ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социоклубная работа с молодежью



 

Организация работы по месту жительства молодежи, опирающаяся на новые концептуальные, идеологические и правовые основы социальной политики государства определена в качестве одного из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)». В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционирует более 1350 клубов по месту жительства. Таким образом, можно говорить о развитой системе подростково-молодежных клубов по месту жительства.

Современный клуб по месту жительства – это добровольное и максимально приближенное к месту проживания сообщество детей, подростков и взрослых, объединенных общими интересами и деятельностью, способствующей их самореализации. Его целью является создание социально-педагогических и организационных условий для творческой самореализации подростков и взрослых в условиях свободного общения.

В настоящее время формируется новое содержание воспитательной деятельности на базе клубов по месту жительства. Главный акцент делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке молодых граждан. Тем самым государство стимулирует у молодых людей раскрытие их способностей, творческих начал через развитие сети социальных центров и клубов.

Наиболее успешными являются «Лидер-клуб» (Зеленоград), городской клуб старшеклассников (Кострома), социально-производственный педагогический комплекс № 5 «Лужники» (Москва), центр внешкольной работы г. Сарова Нижегородской области, муниципальное учреждение по работе с детьми и подростками по месту жительства «Вариант» (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ), центр досуга детей и молодежи г. Ангарска Иркутской области, детский спортивно-культурный центр «Восход» (Москва), центр социальной работы (Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ). Специфика их работы состоит в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Привлекательность клубов по месту жительства для детей и подростков заключается в следующем:

· удобный режим работы;

· близость к дому;

· разнообразие предлагаемых форм проведения досуга;

· возможность создавать объединения по интересам;

· неформальное общение со сверстниками;

· возможность получить консультацию у квалифицированных специалистов (юристы, психологи и т.д.);

· доступность посещения кружков, студий, мастерских, объединений;

· возможность самореализации в работе детских сообществ и общественных организаций.

Современный этап – это переход к новому уровнюсоциальной работы, обеспечивающей решение следующих задач:

· создания необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, консультационно-профилактической работы и творческого труда подростков и молодежи;

· социальной адаптации подростков и молодежи;

· предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних;

· профилактики наркомании и разных форм зависимостей;

· оказания социально-психологической помощи.

Для успешной реализации этих задач в департаменте ведется работа над совершенствованием нормативной правовой базы, информационно-методического и кадрового обеспечения деятельности клубов.


Раздел 3

Содействие и поддержка молодых граждан

В области охраны их здоровья,

В профилактике опасных заболеваний

И формировании здорового образа жизни

 

 

В рамках данного направления государственной молодежной политики осуществляются меры по обеспечению здорового образа жизни молодых людей, профилактике заболеваний и зависимости от наркотических средств, сохранению психического здоровья, полноценному отдыху и досугу молодежи, развитию массовых видов спорта и туризма, поддержке материнства. В период демографического спада, переживаемого страной, здоровый образ жизни молодого поколения становится приоритетным направлением государственной молодежной политики, так как молодежь представляет собой важнейший репродуктивный резерв государства, его стратегический капитал. Поэтому формирование здорового образа жизни молодого поколения выделено в числе основных целей и задач Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)».

 

 

Социально-демографическая составляющая

Образа жизни

 

Социально-демографическая функция играет ведущую роль в социальном развитии и молодежи и общества. Уровень рождаемости и смертности, состояние здоровья и продолжительность жизни входят в число важнейших показателей, характеризующих состояние общества, степень его благополучия. Непосредственно коррелируя с образом жизни, социально-демографические проблемы относятся к числу наиболее значимых факторов, прямо или косвенно воздействующих на положение молодежи. Поэтому достоверные данные о тенденциях изменения основных демографических показателей являются необходимым основанием для прогнозирования развития молодого поколения и планирования государственной молодежной политики.

