Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История общественного движения детей и молодежи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организованное детско-молодежное движение в той или иной степени развито в каждом государстве. Крупные политические партии, религиозные течения, профессиональные, научные сообщества, общественные объединения имеют соответствующие детско-молодежные структуры, финансируют их и всячески способствуют их работе. Вся история организованного детско-молодежного движения – это летопись попыток взрослых завоевать умы молодежи, привлечь на свою сторону как можно большее количество участников. Особых успехов в этом достигли религиозные и политические деятели. Историю детско-молодежного общественного движения можно трактовать в контексте развития, возникновения и смены формаций, цивилизаций, эпох, событий, государственно-общественных устройств. Общественные объединения рассматриваются как самостоятельный институт, играющий специфическую роль, но эволюционирующий вместе с обществом и человеком. Для общественной организации важен фактор времени, поскольку люди не придерживаются своих пристрастий и антипатий продолжительное время. Любая детско-молодежная структура – это склепок, копия взрослого мира: скауты – армия, пионеры – компартия, димсисты – волонтеры и т.п. Движущей силой детско-молодежного движения выступает преемственность идей взрослого мира. Это самый распространенный подход исторического анализа общественного движения. Большинство исследователей на его основании выделяют условные исторические рамки, связанные с развитием человечества. Так, историю детско-молодежного общественного движения обычно рассматривают в трех периодах: 1) Досоветский («скаутский»: с 1908 г. до 1917 г.); 2) Советский («пионерско-комсомольский»: с 1917 г. до 1991 г.); 3) Постсоветский («вариативный»: с 1991 г. – до наших дней). В России скаутские отряды при поддержке Николая II появились в 1908 г. в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуми. В отряды входили мальчики из семей военных, преобладала военная подготовка. Из-за событий октября 1917 г. скаутизм в России вплоть до 90-х годов XX века прекратил свое существование. С 1919 г. скаутские организации координировал Международный совет. В 1920 г. основана Всемирная организация скаутского движения и создано Всемирное бюро скаутов. В 1928 г. на базе Международного совета основана женская Всемирная ассоциация герлгидов и герлскаутов. Всемирная организация и Всемирная ассоциация объединяют свыше 110 национальных ассоциаций. В мае 1922 г. на смену скаутизму приходит «детское движение с применением в нем реорганизованной системы скаутинг» (2-я Всероссийская конференция РКСМ). В сентябре 1923 г. детское движение было «реорганизовано» в детскую организацию - единую и единственную, рассматриваемую как классовое, политическое явление, нацеленное на коммунистическое воспитание. Скаутизм был запрещен. В отечественном детском и молодёжном движении до начала 90-х гг. ХХ в. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация, наряду с ними существовали лишь отдельные немногочисленные незарегистрированные молодёжные диссидентские группировки. В политизированных объединениях — ВЛКСМ и пионерской организации - декларировался самодеятельный характер, на деле же утвердились жёсткая регламентация деятельности и контроль со стороны партийных и государственных органов. Всякого рода неформальные объединения, кроме чисто любительских, преследовались, запрещались. Поэтому возникавшие отдельные группы не приобретали массового характера, как это было за рубежом. Как альтернатива авторитарной командно-бюрократической системе воспитания в конце 50-х гг. XX в. возникает коммунарская методика И.П. Иванова (другие обозначения - методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская» педагогика (от названия Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок»), методика коллективного творческого воспитания). Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40—70-х гг. — «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятии», парадно-показной демонстрации коллективных достижений. В 70—80-х гг. XX в. формализм и заорганизованность детских и молодежных объединений, усиление педагогического руководства ими привели к существенным противоречиям между декларируемым самодеятельным характером организаций и их реальной зависимостью от учителей и вышестоящих комсомольских и партийных органов. Основная деятельность пионерской организации в это время — всесоюзные военизированные игры «Зарница» и «Орлёнок», марши пионерских отрядов («Моя Родина — СССР», «Мир и солидарность» и др.), провозглашавшие цели патриотического и интернационального воспитания, сводились, по существу, к парадным рапортам и отчётам партийным органам. С середины 80-х гг. предпринимались попытки реформирования пионерской организации, но поиск новых методов