ТОП 10:

Понятие социальной общности и ее разновидности



Общество – чрезвычайно сложное образование, вклю­чающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются а) социальные группы и общности, в ос­нове которых социальные отношения; б) социальные инс­титуты и организации, в основе которых институциональ­ные и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодейст­вия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординирован­ных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соеди­няются в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т. д. В каждом реальном обществе таких объеди­нений, таких групп и общностей множество.

Социальная общность – это основная категория социологии. Социальная общность – это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории “социальная общность” адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии.

По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности).

Понятие социальной группы имеет в социологии не­сколько значений. В самом широком смысле оно охваты­вает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внут­ри общества необходимо выделить подсистему, представ­ляющую собой более или менее многочисленную совокуп­ность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и це­лей. В этом плане под понятие “социальная группа” под­падает и социальная общность, как весьма многочислен­ное объединением людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть боль­шими и малыми). Отсюда вытекает необходимость пони­мания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.

Но разграничивая понятия “социальная группа” и “социальная общность”, социологи обычно не сводят всё лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т. д.

Социальные группы подразделяются также на первич­ные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредст­венное взаимодействие, опирающееся на их индивидуаль­ные особенности. Эти группы отличаются особой эмоцио­нальностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером пер­вичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и другие. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в осно­ве которой лежит безличностное взаимодействие объеди­нившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологиче­ских и других). Ясно, что в таких группах индивидуаль­ность каждого из субъектов, его эмоциональные характе­ристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определен­ные функции и цели выдвигается на первый план.

Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не го­воря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпа­тии, дружбы, общности характеров и жизненных интере­сов, занятий тем или иным видом спорта и т. д. Эти послед­ние выступают как первичные группы, для которых глав­ное – это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное – в со­вместном выполнении специфических функций (напри­мер, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное воз­растание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продол­жают играть важную роль.

С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно вы­деление таких социальных групп как социально-классо­вые общности (классы, социальные слои); социально-де­мографические общности (мужчины, женщины, дети, ро­дители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.

Из сказанного следует, что не всякое объединение лю­дей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковре­менность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет соци­альной группой, а студенческая группа в вузе – социаль­ная группа.

Социологи по-разному определяют понятие “социаль­ная группа”. Так, наш социолог Г. С. Антипина рассматри­вает социальную группу как совокупность людей, имею­щих общий социальный признак и выполняющих обще­ственно необходимую функцию в структуре общественно­го разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы – взаи­модействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом вза­имодействуют друг с другом, осознают свою принадлеж­ность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем пове­дение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.

Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным ос­нованиям. По своей величине, численности они подразде­ляются на малые (примерно от двух до пятнадцати – двадцати человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочис­ленность, но и близость, прочность и интенсивность взаи­модействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпаде­ния общих ценностей, норм и правил поведения и др. Вид­ный социолог и социальный психолог нашей страны Г. М. Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: “Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредст­венных личных контактов”.

В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредствен­ный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно вли­яют на их функционирование и развитие.

В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Разновидностью малых групп являются “первичные группы” (термин Ч. Кули). Через первичные группы (семья, школьный класс, студенческие группы) осуществляется социализация индивидов (освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов).


Первичные группы играют роль связующего звена между обществом и личностью.

Вторичная группа – образуется из многих людей, в основе союза которых лежит безличностное взаимодействие для достижения политических, экономических, социальных целей (партии, профсоюзы, секты). Объединяет вторичные группы совместное выполнение специфических функций (участие в производстве, учёбе, воинской службе).

Этнические общности занимают видное место в социальной жизни.

Этнос- это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним, т. е. самоназвание (русские, немцы).

Этнические общности называют также кровнородственными.К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом ко­торой выступает семья.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собствен­ность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пе­режитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Ки­тае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя – более высокая форма организации, охватыва­ющая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, фор­мальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического раз­вития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития- в нации.

Народность –этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, эконо­мическую и культурную общность. Народность по числен­ности превышает племя, кровнородственные связи не ох­ватывают всю народность, их значение не так велико.

Нация – автономная, не ограниченная территориаль­ными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представи­тели одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости поли­тические организации, внутренний рынок и единый хо­зяйственный уклад, собственная литература, искусство. На­ции более многочисленны, чем народность, и насчитыва­ют десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый на­циональный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Нацио­нально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация. Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

Интегральным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому народу.

Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей. Социальная организация в современном обществе – это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие элементы входят в социальную структуру общества?

2. В чём отличие понятий “социальная общность” и “социальная группа”?

3. Каковы основные признаки социальной группы?

4. По каким критериям определяется принадлежность индивида к конкретной социальной группе?

5. Охарактеризуйте этносоциальное многообразие современной России.

 

Литература

1. Аитов Н. А. Понятие “ социальная структура” в современной социологии. Социс, 1996, № 7

2. Гидаенс Э. Стратификация и классовая структура. / Социс, 1992, №№9, 11/

3. Заславская Т. И. Социальная неравномерность переходного общества. / Общественные науки и современность. 1996, № 4.

4. Комаров И. С. Социальная стратификация и социальная структура. / Социс, 1992, № 7/

5. Гумилёв Л. Н. Очерки теории этноса. М., 1983.

6. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии. М., 1994.

7. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.01 с.)