Молодежного и детского движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежного и детского движения



 

Роль молодежного и детского движения в механизмах реализации общественной активности молодежи трудно переоценить. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 2002 г. в России, по данным Госкомстата, действовали более 427 тыс. молодежных и детских общественных объединений. Они различаются по количественным параметрам, юридическому статусу, организационно-правовым формам, масштабам функционирования, целям и содержанию деятельности и пр.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой молодежных и детских общественных объединений является общественная организация. Кроме того существуют формирования с организационно-правовыми формами – общественное движение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности. У многих объединений их организационно-правовая форма четко не определена.

Официальный статус юридического лица имеет около 13% существующих общественных объединений, при этом пик институционализации приходился на вторую половину 90-х годов XX в.

В поле детского и молодежного движения различных субъектов Российской Федерации действуют объединения, являющиеся филиалами, отделениями, коллективными субъектами международных и общероссийских молодежных и детских организаций, а также межрегиональные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные) и местные (районные, городские и пр.) формирования. Необходимо заметить, что возрастной состав членов объединений является часто смешанным – детско-подростково-молодежным. Зачастую отсутствуют точные данные как о количестве объединений, так и об их численности. В силу этих причин можно представить лишь примерную картину состояния молодежного и детского общественного движения в России, выявить некоторые тенденции и проблемы его эволюции.

В 2002 г. увеличилось количество центров поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации (появились 5 новых центров). Новые центры способствуют реализации комплексного подхода во взаимодействии с общественными объединениями на региональном уровне.

Усилия Департамента по молодежной политике Минобразования России направлены на стабилизацию деятельности общественных организаций, формирование квалифицированных кадров детских и молодежных объединений, стимулирование роста количественного состава общественных объединений, консолидацию общественного движения. В 2002 г. увеличилось количество детей и молодежи, охваченных деятельностью общественных объединений (в региональном срезе – в среднем на 1,2 %), количество общественных объединений, действующих на базе образовательных учреждений (в среднем на 0,8%), самоорганизующихся просоциальных детских и молодежных формирований, действующих по месту жительства (в среднем на 0,9 %).

Увеличилось количество общественных объединений, входящих в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой (в 2002 г. в Реестр дополнительно включены 17 общероссийских и межрегиональных общественных объединений). Возросло количество общественных объединений, получивших финансовую поддержку на конкурсной основе (более 100 программ получили гранты по итогам конкурсов).

В целях стимулирования более активных действий молодежных и детских общественных объединений по вовлечению молодежи и детей в общественную работу, активизации деятельности органов по делам молодежи, направленной на поддержку молодежных и детских общественных объединений Департамент по молодежной политике Минобразования Россиисконцентрировал усилия на реализации подпрограммы «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)».

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и приказом Минобразования России от 27.04.2002 г. № 1567 в 2002 г. был утвержден Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, в который были включены 57 общественных организаций, из них 15 детских, 42 молодежных; 26 общероссийских, 29 межрегиональных, 2 международных.

Наиболее крупными молодежными общественными объединениями являются:

· общероссийская ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;

· общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России “Интеграция”»;

· общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»;

· общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);

· общероссийская общественная организация «Союз эмжековцев России» («Союз МЖК России»);

· общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации»;

· общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»;

· общероссийская общественная организация «Молодежное единство».

Наиболее крупными детскими общественными объединениями являются:

· международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО);

· общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов»;

· общероссийская общественная организация «Национальная организация скаутского движения России» (НОСД);

· общероссийская общественная организация «Организация Российский союз юных разведчиков» (ОРЮР).

В 2002 г. сохранилась тенденция неравномерного распределения по стране современного общественного движения. Региональные молодежные и детские движения сосредоточены и действуют преимущественно в областных центрах и столицах республик.

Одной из важных тенденций развития общественного движения является значительно большее количество незарегистрированных детских и молодежных общественных объединений, чем зарегистрированных в органах юстиции. В процентном отношении это, соответственно, 73 и 27, что объясняется постоянно усложняющейся процедурой регистрации общественных объединений, в том числе финансовой. Следовательно, сужается круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства. Оно в основном направлено на поддержку детских и молодежных общественных объединений, имеющих статус юридического лица. В свою очередь, усложнение и ужесточение процедуры регистрации не позволяют отследить степень эффективности, реальную деятельность общественных объединений.

Важной тенденцией развития детского и молодежного общественного движения является то, что в числе организаций, имеющих общероссийскую территориальную сферу деятельности, большинство составляют объединения, имеющие организационно-правовой статус (в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ), не предполагающий фиксированного членства (общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности). Однако большинство общественных объединений, имеющих межрегиональную, региональную сферу деятельности, зарегистрированы как общественные организации, основанные на индивидуальном фиксированном членстве.

