Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулирование миссии и цели.

Поиск

После создания оргкомитета необходимо обсудить миссию социального служения. Участники служения и жители, которым будут оказаны услуги, должны знать, почему служение может сыграть важную роль в их жизни. Лица, организующие социальное служение, должны четко представлять миссию своей деятельности и внятно её объяснять. Миссия должна содержать ответ на вопрос, какие положительные изменения в качество жизни принесет служение. Отвечая на этот вопрос, миссия демонстрирует путь улучшения условий и расширения круга возможностей для детей, молодежи, семей, волонтеров и общества в целом. Миссия выражена в эмоционально насыщенном тексте, вызывающем желание присоединиться к его авторам, рисующем картину более привлекательного будущего. Клиенты служения также должны знать, какую цель оно преследует. Цель рисует картину текущей деятельности, рассказывает общественности о том, что будет сделано в ходе служения. Цель должна быть написана словами, которые все без труда понимают.

Ребенок играет важнейшую роль в процессе разработки миссии и реализации идей служения, поэтому необходимо изучить его мнение, найти молодых людей, выдвигающих новые идеи и инициативы.

Пример: Миссия нашего служения заключается в том, что каждый учащийся будет иметь реальную возможность участвовать в общественно значимом для поселка мероприятии (пояснение). Цель служения - способствовать приобретению и развитию гражданской ответственности и гордости за свой поселок среди детей и молодёжи.

Предлагаемый опросник «Миссия социального служения» поможет в правильном формулировании основополагающих положений. Он может быть заполнен как молодёжью, так и взрослыми участниками. Полученные ответы станут основой для обсуждения и дискуссии.

Что вы можете сделать для улучшения жизни?

Что вы любите делать?

Чем бы вы хотели заниматься, какой опыт приобрести?

Если бы у вас была возможность изменить в себе что-то, что бы это было?

Каковы две наиболее важные потребности молодежи вашей местности?

Какие возможности есть в вашей местности, которые вы можете использовать для своего развития?

Если бы в вашем распоряжении остался бы только один день жизни, как бы его заняли, что сделали?

Какие способности и таланты есть у молодежи вашей местности?

Как школьники рассматривают отношения, реагируют и взаимодействуют со взрослыми? Как взрослые рассматривают отношения, реагируют и взаимодействуют с молодыми?

Цели нужны для компенсации недостатков окружающей действительности. Людям больше нравятся цели, чем пути их достижения. Поэтому важно точно поставить цели, нельзя, чтобы они были недостижимыми. Цель должна быть реальной, не отдаленной географически («поможем Кубе»), направленной на решение проблемы конкретного человека, коллектива.

Цели могут быть сформулированы на чувственном или логическом уровне мышления: предметным, конкретным языком (форма), или языком абстрагированного понятия и отвлеченного обобщения (содержание). При этом чувственное мышление есть стадия умственного развития, «на одну ступень» более ранняя, чем мышление логическое. И процесс «переложения идеи» в последовательность «живых образов» состоит в том, чтобы тезу содержания «перевести» с языка логики на язык чувственного мышления (по С. Эйзенштейну).

Для развития способности детей и молодежи к целеполаганию возможно использовать психотехнические приемы, объединенные И.В. Дубровиной в специальную программу, помогающую человеку осознать то, к чему он сам стремится, придать целям реальную побудительную силу[65]. Программа включает 11 шагов-упражнений: 1) «Важность и легкость целеполагания»; 2) «Моя будущая жизнь»; 3) «Временные рамки»; 4) «Ресурсы целеполагания»; 5) «Чувство успеха»; 6) «Автопортрет целеустремленного человека»; 7) «Препятствия в достижении целей»; 8) «Шаги реализации целей»; 9) «Совет профессионала-идеала»; 10) «Идеальный день»; 11) «Идеальное окружение».

Упражнения основаны на «психокибернетике» Мольца, утверждающего, что человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как направленный на заданную цель механизм успеха или неудач, в зависимости от того, как человек-опера­тор управляет им. Человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель[66].

Формулируя свои цели, участники программы соблюдают 4 правила:

1) Позитивность (формулировка целей в позитивных терминах: не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь).

2) Конкретность (ясное пред­ставление результата: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окру­жать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились).

3) Собственность (формулирование целей, достижение ко­торых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим).

