Дети, молодежь, взрослые, участвующие и не участвующие в общественном движении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети, молодежь, взрослые, участвующие и не участвующие в общественном движении.



 

Результаты проведенного исследования позволили выявить реальные причины неучастия некоторых молодых людей в деятельности общественных объединений, увидеть скрытые и явные мотивы, позволяющие более эффективно и целенаправленно организовать процесс вовлечения детей и молодежи в строительство гражданского общества и демократического государства.

Основная причина неучастия части детей и молодежи в деятельности общественных объединений – отсутствие информации (35%) или искаженная о них информация (17,7%). Общее количество неудовлетворенных информационным обеспечением общественных объединений – 52,7%. Наибольший информационный голод испытывают студенты (64%), у них же наиболее искаженная информация о современных общественных объединениях (22%). Почти половина опрошенных причиной своего неучастия считает скудость услуг, предоставляемых общественными объединениями. Особенно этим обстоятельством недовольны старшеклассники (55,5%). Каждый четвертый создал бы собственное общественное объединение, но не имеет (не видит) ресурсов, необходимых для этого. Наиболее инициативны старшеклассники (27,5%) и работающая молодежь (26,3%). Наименее – не работающие (20,8%). Наименее скептически к деятельности общественных объединений настроено окружение старшеклассников и работающих (6,3% и 5,6%), наиболее – окружение безработных (13,2%).

42% опрошенных считают несовместимым участие в общественной деятельности с учебой, работай, семьей, друзьями. Наибольшую занятость решением личных проблем отмечают работающие люди (35%), наименьшую – безработные (18%). Каждому пятому старшекласснику хорошо с друзьями, не состоящими в общественных объединениях. На второе место причиной неучастия респонденты ставят отсутствие личных перспектив (20,7%). 19,7% ждут личного приглашения от организаторов общественной деятельности. Особенно позитивно к такому приглашению отнесутся 25% старшеклассников и только 15% работающих.

15,4% ничего не знают об общественных объединениях. Наименьшая осведомленность у студентов (19,2%) и безработных (17,6%). 12% безработных не участвуют в деятельности общественных объединений, поскольку нуждаются в ощутимой материальной поддержке. Каждый десятый студент и работающий считает, что общественные объединения – фикция.

Привлечение к общественной деятельности молодежи, старше 20 лет, возможно только при демонстрации конкретных достижений, результатов. В этой возрастной группе организаторам важно разработать конкретные задания, поручения, чтобы люди чувствовали ответственность за выделенный участок работы. Необходима систематическая работа по вовлечению молодых людей в процесс принятия решений, индивидуального планирования и проектирования. Должны быть продуманы индивидуальные критерии оценки достижений молодого человека. Необходим постоянный «обратный» контакт, продуманная система материальных и моральных вознаграждений.

Для 14-19-летних интересны форма, «обертка, этикетка» объединения. Молодые люди в этой возрастной группе нуждаются в межличностном взаимодействии, поэтому для них особенно актуальны психологические тренинги и упражнения, организация групповой деятельности. Организаторам необходимо продумать систему публичного вознаграждения за достигнутые результаты работы, стремиться обучить молодых людей основам жизненного и профессионального целеполагания.

Почти 14% опрошенных готовы к созданию правозащитных объединений (особенно силен «боевой дух» у 56% кировских и 40% тамбовских старшеклассников), 10% - к созданию объединений, где будут решаться их личные проблемы. С возрастом эта потребность усиливается.

Почти каждый пятый (19,8%) ожидает, что его попросят, пригласят, поручат заниматься общественным делом – то есть перекладывает с себя ответственность на посторонних людей, является безынициативным. Наиболее такому инфантилизму подвержены безработные и старшеклассники. Наименее – работающая молодежь. Региональная специфика: ждут приглашения 36,4% рязанских старшеклассников, 55% саратовских студентов.