и форм не дал ощутимых результатов. К началу 90-х гг. Всесоюзная пионерская организация практически прекратила свою деятельность. В 1990 г. её преемником стал Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), действующий в России после распада СССР. СПО (ФДО) объединяет пионерские и не пионерские организации, функционирующие, кроме регионов РФ, в некоторых государствах бывшего социалистического лагеря и ряде других стран[19]. В 90-х гг. XX века наиболее трудная ситуация сложилась с общественными организациями детей и подростков школьного возраста. По Закону об образовании (1992 г.) в школе запрещено создавать общественно-политические организации. Некоторые школы, лишившись привычных форм пионерской и комсомольской работы, оказались неспособными организовать воспитательную работу с детьми. Многие внешкольные объединения ввели или подняли плату за образовательные услуги, что также привело к сокращению количества детей, занимающихся в кружках и секциях в микрорайонах проживания учащихся. В результате многие дети оказались в свободное время предоставленными самим себе и стали объединяться в уличные компании. Возникла опасность вовлечения детей в организации религиозно-мистической направленности, как, например, «Белое братство», в которых существует угроза здоровью и жизни детей. Попытки создания массовых внешкольных организаций, например, скаутских, пионерских, димсистских также не увенчались успехом в силу отсутствия существенной финансовой поддержки государства (кадры, материальная база). Как отмечает Г. Хебнер, возникновение неформальных протестных организаций связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест усиливался в период общественных переломов и кризисов. В конце 40-х - начале 50-х гг. XX века в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, типы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерны пристальный интерес к себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. В современной России неформальные объединения детей и молодежи представлены музыкальными, спортивными фан-клубами, хиппи, движением зеленых, рокерами, панками и др. Большая группа неформалов («фанаты») увлекается различными течениями в авангардной музыке, спортом. В 1970—80 гг. выделились «металлисты» (поклонники т.н. тяжёлого рока), заимствовавшие внешний стиль панков. Иногда к неформальным объединениям относят и молодёжные группы, исповедующие те или иные религиозные доктрины, несвойственные местной культуре. Среди них выделяются сторонники различных религиозно-философских доктрин. Уровень развития современных средств коммуникации также вызвал к жизни своеобразные объединения. Действуют так называемые компьютерные сети (Интернет), посредством которых подростки и молодые люди могут общаться со своими сверстниками из далёких стран, практически никогда не встречаясь. При всей привлекательности этих особых объединений (среди них школьники, студенты, которые имеют общие интересы в различных областях знания) существует опасность отрыва от социальной жизни, ухода в некую виртуальную реальность. С 60-х гг. XX века получают распространение спортивные клубы фанатов-болельщиков. Они постоянно враждуют между собой, устраивают во время соревнований беспорядки, которые иногда принимают массовый характер и требуют вмешательства органов правопорядка. Противоположным по духу является модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединяющее на своих слётах иногда тысячи подростков и молодых людей, которые стремятся найти самовыражение в творческой деятельности. Движение отечественных хиппи существовало как объединение избранных, демонстрирующих своё превосходство (в т. ч. это выразилось и в джинсовом стиле одежды, который был доступен только обеспеченным слоям населения). В 70—80-х гг. распространились подростково-молодёжные группы «рокеров» (аналог западных), «люберов», которые объединили физически крепких, натренированных в специальных спортивных клубах подростков и юношей, выступавших за радикальное очищение городов от всех поклонников западного мира. в т.ч. от хиппи, панков и т.п. В 80—90-х гг. появились своеобразные клубы детей и подростков (иногда вместе со взрослыми), предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого объединения — движение «толкинистов», распространившееся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена (1892—1973), в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, идеями воспитания и т.п., населённый эльфами, гоблинами и т.