Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экстремистские настроения в молодежной средеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вывод, сделанный в предыдущем параграфе, о незначительном удельном весе радикальных настроений среди российской молодежи не снижает актуальности проблем экстремизма. За последние годы это явление прочно вошло в политическую жизнь России, а также большинства стран Европы и Америки. При этом и в общественном сознании, и в политических кругах произошло переосмысление многих, ранее казавшихся очевидными вопросов. А сами они из преимущественно внутренних перешли в разряд всеобщих для большинства стран планеты. Результаты опросов российской молодежи [4] показывают, что в сознании и поведении абсолютного большинства молодых людей не происходит перемен к худшему. Агрессивность и экстремизм в 2002 г. оставались на достаточно низком уровне в структуре радикальных настроений молодежи, что указывает на определенное улучшение или, по меньшей мере, на стабильность социально-экономической ситуации и относительно устойчивую на сегодня адаптированность молодежи к условиям жизни (считают, что вписались в современные условия жизни, 88,7% молодых людей). Однако отмечаются существенные различия в отдельных группах молодежи. Наиболее проблемными остаются группы учащихся системы начального профессионального образования и молодые военнослужащие, в большей степени склонные к проявлениям агрессии и ориентации на разного рода экстремистские идеи. До трети из них склонны симпатизировать экстремистским организациям и их лидерам. Относительно новое явление – быстрый рост симпатий учащихся системы начального профессионального образования радикальным группировкам типа РНЕ – около 10% (в целом среди молодежи 4,9%), НБП – около 6% (среди молодежи 0,4%), а также разного рода пограничным группировкам типа фанатов, скинхедов, число которых в крупных городах достаточно велико. С одной стороны, выделяется ядро экстремистски настроенной молодежи, которую в целом нельзя отнести к обездоленной в социально-экономическом плане. В большинстве своем это занятые в мелком бизнесе и работающие молодые люди с психологией мелкого лавочника, хорошо знакомые нам по европейской истории 30-х годов. Их родители в недавнем прошлом занимали прочное положение в жизни (учителя, инженеры, советские руководители, военные и т.д.). С другой стороны, существуют группировки молодежи с ярко выраженной криминальной направленностью, уже входящие в разного рода криминальные структуры или отбывающие наказание. Исследование, проведенное среди молодежи Колпинской колонии в Петербурге, позволило заключить, что экстремистский потенциал данной группы в два-три раза превышает аналогичные показатели у остальной («благополучной») молодежи. Близко к этому ядру и зачастую под его влиянием в критических ситуациях оказывается еще 10–15% молодых людей, в основном от природы достаточно легко возбудимых и внушаемых, без устойчивой нравственной позиции. Это и есть основная проблемная группа. Ей в большей мере присущи стремление идти к цели кратчайшим путем, неприятие консенсуса, нечувствительность к потерям, страданиям и боли других людей, а также склонность к принятию принципа «цель оправдывает средства». Поэтому задача школьных психологов не только знать этих молодых людей, но и вести с ними целенаправленную профилактическую работу. Актуальной является и проблема терроризма. Абсолютное большинство опрошенных уверены, что с терроризмом нужно вести бескомпромиссную борьбу и что террористам нет прощения до конца их жизни. Определенное воздействие на молодежное сознание оказали события на Дубровке в Москве. Однако остается проблема так называемого оправдательного подхода большого числа молодежи к террористам. Попытка найти оправдание их действиям проявлялась в 2002 г. почти у 30% молодых людей, а прямая поддержка – у 5% респондентов, что не может не вызывать тревогу. Нельзя недооценивать воздействие криминального мира на сознание детей и молодежи. Криминализация сознания охватывает весьма значительное число молодых людей (свыше 40% опрошенных считают криминальную деятельность вполне приемлемой, особенно в трудных жизненных условиях). И все это при весьма низком уровне правосознания и правоорганизующей основы поведения. Так, только 14% опрошенных молодых людей предпочитают решать возникающие проблемы «по закону», а 86% – «по совести». Как и ранее, открытым остается вопрос этнического экстремизма как со стороны части русского населения, так и со стороны национальных меньшинств – мигрантов из СНГ и с Кавказа, вес которых в городах резко повысился за последние 10 лет. Значительная часть мигрантов, включая молодых, не зарегистрированы, что сильно затрудняет профилактическую и воспитательную работу с ними. Заметим, что 36,6% опрошенных назвали себя националистами. Только 20% считают, что национализм представляет прямую опасность для России, 60,2% склонны считать, что эта опасность таится только в крайних формах национализма, а 19% полагают, что национализм не несет никакой опасности. Словом, данную сферу отношений можно назвать открытым полем конфликта, источником социальной напряженности. В свете изложенного в рамках государственной молодежной политики настоятельно требуется: а) выделить проблематику профилактики экстремизма и межнациональных отношений в молодежной среде в отдельные программы; б) существенно улучшить методическое обеспечение работы в данном направлении; в) активизировать профилактику экстремизма и формирование толерантного поведения на основе согласованного межведомственного подхода; г) проанализировать вопрос о роли СМИ в снижении напряженности и профилактике экстремизма. При этом необходимо по-новому подойти к теме социального здоровья молодежи. Нельзя не учитывать, что в атмосфере здорового образа жизни значительно выше показатели успешности жизненного становления, осмысления чувства будущего, патриотизма, в том числе толерантности, а также оценка социального самочувствия. А развитое чувство уверенности в будущем, гражданственность и патриотизм являются надежным заслоном экстремизму. Наконец, пора начинать целенаправленную и поставленную на долгосрочную основу работу с кадрами педагогов и активом общественных организаций по их обучению вопросам профилактики экстремизма. В новых подходах нуждается сегодня и работа в этом направлении с молодежными организациями и движениями. В этой связи важную роль призвано сыграть постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629, утвердившее Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)». Целью программы являются формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: · разработки и реализации комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе; · разработки и внедрения в практику таких методов, как мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; · разработки и реализации системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействие экстремизму во всех его проявлениях, в том числе разработки: · системы учебных программ для всех ступеней и форм образования; · эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этно- и ксенофобии; · разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма; · комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога. На первом этапе (2001 г.) осуществлялись разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания и создание благоприятных предпосылок в ходе реализации программы для привлечения внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования. Задачей второго этапа (2002–2003 гг.) являются создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.006 с.) |