Экстремистские настроения в молодежной среде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстремистские настроения в молодежной среде



 

Вывод, сделанный в предыдущем параграфе, о незначительном удельном весе радикальных настроений среди российской молодежи не снижает актуальности проблем экстремизма. За последние годы это явление прочно вошло в политическую жизнь России, а также большинства стран Европы и Америки. При этом и в общественном сознании, и в политических кругах произошло переосмысление многих, ранее казавшихся очевидными вопросов. А сами они из преимущественно внутренних перешли в разряд всеобщих для большинства стран планеты.

Результаты опросов российской молодежи [4] показывают, что в сознании и поведении абсолютного большинства молодых людей не происходит перемен к худшему. Агрессивность и экстремизм в 2002 г. оставались на достаточно низком уровне в структуре радикальных настроений молодежи, что указывает на определенное улучшение или, по меньшей мере, на стабильность социально-экономической ситуации и относительно устойчивую на сегодня адаптированность молодежи к условиям жизни (считают, что вписались в современные условия жизни, 88,7% молодых людей).

Однако отмечаются существенные различия в отдельных группах молодежи. Наиболее проблемными остаются группы учащихся системы начального профессионального образования и молодые военнослужащие, в большей степени склонные к проявлениям агрессии и ориентации на разного рода экстремистские идеи. До трети из них склонны симпатизировать экстремистским организациям и их лидерам. Относительно новое явление – быстрый рост симпатий учащихся системы начального профессионального образования радикальным группировкам типа РНЕ – около 10% (в целом среди молодежи 4,9%), НБП – около 6% (среди молодежи 0,4%), а также разного рода пограничным группировкам типа фанатов, скинхедов, число которых в крупных городах достаточно велико.

С одной стороны, выделяется ядро экстремистски настроенной молодежи, которую в целом нельзя отнести к обездоленной в социально-экономическом плане. В большинстве своем это занятые в мелком бизнесе и работающие молодые люди с психологией мелкого лавочника, хорошо знакомые нам по европейской истории 30-х годов. Их родители в недавнем прошлом занимали прочное положение в жизни (учителя, инженеры, советские руководители, военные и т.д.). С другой стороны, существуют группировки молодежи с ярко выраженной криминальной направленностью, уже входящие в разного рода криминальные структуры или отбывающие наказание. Исследование, проведенное среди молодежи Колпинской колонии в Петербурге, позволило заключить, что экстремистский потенциал данной группы в два-три раза превышает аналогичные показатели у остальной («благополучной») молодежи.

Близко к этому ядру и зачастую под его влиянием в критических ситуациях оказывается еще 10–15% молодых людей, в основном от природы достаточно легко возбудимых и внушаемых, без устойчивой нравственной позиции. Это и есть основная проблемная группа. Ей в большей мере присущи стремление идти к цели кратчайшим путем, неприятие консенсуса, нечувствительность к потерям, страданиям и боли других людей, а также склонность к принятию принципа «цель оправдывает средства». Поэтому задача школьных психологов не только знать этих молодых людей, но и вести с ними целенаправленную профилактическую работу.

Актуальной является и проблема терроризма. Абсолютное большинство опрошенных уверены, что с терроризмом нужно вести бескомпромиссную борьбу и что террористам нет прощения до конца их жизни. Определенное воздействие на молодежное сознание оказали события на Дубровке в Москве. Однако остается проблема так называемого оправдательного подхода большого числа молодежи к террористам. Попытка найти оправдание их действиям проявлялась в 2002 г. почти у 30% молодых людей, а прямая поддержка – у 5% респондентов, что не может не вызывать тревогу.

Нельзя недооценивать воздействие криминального мира на сознание детей и молодежи. Криминализация сознания охватывает весьма значительное число молодых людей (свыше 40% опрошенных считают криминальную деятельность вполне приемлемой, особенно в трудных жизненных условиях). И все это при весьма низком уровне правосознания и правоорганизующей основы поведения. Так, только 14% опрошенных молодых людей предпочитают решать возникающие проблемы «по закону», а 86% – «по совести».

Как и ранее, открытым остается вопрос этнического экстремизма как со стороны части русского населения, так и со стороны национальных меньшинств – мигрантов из СНГ и с Кавказа, вес которых в городах резко повысился за последние 10 лет. Значительная часть мигрантов, включая молодых, не зарегистрированы, что сильно затрудняет профилактическую и воспитательную работу с ними. Заметим, что 36,6% опрошенных назвали себя националистами. Только 20% считают, что национализм представляет прямую опасность для России, 60,2% склонны считать, что эта опасность таится только в крайних формах национализма, а 19% полагают, что национализм не несет никакой опасности. Словом, данную сферу отношений можно назвать открытым полем конфликта, источником социальной напряженности.

В свете изложенного в рамках государственной молодежной политики настоятельно требуется:

а) выделить проблематику профилактики экстремизма и межнациональных отношений в молодежной среде в отдельные программы;

б) существенно улучшить методическое обеспечение работы в данном направлении;

в) активизировать профилактику экстремизма и формирование толерантного поведения на основе согласованного межведомственного подхода;

г) проанализировать вопрос о роли СМИ в снижении напряженности и профилактике экстремизма.

При этом необходимо по-новому подойти к теме социального здоровья молодежи. Нельзя не учитывать, что в атмосфере здорового образа жизни значительно выше показатели успешности жизненного становления, осмысления чувства будущего, патриотизма, в том числе толерантности, а также оценка социального самочувствия. А развитое чувство уверенности в будущем, гражданственность и патриотизм являются надежным заслоном экстремизму.

Наконец, пора начинать целенаправленную и поставленную на долгосрочную основу работу с кадрами педагогов и активом общественных организаций по их обучению вопросам профилактики экстремизма. В новых подходах нуждается сегодня и работа в этом направлении с молодежными организациями и движениями.

В этой связи важную роль призвано сыграть постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629, утвердившее Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)».

Целью программы являются формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· разработки и реализации комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;

· разработки и внедрения в практику таких методов, как мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;

· разработки и реализации системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействие экстремизму во всех его проявлениях, в том числе разработки:

· системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;

· эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этно- и ксенофобии;

· разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;

· комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

На первом этапе (2001 г.) осуществлялись разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания и создание благоприятных предпосылок в ходе реализации программы для привлечения внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования. Задачей второго этапа (2002–2003 гг.) являются создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.008 с.)