п. сказочными существами. Феномен Толкиена — в создании системы ценностей и идеалов, которые не может дать реальная жизнь. В начале 90-х гг. отечественные панки, хиппи перестали быть элитарными группами и пополнились подростками и молодежью из различных социальных групп. Позже распространились «брейкеры», «скейтбордисты» и т. п. (по виду увлечения). В последние годы в больших городах России появились группы скинхедов - фашиствующих молодежных банд, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. Для России это сравнительно новое социальное явление, так как фашизм как идеология не имел в СССР распространения в молодежной среде даже в годы брежневского «застоя», несмотря на отдельные всплески молодежного экстремизма похожей направленности. Подоплекой данного социального явления являются экономические трудности переходного периода российского государства, когда значительная часть молодежи, не имеющая материальной поддержки семьи для получения престижного образования, высокооплачиваемых рабочих мест, направляет свое возмущение на «инородцев», составляющих конкуренцию. Это возмущение искусно подогревается отдельными средствами массовой информации и политиками, извлекающими определенные политические выгоды и использующие движение скинхедов как жупел в политических интригах. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои. Очаг военно-политической и национально-религиозной напряженности на юге России продуцирует нескончаемые потери не только в смысле человеческих и материальных ресурсов, но и в плане морально-психологического ожесточения в различных слоях российского общества, прежде всего в молодежной среде, что и составляет питательную почву для российских скинхедов, количество которых неуклонно растет. Начало нового тысячелетия ознаменовалось массовыми выступлениями «антиглобалистов» (или, как они себя сами называют «новым антикорпоративным, антикапиталистическим движением за глобальную демократизацию»). Исследователь мирового неформального движения А.Н.Тарасов отмечает, что «антиглобалисты» выступают не столько против возникновения единой мировой экономики, единого мирового рынка товаров, услуг, рабочей силы, сколько против тех форм глобализации, которые транснациональные корпорации навязывают человечеству. Сегодня 1% населения планеты владеет 40% её богатств. Разрыв в доходах между бедными и богатыми за последние 30 лет удвоился, а между богатыми западными странами и развивающимися увеличился в 3 раза. За это же время выросло поколение, полностью разочаровавшееся в парламентской демократии. Молодые люди, вовлеченные в частные гражданские инициативы, обнаружили, что не могут реально влиять на политиков. Именно эта молодежь составляет костяк «антиглобалистов». Самыми первыми «антиглобалистами» считают партизан-сепатистов, появившихся в 1994 г. на юге Мексики, в штате Чьяпас, когда вступил в силу Договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) и мексиканские рабочие потеряли 26% заработка. Это привело к вооруженному восстанию, поднятому Сапатистской армией национального освобождения (САНО). В 1996 г. в штате Чьяпас состоялась первая встреча против «глобализации». Сегодня в борьбе против «глобализации по Международному Валютному Фонду» участвуют миллионы людей. Первые крупные уличные беспорядки произошли в Сиэтле, где на улицы вышли 100 тыс. человек (80 тыс. приезжих и 20 тыс. местных жителей). Сбор средств для проведения акции осуществляется следующим образом: по интернету организаторы призывают всех сочувствующих прислать на проведение мероприятий по 1 доллару. Откликаются миллионы человек, многие присылают не 1, а 5,10, некоторые - 50 долларов (на акции в Генуе, откликнулись выше 1,5 млн. человек). В самом массовом протесте «антиглобалистов» в Генуе (2002 г.) на улицы вышли 300 тыс. человек (120 тыс. итальянцев и 180 тыс. иностранцев), полиция вновь, как накануне в Гетеборге, стреляла по демонстрантам. Один человек - итальянец Карло Джулиани - был убит, 200 человек подучили ранения разной тяжести, около тысячи были арестованы. Организаторы подобных акций считают, что в ряды демонстрантов специально засылаются сотни провокаторов, замаскированных под анархистов из «Черного блока». Они откровенно координируют свои действия с полицией, связываются с ней по рации, беспрепятственно устраивают погромы – для того, чтобы оправдать репрессии против демонстрантов. Самая известная организация «антиглобалистов» – АТТАК, название которой расшифровывается как «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о предложении известного американского экономиста, нобелевского лауреата по экономике Тобина обложить налогом в 0,1% все спекулятивные финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире. АТТАК возникла во Франции в 1998 г. как движение против финансовых спекуляций и стремительно выросла до сегодняшних 50 тыс. членов. АТТАК представляет собой сеть местных комитетов, выступающих против финансовых спекуляций, афшорных зон, политики Всемирной Торговой Организации. Другой заметной организацией является «Direct Action Network» («Сеть прямого действия»), борющаяся против коммерциализации образовательных и медицинских учреждений, уничтожения тропических лесов, ограбления стран третьего мира. Движение «Reclaim the Street» («Вернем себе улицу») возникло первоначально в Англии, выступает