Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На основной работе, 2000–2002 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник: Департамент занятости населения Минтруда России. Как следует из данных табл. 19, в целом занятость подростков за этот период сократилась в 1,6 раза. Наиболее высока занятость подростков в сельском и лесном хозяйствах, отличающихся тяжелым и преимущественно неквалифицированным трудом. Снижение доли квалифицированного труда среди подростков прослеживается и по данным табл. 20.
Таблица 20 Занятое население в возрасте 15–17 лет по характеру труда
Источник: Департамент занятости Минтруда России.
По сравнению с 2000 г. четко прослеживаются тенденции сокращения квалифицированного труда подростков и роста доли неквалифицированного труда, которым занят каждый четвертый работающий подросток. Результаты проведенных Минтрудом России проверок показали, что нарушения законодательства о труде, допущенные работодателями в отношении работников в возрасте до восемнадцати лет, носили в 2002 г. массовый характер. Наиболее распространенными среди них являлись: применение труда несовершеннолетних на запрещенных для них работах; привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни; направление в служебные командировки; работа в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, и др. Продолжает оставаться высоким уровень производственного травматизма среди этой категории работников. Несчастные случаи со смертельным исходом среди несовершеннолетних работников произошли в 25 субъектах Российской Федерации. В целях защиты трудовых прав подростков в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005) годы» осуществлялись консультативно-методическое обеспечение деятельности органов по делам молодежи по вопросам занятости подростков; организация конкурсов программ и проектов, направленных на содействие занятости; развитие межрегиональной сети подготовки кадров и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере занятости молодежи. Подтвердила в 2002 г. свою эффективность организация летней временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2002 г. было направлено 570,0 млн руб. (в 2001 г. на эти цели из федерального бюджета было израсходовано 537,2 млн руб.). В реализации данной программы важны и воспитательный эффект, и получение несовершеннолетними гражданами трудовых навыков. В ходе работы, пусть даже неквалифицированной, появляется возможность выбора будущей профессии, соответствующей физическим возможностям и личностным качествам. Как правило, предлагаются следующие виды работ: · работа, связанная с благоустройством территорий городов и населенных пунктов, озеленением и уходом за скверами; · сельскохозяйственные работы в период заготовки кормов и уборки урожая; · восстановление и сохранение историко-архитектурных памятников, зон отдыха, парков; · приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, братских могил, кладбищ, содержание мест захоронения; · косметический ремонт школ; · ремонт книг; · уборка помещений; · доставка корреспонденции; · расклейка объявлений и др. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан позволяет повысить уровень материальной поддержки малообеспеченных семей, так как в период участия подростков во временных работах им оказывается материальная помощь за счет средств федерального бюджета, размер которой колеблется от 20 до 60% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальная материальная помощь не может быть ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации в 2002 г. финансирование мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних граждан осуществлялось с привлечением средств региональных и местных бюджетов (выделено более 220,9 млн руб.). В результате этих мер общая численность несовершеннолетних граждан, устроенных на временную работу за счет всех источников финансирования, в 2002 г. составила 1,4 млн человек, в том числе за счет федерального бюджета – порядка 1,1 млн человек. Наибольшая численность участников мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних достигнута в Республике Татарстан (153 тыс.), Алтайском (34 тыс.), Красноярском (33 тыс.) краях, Нижегородской (43 тыс.), Челябинской (42 тыс.), Московской (33 тыс.) областях и Москве (30 тыс.). Эффективной формой работы, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность, являетсяорганизация сезонной занятости подростков и молодежи. Анализируя итоги организации занятости подростков в 2002 г., необходимо отметить снижение общей численности трудоустроенных подростков и молодежи, что связано с сокращением объемов финансирования из федерального, региональных и местных бюджетов и увеличением минимального размера оплаты труда. Основная тяжесть в организации занятости ложится на структуры службы занятости населения и молодежные биржи труда. Работа ими ведется в следующих направлениях: организация временного трудоустройства подростков и молодежи; профориентационная работа; организация работы студенческих отрядов и