Структура духовных ценностей молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура духовных ценностей молодежи



Духовные ценности В процентах Средний коэффициент Ранг
1999 г. 2002 г. 1999 г. 2002 г. 1999 г. 2002 г.
Общение с любимым человеком 90,2 89,0 6,33 6,24    
Общение с близкими, с друзьями 92,9 92,5 6,28 6,30    
Природа 70,9 68,4 5,23 5,23    
Кино 69,9 74,3 5,15 5,31    
Эстрада, поп-музыка 56,6 51,8 4,64 4,44    
Спорт 42,9 48,7 4,08 4,31    
Литература, поэзия 40,7 40,2 4,03 3,97    
Театр 38,2 40,3 3,84 3,84    
Памятники старины, храмы 33,9 33,9 3,79 3,70    
Живопись, скульптура 24,9 25,9 3,33 3,32    
Классическая музыка 26,5 30,2 3,32 3,41    
Народная музыка 25,5 22,1 3,29 3,05    
Рок-музыка 27,3 31,4 3,17 3,35    
Молитва, обращение к Богу 21,0 23,9 2,96 3,07    

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

Анализ данных, приведенных в табл. 4, позволяет сделать вывод не только об устойчивости структуры духовных ценностей в сознании молодежи, но и о некоторых тенденциях их изменения. Ведущие позиции, как раньше, так и теперь занимают чувства, которые возникают у молодых людей в отношениях со сверстниками, – любовь, дружба, верность, долг. Хотя процент молодежи, идентифицирующей себя с этими ценностями, несколько снизился по сравнению с 1999 г., очевидно, что духовность остается главной ценностью в межличностных отношениях российской молодежи, не уступая натиску прагматизма и утилитаризма.

Тот факт, что природа как ценность, хотя и перешла с третьего на четвертое место, все же занимает ведущую позицию в структуре ценностных ориентаций молодежи, весьма символично свидетельствует об осознании молодыми людьми истоков своей духовности. Перемещение ценности классической музыки на более высокую позицию в известной мере также подтверждает положительную направленность поиска молодыми людьми своей духовной идентичности. Такая направленность ориентаций приобретает устойчивый характер, если учесть, что в 1997 г. классическая музыка занимала 13-е место в ряду духовных ценностей молодежи. Возрастание же роли кино в духовной жизни молодых людей вряд ли можно признать положительным фактом, принимая во внимание репертуарную политику кинопроката, руководствующегося сугубо коммерческими интересами. Поэтому скорее это признак расширения влияния массовой культуры на духовную жизнь молодежи, что подтверждается и перемещением на более высокое место рок-музыки.

Обращает на себя внимание тот факт, что религия, устойчиво занимающая последнее место в ряду духовных ценностей жизни большинства молодежи, поднялась на одну единицу вверх. Стремление многих молодых людей отмечать знаменательные события в своей жизни в соответствии с церковными обрядами – свидетельство признания ими религии преимущественно как социокультурного феномена, а не как формы духовной жизни. Вместе с тем в процентном отношении доля молодых людей, оценивающих молитву и обращение к Богу как высокую духовную ценность, достаточно велика и имеет тенденцию к росту (с 21 до 23,9%), что говорит о представительности подобной духовной идентичности в молодежной среде.

Итак, молодежь остается важным субъектом воспроизводства духовной жизни общества. Вместе с тем в структуре ее духовных ценностей отмечаются заметные тенденции, отражающие процесс рационализации ее сознания. Противоречие духовного и рационального проявляется и при анализе личностного самоопределения молодежи. Ценности, с которыми молодые люди связывают самоощущение себя как личности, распределились следующим образам (табл. 5).

Таблица 5

Ценности личностного самоопределения молодежи, 1999–2002 гг.