в защиту природы, против полицейского насилия, за расширение прав местного самоуправления, требует списания внешних долгов стран третьего мира, поскольку эти долги возникли из-за политики, навязанной этим странам МВФ. Списание внешних долгов является и основной целью движения «Drop the Debt» («Снижение долга»), также возникшего в Англии и быстро растущего. Испанская организация «Tute bianche» («Белые халаты») специализируется на защите прав больных и малоимущих, иммигрантов, женщин, детей, устраивает «социальные центры помощи» бездомным и безработным, объединяя нуждающихся в группы взаимодействия. В движение «Focus for the Global South» («Сосредоточение для Глобального Юга») входят различные общественные организации стран Азии (суммарно до 12 млн. человек). Оно требует уничтожить ВТО, МВФ, Всемирный банк и вообще заменить международные институты (включая ООН), зависимые от Запада и транснациональных компаний, новыми - на основе равноправия всех стран и народов. Движение «Via campensina» («Крестьянский путь») объединяет крестьянские организации 60 стран (суммарно 50 млн. человек), включая очень радикальные (такие, как «Движение бедняков Таиланда» и «Движение безземельных Бразилии»), выступает за экологически чистое и безопасное сельскохозяйственное производство, за справедливое распределение земель, за создание «союза народов» - международных низовых организаций, которые должны противостоять «союзу богачей и правительств» (включая ООН и НАТО). Всего в движение «антиглобалистов» входят более 120 разных групп и организаций, единое руководство отсутствует, участники отдельно договариваются о координации действий на каждой массовой акции, между разными группами могут быть значительные расхождения во взглядах и разные представления о тактике. Организации «антиглобалистов» действуют в России: «АТТАК – Россия» возникла вокруг группы ученых и профсоюзных деятелей из «Школы трудовой демократии». В ноябре 2001 г. инициативная группа «Социальное действие» возникла вокруг профсоюза «Защита», движения «Альтернативы» и троцкистской организации «Социалистическое сопротивление»[20]. В мировом неформальном движении выделяются направления, которые характеризуются наиболее общими признаками и имеют значительное влияние среди детей и молодёжи. Количество участников таких неформальных объединений не очень значительно и по ряду оценок измеряется тысячами человек, однако их популярность в детской и молодёжной среде необыкновенно широка. В неформальных объединениях рождаются многие идеологические представления, мода, музыка и др. явления. В России многие неформальные объединения копируют западные движения, хотя существовали формирования, характерные только для нашей страны, например, «люберы». Педагогически грамотно организованные общественные объединения создают свой собственный мир, мир самобытной и непосредственной жизни, удовлетворяющий стремление юности к приключениям, к героическому, к дружбе. Большинство же современных объединений (особенно молодежные прополитические движения) подражают взрослым. Молодежь искусственно делится перегородками, определяемыми различиями культурно-политических идеалов взрослых. Детско-молодежные общественные объединения часто рассматриваются как резервы политических партий. Кроме того, расцвет общественного движения приходится на кризисные моменты развития общества: войны и революции. В мире нет ни одной реальной политической силы, которая не культивировала бы в подрастающем поколении свои идеалы и ценности, помогающие ей сохраняться и переходить от поколения к поколению. Есть ряд организаций, специально создаваемых для будущих выборов, то есть являющихся одним из инструментов избирательной кампании. В промежутках между выборами деятельность таких организаций консервируется, для них достаточно держаться на плаву, создавать видимость работы, чтобы, как птица Феникс, ближе к выборам восстать из пепла и объявить себя «объединителем прогрессивной молодежи». Такие организации очень удобны для «вхождения в народ», они создают видимость любви и поддержки кандидата народом. Классовый подход к анализу детско-молодежного движения – наиболее распространенный у советских исследователей. Настоящий подход интересен тем, что позволяет рассматривать общественные объединения как группы с предсказуемым развитием (капитализм – рынок и свобода, коммунизм – всеобщее благоденствие и справедливость). Активизация деятельности трудящейся молодежи усилилась с созданием 2-го Интернационала (1889). Входившие в него партии уделяли большое внимание пролетарским молодежным объединениям. Первый такой союз — «Молодая гвардия» был организован в 1886 г. в Генте (Бельгия). К началу ХХ века почти во всех европейских странах действовали организации социалистической рабочей молодёжи. В 1907 г. в Штутгарте они учредили международный Социалистический интернационал молодежи (СИМ), который активно поддерживали левые