методическое сопровождение деятельности. Организация трудовой занятости подростков и молодежи происходит в тесном взаимодействии со всеми субъектами государственной системы подготовки подростков и молодежи к трудовой деятельности. В 41 регионе Российской Федерации действовало более 1300 студенческих отрядов (64 609 человек), 10 908 ученических производственных бригад (387 859 человек), 3 313 лагерей труда и отдыха (233 029 человек) и через молодежные биржи труда было трудоустроено 429 829 человек. С целью обеспечения трудоустройства подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации осуществляются краткосрочные программы по профессиональному обучению и созданию дополнительных рабочих мест для подростков. Большинство программ предусматривает занятость подростков на ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работах. Часть программ рассчитана на трудоустройство молодежи в качестве социальных работников. В целом организация занятости подростков ориентируется на специальности, не требующие высокой квалификации. В то же время при организации деятельности студенческих отрядов основной упор делается на профессиональную подготовку. Региональные штабы студенческих отрядов проводят регулярные семинары-тренинги с командирами и комиссарами студенческих отрядов. Для членов отрядов регулярно проводятся занятия по специальности. По-прежнему среди студенческих отрядов первое место занимают педагогические. Так, например, в Удмуртской Республике из 24 студенческих отрядов, созданных в 2002 г., было 15 педагогических, 9 строительных, 2 отряда проводников, 1 отряд охраны правопорядка и 1 отряд по инвентаризации памятников архитектуры. Такое соотношение характерно для большинства субъектов Российской Федерации. К недостаткам в организации занятости подростков в 2002 г. следует отнести: · снижение выделяемых ассигнований из средств Фонда занятости для организации временной занятости, что резко повлияло на количество трудоустроенных совершеннолетних; · недостаточное внимание в регионах к вопросу квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан; · ограничения со стороны предприятий и организаций в приеме на работу подростков и студентов.
4.4. Молодежная безработица
Рост численности молодежи в последние годы обусловил увеличение ее доли в составе трудоспособного населения страны, что создало дополнительную нагрузку на рынок труда. По данным Департамента занятости населения Минтруда России, с 1999 по 2002 г. доля безработной молодежи среди общего числа безработных (в соответствии с методологией МОТ) возросла на 2,5%. В конце 2002 г. численность безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, зарегистрированной в органах Государственной службы занятости, составила 473 834 человека, или 32% официально зарегистрированных безработных. Среди них каждый шестой является выпускником учебного заведения. Из общего числа безработных выпускников 23,4% – лица, окончившие школу, 26,2% – учреждения начального профобразования, 35,1% – средние специальные учебные заведения и только 15,4% – высшие учебные заведения. В связи с этим проблема получения первой работы для молодых людей достаточно актуальна. В 2002 г. в органы Федеральной службы занятости населения в поиске работы обратилось более 1,6 млн граждан в возрасте от 14 до 17 лет и более 2 млн в возрасте от 16 до 29 лет. Средняя продолжительность поиска работы среди молодежи по результатам выборочных обследований населения по проблемам занятости, составила в 2002 г. около 8 месяцев. Одним из направлений государственной молодежной политики на рынке труда является повышение конкурентоспособности молодежи через приобретение ими новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков для последующего трудоустройства. Хорошо зарекомендовала себя деятельность территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения в области профессиональной ориентации молодежи. Ее целью является активное содействие в трудоустройстве молодежи, выборе ею специальности в соответствии с личностными потребностями и требованиями рынка труда. Не имеющие профессии, ранее не работавшие и впервые ищущие работу проходят индивидуальное консультирование, тестирование, им оказывается помощь в подборе возможных путей профобучения. Выпускники профучилищ, средних специальных учебных заведений и вузов информируются о возможностях трудоустройства через программы временного трудоустройства, переобучения или повышения квалификации. В соответствии с приказом Минтруда России от 7 мая 2002 г. «О реализации плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» деятельность многих центров профориентации и психологической поддержки населения была направлена на оказание квалифицированной помощи в вопросах профессиональной ориентации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних граждан, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В 2002 г. услуги по профориентации получили 2 593 572 молодых людей в возрасте до 30 лет, в том числе 1 464 113 учащихся образовательных учреждений. Государственная служба занятости населения, кроме программы профориентации и профессионального обучения, активно использует и другие формы содействия занятости молодежи. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест дают возможность юношам и девушкам самостоятельно подобрать себе работу, в том числе на предприятиях, сведения о которых не поступают в органы службы занятости, встретиться с работодателями, получить информацию о возможностях профессионального обучения по новой специальности, а также консультацию юристов и психологов. В 2001–2002 гг. при непосредственном участии органов службы занятости ежегодно проводилось по 10–15 тыс. ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, в которых приняли участие от 1,0 до 1,5 млн молодых людей. Так, в Новгородской области в ярмарке «Образование, занятость, карьера» приняли участие около 7,5 тыс. школьников и выпускников 9–11-го классов, представителей образовательных учреждений и кадровых служб 26 предприятий и организаций Великого Новгорода и Новгородского района. Профессиональную информацию в форме лекций и бесед получили 650 школьников. Компьютерную экспресс диагностику прошли 290 человек. В Ростовской области большой резонанс получила проведенная в Ростове-на-Дону областная молодежная ярмарка вакансий и учебных мест «Молодость. Занятость. Успех», которая подтвердила остроту проблемы занятости молодежи и ее огромный интерес к поиску достойной, интересной работы. За время работы ярмарку посетило свыше 3,8 тыс. человек, получили направления на работу около 1,9 тыс. Учитывая, что почти треть всех зарегистрированных безработных в Республике Карелии составляли молодые люди в возрасте 16–29 лет, Петрозаводский центр занятости населения в 2002 г. провел ярмарку–презентацию молодых специалистов. Ее участниками были около 1000 молодых людей, более 800 из которых прошли собеседование с работодателями, 379 юношей и девушек получили приглашения на предприятия для решения вопроса трудоустройства. На ярмарке была представлена информация ведущих специальных учебных заведений города о том, как получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Более 35 организаций представили около 400 вакантных рабочих мест. В рамках Программы содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, разработанной Департаментом по молодежной политике Минобразования России с учетом опыта реализованных в 2002 г. программ трудоустройства молодежи, предлагаются следующие мероприятия: · формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи; · создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг; · формирование системы трудоустройства выпускников на региональном и межрегиональном уровнях с учетом потребностей рынка труда; · создание Всероссийского штаба студенческих отрядов; · разработка системы мер, направленных на поддержку и развитие деятельности студенческих отрядов; · формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; · разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Материальное положение Важным фактором экономической самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Результаты исследования [1] свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы (табл. 21).
Таблица 21 Изменение уровня заработной платы молодежи в основных
Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН [1].
Из данных табл. 21 следует, что за прошедший период уровень зарплаты молодежи в материальном производстве вырос в среднем в 1,9 раза. Изменилось и соотношение профессиональных групп по этому показателю. Сохранили лидирующие позиции группы транспортных и строительных рабочих и остались аутсайдерами молодые труженики села. Положительная динамика отмечается в группе молодых рабочих в машиностроении, которая переместилась с 4-го на 3-е место, и в легкой промышленности (с 5-го на 4-е место), что свидетельствует об относительно более высоком темпе роста заработной платы в этих отраслях производства. Рост заработной платы молодых специалистов в составе ИТР в этот период был относительно невысоким, что отодвинуло эту группу с 3-й на 5-ю позицию. Повысилась и удовлетворенность заработной платой в среде молодежи, занятой в материальном производстве (в 1999 г. К =2,79; в 2002 г. К =3,14), что является важным показателем ее социального развития. Отмечается также положительная стратификационная динамика. Доля низкооплачиваемых групп сократилась в 2,6 раза, а относительно высокооплачиваемых выросла в 6 раз. Сегодня более 3000 руб. в месяц получают 43,8% молодых людей, занятых в этой сфере, против 7,2% в 1999 г. Однако, учитывая темпы роста инфляции и розничных цен, а также стоимости коммунальных услуг, говорить о резком улучшении материального положения молодежи не приходится. Это подтверждается сравнением субъективных оценок респондентами своего материального положения при ответах на вопрос, как часто им приходится испытывать материальные затруднения (табл. 22).
Таблица 22
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.009 с.) |