Системный подход к профилактике асоциальных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к профилактике асоциальных



Проявлений среди молодежи

 

В основе данного подхода лежит понимание профилактики как комплекса целенаправленных скоординированных мер, проводимых всеми заинтересованными организациями с конкретными группами молодежи по предупреждению асоциального поведения. Основные усилия направляются на предотвращение условий, способствующих подобному поведению, а также на формирование внутренних саморегуляционных механизмов в структуре личности молодого человека. В государственной молодежной политике, направленной на профилактику асоциального поведения молодежи, это связано с переходом от лозунгов, акций, манифестаций и других форм призывной активности к целенаправленной индивидуально-групповой деятельности.

Современная профилактическая работа базируется на принципах охранно-защитной концепции и реализуется через широкую сеть учреждений различной ведомственной подчиненности, оказывающих социальную, правовую, психологическую, медицинскую и педагогическую помощь детям и семьям, входящим в группы риска.

Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции необходимо обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

В данном процессе принимают участие:

· органы прокуратуры;

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· органы опеки и попечительства;

· органы социальной защиты населения;

· органы внутренних дел;

· органы управления здравоохранением;

· органы управления образованием;

· органы по делам молодежи.

Нуждаются в совершенствовании формы координации деятельности этих ведомств по реализации профилактической работы. Становление государственной политики в сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, требует дальнейшего развития правовой и нормативной базы для обеспечения реальных прав детей на достойную форму существования и защиты в социальной среде.

В современных условиях актуальной задачей становится формирование единой согласованной политики на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти по профилактике безнадзорности с учетом наработанного опыта и специфических особенностей отдельных регионов. Необходимо обратиться и к незаслуженно забытому советскому опыту работы с детской безнадзорностью. Существует потребность в выработке эффективных инструментов и механизмов реализации уже существующих законодательных актов и социальных программ.

В целях пресечения беспризорности несовершеннолетних, профилактики правонарушений детей и подростков Департамент по молодежной политике Минобразования России считает целесообразным осуществление:

· реализации межведомственного подхода к реабилитационному процессу на основе социально-правовой поддержки молодежи;

· расширения сети социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

· поддержки сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· развития сети учреждений по месту жительства, подростково-молодежных клубов;

· организации целенаправленного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в том числе детей, нуждающихся в особой защите государства;

· оценки на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений поставленным задачам;

· тесного взаимодействия с общественными, религиозными, негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Целесообразно рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, чтобы они способствовали созданию молодежных общественных организаций по профилактике правонарушений, объединений антинаркотической направленности, оказывали всестороннюю помощь и поддержку действующим организациям, объединениям и фондам, занимающимся проблемами профилактики правонарушений.

 

 

Профилактика асоциальных явлений в регионах

Российской Федерации

 

Департаментом по молодежной политике Минобразования России в соответствии с действующим законодательством разработана система конкурсного отбора региональных программ и проектов по реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)», которая позволяет выявлять наиболее эффективные и инновационные социальные технологии. По итогам конкурсного отбора региональным программам оказывается возможная поддержка, в том числе из средств федерального бюджета.

Реализация региональных программ, которые прошли конкурсный отбор, позволяет более эффективно строить профилактическую работу с подростками. Специально разработанные критерии экспертной оценки региональных программ позволяют выделить адресные профилактические программы, направленные на подростков группы риска. Успешное решение вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возможно только на основе межведомственного взаимодействия. В соответствии с этим Департамент по молодежной политике Минобразования России координирует деятельность органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и региональных подведомственных учреждений социального обслуживания молодежи, подростково-молодежных клубов, общественных организаций по прео-долению подростковой безнадзорности. Накоплен положительный опыт по работе с подростками группы риска.

Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента по молодежной политике Минобразования России является поддержка на федеральном уровне сетиопорных и экспериментальных центров в регионах, основной задачей которых являются обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь по созданию социальных служб для молодежи. Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний молодых людей и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди подростков последовательно дополняется медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг. Ведется работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей в качестве структурных подразделений профилактической работой занимаются 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 296 отделений реабилитации для детей-инвалидов, 430 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних, 298 «телефонов доверия». Численность граждан, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, составила в 2002 г. около 9 млн человек, что на 11% превысило показатели предыдущего года, в том числе более 4 млн несовершеннолетних (в 1999 г. их было 3,2 млн, в 2000 г. – 2,5 млн).

В 2002 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получило около 3 тыс. семей. Были направлены на усыновление, под опеку, на попечение около 4000 человек. Около 90 000 детей и подростков вернулись в родные семьи. В государственные интернатные учреждения определено около 17 тыс. детей. При этом более 80 тыс. детей находились в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 3 месяцев, свыше 25 тыс. детей – до 6 месяцев, около 20 тыс. несовершеннолетних – от 6 месяцев до 1 года.

