Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная поддержка молодых граждан,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Развитие молодежи протекает в условиях воспроизводства социальных рисков. Охватывая самые широкие слои населения, они становятся перманентным состоянием многих социальных групп молодежи (молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях, молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи). Государственная поддержка, социальная реабилитация и адаптация этой части молодежи входит в перечень основных направлений государственной молодежной политики. В Концепции государственной молодежной политики определены следующие формы этой поддержки: · совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их социально-правовой защиты; · разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие виды помощи; · активизация мер по оказанию помощи, обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; · совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Подчеркивая важность правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи, в Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001–2005 годы)» выделяется как самостоятельное направление профилактика наркомании и асоциальных явлений в молодежной среде. Вместе с тем результаты исследований выявляют негативные тенденции в развитии молодежи, жизнедеятельность которой протекает в условиях повышенного риска. Особенности социального развития Молодежи в условиях риска
Для определения факторов риска в анализе результатов исследования [1] из общего числа показателей (66) были выделены те, по которым получены отрицательные тенденции развития молодежи в 2002 г. по сравнению с 1999 г. При общей положительной динамике развития молодежи в этот период их отрицательные значения указывают на процессы, которые повышают риск негативных изменений в молодежной среде. Это позволяет судить о реальных болевых точках в процессе развития, на которых следует сосредоточить внимание при планировании государственной молодежной политики. Вместе с тем определение факторов риска необходимо для анализа особенностей развития молодежи, постоянно живущей в условиях социальной неопределенности и риска. Ощущение безысходности и постоянной угрозы остаться за бортом жизни характеризует состояние большинства молодых людей, потерявших здоровье, инвалидов детства, вынужденных переселенцев, безработных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и многих других, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эмпирически особенности социального развития этой группы молодежи выявляются при сравнении тенденций изменений факторов риска в данной группе с общим распределением, т.е. со значениями аналогичных показателей по молодежи в целом (табл. 29).
Таблица 29 Факторы риска в социальном развитии молодежи, 2002 г.
Окончание табл. 29
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Как следует из сравнительного анализа, в группе молодежи, условия жизни которой характеризуются как рискованные, отмечается стагнация значений по всем показателям. Это означает, что риск негативных тенденций развития в данной группе выше, чем в целом по молодежи. Прежде всего среди факторов риска выделяются негативные тенденции в занятости молодежи. Показатели занятости как в материальном, так и в духовном производстве в группе риска ниже, чем в среднем по молодежи, т.е. сокращение доли молодежи, занятой в материальном и духовном производстве, заметно повышает риск ее отрицательного развития в этих сферах. Усиливается риск отрицательного развития в случае несоответствия работы и приобретенной специальности, что свидетельствует о нереализованном профессиональном статусе. Негативное влияние деформаций, происходящих в профессиональном статусе молодежи в условиях риска, прослеживается и в других показателях – в профессионализме, в уровне образования, в структуре занятости. Значительная доля негативных последствий риска в социальном развитии молодежи приходится на изменения в образовательном статусе. В группе риска четко обозначена тенденция снижения уровня терминальной ценности знаний и образования, т.е. в условиях риска когнитивные ценности заметно повышают их инструментальные значения. В этой связи риск не может не затрагивать и ценности культуры. Их регулирующая роль в развитии данной группы снижается. Как видно, объективная составляющая риска является детерминантой преимущественно отрицательной направленности развития. Причина такой зависимости, видимо, кроется в особенностях состояния молодежи, живущей в условиях риска (синдром страха). Риск как объективное и не зависящее от воли человека условие существования отражает его состояние, которое может вызывать активность, эмоционально переживаемую как надежда. Но чаще подобное состояние переживается как тревога, страх, отчаяние, парализующие волю. В то же время упадок активности может быть связан с необоснованными надеждами и их крушением, что также повышает уровень напряженности. Это подтверждается сравнением ответов респондентов в группе риска (рискованные условия жизни) и в целом по молодежи на вопрос: «В какой степени отражают ваше сегодняшнее состояние перечисленные чувства?» Ответы «Отражают в высокой степени» распределились так: надежда – 65,6% в группе риска и 62,5% в целом по молодежи; тревога соответственно 32,9 и 22,5%; страх, отчаяние – 17,9 и 12,5%, возмущение – 25,2 и 16,9%. Заметный рост неконструктивной напряженности в группе риска, видимо, и явился фактором усиления отрицательных тенденций развития. Таким образом, возможность сокращения риска в развитии молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь зависит от повышения ее занятости в материальном и духовном производстве, обеспечения работой в полном соответствии с приобретенной специальностью, формирования профессионализма, роста профессионального статуса, повышения ценности знания и культуры. Определение соответствующих мероприятий в рамках государственной молодежной политики повысит ее эффективность в работе с этой категорией молодежи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.01 с.) |