социал-демократы, занявшие жёсткую позицию по отношению к реформистскому крылу социал-демократии. Борьба между двумя основными группировками в социалистическом и рабочем движении вызвала также разделение в рядах молодёжи, окончательно оформившееся с организацией в 1919 г. в Берлине Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ). В 20-е гг. развитию детского и юношеского движения способствовала деятельность Коминтерна и Коммунистического интернационала молодежи (КИМа), при котором были образованы Комитет детского коммунистического движения и Международное детское бюро. В середине 30-х гг. постановлением 6-го конгресса КИМа детские коммунистические организации были распущены. Вплоть до начала II-й мировой войны в 1939 г. отношения между двумя противостоящими объединениями характеризовались конфронтацией, не позволявшей установить эффективное сотрудничество ни на международном, ни на национальном уровнях. Это противоборство сыграло негативную роль в развитии молодёжного движения и в ряде стран способствовало укреплению влияния фашистской идеи среди молодёжи. Успех фашизма, а к началу 40-х годов ХХ века молодежные организации этого толка создаются практически во всех европейских странах, объясняется большим вниманием европейских государств к объединениям рабочей молодежи в кружки двух типов: на производстве и по месту жительства. Расположенные на промышленных предприятиях, они давали молодежи льготы для туризма, занятий лыжным спортом, коньками и т.д. Рабочие старшего поколения собирались по месту жительства, где находили привычную для себя атмосферу, могли пропустить стаканчик вина. В ряде стран экстремистские детско-молодежные группы действуют и в настоящее время, как правило, под покровительством неофашистских организаций. В современной России большинство политических партий (особенно радикального толка) имеют свои детско-молодежные структуры. В настоящее время получают распространение не так уж многочисленные, но привлекающие заметное внимание правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну. На рубеже XIX и XX вв. с развитием молодежного революционного движения возникли детские организации демократической направленности. В 20-е гг. ряд организаций объединились в пионерское движение, другие на социал-демократических позициях образовали Социалистический интернационал воспитания и международное движение «Соколы» (ныне представляющие единую организацию). Международное движение «Соколы» — Социалистический интернационал воспитания ведёт историю с 1924 г., когда в Ганновере некоторые демократические социалистические воспитательные организации официально объединились в Социалистический интернационал воспитания. В 20-е гг. в Австрии, Германии и др. странах появились организации, называвшиеся под влиянием «Песни о Соколе» М. Горького «красными соколами». Они занимались преимущественно клубной, спортивной работой, организацией певческих школ, антивоенных праздников для детей. С 1933 г. и до конца II мировой войны деятельность «красных соколов» была сокращена и приостановлена, а в середине 40-х гг. воссоздана. В 1946 г. образован Международный секретариат, в 1953 г. сформировалось Международное движение «Соколы», а к 70-м гг. утвердилось Международное движение «Соколы» — Социалистический интернационал воспитания. Члены движения на основе концепции демократического социализма выступают за воспитание в духе мира. Первые детские социалистические группы и союзы «друзей детей» были созданы в начале XX в. в Австрии, Великобритании, Швеции и др. странах. Они были организованы как воскресные школы и носили преимущественно культурнический, просветительский характер. В революционной России возникли многочисленные детские коммунистические группы. Единая пионерская организация была создана в 1922 г. К этому времени коммунистические союзы детей действовали в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Чехословакии и др. странах. Демократическое детское и юношеское движение возродилось после победы над фашизмом. Пионерские и подобные им организации возникли во всех странах, входивших в социалистический лагерь. Демократические детские и юношеские организации действовали также в Австрии, Италии, Финляндии, Франции и др. В ходе II мировой войны были заложены основы для более широкого взаимодействия молодёжных организаций различной политической ориентации. Этот процесс получил отражение в создании новых массовых международных объединений — Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ, 1945, Лондон) и Международного союза студентов (МСС, 1946, Прага), объединивших в своих рядах на общедемократической платформе молодёжь различных политических, философских и религиозных воззрений. Однако уже к концу 40-х гг. прогрессивные тенденции в создании широких демократических молодёжных союзов были приостановлены под влиянием догматической идеологии культа личности, когда в ряде стран Центральной