4) Безвредность (спроецировав в будущее последствия ваших сегодняш­них целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям: ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть «экологически чисты»).

Если человек не задает свои собственные программы достижения результатов, не умеет формулировать свои цели, то им легко манипулировать, найдется кто-то другой, кто включит его в свой план. Удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить также, что в жизни всякий успех — результат тяжелого труда. Полезно остановиться и подумать: а к тому ли я — сегодняш­ний — в действительности стремлюсь?

После такого «погружения» в формулировку собственных целей, проще сформулировать цели социального служения. Такой тренинг позволит ответить на вопросы:

- Какой может быть идеальная жизнь людей вашей общины?

- Какие цели являются первоочередными, какие долгосрочными?

- Какими ресурсами вы обладаете, чтобы сделать жизнь лучше?

- Какие люди из вашей общины и почему достигли успеха в жизни?

- Каким должен быть «идеальный» житель вашей общины? «Идеальный» день?

- Что мешает нам построить «идеальную» жизнь?

Современный человек живет по мини-целям, вполне достижимым, поскольку макси-цели (типа покупки квартиры или строительство дачи) стали еще более призрачными, чем в советское время. Цели нужны не для того, чтобы их написать, а для их реализации, для того, чтобы ввести их во все формы коммуникации, которые проводит организация. Активная фаза организации или акции зависит от её целей: конкретные цели ведут к более короткой активной фазе. Выполнение целей всегда благотворно действует на человека, повышает уровень оптимизма (что особенно важно для молодежи). В основании любой цели организации или акции лежат единые интересы её членов. Эта общность интересов позволяет достигнуть цель. У организации может не быть постоянных друзей, но есть постоянные интересы, отраженные в цели деятельности.

Чаще всего социальное служение направлено на достижение устойчивых отдаленных целей, сформулированных взрослыми. Это её яркое отличие от игры и творчества, переходная ступень на пути от игры к творчеству. Если педагог-наставник работает с детским коллективом, его задача - научить детей самостоятельно реализовать цели, поставленные другими. При этом, являясь переходом к творческой работе, служение не должно содержать готовых рецептов, поскольку в этом случае способно воспитать только прилежных исполнителей и подчиненных. Чтобы служение было пронизано творчеством, необходимо, чтобы его цели были всегда такими, как будто ребенок их сам поставил. Они должны быть понятны, очевидны, с интересом усвояемые – т.е. близки ребенку и конкретны. Конкретность предполагает непосредственное практическое употребление, то есть то, что может быть сейчас приложено к жизни, что объяснит имеющий непосредственное жизненное значение факт. Для детей младшего школьного возраста, для которых характерно прагматическое мышление, это означает жизненно-практический характер цели, т.е. полезность в дальнейшей деятельности. Поэтому, например, для ребенка сельской местности служение должно иметь совершенно другое содержание, чем для жителя крупного индустриального центра. В сельской местности целевая конкретность социального служения складывается из последовательности близких и понятных вещей, например, огород и выращивание овощей, сад и заготовка варений, поле и изготовление тканей, лес и столярные работы и т.п.

В старшем школьном возрасте, когда практический интерес уступает место интересу к знанию ради знания (абстрактное мышление) цели служения должны отвечать наклонностям отдельного молодого человека, быть индивидуализируемы. В этом случае, даже если цели служения поставлены взрослым наставником, они будут приняты подростком, поскольку представляются им такими, как будто он сам их поставил и лишь не догадался сформулировать их так же точно и определенно, как это удалось более опытному и знающему педагогу, разделяющему его интересы. Такой подход предполагает инициативность, творчество педагога, требует от него непрерывно пополняемого знания динамики молодежной среды. Из позиции «руководитель» взрослый переходит в позицию «критик», поскольку у подростка, особенно юноши, просыпается жажда творчества (особенно научного и художественного), стремление к самостоятельной работе, а хозяйственная, трудовая деятельность все более вытесняются работой в библиотеке и лаборатории.

Даже если цель служения предписана детям и молодежи извне, им должна быть предоставлена свобода выбора в способах и формах её достижения, осуществления, инициатива в выборе средств.