26,8% непременным условием участия в общественной деятельности называют привлечение ближайшего окружения (друзей, компаньонов, родственников). С возрастом это желание не так важно. Работающие люди больше озабочены собственным процветанием, нежели ближайшего окружения. 16% не участвующих в общественном объединении имеют желания властвовать, командовать, распоряжаться другими людьми. Особенно к этому склонны безработные (18,9%) и старшеклассники (18,4%). Наименее – работающие (15%).

Утверждение о том, что молодежь большую часть времени проводит у телевизора и монитора компьютера – неверное. 36,3% респондентов увлечены спортом. На втором месте – музыка, на третьем – книги. С возрастом тяга к спорту уменьшается, к чтению и музыке – увеличивается. Большее время компьютеру уделяют старшеклассники и безработная молодежь (13%). 15% опрошенных не имеют никаких хобби и увлечений. Наиболее пассивны в этом плане старшеклассники и безработные. Таким образом, наибольший интерес не участвующая молодежь проявляет к общественным объединениям спортивно-оздоровительной, эстетической (музыка, танцы, книги), компьютерной (Интернет) направленности. 38% не участвующих в деятельности общественных объединений – люди равнодушные, пассивные, не интересуются происходящими в обществе событиями или лишены (по их мнению) такой возможности. С возрастом количество равнодушных растет, достигая пика у 30-летних безработных (46%).

Отрицательное, негативное и даже агрессивное мнение об общественной деятельности у 35,6% опрошенных. Наиболее негативно по отношению к общественным объединениям настроены студенты (42,2%), наименее – работающая молодежь (28,6%). Региональная специфика: 55% саратовских, 25% кировских и александровских безработных, 35% марийских и кировских работающих, 25% александровских, московских, саратовских, якутских студентов, 30% тамбовских и марийских старшеклассников настроены по отношению к общественной деятельности отрицательно. Каждый четвертый опрошенный (24%) позитивно настроен по отношению к общественным объединениям. Больше оптимизма у старшеклассников (30%), меньше всего – у работающих (20%). 55% работающих тамбовчан и 37% якутских старшеклассников высказали положительное мнение об общественной работе в стране.

Отношение детей, родителей, педагогов к общественным объединениям. В результате исследования подтверждено наличие не преодолеваемого в течение последних лет противоречия между значительным воспитательным потенциалом общественных объединений и его востребованностью детьми, обществом и государством. Обозначился рост количества детских общественных объединений и их численного состава, общественной активности детей, общественной значимости результатов деятельности объединений. В лучшую сторону произошли изменения во взаимодействии детских общественных объединений с другими социальными институтами и органами власти. В положительную сторону изменилось отношение взрослых к общественным объединениям детей. В целом они считают необходимым их создание и поддержку деятельности. Получают развитие, хотя и не в полной мере, разные формы участия взрослых в поддержке детского движения. Наблюдается положительная тенденция сближения интересов детского движения и системы образования, подтвержденная положительным отношением значительной части педагогов к созданию на базе образовательных учреждений общественных объединения детей. Ресурсом развития детского движения можно считать пока не задействованные положительные отношения педагогов и родителей к личному участию в создании и деятельности общественных объединений (такое отношение проявила половина опрошенных родителей и педагогов). Выявленное непонимание частью подростков сущности общественного объединения может сдерживать развитие их социальной активности, включенности в социально значимую деятельность. Общие позиции подростков, родителей и педагогов в отношении к возможностям детских объединений в развитии личности могут стать основой в проектировании деятельности объединений на ближайшую перспективу.

Большинство (свыше 84%) подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодежи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. При этом наблюдаются некоторые гендерные и возрастные различия в отношении к факту наличия общественных объединений. Так, если положительное отношение к ним девочек с возрастным характеризуется увеличением, то у мальчиков оно несколько снижается.

Наиболее привлекательными для подростков в деятельности объединения являются возможности «быть полезным другим людям» (49,7%), научиться организовывать полезные дела (43,8%), побывать в других городах, странах (41,1%). Это еще раз указывает на актуальную потребность изученной возрастной группы «быть кому-то нужным», «познать мир и себя в этом мире». 15% дали указание на возможности приобщиться к политической жизни. С одной стороны, это отражает неполитический характер современных детских общественных объединений, но, с другой, обращает внимание на преломление в детской среде отношения к политике.