и Восточной Европы молодежные проблемы рассматривались через призму соперничества между капитализмом и социализмом. Начавшаяся в период «холодной войны» поляризация сил в международном и студенческом движении приобрела необратимый характер, отразившийся в расколе ВФДМ и МСС и выходе из них ряда организаций западных стран. Во 2-й пол. 40-х гг. эти организации стали инициаторами создания альтернативных международных объединений: Всемирной ассамблеи молодежи (1948, Лондон) и Международного союза молодых социалистов (1946) в Монруже (Париж). Отношения между молодежью Запада и Востока были фактически прерваны и характеризовались борьбой за сферы влияния на международной арене. Первые признаки ослабления международной напряжённости во 2-й пол. 50-х гг. способствовали началу сотрудничества между двумя молодёжными течениями, но активный процесс сближения между ними начался лишь в 70-х гг. в период разрядки напряженности между капиталистическими и социалистическими странами. Серьёзные сдвиги в политическом содержании деятельности молодёжи различных стран произошли в середине 80-х гг. под воздействием позитивных процессов демократизации, утверждения гласности в СССР и странах Восточной Европы. Начала формироваться новая концепция международного молодёжного движения, основанная на приоритете общечеловеческих ценностей и ориентированная на гуманистические принципы общения. Это изменило расстановку сил в молодёжном движении. Коммунистические союзы, ранее претендовавшие на монопольное представительство молодёжи своих стран и за рубежом, утратили авторитет. Их сменили молодёжные объединения чрезвычайно разнообразного спектра, не имеющие прежнего массового характера, официальности, регламентации и субординации отношений между членами. Большой популярностью у молодежи стали пользоваться неформальные объединения в сфере культуры, досуговой, экологической деятельности, имеющие религиозную направленность и др. Молодёжь стремится к непосредственному участию в организациях, позволяющих реализовать свои интересы и потребности. В 1958 г. эти организации объединились в Международный комитет детских и юношеских организаций при Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ). К началу 90-х гг. в комитет входили 80 национальных организаций 76 стран. Наиболее типичные направления работы таких организаций: воспитание подрастающего поколения в духе мира; участие в борьбе за права ребёнка, за совершенствование школьной системы обучения, за обеспечение всем детям равных возможностей овладения профессией; участие в фестивальном движении молодёжи и студентов. С 1986 г. массовый характер в России стало приобретать политическое движение. Предпринимались попытки реформирования комсомольских и пионерских организаций. К 90-м гг. повысилась социальная активность молодёжи и уменьшилась численность контркультурных групп. Политический слой неформальных объединений частично легитимировался через создание партий и движений, новых молодёжных организаций. Гражданские инициативы, возникавшие в русле неформального движения, также частично институциолизировались как организации, а другие проявлялись спонтанно, в виде протеста против решений, как правило, местных властей. Объединения 1986—1991 гг., имевшие социально-культурную направленность, претерпели определённую эволюцию, значительная их часть с начала 90-х гг. существует в виде контркультурных проявлений[21]. В настоящее время в стране активно действуют молодежные организации ведущих общероссийских политических партий: «Единая Россия», Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия, «Союз правых сил», «Яблоко» и др. Интересен подход к рассмотрению истории общественного движения как истории противостояния транснациональных и национальных корпораций и компаний. Локомотивами развития крупнейших общественных объединений являются финансово-промышленные группы и корпорации, борющиеся за власть. Общественные объединения рассматриваются как инструмент борьбы за рынки сбыта и влияния. Так, предполагают, что «Гринпис» (мировое экологическое движение) активно поддерживают нефтяные и газовые корпорации, заинтересованные в массовом протесте против развития атомной промышленности; «антиглобалистов» финансируют национальные корпорации, препятствующие развитию мировой экономики по сценарию Мирового валютного фонда и правительства США и т.