Две крайности в реализации этих установок. Первая – заорганизованность служения, когда цель предполагает аккуратное повторение того, что показано или рассказано взрослым. Педагог задает образец, которого нужно безусловно придерживаться. Служение превращается в механическую работу. Вторая крайность – общая, неопределенная, расплывчатая, допускающая самое разнообразное толкование цель (например, «сделать жизнь счастливой»). На первый взгляд, это предполагает удовлетворение свободного индивидуального выбора и стимулирует самостоятельность подростка, а на самом деле приводит к поверхностности, дилетантизму, разгильдяйству.

Служение – это сложный механизм, определенный алгоритм решения проблемы. И чем отдаленнее его цель и соответственно путь к её достижению, тем больше возможности инициативы и самостоятельности её непосредственных участников в выборе этого пути. Расплывчатая цель не позволит ребенку проявить самостоятельное творчество. Творчество как настойчивое стремление к цели (даже поставленной взрослым) предполагает высокоразвитое чувство дистанции между замыслом и выполнением. А.С. Макаренко, рассуждая о постановке цели для детей, выделял единство дальней (что в будущем?), средней (что в скором времени?) и ближайшей (что сейчас?) перспективе[67]. Социальное служение должно содержать точную и определенную цель, при этом быть пронизанным творчеством и к нему устремленным. Цель служения должна быть специализированной для определенной группы детей, соответствовать их наклонностям и способностям, иметь точную и конкретную формулировку.

Рассмотрим эти позиции на примере традиционных «трудовых десантов» или «субботников», широко практикующихся в школах России. Ставя конкретную цель: «убрать мусор с такого-то участка школы», организаторы практически убивают в детях инициативу и творчество, поскольку превращают трудовую деятельность в принуждаемое механическое движение граблями и метлами. Задавая возвышенную цель: «воспитание гражданина и труженика», организаторы дискредитируют труд и гражданство, поскольку большинство детей будет стараться как можно быстрее избавиться от «назойливых» взрослых и заняться более «интересным» делом.

Ниже приводятся типичные формулировки, которые должны быть творчески переработаны педагогом с учетом контингента, социальной ситуации и условий реализации:

- воспитание гражданской зрелости, самостоя­тельного мышления, культуры дискуссии, спора, уважения к закону, чужому мнению, патриотизма, интернационализма, ответственности за принимаемые решения; умения сотрудничать, заботиться о людях;

- формирование оптимистического взгляда на бу­дущее; развитие доброжелательности, коммуникабельности; адекват­ности и действенности самооценки;

- развитие социальной инициативности, самостоя­тельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- выявление, актуализация современных социальных проблем, привлечение к их решению детей и молодежи;

- организация группового и индивидуального общения;

- финансовое содействие продвижению молодежных и детских инициатив, направленных на оказание помощи нуждающимся людям местного сообщества; и др.

Приведенный выше пример неудачных формулировок целей «трудовых десантов» и «субботников» может быть дополнен «адекватными» целями: для сельских детей младшего школьного возраста – «доставить радость учителям и старшеклассникам чистотой и цветниками пришкольного участка»; для сельских подростков-мальчиков - «проведение конкурса на изготовление самой лучшей урны района»; для выпускников – «разработка долгосрочного проекта поддержания чистоты пришкольного участка».

Примеры удачных формулировок целей трудовых акций и служения для школьников:

- развитие социальной инициативы старшеклассников в трудовой деятельности экологической направленности на базе природных объектов района;

- воспитание социальной ответственности за людей, нуждающихся в помощи и поддержке (одинокие старики, семьи, потерявшие кормильца, сироты из детского дома и т.п.);

- оказание социально-педагогической и морально-психологической поддержки детям из неполных семей, имеющих проблемы в общении и трудности в классном коллективе, на основе индивидуального шефства.

Постановка задач.

Для успешной реализации миссии и цели социального служения необходимо установить конкретные задачи. Этот поможет решить, какие мероприятия необходимо выбрать, чтобы с наилучшим результатом достичь цели. Процесс формулирования задач должен быть совместным, необходимо, чтобы молодые люди смогли почувствовать себя нужными. Участвуя в служении, они должны показать себя с лучшей стороны. Важно продемонстрировать потенциальным добровольцам их необходимость для социального служения и пользу от него для каждого. Люди предлагают себя, если чувствуют свою необходимость, умеют быть полезными.

Возможны несколько подходов к формулированию задач.

