Билет 7. Политическая и экономическая основа развития Киевской Руси как субцивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 7. Политическая и экономическая основа развития Киевской Руси как субцивилизации.



Политическая основа – 2 союза племен (славяне ильменские и поляне)

Экономическая основа – земледелие. Юго-запад: чернозем, пшеница; северо-запад: земля как пространство: лес, дары леса

 

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности житом (от глагола «жить»). К 9—10 вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах. В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда).

На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его сосредоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово «кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами. «Кузнецы злату, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий. Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество, переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

 

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремесленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников. Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей»; Сбор дани так и назывался — полюдье. Обычно князья отправлялись в полюдье с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители «подданные» князя (от слова «дань») несли ему разное добро. Особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хозяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли. Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.

 

Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдашнему «купу» — деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд», о работе на феодала. Такой работник назывался «рядович». Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали, прежде всего, военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк.

Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. «Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и бояре владели отдельными княжествами и землями, а также городами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами. Земельные владения князей и бояр назывались вотчинами (вотчина — владение, передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм. Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна, хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу. После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

Из варяг в греки: 9 век. Балтийское море – река Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – река Ловати – Днепр – Черное море – Царьград.

 

Политический строй.

Древнерусское государство 9—10 вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских.

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.

 

Вывод

Таким образом, в 9—10 вв. на Руси утвердились феодальные отношения. Как видим, славяне в своем развитии миновали рабовладельческий строй. Чем это объясняется?

 

Ученые называют различные причины, К тому времени, когда у славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя, они имели более совершенные орудия труда, чем те, которые были у других народов в период возникновения рабства. Труд рабов теперь был невыгоден. С другой стороны, природные условия, в которых жили славяне, не требовали массового применения труда рабов, как, например, в странах Востока, где для земледелия было необходимо сооружать огромные плотины и разветвленную сеть каналов, нуждавшихся в непрерывном надзоре и уходе. Причиной утверждения на Руси феодального строя явился и пример соседних стран, с которыми Русь поддерживала экономические связи, где уже господствовали феодальные отношения. Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян. Крестьяне в отличие от рабов получали от феодалов земельные наделы для своего пропитания, имели небольшие хозяйства и не являлись полной собственностью феодалов.

 

 

Билет 8. Вхождение Руси в систему европейско-византийского христианского мира. «Византийское наследство» в судьбе Руси.

В 988 г., при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Предпосылками к крещению Руси являлись следующие пункты:

 

ü Необходимость геополитического самоопределения Киевской Руси. Ликвидация ее изоляции.

ü Необходимость достижения национального сплочения восточно-славянских племен в форме единого гос-ва.

ü Потребность в укреплении великокняжеской власти.

ü Социальная несостоятельность язычества

Крещение Владимира и его приближенных было совершенно в г. Корсуни (Херсонес)- центр византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства человека перед Богом. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах 10 часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

 

Христианизация Руси происходила в 3 периода:

1 период - предфеодальный: христианство начало проникать к восточным славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя.

2 период - становление развития феодализма: в конце 10 века христианство стало гос. религией.

3 период - укрепление феодализма: в 13 веке христианство на Руси стало господствующей религией.

 

Значение принятия христианства на Руси

1.Укрепило международное положение Руси, сблизило с христианскими странами.

2.Способствовало укреплению государственности и развитию феодальных отношений. Освящало сословную иерархию.

3. Приобщало русское общество к культурным богатствам Византии.

4. Способствовало распространению письменности и грамотности.

5. Создание крупных материальных и художественных ценностей на Руси.

6. Христианство идеологически закрепило единство древнерусской народности и Древнерусского государства.

7. Начался процесс формирования христианской морали – более гуманной и высоконравственной.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.022 с.)