В анкете был сформирован вопрос «Являешься ли ты членом общественного объединения?» Утвердительно на него ответили 54% респондентов, «нет» - указали 37,4% и 7% затруднились дать однозначный ответ. Таким образом, большинство опрошенных являются членами (с их точки зрения) общественных объединений, и вследствие этого их отношение к деятельности такого вида объединений можно считать в определенной мере осознанным.

На вопрос «нужна ли детям общественная организация (объединение)» 84,9% опрошенных родителей ответили «да», 1,1 % - «нет», 8,4 % - затруднились ответить. По этому показателю отношения детей и педагогов практически совпадают. Ответы на вопрос «Если вы считаете, что организация нужна, то в чем она, по Вашему мнению, может помочь ребенку», также близки. Родители, прежде всего, выделяют помощь в развитии интересов и способностей детей (58,9%), проведении свободного времени интересно и полезно (55,4%), в приобретении умений организовать полезные дела (46,9%), найти друзей (43,8%). Незначительное, как и среди детей, количество родителей выбрали вариант ответа «приобщиться к политической жизни» (11,8%), несколько меньше по сравнению с подростками указаний на возможную помощь объединения в реализации прав детей (24,2%), стать человеком, полезным другим людям (37,7%), в проведении каникул совместно с друзьями (24,4%). В ответах подростков данные варианты соответственно отметили 30,4%, 49,7% и 41,1%. Среди родителей немного больше, по сравнению с подростками, тех, кто полагает, что в объединении можно научиться взаимодействию с людьми (36,0%, среди подростков 34,1%), ощущать себя значимым (19,8%, по сравнению с 15,7% подростков). Интересным и важным для развития детского движения является указания 48,5% родителей на членство их детей в составе общественного объединения, и 23,8% на то, что ребенок, не будучи в объединении, хотел бы быть членом какого-либо из них.

В исследовании были выявлены предпочтения родителями направленности деятельности общественных объединений. Анализ ответов на вопрос, стать членом какого объединения посоветовали ребенку родители, показывает, что наиболее привлекательными с их точки зрения, являются объединения по интересам (51,1%), экологические (28,8%), пионерские (23,4%), военно-патриотические (19,2%), поисково-краеведческие (15,2%), добровольческие (волонтерские) (12,3%). Значительное число не снижают возможности участия детей во взрослых общественных объединениях (2,5%), движениях (0,2%), партиях (0,4%).

Считая, что детям нужны общественные объединения (86,3%), 90,9% педагогов поддерживают утверждения о их большом воспитательном потенциале. При этом 49,9% считают, что они не в должной мере востребованы обществом, 37,2% семьей, 32,7% - системой образования, 16,6% - детьми. Полученные данные еще раз подтверждают наличие в современных условиях противоречия между возможностями общественных объединений и мерой востребованности.

Участвующие в опросе педагоги (61,5%) имеют контакты с обучающимися, которые являются членами общественных объединений. 83,7% опрошенных полагают, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с объединениями детей. При этом, по мнению педагогов, оно должно осуществлять это взаимодействие на основе сотрудничества в процессе организации совместных мероприятий (54,4%) в рамках совместных программ (53,8 %), в ходе защиты интересов детей (44,8%), решении школьных проблем (40,6%). Показательно, что только 7,3% видят основу взаимодействия в «подчинении деятельности объединения интересам учреждения», и, к сожалению, лишь 4,5% признают договорную основу. Понимая значимость и необходимость взаимодействия этих двух социальных институтов воспитания, 77% педагогов высказались за целесообразность создания на базе образовательного учреждения общественных объединений обучающихся, 15,9% - не смогли дать определенный ответ.