Первый подход – «менеджментский»: рассмотрение процесса реализации проекта социального служения с позиций менеджмента. В этом случае выделяются две группы задач:

1) конечного результата (например, к 1 ноября установить 10 «говорящих» урн в городском парке; построить к 1 сентября пандусы для инвалидных колясок во всех школах района и др.);

2) управления (привлечь к реализации проекта 7 консультантов, 8 педагогов-наставников; провести кампанию по сбору средств в размере не менее 3000 рублей и др.).

Учитывая, что социальное служение – образовательный процесс, к этим двум необходимо добавить группу задач -

3) образования (например, придерживаться ценностей сотрудничества и взаимоподдержки; разработать этический кодекс участника служения или члена организации; воспитание толерантности, трудолюбия, обучение проектированию общественной деятельности, развитие познавательности и др.).

Второй подход – «субъект-объектный»: связан с направленностью той или иной планируемой деятельности на субъекты и (или) объекты социального служения. В этом случае условно можно выделить четыре группы задач:

1) способы решения конкретной социальной проблемы;

2) способы решения конкретных проблем (удовлетворения нематериальных поьребностей) организаторов и участников служения;

3) способы привлечения волонтеров, организации их труда, одобрения достигнутых результатов;

4) способы привлечения дополнительных ресурсов, пропаганды добровольчества.

Третий подход – «вопрос-ответный»: ответы на «глобальные» вопросы, типа: Что делать? Когда? Как? Кто? Что будет донесено до сообщества и средств массовой информации с помощью проекта? Какова стоимость? Где достать деньги и материалы? Каким будет социальное служение?

Подход «задача как ответ на вопрос» позволяет спрогнозировать успешность осуществления более конкретных этапов работы, избежать ошибок и мелких недоразумений, способных испортить общее хорошее впечатление о задуманном. Например, нужно заранее решить: будут ли полностью задействованы образовательные учреждения (школы, училища, клубы)? Какое количество молодых людей ожидается? Будет ли служение организовано днём, во время или после занятий? Какой опыт приобретут добровольцы в ходе служения? Какое оборудование необходимо, чтобы реализовать проекты служения, и кто это приобретёт? Должны ли добровольцы принести собственные кисти, грабли, или школа обеспечит их необходимым инвентарём? Будут ли присутствовать представители педагогического коллектива, которые помогут в распределении работ и обеспечат дополнительную поддержку, необходимую на объекте? Имеет ли школа возможность перевозить добровольцев на собственном автобусе? Есть ли место для завтрака добровольцев, туалеты? Как далеко находится объект от места торжественного открытия (закрытия)? Доступен ли объект для людей в инвалидных колясках? Какие меры будут приниматься в случае дождя?

Четвертый подход к формулированию задач – «целедостигаемый»: обращение к логике достижения цели. Условно весь путь к цели разбивается на участки (например: планирование, реализация, последействие), для каждого предлагается свой комплекс задач.

Например, контрольный список задач для планирования массовых трудовых акций может включать:

- выбрать места проведения мероприятий;

- подготовить руководителей групп и команд;

- организовать открытие мероприятия и празднование его завершения;

- составить график проведения мероприятия;

- распределить добровольцев по местам;

- подготовить площадки проведения мероприятия и провести тренировку;

- оповестить средства массовой информации;

- продумать последствия служения; и др.

Во время реализации проектов служения могут решаться задачи:

- координация, управление деятельностью добровольцев на объекте;

- распределение работ;

- получение новых знаний, умений на месте;

- обеспечение безопасности и благополучия добровольцев;

- управление оценкой труда добровольцев;

- фиксирование результатов работы добровольцев;

- организация рефлексии; и др.

В процессе последействия решаются задачи:

- обсуждение результатов и осуществление рефлексии;

- оценка работы на объекте совместно с родителями;

- отправка благодарственных писем организаторам и исполнителям;

- возвращение оборудования и инвентаря; и др.

Пятый подход – «конкретно-поручительский»: связан с конкретизацией поручений каждому участнику социального служения. В этом случае количество групп задач будет определяться количеством людей, занятых в подготовке и реализации проекта. Каждый из них получит своего рода памятку, содержащую следующие сведения:

- связь поручения с миссией и целью служения;

- права, обязанности и ответственность;

- описание оборудования, на котором придется работать;

- навыки, квалификации которые требуются для работы;

- затраты времени (в день, неделю, месяц);

- сведения о возмещаемых расходах, льготах;

- программа обучения и подготовки;

- ожидаемые результаты;

- формы оценки качества работы и подведения итогов.

