Кадровое обеспечение государственной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровое обеспечение государственной



Молодежной политики

Формирование кадрового потенциала является в настоящее время ключевой задачей государственной молодежной политики. Можно утверждать, что без ее решения не может успешно реализоваться ни одно из направлений ГМП.

К концу рассматриваемого периода практически во всех субъектах Российской Федерации функционировали органы исполнительной власти по молодежной политике. Численность сотрудников этих органов достигает двух тысяч человек.

При органах по молодежной политике действуют свыше 1,5 тыс. учреждений социального обслуживания молодежи, более 1,3 тыс. клубов молодой семьи; свыше 1,2 тыс. подростково-молодежных клубов, более 7 тыс. центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, десятки тысяч муниципальных, региональных, межрегиональных детских и молодежных общественных объединений. Таким образом, по экспертным оценкам, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тыс. человек.

Кадровый состав сферы молодежной политики составляют государственные служащие органов по молодежной политике; работники органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активисты молодежных общественных объединений. Из них каждый третий руководитель и их заместители, а специалисты – каждый второй не имеют специального образования в области молодежной политики.

Анализ регионального опыта позволяет отметить повышение уровня работы органов по молодежной политике в развитии кадрового потенциала. Особого внимания и распространения заслуживают программы Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Белгородской, Волгоградской, Владимирской, Костромской, Новгородской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края.

Однако имеется и ряд проблем в кадровом обеспечении работы с молодежью. В стране складывается система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с молодежью. Но ее работа недостаточно скоординирована, слаба связь с практикой, фактический объем переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих органов по молодежной политике не удовлетворяет существующие потребности, далеко не всегда соответствует актуальным направлениям и задачам реализации государственной молодежной политики.

В целях исполнения решений правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. № 4 пр) в структуре экспертно-методического совета по вопросам кадрового обеспечения государственной молодежной политики при Минобразовании России было создано 5 рабочих групп:

· по разработке положения о порядке профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников сферы ГМП;

· по разработке разноуровневых государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки работников сферы государственной молодежной политики;

· по разработке примерного положения о межведомственном региональном (межрегиональном) учебно-методическом центре повышения квалификации и переподготовки различных категорий работников сферы государственной молодежной политики;

· по разработке критериев оценки эффективности деятельности органов по молодежной политике субъектов Российской Федерации в аспекте стандартизации.

В 2002 г. был утвержден государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эту программу дополнительного профессионального образования реализуют такие вузы, как Уральский гостехуниверситет, Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, Марийский гостехуниверситет, Новосибирский госпедуниверситет и др.

Объем профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих органов по молодежной политике, специалистов учреждений, осуществляющих работу с молодежью, требует приведения в соответствие с реальными потребностями, актуальными направлениями и задачами реализации государственной молодежной политики.

По итогам проведенного в 2002 г. конкурса программ и проектов по направлению «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)» работают два опорно-экспериментальных центра по кадровому обеспечению государственной молодежной политики:

· Государственный волгоградский институт молодежной политики и социальной работы;

· Государственный республиканский учебный, научно-исследова-тельский центр Республики Татарстан.

В сложившихся условиях кадровая проблема молодежной политики сводится не только к количественному аспекту (дефициту кадров молодежных структур), хотя и он представляется довольно важным, но, прежде всего, к качеству подготовки кадров – уровню профессиональной компетентности, направленности мотиваций и моральным качествам.

Повышенные требования к кадровому потенциалу молодежной политики обусловлены особенностями современного молодого поколения, социализация которого проходит в условиях социально-экономического кризиса, социальной неопределенности и риска. Поэтому недостаточный профессионализм и невысокий моральный уровень кадров оборачиваются не только функциональной несостоятельностью, но и нарастанием деструктивных тенденций в молодежной среде.

Успех молодежной политики, в особенности на региональном и муниципальном уровнях, зависит от способности молодежных структур максимально благоприятно формировать внешнюю среду. Это определяется уровнем современных знаний молодежных работников, владением ими эффективными социальными технологиями, приемами формирования общественного мнения, имиджа ГМП, лоббирования молодежных интересов и их представительства в органах власти и управления.

Однако подобными знаниями и опытом обладают немногие. Анализ показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствуют необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается в связи с несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач. То, что кадровый ресурс молодежной политики недостаточен, очевидно каждому. Однако в настоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления ГМП. Именно поэтому его определение и обоснование являются важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах.

Для повышения эффективности ГМП вопросы качества подготовки кадров играют, несомненно, более важное значение, чем проблема количественного состава персонала. Однако и в качественном отношении нынешние молодежные структуры утратили и пока еще не восстановили громадный опыт кадровой работы, накопленный в свое время комсомолом. Не найден пока современный аналог логической системе «комсомольский работник – комсомольский актив – комсомольская организация – комсомолец», составлявшей ядро управления молодежной организацией. Ее управленческая эффективность обеспечивалась тем, что отвечала практически всем требованиям, предъявляемым к социально-педагогическим системам: устойчивостью, стабильностью, жесткой организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов, высокой степенью их упорядоченности и направленности. Очевидно, что всякая попытка автоматического встраивания этого опыта в современные условия не принесет желаемого результата. Но использование его сегодня в работе с кадрами в системе ГМП может быть эффективным, если заимствовать не форму, а социально-педагогические принципы, лежащие в его основе, отвечающие требованиям социального управления.

