Билет 24. Абсолютизм как система власти в западной европе. Кульминация имперского витка в истории России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 24. Абсолютизм как система власти в западной европе. Кульминация имперского витка в истории России.



Политика абсолютизма (его называют просвещённым) в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в преобразовании самых устаревших феодальных институтов (упразднялись некоторые сословные привилегии, церкви подчинена государству, проводились реформы - крестьянские, судебные, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Общее: 1. понимали: чтобы сохранить базовые устои старого общества, нужны перемены. Всех этих монархов можно назвать консервативными реформаторами. Поощряли торговлю, развитие образования, ограничивали сферу деятельности цеховых структур, пытались оптимизировать финансы и государственное управление, осторожно модернизировали аграрные отношения. 2. Изменились взгляды элиты на мир, само общество, государство, изменилась иерархия ценностей просвещенных монархов и их окружения. Раньше всё определяли церковные догматы. Теперь рациональное объяснение всех сторон жизни общества. 3. Изменение взглядов на сущность государства ускорило процесс формирования концепции государственных интересов. Это сплачивало отдельные страны в единый комплекс с общими нормам, укрепляло правовые начала. Просвещенный абсолютизм дал импульс формированию европейской цивилизации. Под просвещенным абсолютизмом некоторые авторы понимают политику, которая, используя лозунги просветителей, пыталась сохранить старые порядки. Это способствовал буржуазному развитию. Философские предпосылки к абсолютизму – господство в XVIII в. идеологии просвещения. Французские и английские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Гоббс создал теорию общественного договора: государство возникает для защиты людей друг от друга в ходе конкурентной борьбы между ними. Руссо главным ставил общее благо, которому подчинены интересы людей. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и постулат о сохранении свободу на основе закона. 3. Дидро считал требования церкви к человеку не основанными на доводах разума, поэтому не справедливыми. 4. Локк выделил три важнейших права человека: на жизнь, свободу, собственность. Верят во всесилие разума. Равенство всех перед законом, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники, свобода печати и т.д. Всё это можно достигнуть через деятельность просвещенных монархов. Государство считали главным инструментом достижения общественного блага. Абсолютизм в Европе дал неограниченную власть монархам. В Англии он был уничтожен революцией (1640—1660) – главным стал парламент. Во Франции окрепла буржуазия, привело к кровавой революции. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии. Там активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. В этих странах абсолютистское государство, которое не могло воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки, но в основе своей по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия заинтересована в феодально-абсолютистском государстве. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе». Идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. В XVIII веке идею о просвещённом монархе, который советуется с философами, особенно распространял Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Умеренно-либеральная часть буржуазии стремилась провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Это сохраняло за дворянством господствующее положение и устраивало монархов. Эффективна была практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов. И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии — при Марии Терезии, в Пруссии — при Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные — при Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 г. в Португалии были изгнаны иезуитов и конфискованы их богатства. В Испании и Португалии сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Утверждалась веротерпимость. Из судебной практики искоренялись пытки, «охота на ведьм». Правители, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство и теорию государства. Монархи считали теорию общественного договора соглашением, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Так, многие из самодержцев не упразднили сословную школу, в которой привилегии имело дворянство.

Суть политики просвещенного абсолютизма в Европе. ФРАНЦИЯ: К началу 16 века Франция предстает единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия. Значимую роль в становлении существующего строя во Франции сыграл первый министр Людовика 13 - Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

При Людовике 14 (вторая половина 17 - начало 18 века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития. С 16 века по первую половину 17 века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Ф государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии. Но формирование абсолютизма постепенно лишало феодальную знать страны влияния в королевском совете и в провинциях. Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (там каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. ПРУССИЯ: упорядочена деятельность финансовых и судебных органов, расширено начальное образование, повышена терпимость к иноверцам, запрещен сгон помещиками крестьян с наделов, проводилась политика меркантилизма (защита национального товаропроизводителя), отменены пытки, введен равный для всех суд. Но сохранены такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях. АВСТРИЯ: ограничен произвол сеньора к крестьянину в суде, ограничено применение смертной казни, привилегии Католической Церкви, отменено крепостное право, крестьяне наделены землёй. Но ужесточился рекрутский набор, происходит централизация власти, контроль над автономиями усиливается. ШВЕЦИЯ: закон о свободе печати, свобода вероисповедания, отмена сословных ограничений на занятие государственных постов. Вывод: к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Это требовало всё больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» препятствовал формированию рыночной экономики. Попытки провести отдельные реформы не принесли желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, трудно было реформировать: в нём всё было предельно взаимосвязано, попытка изменить что-либо подрывали устойчивость всей системы. Из-за этого реформы просвещенных монархов, снимая самые устаревшие ограничения, давали больше возможностей для общественного прогресса, но расшатывали основы старого миропорядка, который они хотели сохранить. Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельство - великая Французская революция, главная причина которой - недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.005 с.)