Учреждения, организации, которые выбираются в качестве базы проведения социального служения, люди, которые удовлетворяют свои нематериальные потребности с помощью общественного объединения, могут стать потенциальными партнерами организаторов. Доброволец, включаясь в проект, берет на себя ответственность выполнять задания, поручения качественно, в определенный срок, стремиться обучаться в процессе деятельности, совершенствоваться, поддерживать доброжелательные отношения со всеми участниками. Возможно все эти обязательства отразить в специальном договоре.

Каждый ребенок, молодой человек, взрослый, должен увидеть, что волонтерская деятельность может нести в себе как положительный, так и отрицательный результаты. Сделать людей, включающихся в проект общественной организации, реальными участниками волонтерского движения – задача трудная, но достижимая. Каждому волонтеру в своей работе необходимо постоянно помнить, что своими социально-педагогическими акциями он не ставит задачу устроить для нуждающихся в помощи праздник. Доброволец даёт им не выловленную рыбу, а удочку для ловли рыбы, делает все для того, чтобы они умели самостоятельно (или став членом общественного объединения) решать свои проблемы: получать новый уровень образования, находить дополнительное финансирование, рабочие места, единомышленников, добиваться получение причитающихся им льгот. Важна цепочка волонтерских усилий: привлекаемые волонтеры - дети и молодежь - привлекают волонтеров из числа тех, на кого направлены их программы и проекты: дети-сироты, «трудные» подростки, инвалиды, пожилые, многодетные, безработные и т.д. В противном случае социальное служение может превратиться в «милостыню», потворствующую лености, безделью, получению благ без вложенного труда, порождению увеличивающихся групп «клиентов».

Разработка проекта.

Ведущим методом социального служения выступает проектный, основанный на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (38). Метод проектов позволяет участникам социального служения оказаться в различных жизненных ситуациях, сталкиваться с затруднениями, преодолевая их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели. Метод проектов обеспечивает развитие инициативности и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и применением их в решении практических задач[68].

Проект – это целостное представление о должном или идеальном, с разработанным механизмом реализации в конкретной жизненной ситуации, включающее ресурсное обоснование и оценочный аппарат. Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу. Высшим этапом проектирования социального служения является прогнозирование молодыми людьми культурно-образовательных, государственно-политических, социально-экономических линий развития общества, определение потенциальных возможностей преобразования мира.

Проект социального служения - это логическая совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей в рамках устава данной организации, с установленным бюджетом, графиком работ и качественных показателей.

Шаги планирования проекта:

- Формулировка проблемы (желательно обосновать ее с использованием каких-либо цифр), а из нее - цели проекта.

- Выбор основной стратегии, ведущей к достижению цели.

- Разбивка проекта на отрезки или шаги.

- Определение качественных критериев выполнения проекта для каждого шага.

- Определение временных затрат на осуществление каждого шага.

- Определение последовательности выполнения шагов и сведение этой информации в единый план-график всего проекта.

- Просчет издержек для каждого шага и сведение этой информации в единый бюджет проекта.

- Определение исполнителей проекта, включая их количество, требуемые должности, а также их обязанности и ответственность.

- Дополнительная подготовка или обучение привлеченных людей.

- Определение партнеров проекта (государственные, коммерческие структуры, НКО). Выработка необходимых процедур и политики.

Проекты социального служения должны отвечать трем основным требованиям.

Во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества.

Во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (людских, материальных, информационных и т.п.). Проект – не жалоба, не мольба, а психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.

В-третьих, проект – это исследовательская работа, прогноз конечного результата предпринятых усилий, вносимых изменений. Грамотно спланированный проект становится убедительным аргументом идей и теорий его разработчиков.