Различные виды социальных услуг были оказаны 400 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, 350 тыс. малообеспеченных семей, 700 тыс. неполных семей, 400 тыс. многодетных семей, 15 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. Одним из видов социального обслуживания семьи и детей стал социальный патронаж неблагополучных семей, который осуществляет индивидуальную адресную социальную поддержку и предоставляет комплекс необходимых услуг на длительной основе. В 2002 г. учреждения социального обслуживания осуществили патронаж около 500 тыс. семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Анализ данных регионального анкетирования показал, что в субъектах Российской Федерации функционирует более 1546 учреждений социального обслуживания молодежи, работающих более чем по 45 направлениям. В их число входят центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры социального обслуживания молодежи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы экстренной психологической помощи по телефону, центры поддержки молодой семьи, центры правовой помощи молодежи, молодежные биржи труда.

Активную профилактическую работу ведут региональные организации. Это служба уличной социальной работы при психолого-педагогической службе для детей и молодежи «Сердеш» (Республика Татарстан); Республиканский центр комплексной социально-психологической помощи «Психолог-плюс» (Республика Удмуртия); Комитет по молодежной политике и патриотической работе администрации г. Волжского Волгоградской области; Центр социально-психологической помощи подросткам и их семьям «Феникс» (Новосибирская область, Куйбышев); автономная некоммерческая организация «Челябинская область без наркотиков» (Челябинск) и др.

В Республике Башкортостан сформирована республиканская сеть служб социальной адаптации и реабилитации молодежи с трехуровневой структурой. Базовое учреждение городской центр «Подросток» (экспериментальный центр по социальной работе Департамента по молодежной политике) является главным разработчиком программ социальной помощи молодежи, определяющим совместно с Госкомитетом Республики Башкортостан по молодежной политике основные направления деятельности социальных служб. Региональные центры осуществляют методическую поддержку близлежащих служб и обеспечивают их связь с Республиканским центром.

Интересный опыт по профилактической работе с молодежью апробирован в Санкт-Петербурге на базе государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних». В рамках программы действует ежедневный «социальный патруль», в ходе которого выявляются социальные проблемы молодежи и уже с участием специалистов (психологов, врачей, социальных работников) оперативно решаются трудные жизненные ситуации молодых людей. В Центре работает единая диспетчерская служба для молодежи, которая обслуживает около 3000 человек в месяц.

Дает позитивные результаты реализация программы «Волонтерский рейд» по развитию подросткового добровольческого движения в области первичной профилактики наркотической зависимости на базе Социального центра молодежи Кузбасса в Кемерове.

Республиканский центр социально-правовой и психолого-педаго-гической помощи детям и молодежи в Казани, осуществляющий социальные и правовые услуги детям и молодежи, реализует программы, направленные на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, и пропаганду здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде.

В Калининграде в течение пяти лет работает Центр для подростков «Мост» (Экспериментальный центр по социальной работе), который находится в ведении комитета по делам молодежи. Центр «Мост» обеспечивает организацию трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, социальной, психологической помощи и организацию досуга для подростков из асоциальных и многодетных семей, а также подростков с улицы, находящихся в кризисной жизненной ситуации. Создано собственное подсобное хозяйство, разработана технология «Агро-Центр», предусматривающая трудовую реабилитацию подростков: на площади 36 га выращиваются овощи, зерновые культуры. Имеется мини-ферма, что позволит центру «Мост» перейти на частичное самообеспечение сельхозпродукцией. Опыт Комитета по делам молодежи Калининградской области позволяет отработать экспериментальную модель реабилитационного центра для подростков, которые получают профессиональные навыки, необходимые им в дальнейшем.

В Пермской области создана сеть учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Практикуются различные формы такой занятости: трудовые бригады, отряды, трудовые десанты и площадки, дворовые трудовые лагеря. Общее количество лагерей на территории области составило 809. Также при общеобразовательных школах организовано 520 ремонтных бригад с охватом 22 666 человек. В 2002 г. начала работу межведомственная программа временного трудоустройства подростков из социально неблагополучных семей «Отряды мэра». Для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям организована работа областной и муниципальных «горячих линий». Экспериментальным центром по социальной работе является областной центр социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи «Социум плюс». Он работает в тесном контакте со структурными подразделениями администрации Пермской области, областными ГУВД, ГУИН, наркодиспансером, центром по профилактике СПИДа.

Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области в соответствии с областной государственной программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001–2003 годы» совместно с Управлением внутренних дел Иркутской области, комиссией по делам несовершеннолетних, а также представителями общественных организаций принял участие в организации и проведении областных операций «Подросток», «Вихрь» и «Бродяга», направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также на повышение эффективности индивидуально-воспитательной работы с подростками, входящими в группу риска. В 2002 г. Иркутский комитет по молодежной политике провел конкурс авторских вариативных программ в сфере организации занятости подростков и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По итогам конкурса принято решение поддерживать программы, направленные на формирование устойчивого негативного отношения к употреблению наркотиков, токсических веществ и алкоголя. Программы-победительницы конкурса финансируются из средств областного бюджета.

Комитет по делам молодежи Республики Коми уделяет большое внимание вопросам профилактики безнадзорности и беспризорности подростков. Это направление деятельности реализуется путем привлечения подростков к социально значимой полезной деятельности в летний период. В 2002 г. в республиканских профильных лагерях «Спартанец» (спортивно-оздоровительный лагерь), «Паломник» (палаточный туристический лагерь), «Познай себя» (палаточный туристический лагерь), «Защитник» (военно-спортивный лагерь), «По следам предков» (историко-археологический лагерь), «Юный спасатель» (спортивно-оздоровительный палаточный лагерь) отдохнули 1120 человек, из них 40% (488 человек) из малообеспеченных семей и свыше 10% (112 человек) подростков, состоящих на учете в КДН. Комитетом по делам молодежи Республики Коми поддерживаются профильные молодежные лагеря, лагеря труда и отдыха муниципальных образований, в которых ежегодно бывает более 3 000 человек, из которых более 30% – подростки, склонные к правонарушениям, из малообеспеченных и многодетных семей.

Управлением по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями администрации Орловской области в летний период большое внимание уделялось организации и проведению оборонно-спортивных лагерей для подростков группы риска. При непосредственном участии Орловского управления по делам молодежи действуют общественные организации «Юный десантник», «Самолет» и др., которые работают с подростками, склонными к асоциальному поведению, и занимаются их гражданским и патриотическим воспитанием. Орловским юридическим институтом на базе Некрасовской школы был организован лагерь со сменой продолжительностью 12 дней для детей, состоящих на учете в детских комнатах милиции. В ходе данной акции молодые юристы проводили беседы на тему уголовно-правовой ответственности с молодежью, привлеченной в лагерь. Союзом молодых казаков «Кадет» проведены трехдневные маневры на территории Орловской области с учебными стрельбами и марш-броском на 50 км. Осуществляются выезды воспитанников на вторые всероссийские специальные военные сборы в бухте Агой Краснодарского края.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди подростков и молодежи в Республике Калмыкии является привлечение данной категории молодежи к активной спортивной, культурной деятельности через сеть клубов, общественных объединений, координируемых Министерством по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкии. В настоящее время в Республике Калмыкии насчитывается более 60 подростковых и молодежных клубов и центров различной специализации, разработана и внедрена программа Ассоциации детских организаций республики «Хамдан», членами которой являются учащиеся 1–11-го классов. Важнейшим направлением деятельности данной общественной организации является профилактика правонарушений и беспризорности. Детские организации республики проводят различные правовые мероприятия по месту жительства, в школах. На ежегодном фестивале детских организаций отрабатываются модели работы по профилактике правонарушений с детьми, состоящими на учете в КДН. Большой вклад в воспитание трудных подростков Калмыкии вносят студенческие педагогические отряды. Наиболее эффективно работает студенческий отряд «Солнг». По результатам специализированных смен, как свидетельствует анкетирование, многие ребята меняют ценностные ориентации и жизненные установки.

Опыт организации лагерей для трудных подростков на базе воинских частей распространен с 1998 г. в Астраханской области. Астраханская региональная общественная молодежная организация правовой и социально-психологической помощи «Доверие» на базе воинской части МВД РФ ежегодно проводит набор в военно-спортивный оздоровительный трудовой лагерь «Доверие» для детей, состоящих на учете в милиции, страдающих психической зависимостью на фоне приема психоактивных веществ, судимых, находящихся под судом, следствием, беспризорных и безнадзорных детей, в том числе из сельской местности.