Оценка уровня профессионализма работников молодежных структур затруднена из-за отсутствия комплексных исследований кадрового состава данной отрасли. Отдельные исследования, осуществляемые в регионах, позволяют утверждать, что средний уровень компетентности молодежных работников типичен для современных государственных и муниципальных служащих сферы ГМП. Практически непоказательна и мотивация их деятельности.

Согласно данным мониторинга [5], ответы на вопрос «Какие мотивы, на ваш взгляд, преобладают сегодня при поступлении на службу в органы по делам молодежи?» – распределились следующим образом: материальные – 28,9%, призвание – 36,8%, престиж – 21,1%. Выступив экспертами, молодежные работники, по существу, оценили мотивацию деятельности в данной профессиональной группе. Каждый третий молодежный работник руководствуется в своей профессиональной деятельности преимущественно материальными соображениями. Отражая сегодняшнюю реальность, подобная мотивация с позиций управления имеет даже свои преимущества. Она предоставляет реальные рычаги повышения эффективности труда посредством материального стимулирования или же применения материальных, прежде всего, финансовых санкций. К тому она довольно жестко увязывает оценку деятельности чиновника с уровнем его благосостояния. Вместе с тем возникает возможность подмены функциональных целей служащих стремлением к материальному преуспеванию, достигнутому любой ценой, и распространения на этой почве многочисленных злоупотреблений. Однако мотивация, в которой призвание, столь необходимое для специалиста по работе с молодежью, побуждает к профессиональной деятельности даже не каждого второго, вряд ли может гарантировать успех. Видимо, профессиональный отбор в органы по делам молодежи нуждается в коренном улучшении.

Поэтому исключительно важное значение приобретает сегодня проблема совершенствования системы повышения и переподготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в условиях региона. Наряду с повышением квалификации в теоретических вопросах (социология молодежи, теория и практика социального управления, социальный менеджмент, теория и практика социальной работы с молодежью, возрастная психология и др.) необходимо уделить внимание формированию подлинно молодежной атмосферы в деятельности органов ГМП.

 


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития

· В рамках модернизации системы образования принять меры, направленные на воспроизводство молодых ученых и преподавателей.

· Активизировать реализацию программ, направленных на поддержку и поощрение талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники, культуры. Развивать систему фестивалей студенческого творчества «Российская студенческая весна», программу поддержки художественного творчества работающей молодежи «Юность».

· Продолжить работу по реализации концепций, программ, методик воспитательной деятельности в рамках молодежных и детских общественных объединений.

· В рамках реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в целях воспитания гражданственности и патриотизма совершенствовать систему взаимодействия органов по делам молодежи с государственными органами, ветеранскими и молодежными патриотическими объединениями и другими организациями, расширить сеть образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений.

· Организовать работу опорно-экспериментальных площадок для внедрения и апробации новых технологий работы с молодежью, вариативных программ по развитию творческих способностей подростков и молодых граждан в системе учреждений социального обслуживания, подростково-молодежных клубов и центров, оздоровительно-образовательных учреждений.

 

2. Содействие и поддержка молодых граждан

в области охраны их здоровья, в профилактике

опасных заболеваний и формировании

здорового образа жизни

· Согласовать и утвердить Примерное положение об учреждениях социального обслуживания молодежи.

· Способствовать реализации программ детских, молодежных и студенческих общественных объединений по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

· Сформировать банк данных по учреждениям социального обслуживания молодежи и профилактическим программам.

· Развивать сеть детских и молодежных оздоровительных учреждений различных форм собственности, стимулировать практику деятельности лагерей по вариативным программам; создавать условия для расширения в каникулярный период молодежного туризма, предоставлять возможности для занятий физической культурой и спортом на льготных условиях.

· Способствовать развитию сети учреждений социального обслуживания молодежи, системы клубов по месту жительства, осуществляющих профилактические программы в молодежной среде.

· Совершенствовать механизм деятельности рабочих групп экспертного совета по социальным программам государственной молодежной политики в соответствии с основными направлениями социальной работы с молодежью, в том числе по предупреждению и распространению беспризорности, безнадзорности; профилактике социально значимых болезней у детей: алкоголизма, наркомании и токсикомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.

· Реализовывать государственные гарантии по обеспечению детей и подростков бесплатной медицинской помощью.

· Совершенствовать нормативную правовую базу, способствовать реализации программ по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.

· Осуществить разработку и внедрение современных технологий и методик по укреплению здоровья детей и подростков с использованием бальнеоклиматотерапии, средств массовой физической культуры, нетрадиционных методов оздоровления.

· Продолжить поддержку и распространение опыта деятельности ВДЦ «Орленок и «Океан» в сфере отдыха, оздоровления, досуга и творчества молодежи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.016 с.)