По данным Минтруда России, на фоне продолжающегося сокращения численности населения Российской Федерации численность молодежи за период 1998–2002 гг. возросла более чем на 5%. Хотя годовой темп роста численности населения в возрасте от 15 до 29 лет снизился с 1,9% (1999) до 1,2% (2001), значительный прирост (около 8% за период) наблюдался в возрастной группе до 19 лет, что позволяет сделать предположение о сохранении положительной тенденции в среднесрочной перспективе (табл. 8).

 

Таблица 8

Численность молодежи в Российской Федерации,

Гг.

Показатель 1998 г. в среднем за год 1999 г. в среднем за год 2000 г. в среднем за год 2001 г. в среднем за год 2002 г. на начало года
Численность молодежи в возрасте 15–29 лет, млн человек % всего населения 31,9 32,5 32,9 33,3 33,5
21,8 22,3 22,7 23,1 23,3
По возрастным группам:          
15–19 лет 11,3 11,6 11,9 12,1 12,2
20–24 лет 10,6 10,7 10,8 10,9 10,9
25–29 лет 10,0 10,1 10,3 10,4 10,4
СПРАВОЧНО:          
Численность населения, млн человек 146,5 146,0 145,2 144,4 144,0
Численность населения трудоспособного возраста, млн человек 85,2 85,9 86,7 87,2 87,3

Источник: Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту, 1999–2002 гг.–М.: Госкомстат, 2002.

 

Население моложе трудоспособного возраста в 1992 г. составляло почти четверть всего населения страны (24,1%), в 1997 г. его доля сократилась до 22,0%, а в 2002 г. составила 18,6%. Снижение рождаемости в начале 90-х годов породило новую понижающую демографическую волну, которая скажется на численности вступающих в трудоспособный и репродуктивный возраст уже с 2007–2008 гг. Малочисленные контингенты молодежи 1992–1994 гг. рождения, начинающие трудовую деятельность, не смогут заместить выбывающих из сферы занятости по возрасту. Если в 2006 г. численность и доля трудоспособных предположительно составит 89,1 млн человек (63,2% населения), то к концу этого периода трудоспособное население сократится на 10,3 млн человек (на 11,6%) и составит 78,8 млн человек, или 58,6% населения. К 2009 г., согласно прогнозу Госкомстата России, численность детей и подростков до 16 лет составит 21,8 млн человек (15,7% населения), т.е. сократится по сравнению с 2002 г. на 14,8%.

Изменится и соотношение групп населения моложе трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста, которое в настоящее время составляет 18,6; 60,7 и 20,7%. В 2016 г. соответствующие группы составят 16,9; 58,5 и 24,5% всего населения России. Поэтому уже в ближайшей перспективе следует существенно пересмотреть приоритеты в государственной молодежной политике.

В 2002 г. по сравнению с предыдущим годом показатели рождаемости несколько улучшились: абсолютное число родившихся увеличилось на 85,2 тыс. человек, или на 6,5%; общий коэффициент рождаемости возрос с 9,1 до 9,8 на 1000 населения. Однако увеличение показателей рождаемости, наблюдаемое в течение последних 3 лет, в основном обусловлено приростом численности женских репродуктивных контингентов за счет сравнительно многочисленного поколения молодежи 1983–1987 гг. рождения – периода стимулирования рождаемости. Этому способствовало также некоторое увеличение рождаемости в старших молодежных возрастных группах (женщины 25–29 лет). Но данная тенденция носит временный характер.

Аналогична тенденция роста показателей брачности. Она также в основном обусловлена приростом численности молодежи брачного возраста. Число зарегистрированных браков в 2002 г. составило 1019,2 тыс. – по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1,8%. Однако при этом прирост числа разводов составил 11,8%. В расчете на 100 вновь зарегистрированных браков в 2002 г. пришлось 84 развода (в предыдущем году – 76 разводов на 100 браков).

Естественная убыль населения вследствие роста показателей рождаемости за последний год сократилась на 0,9%. В то же время динамика показателей смертности за последние годы устойчиво негативна (табл. 9).

Таблица 9





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)