Оценка привлекательности гражданского и официально 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка привлекательности гражданского и официально



зарегистрированного брака, 2002 г. (% по группам)

Показатели привлекательности Гражданский брак Зарегистрированный брак Затруднились ответить
Взаимная ответственность перед супругом 10,1 70,6 19,3
Супружеская верность 9,8 57,7 32,5
Материальная ответственность перед семьей 6,9 71,4 21,7
Забота о детях, их воспитание 6,9 66,6 25,5
Забота о родителях 9,6 53,8 36,6
Личная свобода 55,7 18,2 26,0
Возможность самореализации 35,5 29,2 37,2
Защищенность 7,0 70,1 22,8
Имущественные права 9,5 74,0 16,5

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

Как видно из данных таблицы, по большинству показателей молодежь видит неоспоримые преимущества в официально зарегистрированном браке. В гражданском браке молодых людей привлекают свобода поведения и возможность реализации собственных интересов, а по существу – безответственность. В 2002 г. состояли в зарегистрированном браке 24,8%, а в незарегистрированном (гражданском) браке – 7,9% молодежи.

То есть существенной чертой демографического поведения молодежи становится обострение проблемы сознательного родительства. Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, неумение молодых супругов вести хозяйство, нежелание рожать и воспитывать детей (количество «отказных» детей год от года не уменьшается), проявления агрессии к собственным детям, нарастание тенденции отложить осуществление детородной функции на «зрелый» возраст (после 35 лет). По данным исследования [1], среди причин нежелания иметь детей в 2002 г. 21,1% молодых супругов назвали нежелание ограничивать свою свободу и 2,2% – неуверенность, что смогут правильно их воспитать. Проблема не только в низкой рождаемости, но и в низком уровне здоровья рожденных детей, поскольку соматически здорова лишь каждая четвертая женщина. Не последнюю роль в этом играют рост среди молодых женщин табакокурения и потребления алкоголя.

Поэтому организация правового консультирования молодых семей, материально-техническая поддержка клубов молодых семей и центров планирования семьи, осуществляемые в соответствии с перечнем мероприятий Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)», направлены на оказание практической помощи молодым людям при создании семьи и формирование у них ответственного отношения к семье.

По данным исследования [1], в 2002 г. произошла некоторая поляризация демографических ориентаций молодежи (табл. 26).

 

Таблица 26

Изменение ориентаций молодежи на количество детей в семье,
1999–2002 гг.
(% по годам)

Ориентации 1999 г. 2002 г.
Не желаю иметь детей 2,4 2,3
На одного ребенка 21,7 25,9
На двух детей 53,6 51,4
На трех и более 7,1 8,9
Затруднились ответить 15,2 11,5

 

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

Как следует из анализа, наметилась тенденция перераспределения ориентаций молодежи на однодетную семью. Вместе с тем несколько увеличилась группа молодых людей, видимо, более материально обеспеченных, ориентированных на многодетную семью. В пользу влияния материального фактора и нестабильности в обществе на демографические ориентации молодежи свидетельствует анализ причин, вызывающих отказ иметь детей. Среди них на материальные трудности сослались 21,7% и столько же – на неопределенность ситуации в стране, боязнь за будущее детей. Этими же причинами, по всей видимости, объясняются реальное количество детей в молодых семьях и изменение их числа за последние годы (табл. 27).

 

Таблица 27

Изменение количества детей в молодых семьях, 1999–2002 гг.

(% по годам)

Количество детей 1999 г. 2002 г.
Нет детей 22,8 30,0
Один ребенок 60,2 57,8
Два ребенка 16,1 11,5
Три и более 0,9 0,7
Итого    

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

Как видно из анализа результатов исследования [1], в реальной жизни количество детей в молодых семьях значительно отличается от желаемого, что, конечно же, объясняется жизненными трудностями, с которыми приходится сталкиваться молодым супругам. Изменения в составе молодых семей, произошедшие в период с 1999 по 2002 г., не только подтверждают устойчивость их ориентаций на однодетную семью, но и выявляют тенденцию к созданию бездетной семье.

Среди жизненных трудностей молодые люди чаще всего называют жилищную проблему. По данным исследования [1], жилищные условия молодежи по сравнению с 1999 г. не претерпели существенных изменений. В 2002 г. они выглядели следующим образом (табл. 28).

 

Таблица 28

Жилищные условия молодежи, 2002 г.