Опыт показывает, что функциональные цели молодежных и детских организаций могут быть достигнуты лишь при условии их активного взаимодействия с государством. В 2002 г. продолжены формирование и развитие организационно-технологического механизма такого взаимодействия.

Результаты анализа практической деятельности позволяют выделить пять вариантов взаимодействия органов государственной власти и детских организаций.

Первый – отсутствие взаимодействия. Это характерно для регионов, где практически нет детских общественных объединений (например, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа). Нет взаимодействия в Камчатской области, хотя общественные организации существуют, в том числе зарегистрированные.

Второй вариант взаимодействия – потенциальный. Проблема сотрудничества власти и общественных формирований осознана, в стадии разработки находится вопрос о взаимодействии этих институтов. Такая ситуация сложилась в силу известных причин в Чеченской Республике.

Третий вариант взаимодействия – поддержка органами по делам молодежи отдельных программ и мероприятий общественных объединений. Этот вариант сотрудничества представлен в большинстве регионов России.

Четвертый вариант – поддержка всех программ, акций и мероприятий общественных объединений (организаций). К такому подходу пришли органы по делам молодежи следующих субъектов Российской Федерации: Амурской, Владимирской, Липецкой, Магаданской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Челябинской, Читинской областей, республик Калмыкии, Мордовии, Тывы, Ставропольского края.

Пятый, или системный тип взаимодействия – осуществляется в рамках принятых в субъектах Российской Федерации программ поддержки общественных объединений.

Во многих субъектах Федерации (Волгоградская область, Москва, Московская, Костромская, Оренбургская, Свердловская области, республики Татарстан, Тыва и т.д.) вслед за принятием Федеральных законов «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» были утверждены соответствующие законы регионального уровня. В части регионов были приняты программы поддержки детских и молодежных общественных объединений: «Комплексная программа развития детского и молодежного движения в Астраханской области на 2001–2005 годы», «Государственная поддержка детского движения в Брянской области», «Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003–2005 годы», региональная целевая программа «Основные направления государственной поддержки деятельности общественных объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области, на 2002–2004 годы», Программа реализации государственной молодежной политики в Смоленской области и др.

Дальнейшее совершенствование взаимодействия государственных органов и молодежных и детских объединений связано с преодолением ряда проблем. К ним, в частности, относятся эпизодичность поддержки общественных объединений, преобладающий субъектно-объектный характер взаимодействия, когда государство выступает в роли заказчика, а общественное объединение – исполнителя в сфере государственной молодежной политики. Также отсутствуют анализ актуальных проблем и перспективное планирование по их реализации, что часто не позволяет отделить главные задачи от второстепенных, сиюминутных. Нуждаются в осмыслении принципы поддержки общественных объединений и взаимодействия с ними государственных органов, совершенствование системы проверки и контроля взятых ими на себя обязательств. Со стороны государства такая поддержка может выражаться в признании важной роли общественных объединений в реализации молодежной политики, во внимании государства к деятельности общественных объединений, в пропаганде разнообразных форм работы.

В числе перспективных задач взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями, обсуждавшихся на заседании правительственной комиссии по делам молодежи 27 сентября 2002 г., выделяются следующие:

· проработать вопрос о поддержке программ молодежных и детских общественных объединений в образовательных учреждениях;

· организовать переподготовку и повышение квалификации работников молодежных и детских общественных объединений, использовать в этих целях новые информационные технологии;

· осуществить мероприятия по созданию опорно-экспери-ментальных центров по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, реализуемым общественными объединениями, в первую очередь для организаций молодых инвалидов;

· определить меры по поддержке и становлению федеральных, межрегиональных и региональных центров развития молодежного и детского движения;

· обеспечить проведение Всероссийского фестиваля молодежных инициатив «Инициатива молодежи – будущее России» и Всероссийского конкурса лидеров молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века»;

· провести в 2003–2004 гг. комплексное социологическое исследование состояния молодежного и детского общественного движения в Российской Федерации.

Правительственной комиссией по делам молодежи рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

· совершенствовать нормативную правовую базу в целях создания условий для деятельности молодежных и детских общественных объединений;

· организовать переподготовку и повышение квалификации руководителей и организаторов молодежных и детских общественных объединений;

· рассмотреть вопрос о предоставлении молодежным и детским общественным объединениям помещений для организации работы с детьми и подростками по месту жительства;

· содействовать материально-техническому и методическому обеспечению молодежных и детских общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях, по месту жительства, в производственных коллективах и воинских частях.


Раздел 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.02 с.)