Педагоги отдают предпочтение деятельности, направленной на организацию досуга детей (37,8%), развитие их интересов (34,1%), поиск талантов (32,9%), заботу и помощь людям (33,7%). То есть, выбор педагогов близок к желанию детей и предпочтениям родителей. Заметим, что педагоги, так же, как подросток, и родители в большинстве своем не считают возможным в качестве основного направления деятельности объединений приобщение к религии и политике, на них указали соответственно 6,6 % и 4,7% опрошенных. В случае, если педагог не смог бы создать объединение указанной выше направленности, то 16,7% создали бы первичное объединение пионерской, 21,7% - добровольческой, 15,5% - патриотической, 8,1% - скаутской организаций.

Результаты опросов показывают, что наиболее распространенным является мнение взрослых о том, что произошли позитивные изменения в количественном составе общественных объединений (63,4%), общественной активности детей (54,9%), общественной значимости результатов деятельности объединений (54,2%). В определенной мере это можно рассматривать как следствие положительных изменений, которые произошли в масштабности деятельности объединений (42,4%), реализации многообразных проектов (64,6%), в общественном мнении о детском движении (49,4%). В то же время, по мнению 27,3%, состояние детского движения в их регионах осталось без изменения. Более всего это относится к таким параметрам, как взаимодействие детских объединений с органами власти и социальными институтами (37,4%), масштаб деятельности детских общественных объединений (37,1%), объем и периодичность их государственной поддержки (35,8%). Наряду с положительными изменениями состояния детского движения наблюдаются и негативные. Среди них респонденты в первую очередь отмечают отсутствие государственной поддержки (19,6%), общественной активности детей (15,0%), взаимодействия детских объединений с другими объединениями и учреждениями (12,8%).

Руководители детских и молодежных общественных объединений о состоянии и перспективах развития детского и молодежного движения России. Анализ анкетирования руководителей позволил получить некоторые характеристики этой группы, их возможностей и желания организовывать социальную деятельность с молодежью, уточнить их мнение о возможностях и перспективах развития молодежного и детского движения в Российской Федерации.

2/3 опрошенных составляют женщины, среди лидеров более 2/3 – люди в возрасте до 30 лет. Интересными являлись данные о том, с какой профессиональной группой отождествляют себя лидеры и руководители организаций. Среди тех, кто определил себя прежде всего как работника общественного объединения, около половины также отметили свою принадлежность к образовательной среде (обучающийся или работник образования). Это является одним из доказательств того, кто современное движение концентрируется в сфере образования.

¾ всех руководителей организаций самой основной трудностью сегодня называют материально-финансовую. Треть отмечают слабую активность самой молодежи. Почти четверть имеет какие-то разногласия с местными органами власти. Выделены недостатки кадрового обеспечения движения. В позиции «другое» назывались «конкуренция с неформальными и криминальными структурами, отсутствие молодых по возрасту лидеров в масштабах регионов и страны, соперничество разных организаций за государственные деньги».

Лидеры называли в среднем до трех источников, два из них, как правило, источники местные (на уровне города, учреждения). Около половины указали, что они получают поддержку от региональных органов по делам молодежи. Исследование показало, что около половины организаций успешно освоили технологию взаимодействия со спонсорами коммерческого сектора. В каждой пятой организации активны родители, в каждой шестой есть опыт получения денег от международных фондов.

Большинство лидеров готовы высказать свой прогноз относительно развития движения (затруднились дать ответ только 8,5%). Более 60% прогнозируют поступательное развитие детского и молодежного движения, однако почти треть (23,7%), основываясь на трудностях его сегодняшнего развития, предполагает стагнацию или даже сворачивание.

Все опрошенные уверены, что для того, чтобы заниматься общественной деятельностью с молодежью, им необходимы определенные навыки и знания. Уверены, что специалистам, работникам с детьми и молодежью необходимо обновлять свои знания об интересах, особенностях молодого поколения на специальных курсах, семинарах и т.п. ежегодно – 81,7%, не реже раза в 3 года – 18,3%.