Проживали %
Вместе с родителями в их квартире, доме 68,5
Отдельно от родителей, в собственной квартире, доме 20,6
Вместе с родителями в коммунальной квартире 0,3
0тдельно от родителей в коммунальной квартире 1.5
Снимали квартиру, комнату 4,9
В общежитии 1,4
У родственников 2.0
У друзей, знакомых 0,1
Другое 0,5
Итого 100,0

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

Более двух третей молодежи проживают вместе с родителями, 11% вынуждены перебиваться временными вариантами жилья. и лишь каждый пятый имеет отдельную квартиру или дом. Понятно, что в сложившихся условиях изменение демографического поведения молодежи непосредственно связано с решением жилищной проблемы.

Таким образом, демографическое поведение молодежи определяется рядом противоречий. В том числе:

· между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной доли молодых людей мысли о естественности в современных условиях альтернативных форм семейно-брачных отношений;

· между объективной необходимостью воспроизводства населения и усилением ориентации молодежи на малодетную и даже бездетную семью;

· между потребностью иметь детей и отсутствием необходимых условий для их полноценного развития и воспитания.

В этой связи осуществляется комплекс мер, направленных на укрепление молодой семьи, и прежде всего на решение ее жилищных проблем. Среди них изменение нормативно-правовых актов, формирующих основы государственной молодежной жилищной политики; обеспечение реализации проектов и программ по финансированию на федеральном и региональном уровнях строительства экономичного жилья для молодежи; поддержка (на конкурсной основе) деятельности молодежных объединений и организаций, направленной на решение социально-экономических проблем молодежи и молодых семей. Однако, как следует из данных проведенного анализа, принимаемые меры явно недостаточны. Их реализация не обеспечивает комплексного решения проблемы повышения роли молодой семьи в демографическом воспроизводстве российского общества.

 

 

Комплексная поддержка, обеспечение

Жильем молодых семей

 

В Российской Федерации система мероприятий по поддержке молодой семьи носит комплексный характер. В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)» реализуется направление «Комплексные меры по укреплению молодой семьи в России», основными целями которого являются социально-экономическая поддержка молодой семьи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института семьи.

На федеральном уровне функционирует государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики», который координирует работу с молодыми семьями в Российской Федерации. Центр регулярно проводит социологические исследования, выпускает научно-методическую литературу по проблемам создания и функционирования молодой семьи, разрабатывает проекты нормативных правовых документов, проводит научно-практические конференции и семинары по проблемам жизнедеятельности молодых семей.

Работа ведется по следующим направлениям:

· подготовка молодежи к семейной жизни;

· педагогическое консультирование молодых родителей по вопросам воспитания детей и подростков;

· предоставление бесплатных или частично оплачиваемых консультаций юридического характера;

· специальное медицинское обслуживание малолетних детей и беременных женщин в возрасте до 30 лет;

· оказание бесплатной психологической помощи;

· научно-методическое обеспечение молодых родителей по вопросам семейной жизни;

· подготовка и переподготовка кадров в области социального обслуживания молодежи.

Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства является дифференцированный подход к различным типам семей. Исходя из этого принципа при осуществлении молодежной политики учитываются особенности социально-экономического развития различных регионов России и их социокультурные традиции, определяющие многие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образ жизни, источники доходов и структуру потребностей, возможностей реализации интересов молодых семей.

Принцип дифференцированного подхода к молодым семьям предполагает осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семей военнослужащих с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами.

Важное место в создании комплексной системы государственной поддержки молодых семей отводится решению жилищной проблемы. Она реализуется в следующих формах:

· предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;

· компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;

· выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);

· предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;

· воссоздание или организация в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» 2002–2010 годы. Государственным заказчиком подпрограммы является Министерство образования Российской Федерации. Подпрограмма рассчитана на 8 лет и будет выполняться поэтапно в 2003–2010 гг. В соответствии с решениями правительственной комиссии по делам молодежи от 11.12.2002 г. № 6 определены механизмы ее реализации.

На первом этапе (2003–2004 гг.) будут осуществляться:

· разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

· проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора;

· создание системы мониторинга реализации подпрограммы.

На втором этапе (2005–2010 гг.) намечается:

· совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в субъектах Российской Федерации;

· начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы в практику субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств.

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, 2003–2010 гг.» Федеральной целевой программы «Жилище» 2002–2010 годы, составляет 173,4 млрд руб., в том числе 0,5 млрд руб. из федерального бюджета, 68,8 млрд руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, 104,0 млрд руб. из средств предприятий и других внебюджетных источников (из них 43,3 млрд руб. – личные средства граждан (молодых семей).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.017 с.)