С учетом этих требований проект должен:

- содержать описание актуальной проблемы, иметь четко сформулированные названия, цель, задачи, планируемые результаты;

- опираться на анализ имеющегося опыта и литературы в стране и в мире;

- содержать описание конкретной деятельности по решению поставленных задач (что и как нужно сделать, чтобы решить заявленные проблемы; какие шаги, когда и в какой логике предпринять; кого и как привлечь к своей работе, каковы будут их обязанности, права, ответственность; кто, когда и как будет контролировать и оценивать достижение планируемых результатов; кто и как будет отчитываться о проделанной работе; как доказать эффективность своей деятельности);

- быть качественно оформленным (грамотно составленный титульный лист, качественная бумага; аккуратность напечатания, отсутствие ошибок, противоречий, повторов, краткость подачи материала; профессиональный, интеллигентный тон; ясный и четкий стиль изложения);

- иметь грамотно составленные и оформленные приложения (исследовательские анкеты, образцы выдаваемых документов, рецензии коллег-специалистов, независимых экспертов, рекомендательные письма; копии публикаций, переписки с общественностью, СМИ, органами власти, спонсорами; брошюры, ежегодные отчеты и т.п.).

Проект социального служения должен включать ключевые для каждого события даты, оценку результатов и определение ответственных.

Если какая-та запланированная задача проекта вовремя не решается, участники должны определить, какие необходимо принять меры, чтобы уложиться в установленный график работ. Временные рамки должны быть реально выполнимыми.

Примерный текущий план социального служения

- Создание оргкомитета, распределение должностей по отдельным вопросам.

- Определение задач.

- Определение типа мероприятий.

- Привлечение местных организаций.

- Поиск и выбор участков служения и специальных мероприятий.

- Ходатайство перед местными предприятиями и организациями для оказания поддержки.

- Привлечение добровольцев.

- Подготовка информационных материалов, бумажных объявлений и т.д.

- Поиск финансовых доноров.

- Определение участков проведения мероприятий.

- Материально-техническое обеспечение проекта – внесение арендной платы за оборудование, транспорт и др.

- Реализация образовательных проектов (если таковые имеются), организация их презентации в общественных местах.

- Сбор средств, ориентированных на частные пожертвования.

- Приглашение местных журналистов.

- Приглашение представителей органов власти, местного самоуправления.

- Подбор оборудования, необходимого для конкретного участка деятельности.

- Сбор продовольственных пожертвований или закупок.

- Подготовка рекламы.

- Проведение установочных (вводных) собраний для руководителей групп добровольцев.

- Запуск рекламной кампании в средствах массовой информации.

- Отправка письма-подтверждения для оказания гостеприимства участникам, руководителям групп, донорам и т.д.

- Обеспечение участников служения транспортом.

- Подготовка списка участников служения.

- Повторное подтверждение по телефону участия руководителей групп, доноров и т.д.

- Связь со всеми членами оргкомитета для донесения и обсуждения возможных проблем.

- Обеспечение транспортировки и хранения пожертвований и других материалов.

- Подтверждение участия средств массовой информации.

- Организация службы подведения итогов и их пропаганды.

- Отправка благодарственных писем руководителям групп, донорам, добровольцам и т.д.

- Оценка работы совместно с оргкомитетом и добровольцами.

- Разработка структуры для повышения уровня коммуникации между жителями сообщества.

- Организация Консультативного совета сообщества и т.п.

Для успешной организации служения важно разработать план действий в случае непредвиденных обстоятельств. Что если придёт больше людей, чем планировалось? Возможно, организовать несколько участков так, чтобы разместить дополнительное количество людей. Что если неожиданно пойдет дождь? Мероприятие должно состояться при любой погоде: будет ли идти дождь или светить солнце - специальные меры необходимо предпринять заранее. Если начало акции намечено на улице, возможна подготовка открытия во время дождя. Необходимо удостовериться, чтобы все выступающие и руководители знали, как реагировать, если пойдет дождь (например, переход на альтернативную площадку). Можно купить дополнительные коробки, большие мешки для мусора, которые можно использовать как непромокаемую одежду или подстилку на землю. Если служение предполагает работу на улице, которая не может быть закончена при неблагоприятной погоде, важно иметь дополнительный план и работу для добровольцев во время дождя. Это должно быть обсуждено с объектом служения заранее. Планируя служение, нужно быть реалистичным насчет того, что можно закончить в определенное время. Команда добровольцев должна знать, что надо сделать к концу дня. Если работа не закончена, возможно, команда согласится вернуться в другое время, или другая группа добровольцев поможет закончить работу.