Опрос лидеров и руководителей позволяет утверждать, что современное детское и молодежное движение является устойчивым элементом современного общества, оно имеет сформировавшиеся технологии взаимодействия с государственными, местными, коммерческими и общественными структурами. Сформировалась особая группа кадров детского и молодежного движения, которые не только постоянно и достаточно профессионально ведут такую деятельность, но и идентифицируют себя именно с этой группой. Наиболее активной категорией включения в детское и молодежное движение являются школьники и студенты.

Анкетирование свидетельствуют о высоком уровне готовности (мотивация и владение методикой) лидеров и руководителей инициировать и поддерживать социальную активность молодежи, однако им необходима больше всего финансовая поддержка проектов, а также образовательная, методическая, информационная. Инициатива детских и молодежных объединений отчасти находит финансовую поддержку у органов государственной власти и муниципальных учреждений. Конкурсы проектов и программ в основном выполняют свою задачу вовлечения молодежи и детей в общественную жизнь, формирования у них активной гражданской позиции.

Общественное движение как образовательный процесс.

 

Дети ведут себя плохо чаще всего не преднамеренно, а по недомыслию. Если постоянно поучать их, заставлять делать то, что им непонятно, критиковать и не замечать их инициативы, можно получить в результате оборонительно-негативную, агрессивную позицию. В современном мире наблюдается симптомы межпоколенных конфликтов: дети не воспринимают жизненный путь отцов как образец. Произошла смена ориентаций с семейной на социальную, при которой родители не являются авторитетом, не способны дать ответ на вопросы, «что такое хорошо и что такое плохо?». Сегодня опыт будущего - у молодых, они выступают в роли удачливых учителей. Старшее поколение не может так же быстро, как молодежь, менять свои правила игры[26]. Позитивный потенциал детей и молодежи может быть раскрыт только в том случае, если каждый ребенок, молодой человек будет знать, чего от него хотят, зачем ему это надо и как то, чего от него хотят, он может сделать. Можно требовать от ребенка только то, чему его научили. Необходимо заранее обговорить все детали реализации проявленной им инициативы или того поручения, которое ему доверено. Обучение служению позволяет теоретически обойти подводные камни волонтерской работы каждому, что, несомненно, позволит избежать их в конкретной социально-значимой деятельности.

В мире заметна тенденция приоритетной поддержки образовательных программ общественных объединений. Это связано с тем, что общественное движение не предполагает непременной сиюминутной выгоды. «Исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать её богатой и прогрессивной.[27] Образовательный аспект общественной деятельности предполагает взгляд организаторов в далекое будущее ребенка, поскольку устанавливает его связь со всей культурной жизнью человечества, способствует развитию его мировоззрения. Важны не только практические результаты общественного движения. Прежде всего результат погружения ребенка, молодого человека в эту деятельность - его умение самостоятельно планировать, анализировать, определять содержание деятельности, решать возникающие конфликты и др. Общественное движение способствует рассмотрению и оцениванию разных областей жизни природы, общества и человека. Так ограниченная с виду практическая деятельность становится источником духовного развития личности, его образования, при этом и общественно значимая деятельность становится понятной во всем её громадном значении для жизни человечества, будучи поставленной в связь с природной и культурной жизнью. Общественное движение, будучи узкой практической деятельностью, понимается как органическая часть всей совокупной жизни природы и человечества и поэтому служит источником общего социального образования личности.

При работе с молодыми людьми особенно важно контролировать процесс приобретения ими волонтерского опыта, так как он будет влиять на будущие решения и идеи относительно общественного движения. Это означает, что необходимо тщательно готовиться к тому, чтобы этот опыт был значимым для молодежи, и подобрать такую структуру, которая обеспечит именно ту атмосферу, в которой участники могут получать новые знания и развиваться. Для учащихся-волонтеров и конкретного социума служение может стать возможностью и полигоном получения нового позитивного опыта или программой, которая принесет существенную пользу обеим сторонам и обществу в целом.

