Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис-развитие-кульминация-стагнация-кризис-гибель↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Генезис-развитие-кульминация-стагнация-кризис-гибель Сама цивилизация рождается как результат человеческих потребностей. Удовлетворение каждой потребности влечет за собой появление массы правил, норм, привычек, ритуалов, создание материальных объектов.
Человеческие потребности по Маслоу: 1)основные физиологические потребности (голод, жажда) 2)потребности безопасности (надежность, защищенность) 3)социальные потребности (принадлежность к группе, общественная деятельность, любовь) 4)потребности в самооценке (самоуважение, статус, признание) 5)потребности в самореализации(развитие личности, самосовершенствование)
Содержание понятий "цивилизация" и " общество " очень близко, но это разные понятия. Общество - это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. Культура - это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. - это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать то достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос - тоже разные понятия. Этнос - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Цивилизация социальна в отличие от этноса, который является природной общностью. Менталитет как тип мышления - важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.
Типы цивилизаций: В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования - древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению - Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики, цивилизации "на великих реках" - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил). По религиозно-нравственным ценностным ориентациям - исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности - аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур - более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий - локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития - традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда - условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих параметров. Билет 2. Рождение и развитие теории цивилизационных процессов. Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце 18 — начале 19 века, но с ростом популярности в конце 19 — начале 20 века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации». Фергюсон выделял значимость экономического развития для развития культуры и в дальнейшем для цивилизации. Век Мирабо Старший говорил, что цивилизованное общество – это идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости. Вольтер выделил великие эпохи цивилизаций. Считал, что развитие цивилизаций связано с развитием культуры, с прогрессом. Дж. Вико основал теорию цикличности. Указывал на единство истории и цикличность ее развития. Гердер считал, что высший принцип развития цивилизаций – осуществление гуманности. Кант наметил различие между цивилизацией и культурой. Век Гизо заложил основы этноисторической концепции цивилизаций. Считал, что на развитие цивилизаций влияет идейно-нравственный фактор и материальные условия. Конт говорил, что цивилизация (как и отдельный индивид) развивается по 3 стадиям интеллектуальной эволюции. Ввел термин «социология». Гегель определял цивилизацию как позднейшую форму воплощения творческой силы духа (мышления). Маркс и Энгельс считали, что цивилизация – это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутой той или иной общественно-экономической формацией. Спенсер (Бокль, Реклю, Мечников) выделяли географический фактор как силу, значимую для развития цивилизации. Мальтус выделял перенаселение как фактор, влияющий на возникновение явлений, таких как революция и диктатура в цивилизациях. Данилевский говорил, что нет всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций (культурно-исторических типов, имеющих 3 основные фазы развития).
Век- Макс Вебер считал, что рационализация есть всемирно-исторический процесс, определяющий судьбу человека. Ценностные ориентации – важнейший элемент общественной жизни. Дал характеристику мировых религий. Шпенглер сформировал идею уникальности развития общественных единиц. Главное в цивилизации – форма и стиль культуры. Тойнби выделил этапы развития цивилизаций. Вся история как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Ясперс говорил, что связь времен обеспечена достижениями «осевого времени». У человечества есть единые истоки и общая цель. Школа «Анналов» (Марк Блок, Люсьен Февр, Бродель, Жак Ле Гофф) – рождение новой парадигмы. История наполняется человеческим содержанием и человеческой субъективностью. Детерминизм – выделение единственного фактора, определяющего исторический процесс.
Циклы цивилизаций На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем, не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией), либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация). На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы. Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на следующий вопрос. «Если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?» Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот — социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс. На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов. Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса — качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития. На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания. Политический строй. Древнерусское государство 9—10 вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.
Вывод Таким образом, в 9—10 вв. на Руси утвердились феодальные отношения. Как видим, славяне в своем развитии миновали рабовладельческий строй. Чем это объясняется?
Ученые называют различные причины, К тому времени, когда у славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя, они имели более совершенные орудия труда, чем те, которые были у других народов в период возникновения рабства. Труд рабов теперь был невыгоден. С другой стороны, природные условия, в которых жили славяне, не требовали массового применения труда рабов, как, например, в странах Востока, где для земледелия было необходимо сооружать огромные плотины и разветвленную сеть каналов, нуждавшихся в непрерывном надзоре и уходе. Причиной утверждения на Руси феодального строя явился и пример соседних стран, с которыми Русь поддерживала экономические связи, где уже господствовали феодальные отношения. Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян. Крестьяне в отличие от рабов получали от феодалов земельные наделы для своего пропитания, имели небольшие хозяйства и не являлись полной собственностью феодалов.
