Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка привлекательности гражданского и официальноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
зарегистрированного брака, 2002 г. (% по группам)
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Как видно из данных таблицы, по большинству показателей молодежь видит неоспоримые преимущества в официально зарегистрированном браке. В гражданском браке молодых людей привлекают свобода поведения и возможность реализации собственных интересов, а по существу – безответственность. В 2002 г. состояли в зарегистрированном браке 24,8%, а в незарегистрированном (гражданском) браке – 7,9% молодежи. То есть существенной чертой демографического поведения молодежи становится обострение проблемы сознательного родительства. Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, неумение молодых супругов вести хозяйство, нежелание рожать и воспитывать детей (количество «отказных» детей год от года не уменьшается), проявления агрессии к собственным детям, нарастание тенденции отложить осуществление детородной функции на «зрелый» возраст (после 35 лет). По данным исследования [1], среди причин нежелания иметь детей в 2002 г. 21,1% молодых супругов назвали нежелание ограничивать свою свободу и 2,2% – неуверенность, что смогут правильно их воспитать. Проблема не только в низкой рождаемости, но и в низком уровне здоровья рожденных детей, поскольку соматически здорова лишь каждая четвертая женщина. Не последнюю роль в этом играют рост среди молодых женщин табакокурения и потребления алкоголя. Поэтому организация правового консультирования молодых семей, материально-техническая поддержка клубов молодых семей и центров планирования семьи, осуществляемые в соответствии с перечнем мероприятий Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)», направлены на оказание практической помощи молодым людям при создании семьи и формирование у них ответственного отношения к семье. По данным исследования [1], в 2002 г. произошла некоторая поляризация демографических ориентаций молодежи (табл. 26).
Таблица 26 Изменение ориентаций молодежи на количество детей в семье,
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Как следует из анализа, наметилась тенденция перераспределения ориентаций молодежи на однодетную семью. Вместе с тем несколько увеличилась группа молодых людей, видимо, более материально обеспеченных, ориентированных на многодетную семью. В пользу влияния материального фактора и нестабильности в обществе на демографические ориентации молодежи свидетельствует анализ причин, вызывающих отказ иметь детей. Среди них на материальные трудности сослались 21,7% и столько же – на неопределенность ситуации в стране, боязнь за будущее детей. Этими же причинами, по всей видимости, объясняются реальное количество детей в молодых семьях и изменение их числа за последние годы (табл. 27).
Таблица 27 Изменение количества детей в молодых семьях, 1999–2002 гг. (% по годам)
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Как видно из анализа результатов исследования [1], в реальной жизни количество детей в молодых семьях значительно отличается от желаемого, что, конечно же, объясняется жизненными трудностями, с которыми приходится сталкиваться молодым супругам. Изменения в составе молодых семей, произошедшие в период с 1999 по 2002 г., не только подтверждают устойчивость их ориентаций на однодетную семью, но и выявляют тенденцию к созданию бездетной семье. Среди жизненных трудностей молодые люди чаще всего называют жилищную проблему. По данным исследования [1], жилищные условия молодежи по сравнению с 1999 г. не претерпели существенных изменений. В 2002 г. они выглядели следующим образом (табл. 28).
Таблица 28 Жилищные условия молодежи, 2002 г.
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Более двух третей молодежи проживают вместе с родителями, 11% вынуждены перебиваться временными вариантами жилья. и лишь каждый пятый имеет отдельную квартиру или дом. Понятно, что в сложившихся условиях изменение демографического поведения молодежи непосредственно связано с решением жилищной проблемы. Таким образом, демографическое поведение молодежи определяется рядом противоречий. В том числе: · между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной доли молодых людей мысли о естественности в современных условиях альтернативных форм семейно-брачных отношений; · между объективной необходимостью воспроизводства населения и усилением ориентации молодежи на малодетную и даже бездетную семью; · между потребностью иметь детей и отсутствием необходимых условий для их полноценного развития и воспитания. В этой связи осуществляется комплекс мер, направленных на укрепление молодой семьи, и прежде всего на решение ее жилищных проблем. Среди них изменение нормативно-правовых актов, формирующих основы государственной молодежной жилищной политики; обеспечение реализации проектов и программ по финансированию на федеральном и региональном уровнях строительства экономичного жилья для молодежи; поддержка (на конкурсной основе) деятельности молодежных объединений и организаций, направленной на решение социально-экономических проблем молодежи и молодых семей. Однако, как следует из данных проведенного анализа, принимаемые меры явно недостаточны. Их реализация не обеспечивает комплексного решения проблемы повышения роли молодой семьи в демографическом воспроизводстве российского общества.
Комплексная поддержка, обеспечение Жильем молодых семей
В Российской Федерации система мероприятий по поддержке молодой семьи носит комплексный характер. В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)» реализуется направление «Комплексные меры по укреплению молодой семьи в России», основными целями которого являются социально-экономическая поддержка молодой семьи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института семьи. На федеральном уровне функционирует государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики», который координирует работу с молодыми семьями в Российской Федерации. Центр регулярно проводит социологические исследования, выпускает научно-методическую литературу по проблемам создания и функционирования молодой семьи, разрабатывает проекты нормативных правовых документов, проводит научно-практические конференции и семинары по проблемам жизнедеятельности молодых семей. Работа ведется по следующим направлениям: · подготовка молодежи к семейной жизни; · педагогическое консультирование молодых родителей по вопросам воспитания детей и подростков; · предоставление бесплатных или частично оплачиваемых консультаций юридического характера; · специальное медицинское обслуживание малолетних детей и беременных женщин в возрасте до 30 лет; · оказание бесплатной психологической помощи; · научно-методическое обеспечение молодых родителей по вопросам семейной жизни; · подготовка и переподготовка кадров в области социального обслуживания молодежи. Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства является дифференцированный подход к различным типам семей. Исходя из этого принципа при осуществлении молодежной политики учитываются особенности социально-экономического развития различных регионов России и их социокультурные традиции, определяющие многие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образ жизни, источники доходов и структуру потребностей, возможностей реализации интересов молодых семей. Принцип дифференцированного подхода к молодым семьям предполагает осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семей военнослужащих с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами. Важное место в создании комплексной системы государственной поддержки молодых семей отводится решению жилищной проблемы. Она реализуется в следующих формах: · предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; · компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; · выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); · предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; · воссоздание или организация в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» 2002–2010 годы. Государственным заказчиком подпрограммы является Министерство образования Российской Федерации. Подпрограмма рассчитана на 8 лет и будет выполняться поэтапно в 2003–2010 гг. В соответствии с решениями правительственной комиссии по делам молодежи от 11.12.2002 г. № 6 определены механизмы ее реализации. На первом этапе (2003–2004 гг.) будут осуществляться: · разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; · проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора; · создание системы мониторинга реализации подпрограммы. На втором этапе (2005–2010 гг.) намечается: · совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в субъектах Российской Федерации; · начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы в практику субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей. В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, 2003–2010 гг.» Федеральной целевой программы «Жилище» 2002–2010 годы, составляет 173,4 млрд руб., в том числе 0,5 млрд руб. из федерального бюджета, 68,8 млрд руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, 104,0 млрд руб. из средств предприятий и других внебюджетных источников (из них 43,3 млрд руб. – личные средства граждан (молодых семей).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.009 с.) |