Успешность общественного движения предполагает соответствующую подготовку волонтеров. Им необходимо дать информацию, знания и навыки для того, чтобы завязать и поддерживать заботливые отношения с объектом молодежного движения. Волонтеры обучаются не для того, чтобы стать приёмными родителями, учителями, экологами, юристами, социальными работниками, швеями, водителями, парикмахерами и т.п. Им нужна возможность ознакомиться со всем тем, что потребуется от них в ходе работы: слушать, проявлять терпение, быть последовательным, настойчивым, быть другом. Для волонтеров школьного и студенческого возраста такая подготовка — прекрасная возможность лучше понять самих себя, свои мотивы и побуждения. Для организаторов движения это обучение дает возможность продумать, что нужно для того, чтобы завязать заботливые отношения с ребенком, не становясь при этом ни в позу судьи, ни в позу родителя.

Подготовка волонтеров сосредоточена на основных навыках, знаниях и психологических установках, необходимых, чтобы завязать осмысленные отношения в процессе волонтерской деятельности. Общественное движение должно учитывать способность к обучению и затрагивать следующие три области:

- Самосознание. Это дает волонтерам возможность отдать себе отчет в собственных взглядах и ценностях, связанных с детьми, семьей, обществом, с оказанием и принятием помощи и т.д. Каждый вовлеченный в общественное движение сам определяет программу действий, базирующуюся на его собственном опыте деятельности.

- Знания. Обучение волонтеров основным сведениям о развитии человека, семейной динамике, общении и других аспектах межличностных отношений. Важная роль принадлежит самообразованию, позволяющему самостоятельно осваивать необходимый материал и разрабатывать индивидуальные программы своего роста и развития.

- Навыки. Обучение волонтеров навыкам общения, решения спорных вопросов, владения собой и т.д.[28]

- Кроме этого, организаторы движения должны решить:

- Когда проводить обучающие занятия.

- Сколько времени и как часто должны проходить занятия.

- Как предоставить волонтерам возможность оценить результаты обучения: в конце курса, через некоторое время после начала общественно значимой деятельности или после её завершения.

- Каким образом поддерживать, стимулировать, качественно оценивать самостоятельное обучение волонтеров общественному служению.

Наблюдение за волонтером в ходе занятий дает наставнику возможность уточнить оценку его индивидуальных сильных и слабых сторон. В результате педагог может подобрать волонтеру наиболее подходящий вид общественно значимой деятельности, что обеспечивает её эффективность.

Важно составить учебный план, который соответствует задачам общественного движения, критериям отбора её объектов и опыту будущего волонтера.

Например, учебный план по подготовке волонтеров, работающих с детьми, должен делать упор на следующих вещах:

- Мотивы и убеждения, побуждающие человека стать волонтером.

- Роль волонтеров.

- Навыки общения:

• словесные и внесловесные;

• преграды в общении;

• способность быть активным слушателем.

- Развитие человека.

- Строительство отношений; черты жизненного цикла.

- Семейные системы и динамика.

- Нужды детей, переживающих психологический кризис.

- Воспитание выносливости, развитие навыков позитивного подкрепления.

- Решение спорных вопросов, разрешение конфликтов, владение собой.

Возможность проектов общественного движения "заразить" ребенка духом исследования и всесторонней переработки изучаемого материала является актуальной для системы образования. Постепенно исследовательский интерес от внешнего движения направляется на исследование мира ради самого исследования. Важно, что, реализуя свою инициативу через социальный проект, ребенок овладеет методом научного исследования, который поможет добывать дополнительные сведения.

Важный образовательный аспект общественного движения – сформировать умение обучающегося выражать во внешних символах свое внутренне и духовное содержание – результаты своих личных наблюдений и работы мысли. Рисунок является могучим средством выражения. Графическая грамотность очень важна. Это относится и к изображению объекта практической деятельности в виде чертежа, схемы, рисунка, диаграммы и т.д. Поэтому одним из важных итогов общественного движения является выпуск настенных и компьютерных газет, конкурс рисунков и плакатов по теме «Общественное движение».