Билет 8. Вхождение Руси в систему европейско-византийского христианского мира. «Византийское наследство» в судьбе Руси. В 988 г., при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Предпосылками к крещению Руси являлись следующие пункты:
ü Необходимость геополитического самоопределения Киевской Руси. Ликвидация ее изоляции. ü Необходимость достижения национального сплочения восточно-славянских племен в форме единого гос-ва. ü Потребность в укреплении великокняжеской власти. ü Социальная несостоятельность язычества Крещение Владимира и его приближенных было совершенно в г. Корсуни (Херсонес)- центр византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства человека перед Богом. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах 10 часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Христианизация Руси происходила в 3 периода: 1 период - предфеодальный: христианство начало проникать к восточным славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя. 2 период - становление развития феодализма: в конце 10 века христианство стало гос. религией. 3 период - укрепление феодализма: в 13 веке христианство на Руси стало господствующей религией.
Значение принятия христианства на Руси 1.Укрепило международное положение Руси, сблизило с христианскими странами. 2.Способствовало укреплению государственности и развитию феодальных отношений. Освящало сословную иерархию. 3. Приобщало русское общество к культурным богатствам Византии. 4. Способствовало распространению письменности и грамотности. 5. Создание крупных материальных и художественных ценностей на Руси. 6. Христианство идеологически закрепило единство древнерусской народности и Древнерусского государства. 7. Начался процесс формирования христианской морали – более гуманной и высоконравственной. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Западноевропейский город Подъем западноевропейских городов длится с 9 по 11 вв. н.э. Существует несколько теорий возникновения средневекового города: рыночная, бурговая (на территории небольших городских укреплений), у стен монастырей, у ярмарок, у водных переправ или на территории, принадлежавшей сеньорам. В отличие от античного города, который был административным центром, средневековый город был больше экономическим центром – центром ремесла и торговли. Основным населением были ремесленники и торговцы, объединявшиеся в цехи (ремесленники) и в гильдии (купцы). Несмотря на то, что город был больше экономическим центром, он по-прежнему оставался центром религиозным и административным. Средневековый город имел ряд особенностей: небольшое по размерам население занималось с.-х., торговлей, ремеслом. В случае если город был основан на территории какого-либо сеньора, то эти города начинали борьбу с сеньорами за получение прав, свободы. Объединялись все горожане вне зависимости от сословия. Крупные города, которые были самостоятельными - города Италии, южной Франции, северной Германии (города, входившие в ганзейский союз). Ганза - союз свободных городов, контролирующих северо-европейскую торговлю. Став свободными, горожане начали иметь органы местного самоуправления. В условиях средневековой общины население городов составляло 3 сословие, которое сформировало свою особенную городскую культуру. Древнерусский город Русский город состоит из 2 частей: укрепленная часть города и посад, где жили ремесленники и купцы. Основой экономического роста городов являлось ремесло и торговля. Жители русских городов продолжали заниматься сельским хозяйством. Располагались на береговых путях. Русский город изначально принадлежал какому-либо князю. Русский город – центр государства, однако, не самостоятельный, не имеющий самобытной культуры, органов самоуправления и цеховой системы, как в восточном городе (ремесленники и торговцы не объединялись)
Восточный город Ближневосточный город подчинен гос-ву. Управлялся наместниками и судьями. Ремесленники и торговцы не объединялись. Не имели органов самоуправления. Горожане не участвовали в решении общегородских дел. Государство контролировало общее развитие и экономику восточного города. Города были укреплены, на ночь ворота запирались. Город – религиозный и образовательный центр. В городах появлялись учебные заведения. В средневековом восточном городе были мечети, при которых организовывались медресы (университеты).
И западный, и русский, и восточный города находились на возвышенности, на торговых путях, были укреплены. Западноевроп. в экономическом плане был городом более развитым (имел цехи, гильдии, которые контролировали качество, цены продукции (эконом. деятельность). Вост.город не имел такой возможности. Р.город не был экономически самостоятельным. Социально – политическое устройство наиболее развито в западноевропейском городе, т.к. обрели самостоятельность, были органы самоуправления, горожане оформились в 3 сословие. Вост. и русс. Города не имели самостоятельности и органов самоуправления, однако, в русском городе было вече. Все города были центрами образования и культуры. Тем не менее, в западном городе, сложилась особенная городская культура.
КРАТКО Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало 14— последняя четверть 16 веков и в некоторых случаях — первые десятилетия 17 века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком 19 века Жюлем Мишле.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине 15 века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в 13 и 14 веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов 15 века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу 15 века оно достигло своего наивысшего расцвета. В 16 веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Человек эпохи Возрождения Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье. Деятели: Боккаччо, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.
Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 — начала 17 веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья.
Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. НЕ КРАТКО Культура Ренессанса зародилась во второй половине XIV в. И продолжала развиваться на протяжении ХV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". 1. Культура Возрождения. XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования. 2. Деятели Ренессанса. Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304- 1374), писатель Дж. Боккаччо (1313- 1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего, в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.015 с.) |