Основания социальной стратификации и мобильности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания социальной стратификации и мобильности



Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социологической теории. Основы современно­го подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером и развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером. К. Девисом, У. Муром. Обобщая многообразные аспекты теории стратификации, выде­лим ее основные принципы: 1. Изучать все без исключения социальные слои общества независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественном процессе основные или второстепенные роли; 2. Соизмерть и сравнивть группы с помощью одних и тех же критериев. Их множество, но если берется тот или иной, то применяется ко всем без исключения группам; 3. Этих крите­риев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного и глубокого описания каждого слоя.

Социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиции, объективно возникаю­щих в ходеэволюции. Эта система детерминирована разделением труда и существующей в данном обществе системой цен­ностей и культурных стандартов.

В теории социальной стратификации имеется упорядоченная совокупность признаков (критериев), которую, естественно, нельзя свести к сумме совокупности, не учитывая социальной значимости каждого из них. В их числе: форма собственности, размер дохода, профессия, объем власти, престиж (авторитет, положение в обществе), национальные черты, образование, тип культуры и т. п. Ни один из названных (и не названных) призна­ков не может быть абсолютизирован, его роль меняется.

Стратификация предстает перед нами как 1) система призна­ков, 2) социальная структура наличного общества, 3) переме­щение групп по «вертикали» и «горизонтали» (социальная мо­бильность). Упорядочение элементов по горизонтали дает многообразие критериев – национальных, профессиональных, образовательных, культурных, по вертикали – отношение к собственности, уровень дохода, престиж. Стратификация выступает и как метод выделения соответствующих слоев, и как «портрет» самого общества. В этом смысле стратификация – естественная черта любого общественного организма.

Стратификация – система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей социальное неравенство.

В социологии предлагаются разные критерии стратификации Р. Дарендорф в основу стратификации вносит «авторитет», и на этой основе делит все общество на управляющих и управляемых.

Американский ученый Л. Уорнер социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам:

1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность.

Б. Барбер провел стратификацию общества по 6 показателям: престиж профессии, власть, богатство, образование, религиозная чистота, этническая принадлежность. Французский ученый А. Турен считал, что в современном обществе стратификация проходит не по отношению к собственности, власти, престижу, а по доступу к информации.

В целом достаточно выделение 3-х основных уровней социального деления общества: престиж профессии, уровень образования, уровень дохода которые определяются господствующими в обществе ценностями, социальными институтами и идеологиями.

В стратификации особое и значительное место занимают классы. Макс Вебер считал классовые проблемы чрезвычайно важными для разработки социальной стратификации. Он признавал марксистское деление на классы, но считал его узким, не отражающим сложности и глубины социальной дифференциации общества. Социология исследует реальные классы конкретных обществ, анализирует классовые движения и классовую борьбу. Изучение проблем организации труда не может обходиться без проведения классового анализа этого процесса.

Класс является важной ячейкой социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических и идеологических отношений. Классообразование – сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

Социальная иерархия современного общества состоит из 3-х уровней: высший, средний, нижний. Распределение населения по этим уровням и определена параметрами стратификации. По мнению Г. Зиммеля, стабильность социальной структуры (общества в целом) зависит от удельного веса среднего слоя (класса). Он занимает промежуточное положение, он снижает их противостояние т. к. обладает толерантностью по отношению к элитам, и демонстрирует нижним слоям образцы образа и стилей жизни, доступных при условии вертикальной мобильности.

«Групповая мобильность» особенно интенсивно происходит во времена структурных перестроек экономики. Появление новых престижных ролей. В середине ХХ в. такой группой стали менеджеры, технократы, «белые воротнички», «яппи».

В период революций происходит взлет наверх «нового класса» номенклатур. Одновременно идут процессы марганализации общества под влиянием НТР. Падение социального статуса старых профессий, исчезновение части из них, разорение мелкой и средней буржуазии приводит к размыванию старых социокультурных ценностей и норм, доходов, ранее сплачивавших эти слои, их устойчивое положение в социальной структуре. Опускание вниз социальной группы может быть временным (военные, служащие государства), но может приобрести устойчивый характер (ученые, преподаватели, работники культуры).

Со сменой идеологических ориентиров, ценностей, норм, происходят социальные перемещения по социальной лестнице вверх и вниз, открывается путь наверх, легитимируются слои, которые раньше по престижу были внизу (охранники, обслуга кабаре, проститутки, торговцы, парикмахеры, бармены). В России идет мощное возвышение класса предпринимателей-финансистов.

В стабильном обществе социальные перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. Но водораздел между стратами преодолевается нелегко. Все общества стратифицированы, это означает, что существует сито, фильтры, которые позволяют, либо затрудняют вертикальную мобильность.

Роль «сита» выполняют социальные институты, которые регулируют движение по вертикали, и особенности субкультур, образа жизни каждого слоя, которые тестируют каждого претендента на соответствие нормам, стилям, соответствующей страты.

Институты образования выполняют роль социального лифта, политические партии формируют элиты, институт брака дает шанс подняться наверх.

Но только освоение культурных образов позволяет ограниченно вписаться в социокультурную среду конкретной страты.

Маргинал – это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал – человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты.

Особое внимания социологов вызывают социальные общности, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Такое состояние социологи называют «маргинальностью» (от лат. marginalis находящийся на краю, margo – край), а группы и их членов – маргинальными группами и, маргинальными личностями. Основная предпосылка маргинальности – «оди­ночество», утрата связей с иными общностями или индивидуальными субъектами. Это пограничное, промежуточное состоя­ние по отношению к социальным общностям (национальным, классовым, профессиональным, культурным) формирует типологические группы со своими признаками, которые могут осоз­наваться, так сказать, изнутри.

Явление маргинальности противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но всякое движе­ние по пути формирования новых общественных структур, об­щностей тоже связано с маргинальностью. Значит, с другой стороны, это механизм и одно из слагаемых прогресса общества.

Но нам важно подчеркнуть, что маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой ста­бильности, формируют специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Это отнюдь не прогрессивная тенденция. Маргинал, компенсируя свое промежуточное положение, спо­собен носить маску и принимать облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Не имея собственных данных цен­ностей жизни и культуры, маргиналы имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, ибо в сущности не обладают его внутренним потенциалом. Находясь в обществе, они пребывают фактически вне его, вне социальных связей и процессов. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.24.249 (0.008 с.)