Образовательный аспект движения предполагает получение знаний и приобретение опыта и включает в себя цикл выполнения определённых заданий, размышлений над тем, что и как делается. Затем те же задания выполняются новыми способами, методами, которыми обучающиеся овладели. Это бесконечно продолжающийся процесс, вовлекающий обучающегося в цепь действий, требующий инициативности и навыков рефлексирования.

Служение и образование дополняют друг друга. Эффективное управление общественно значимой деятельностью помогает целям движения и целям познавательного процесса взаимно обогащать друг друга. Ключевые компоненты здесь следующие: познание себя, своих потребностей – целеполагание – существующие потребности сообщества – коллективная солидарность – рефлексия – последействие. Взаимообогащение образования и служения способствует личностному, социальному и интеллектуальному росту ребенка, предоставляет молодым людям ощущение гражданской ответственности, возможность строить свою карьеру.

Рефлексия[29] и анализ процесса общественно значимой деятельности гарантируют получение знаний и навыков через процесс движения. Рефлексия — труд души, участвующий во всей жизни человека, его мыслях и чувствах. Люди, владеющие рефлексией, каждый вечер стирают в памяти неприятности, утром настраиваются на творческий, прекрасный день. При начале, планировании, подведении промежуточных и окончательных итогов рефлексия начинается с вопросов «Что не понравилось?», «Что понравилось?», затем предоставляется возможность каждому члену группы высказаться о своем внутреннем состоянии (продуктивней всего это делать в общем кругу): «Удалось ли мне раскрыться полностью, показать себя с лучшей стороны, что мешало это сделать? Получил ли я новые знания, научился ли чему-то новому, что хотелось бы узнать в следующий раз?» и т.п. Рефлексия - это именно то, что связывает служение и образование воедино, обеспечивая тем самым лучшее их понимание и значимость. Проводя рефлексию при подготовке к служению, учащимся предоставляется возможность исследовать имеющийся опыт, чувства, позиции, ожидания относительно движения. Последующая рефлексия помогает синтезировать процесс обучения и находить новые применения своих сил. Ниже приведены несколько принципов рефлексии, применение которых гарантирует получение знаний через процесс движения:

- непрерывность - изобретение новых подходов в изучении и понимании окружающего мира. Рефлексию необходимо проводить до, во время и после реализации проектов общественного движения;

- мобильность - побуждение участников к придумыванию новых ситуаций движения, новых обстоятельств, новых способов;

- своевременность – соотношение с обстоятельствами, потребностями образовательного процесса и общественного движения;

- интегративность - объединение практических и академических аспектов процесса получения знаний и рефлексии деятельности обучающегося.

Так как опыт общественного движения различен для каждого участника, есть вопросы, которые можно задать для размышления над каждой имеющейся ситуацией. Эти вопросы задаются для того, чтобы максимально повысить качество и продуктивность процесса обучения служению, основываясь на личном опыте участников. Вот некоторые из этих вопросов:

- Чему Вы учитесь, что нового узнаёте об общественном движении?

- Каким образом Вы получаете новые знания из Вашего опыта?

- Какой вид общественного движения является необходимым для Вашего жизненного и профессионального самоопределения?

- Что необходимо сделать для того, чтобы общественное движение было результативным, успешным?

- Что Вы должны знать, чтобы обеспечить эффективное участие в практической общественной деятельности?

- Что Вы уже знаете о деятельности волонтеров?

- Какой конкретный вклад Вы лично внесёте своим проектом?

- Что общего имеет Ваш процесс получения знаний во время общественной деятельности с целями Вашего обучения в школе (вузе)?

- Что Вы думаете о своих педагогах, что следует улучшить в стиле преподавания? Как сделать занятия более интересными?

Имеется большое количество методов и методик рефлексии. Вот некоторые из них:

1) Разговорные (беседа в паре (один на один), групповая дискуссия, устные сообщения, опрос или целевое исследование, презентация проекта для родителей, моделирование, ролевая деятельность, симпозиум с презентацией, обучающие тренинги и др.).