В Амурской области действуют 76 учреждений дополнительного образования, в которых различными формами развивающего образования охвачены 40,4% общего числа обучающихся детей. С 35 до 76 тыс. детей выросла численность Амурской областной общественной детской организации «Амурчата», существующей с 1993 г. В детских и подростковых общественных организациях, клубах занимаются 2930 детей и подростков. Реализуется областная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 2001–2002 годы», утвержденная постановлением главы администрации Амурской области, согласно которой во всех общеобразовательных учреждениях проведены целевые операции «Семья», «Безнадзорные дети», «Условник», «Здоровье», «Группа», «Всеобуч» с целью выявления и устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи; вовлечения в образовательный процесс подростков в возрасте до 15 лет, не имеющих основного образования; профилактики детской безнадзорности, преступности, наркомании. Особое внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей группы риска. Летом 2002 г. организованными формами детского отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 66 тыс. детей (в 2001 г. – 64 тыс. детей), из них 966 — состоящих на учете в органах внутренних дел, 30 тыс. — из многодетных и малообеспеченных семей, 4 тыс. – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1,5 тыс. — детей-инвалидов, 44 — детей из тех мест, где зафиксированы экологические катастрофы и вооруженные конфликты, 325 детей коренных народов Севера.

Комитетом по молодежной политике и делам несовершеннолетних администрации Красноярского края организована работа 5 профильных летних лагерей отдыха для молодежи. В данных лагерях отдохнули 430 подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении. В рамках деятельности государственного учреждения «Краевой антикризисный центр семьи и молодежи» организуется издание информационно-методической, просветительской печатной продукции антинаркотической направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Комитетом Ставропольского края по делам молодежи в настоящее время ведется работа по целевым программам: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, 2002–2004 годы», «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей, 2002–2004 годы», в которых предусмотрены мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Органами внутренних дел края в I полугодии 2002 г. проводилась профилактическая работа с 8653 подростками правонарушителями, в том числе с 1558 ранее судимыми. В настоящее время в сфере профилактического воздействия органов внутренних дел находятся 6091 несовершеннолетний.

Продолжает развиваться сеть учреждений дополнительного образования детей. В них занимается около 30% детей и подростков. Только за прошедший учебный год открыты новые учреждения в Кировском, Арзгисрском, Предгорном районах, городах Буденновске, Пятигорске, Георгиевске.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, представлены центрами диагностики и консультирования, социально-трудовой профориентации, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения в 14 территориях края.

Интересен опыт работы Ставрополя, где постановлением главы города во всех общеобразовательных учреждениях введены ставки школьных участковых уполномоченных милиции. Аналогичная работа проведена и в г. Георгиевске. Важным аспектом работы с детьми и подростками по месту жительства является участие в ней родителей общественности. В центре внешкольной работы промышленного района Ставрополя совместно с психологическим центром организован «Институт для родителей», в октябрьском Доме детского творчества – родительский клуб «Веста». Заслуживает внимание многолетний опыт работы родительского университета городского Дворца детского творчества. Значительно выросло число лагерей дневного пребывания. Возрождается работа с детьми по месту жительства. В городах и районах края созданы лагеря отдыха при 58 клубах по месту жительства. Более 400 площадок по месту жительства оборудованы для игр на свежем воздухе, в июне на площадках отдыхало около 16 тыс. детей и подростков. Особое внимание комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Ставропольского края уделяет организации летнего труда и отдыха подростков группы риска. Лето 2002 г. проходило в крае под девизом «Забота о трудных подростках». Из общего количества неблагополучных детей в июне было трудоустроено службой занятости в учебно-производственные бригады 1708 человек, направлено на отдых в загородные оздоровительные лагеря 564 человека, в пришкольные – 1267 человек. На отдыхе с родителями находились 187 человек, на площадках по месту жительства было занято 367 человек. В общей сложности по состоянию на 1 июля 2002 г. в Ставропольском крае всеми видами труда и отдыха было охвачено 155 тыс. человек, что составляет 58% общего количества обучающихся детей и подростков. В результате совместных усилий всех органов и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в I полугодии 2002 г. на территории Ставропольского края подростковая преступность снизилась на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 5, 3 % снизился уровень групповой преступности несовершеннолетних.

Создание системы учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи знаменует собой новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. Вместе с тем дальнейшее совершенствование профилактической деятельности предполагает решение нескольких важных задач:

· нормативно-правовых, направленных на совершенствование состояния нормативно-правовой базы профилактики наркомании и токсикомании;

· организационных, связанных с внедрением новой модели профилактики, предусматривающей прекращение (сокращение) доступа наркотиков к потребителю, повышение роли семьи и формирование антинаркотической культурной среды (через учреждения образования, культуры, СМИ, общественные объединения);

· ресурсных, обеспечивающих централизацию средств, выделяемых изспециальных внебюджетных фондов профилактики наркомании и токсикомании;

· информационно-аналитических, направленных на реализацию межрегионального мониторинга наркоситуации и профилактической антинаркотической работы;

· кадровых, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку кадров, способных решать задачи профилактики наркомании и токсикомании на профессиональном уровне.


Раздел 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.02 с.)