В результате в истории общества существует множество культур. Но есть и культурные универсалии. Американский этнограф-социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, орудия труда, сексуальные ограничения, спорт, нательные украшения, подарки. Эти универсалии обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.

1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика – как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.

 

Каковы элементы культуры?

1. Это знания, зафиксированные в языке. Язык это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации.

2. Ценностная система. Ценности- это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей.

В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).

В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

Социальные нормы – это конкретные установки в отношении поведения, его образцы. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции. Обряд – это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.

Обычай – форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социалной группе.

Традиции – элементы социального и культурного наследия.

Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.

Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; какимтрадициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т. д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части – системы норм и ценностей.

При этом, конечно, культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле – как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Если речь вдет о культуре не всего общества, а его части (например, какой-либо отдельной социальной группы и общности), то тогда часто используют понятие “субкультура”. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она, по выражению Н. Смелзера, в жизни людей осущест­вляет в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммиро­ванное поведение.

Поведение людей в обществе, в социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Ко­нечно, далеко не все люди в одном и том же обществе (группе) привержены одним и тем же ценностям, одина­ково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т. д. Ценностная ориентация индивидов в обществе может быть и дей­ствительно бывает не только различной, но и противоположной.: Но это не означает, что у общества (или социаль­ной группы) не может быть общих социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и защищает.

Социальные ценности – это разделяемые обществом или. социальной группой (т. е. более или менее общеприз­нанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценно­сти отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. В системе социальной ре­гуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последу­ющего элемента – социальных норм.

Социальные нормы производны от социальных ценно­стей и основываются на них. Они отвечают уже не на воп­рос об отношении к явлениям и процессам социальной действительности, а на вопрос о том, что и как с ними де­лать. Если социальные ценности определяют общую, стра­тегическую регуляцию поведения людей, то социальные нормы – конкретные установки в отношении такого пове­дения, их образцы. Социальные нормы – это правила по­ведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведе­ние людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие ста­бильность и единство общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т. е. пози­тивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный эле­мент в структуре социальной регуляции. Социальные нор­мы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного государствен­ного или административного нормативного акта, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспе­чивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты пра­вильного поведения, называется нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юриди­ческие и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции.

 

Функции культуры

1. Социализация (образование и воспитание), т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, т. е. приобщением к культурному наследию.

2. Интегративная и дезинтегративная функция. Культурная трансмиссия создаёт чувство принадлежности (идентификации) путём усвоения культурных символов, стереотипов. Существуют субкультуры, контркультуры, антиподы.

3. Регулирующая функция определяет поведение человека в семье, школе, быту, т. к. содержит систему предписаний и запретов.

 

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание – достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания – специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф – фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование – убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру – значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование – утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

 

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену – собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения «девичья честь», «честное имя», «честь организации». У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества – кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

 

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

 

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

 

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

 

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

 

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура?

2. Каковы характеристики основных элементов культуры?

3. Какие формы культуры сформировались в современном обществе?

4. В чём проявляется преемственность культуры?

5. Как распространяется и развивается современная культура?

 

Литература

 

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Возрождение культуры России: истоки и современность. М., 1994.

3. Смелзер Н. Культура как социальная система. Социс 1991, № 7

4. Сорокин П. Человек, цивилизация, личность. М., 1992.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

6. Чучин-Руссов А. Е. Культурно- исторический процесс: форма и содержание. Вопросы философии. 1996. № 4

7. Культурология ХХ век: антология. Философия и социология культуры. М., 1994.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.011 с.)