2) Письменные (ведение ежедневного, еженедельного журнала, записей по всем последующим действиям, ведение личного дневника, расчет бюджета проекта, статья в журнал или газету, разработка руководства к действию для будущих участников движения, конкурс сочинений и др.).

3) Мультимедийные (исследование опыта общественного движения, фотографии, слайды или видеопродукция, плакаты, коллажи, социологическое исследование, постановка танца, песни, музыкального или театрального представления, самооценка и просто оценка деятельности, рассказ, разработка сайта и др.).

Рефлексия может быть несложным процессом, как, например, ответы на вопросы, помогающие участникам обобщить, обдумать полученный ими опыт: «Что удивило Вас больше всего?», «Чему новому Вы научились?», «Каким образом Вы сможете применить в Вашей жизни то, что Вы узнали сегодня?», «Ваше восприятие (указать, какой проблемы) изменилось в результате этого проекта?»

Самый простой способ проведения рефлексии - попросить, чтобы участники движения собрались в конце дня на несколько минут для того, чтобы поделиться и обсудить свои впечатления о том, что нового они узнали. Более сложным уровнем рефлексии является совместный просмотр видеосъемки акции движения и критическое обсуждение, оценка места и роли каждого участника.

Получение знаний в ходе общественного движения может быть облегчено, если заранее подготовить добровольцам вопросы, на которые они должны ответить в конце дня. Например, вопросы могут быть об имеющихся проблемах или о личных впечатлениях и отношениях.

Положительные ответы на заранее подготовленные вопросы итогового сбора могут выступать в качестве критериев и показателей эффективности общественного движения:

- Сформировано ли у участника позитивное отношение к себе, критическая самооценка и позитивное отношение к возможностям своего развития?

- Может ли он самостоятельно свои проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя к лучшему?

- Умеет ли он анализировать собственное состояние, осознавать, что с ним происходит, и выражать чувства?

- Умеет ли слушать, сопереживать окружающим, понимать и оказывать социальную поддержку?

- Умеет ли защищать свое Я, избегать ситуаций, связаннных с употреблением психоактивных веществ, есть ли у него сформированные альтернативные способы получения удовольствия.[30]

Наставники волонтеров должны понять важность итоговой оценки. При обсуждении вопросов оценки труда добровольцев и руководителя группы обращается внимание на то, почему задаются отдельные вопросы и как полученная информация будет использоваться.

Программа обучения наставников общественного движения должна включать в себя вопросы:

- Как организовать рефлексию и приобретение знаний на объекте?

- Как осуществить оценку труда добровольцев?

- Как спланировать распределение работ добровольцев?

- Как обезопасить труд добровольцев, кто и какую несет ответственность за проведение работ?

- Каковы главные элементы общественного движения? и др.

Первый контакт потенциальных волонтеров с объектом общественной деятельности очень важен для поддержания их интереса к благотворительной деятельности и участию в подготовительном обучении. Они захотят узнать, в чем состоят цели движения и что потребуется от них в смысле затрат времени, уровня знаний и навыков и в плане финансовых вложений. Им нужно сразу объяснить, что им предлагается не оплачиваемая работа, а деятельность на общественных началах. Они должны понять, почему взаимоотношения волонтера с объектом попечения имеют такое большое значение и как они могут повлиять на ход жизни своей общины. Им нужно объяснить, что они получат соответствующую подготовку, а затем им будет оказываться постоянная поддержка в ходе общественно значимой деятельности. Они должны увидеть, что их активное участие в этой деятельности принесет им радость и расширит их жизненный опыт.

Когда потенциальные волонтеры задают вопросы, касающиеся общественного движения, ответы, которые они получают, должны быть последовательны и убедительны. Такие ответы можно собрать в брошюру. Кроме этого, следует разработать анкетный бланк для сбора требуемой информации и определить наиболее подходящие время и метод передачи анкетных бланков потенциальным волонтерам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.102 с.)