д. Историю общественного детско-молодежного движения можно рассмотреть как историю развития способов и возможностей удовлетворять нематериальные потребности детей и молодежи. При таком подходе общественные объединения рассматриваются как группы, представляющие различные слои общества, отличающиеся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; как буфер между богатыми и бедными, средство эффективной поддержки обездоленных. Так, первое детское объединение скаутов (от англ. Scout – разведчик) было организовано в Англии для детей, чьи отцы погибли в ходе военных действий. Сегодня скаутизм – система воспитания детей и юношества, основанная на принципах скаутинга – педагогической методики организации внешкольного воспитания[22]. Скаутская организация - наиболее массовое (около 16 млн. человек в 160 странах) и влиятельное движение в мире, пользующееся поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скауты берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников интересов своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения. Современные идеологи скаутизма определяют его как внешкольную воспитательную, невоенизированную, неполитическую систему подготовки детей к жизни путем познания природы, ремесел и игры. Подчеркивается его аполитичность, независимость от каких-либо партий и движений. Во 2-й половине ХХ в. возникли различные экологические организации («3елёные», «Молодые друзья природы» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами. Основная цель движения «Молодые друзья природы» — способствовать развитию внутреннего мира человека и формированию общественного сознания. В годы Великой Отечественной войны важную роль сыграло тимуровское движение (возникшее как массовый отклик на повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда»), оказывавшее помощь семьям военнослужащих Красной Армии, оставшимися одинокими гражданам. В своих воспоминаниях А.П. Гайдар признавался, что заимствовал идею «тимуровской команды» у английских скаутов-разведчиков, даже первоначально назвал свою повесть «Дункан и его команда». В первые годы после выхода художественного фильма «Тимур и его команда» в пионерскую организацию были привнесены неформальные черты детской организации: тайна, риск, самодеятельность, самостоятельность в планировании и реализации социальных инициатив. Позднее черты самодеятельности были утеряны, само движение «тимуровцев» было политизировано. В конце ХХ века получили развитие ученические организации — союзы учащихся, союзы старшеклассников и другие объединения, отстаивающие интересы учащейся молодёжи. В современной России наибольшую активность проявляют объединения молодёжи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отдельных групп: студентов, крестьянской молодёжи, предпринимателей, строителей, юристов, социальных работников, педагогов. Для общественного движения России приоритетной становится деятельность по защите нрав и интересов детей и молодёжи. В России с 1990 г. активно действуют добровольческие организации: «Детские и молодежные социальные инициативы», Ассоциация юных лидеров и др. В 2000 г. создан Союз благотворительных организаций России. Ряд объединений ставит своей целью заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о подростках, совершивших антиобщественные поступки. Созданы Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», Ассоциация молодёжных инвалидных организаций, содействующие материальному обеспечению молодёжи, вовлечению её в общественную, культурную и хозяйственную жизнь, ускорению её реабилитации. Координаторами общественного движения молодежи в странах выступают различные организации и учреждения: Национальный Круглый Стол Молодежи в Австралии, Добровольческий Национальный Комитет в Португалии, Национальный Корпус Молодежного Движения в Нигерии, Национальный Молодежный Корпус в Канаде, Ассоциация Молодых Добровольцев в Китае и т.д. В России координатором социального служения выступает Российский Добровольческий Центр, координатором детско-молодежного общественного движения - Национальный совет детских и молодежных объединений России. Государственная поддержка обеспечивает жизнестойкость общественного движения как системы, способствующей развитию страны; создание налоговых и других льгот, системы поощрения, привлечения спонсоров и меценатов. При таком подходе детско-молодежное движение России имеет три ярко выраженных этапа: общественный (середина XIX в. - до революции 1917 г.), государственный (с 1917 г. до 1991 г.), когда возникли финансируемые государством пионерская и комсомольская организации и общественно-государственный (с 1991 г. по настоящее время), когда общественные организации детей и молодежи возникают по инициативе общественности, в заявительном порядке регистрируются государством, и в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России» до 2005 г. получали финансовую поддержку отдельных проектов на основе ежегодного конкурса / торговых закупок. Становление и эффективность деятельности общественного движения в значительной степени обусловлено характером нормативной ситуации (точно определенными правилами, условиями и обстоятельствами, относительно которых государство приписывает общественным объединениям определенные действия), которое с позиций идеологии социально-педагогической солидарности предполагает единение общества на основе выстраивания тактики педагогич<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.013 с.) |