Распределение заданий возможно несколькими способами. Так как в основном в служении примут участие школьники и студенты, можно распределить задания по возрастным группам. Другой подход состоит в том, что участники объединяются в разновозрастные группы, где старшие учащиеся работают с младшими. Руководители групп могут быть назначены или выбраны самими детьми. Необходимо вначале подобрать объекты служения и руководителей групп, затем обсудить способ объединения людей в команды.

Организаторы служения должны быть информированы относительно чрезвычайных мер и ответственности за деятельность волонтеров. Руководители должны знать, что делать на участке, если произойдёт несчастный случай, к кому обратиться за помощью, как определить добровольца в ближайшую больницу или медицинский центр, и где расположить комплект первой медицинской помощи на участке.

Важно наличие контрольных списков и письменных инструкций. Организаторам необходимо помнить большое количество деталей, а письменные контрольные списки помогут сэкономить много времени. Письменные инструкции для регистрации, транспортирования и т.д. помогут освободить организаторов от необходимости отвечать на одни и те же вопросы снова и снова[69].

Возможна разработка памяток участникам, в которых отражаются все аспекты, связанные с подготовкой, охраной здоровья и безопасностью. Так, например, поступают в ДИМСИ, помещая в раздаточной программе каждого мероприятия Памятку участника.

Организаторы должны стремиться сделать все для того, чтобы в ходе социального служения дети и молодые люди проигрывали жизненные ситуации, научились понимать, как сделать так, чтобы окружающим было хорошо, как их приободрить, утешить, посочувствовать, принять на себя чужую боль. «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе» – золотое правило человеческого общения – является основным и для организаторов волонтерской деятельности, способной сделать мир красивым, добрым и милосердным.

Подготовка отчетов.

Грамотно составленный содержательный и финансовый отчет о проведении акций социального служения – залог того, что социальное служение не превратится в «очередное массовое мероприятие», а станет основой для совершенствования образовательных усилий местного сообщества, послужит заделом в продолжение начатой работы по пропаганде добровольческого движения, продемонстрирует серьезность и перспективность организаторов и волонтеров. Составление отчетов способствует появлению новых мыслей и идей, а значит, и совершенствованию деятельности. Организованный сбор достоверной информации противопоставляется стихии неупорядоченных действий, проявлению спонтанности и некомпетентности в работе, «любительскому», непрофессиональному отношению к делу.

Основой содержательного отчета являются ожидаемые результаты, планируемые в самом начале организации социального служения. Чтобы иметь подтверждающие данные о том, что планируемое достигнуто, необходимо заранее продумать исследовательские методики оценки эффективности общественно значимой деятельности.

Отражение процесса служения, организации помощи, способствующее координации услуг профессионалов и волонтеров, направляющееся исполнителями различных уровней социального взаимодействия, определение стратегий помощи и поддержки, процесс принятия решений, результатов обсуждений, включения официальных распоряжений, реализации постановлений, осознания перспектив и систем совместных действий и другие действия организатора социального служения фиксируются в дневнике и отчетах специалиста и волонтера.

Заключительная запись о достигнутом прогрессе — это резюме, содержащее основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается «дело».

Большинство волонтеров, привлекаемых к социальному служению, живет в обстановке, близкой к экстремальной, стрессовой, тупиковой. Потребность в постоянных отчетах воспринимается ими как совершенно непрагматичная, излишняя или не осознается вовсе при формировании комплекса совместных действий. Может быть, именно поэтому люди испытывают к волонтерам и общественным организациям те же чувства, что и при обращении в казенные инстанции. Как бы то ни было, социальное служение в результате лишается своего столь важного компонента, как постоянная база поддержки, в отношениях с которой только и могут строиться система и стратегия помощи, спасения.

Благодаря продуманной системе отчетности возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая специалиста и волонтера от полного поглощения рутиной работой, с другой — намечающая автономные сферы собственных возможностей и вслед за ними — возможностей социальной среды и самого клиента.

Документация:

— является своеобразной “памяткой”, “напоминанием” о волонтерах, участниках программ и проектов, их проблемах, совместных целях. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле, почему и что еще необходимо сделать;

— фиксирует определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи служения, а значит, выступает в роли отчетного документа;

— становится доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу волонтера и специалиста;

— способствует повышению квалификации, выражает степень сформирован<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.013 с.)