Ценность 1999 г. 2002 г.
К* Р* К Р
Профессионализм, мастерство 5,94   5,98  
Образование - - 5,85  
Деньги, материальные блага 5,57   5,80  
Трудолюбие 5,45   5,72 4/5
Полезные связи 5,31   5,72 4/5
Предприимчивость 5,39   5,63  
Общая культура, умение общаться 5,55   5,61  
Собственная семья 5,67   5,26  
Положение родителей 4,71   5,05  
Честность, принципиальность 5,02   4,99  
Руководящая позиция, близость к власти 4,53   4,79  
Способность критически оценивать себя 4,39   4,65  
Физическая сила, красота 3,74   4,49  
Происхождение, знатность - - 3,61  
Вера в Бога - - 3,27  

* К – средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале; Р– ранг.

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

 

Анализ данных табл. 5 позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, общее распределение ценностей, которые способствуют сохранению уверенности в себе и личностному самоопределению, в истекший период претерпело весьма незначительные изменения. Это свидетельствует об устойчивости структуры ценностных ориентаций молодежи. В пользу такого вывода говорит и рост абсолютных значений средневзвешенных коэффициентов по всем показателям. Во-вторых, большинство молодых людей связывают свои представления о личностных качествах с профессионализмом, высоким уровнем образования, с материальным достатком и с трудолюбием, т.е. с современными ценностями. В-третьих, изменения, которые произошли в структуре ценностных ориентаций, отражают противоречия, возникающие между духовными и рациональными ценностями.

Заметно уступили свои позиции семья, общая культура, честность и принципиальность. Зато возросло значение полезных связей, которые молодые люди оценивают выше предприимчивости. Родословные признаки, происхождение, знатность не являются значимыми характеристиками личностного самоопределения. В качестве положительной тенденции следует отметить перемещение на предпоследнее место такой характеристики, как физическая сила, которая в начале реформ играла заметную роль в обретении молодыми людьми уверенности в себе. Отсюда следует, что процесс духовного развития молодежи протекает в противоборстве двух пластов сознания – традиционного и современного. Причем движение в направлении современных ценностей осуществляется с заметной российской спецификой. Это подтверждается и анализом личностных качеств в самооценках молодежи (табл. 6).

 

Таблица 6

Самооценка собственных личностных качеств, 1999–2002 гг.

(% по группам)

Личностное качество 1999 г. 2002 г.
% Р % Р
Чувство долга 61,8   61,8  
Индивидуальность, ощущение себя личностью 53,1   59,2  
Законопослушание 48,4   50,0  
Бескорыстие 35,4   36,1  
Практичность, рационализм 33,8   42,8  
Коллективизм 30,7   32,9  
Предприимчивость 26,1   31,4  

 

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].

 

В распределении самооценок собственных личностных качеств также просматривается ценностный подход. Обращает на себя внимание устойчивость распределения, а также чередование в нем традиционных (чувство долга, бескорыстие, коллективизм) и современных качеств (индивидуализм, законопослушание, рационализм, предприимчивость). Все это отражает противоречия в становлении личности современного молодого человека, связанные с сосуществованием двух параллельных процессов – преемственности и новаторства. Данная особенность духовного воспроизводства нынешнего поколения молодых россиян учитывается в разработанных Минобразования России приоритетных направлениях воспитательной деятельности. К их числу относятся: формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей – общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру; нравственно-этическое воспитание, правовое, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое, экологическое и природоохранное, семейно-бытовое.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» принята и утверждена приказом Минобразования России от 30.10.2001 г. № 3511 подпрограмма, ориентированная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Целью подпрограммы является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Для достижения основной цели подпрограммы намечено решение следующих задач:

· координация деятельности подразделений Министерства образования Российской Федерации по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;

· повышение социального статуса патриотического воспитания молодежи в российском обществе;

· проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию молодежи;

· повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания; обеспечения взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами;

· использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

· повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания молодежи;

· обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания;

· создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

· обобщение и распространение опыта педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи;

· воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

· привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;

· обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышению уровня подготовки их к военной службе;

· расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений, занимающихся патриотическим воспитанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.140 (0.012 с.)