ТОП 10:

Российская империя во второй половине 18 в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.



«Золотой век» Екатерины II (1762—1796). Екатерина II, ставшая императрицей в результате дворцового переворота, вела гибкую политику, учитывая общественное мнение в стране и за рубежом. Задача укрепления режима личной власти, необходимо связанная с повышением ее авторитетности, стояла перед новой руководительницей державы на переднем плане и направляла ее шаги в течение всего первого десятилетия правления. Так, в манифесте от 6 июля 1762 г. она заявляла, что «самовластие, не обузданное добрыми человеколюбивыми качествами в государе владеющем самодержавно, есть... зло», и обещала ввести «такие государственные установления, по которым бы правительство любезного нашего отечества в своей силе и принадлежащих границах течение свое имело». Екатерина II стремилась подчеркнуть свою лояльность высшей имперской бюрократии личным присутствием на сенатских заседаниях, поручением Сенату пересмотреть постановления предшествующего правительства. Просвещенному вельможе Н. И. Панину было дано задание разработать проект политической реформы. В составленной им записке предлагалось учредить Императорский совет из шести — восьми членов, который был бы наделен законодательными правами, хотя и действовал бы под надзором монарха. В феврале 1763 г. Екатерина II учредила Комиссию о правах дворянства в составе предполагаемого совета, торжественно назвав ее «учрежденным при дворе нашем собранием». Однако вскоре работа Комиссии была заморожена из-за опасений императрицы перед возможными олигархическими устремлениями советников. Впоследствии, в 1768—1778 гг., функционировал Военный совет, однако в сфере его внимания находились преимущественно военные действия с Османской империей и вопросы, связанные с войной.

15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными службистами существенно ослабили значение этого органа. В «Секретнейшем наставлении» новому генерал-прокурору А. А. Вяземскому Екатерина II предписывала подавлять всякие ростки бюрократического самоуправства и «переменять всех сомнительных и подозрительных без пощады». Таким образом, уже в начале царствования были блокированы попытки осуществления политической реформы, сопряженной с ограничением самодержавия.

Напротив, в эпоху Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение локальных различий в управлении, социальной сфере. В 1764 г. в ответ на петицию украинского дворянства о закреплении наследственных прав гетманства за родом Разумовских Екатерина II перешла в наступление на остатки малороссийской автономии. Указом от 10 декабря 1764 г. на Украине отменялось гетманство, вместо него учреждалась Малороссийская коллегия во главе с генерал-губернатором П. А. Румянцевым. В 1765—1767 гг. мужское население края было обложено рублевым окладом, в 70-е гг. была проведена генеральная опись населения, а указом от 3 мая 1783 г. были запрещены переходы владельческих крестьян. Таким образом, крепостнические порядки утвердились и на Украине.

26 февраля 1764г. принят указ о секуляризации духовных владений и населяющих их крестьян. Около 2 млн крестьян обоего пола были переданы в управление Коллегии экономии и обложены полной подушной податью. В 1786—1788 гг. в такое же положение были приведены монастырские и архиерейские крестьяне Украины.

Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1763 г. на крестьян возлагалась оплата подавления бунтов силами воинских команд, указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу на срок, установленный самим помещиком; указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков.

Вместе с тем во второй половине XVIII в. с наибольшей полнотой проявились программные установки и принципы просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, в политическом плане — с поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией. С наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере: в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений; в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления; в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов; в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных организаций. При этом следует иметь в виду, что правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как сохраняли всю полноту власти (законодательной, судебной и административной) в руках монарха и утверждали незыблемость сословного деления общества с неполноправностью одних и привилегиями других.

Одним из наиболее ярких примеров либеральных начинаний Екатерины II стало учреждение в 1765 г. Вольного экономического общества, предназначенного для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. Другим воплощением принципов и пожеланий просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765—1767 гг. Широко образованная императрица высказывала в нем свои заветные мысли, навеянные идеями просветителей: о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, умножении народного благосостояния. В «Наказе» использовались труды Беккариа, Бильфельда, Юста, Монтескье, но при этом заимствование теоретических положений европейских мыслителей носило до известной степени формальный характер. Так, из текста «Наказа» были сознательно исключены ссылки на теорию общественного договора, подразумевавшую взаимные обязательства монарха и подданных: не упоминалось о «естественных правах» и «вольности». Напротив, в «Наказе» обосновывалась естественность неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. Пересматривались и важнейшие положения европейского конституционализма: теория разделения властей в «Наказе», по существу, была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти; посредствующие власти подменялись бюрократическими инстанциями, полностью зависимыми от верховной власти. В окончательной редакции «Наказа» отсутствовали какие-либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса. Поэтому фразы о народном благоденствии оставались ничем не подкрепленной декларацией.

«Наказ» должен был служить руководством в работе комиссии по подготовке нового Уложения, собравшейся в июле 1767 г. Уложенная комиссия являлась особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах. В ней было представлено 564 депутата, из них: 28 — от государственных учреждений, 161 — от дворянства, 208 — от городов, 167 — от крестьян (кроме крепостных). Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Дворянство требовало утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами, купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность и разрешения на использование крепостного труда в промышленности. Острые дебаты развернулись в связи с обсуждением крестьянской темы: причин побегов крепостных, крестьянской собственности, регламентации отношений с помещиками. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая тяготить императрицу, была распущена. Кодификационные работы продолжились в 19 частных комиссиях, некоторые из которых действовали до 1796 г. Главная задача Уложенной комиссии — создание нового свода законов — так и не была выполнена. Вместе с тем отдельные идеи, высказывавшиеся в Уложенной комиссии, были использованы в правительственной практике 70—80-х гг.

В 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в соответствии с которыми была проведена обширная областная реформа. Вместо трехчленного административно-территориального деления (губерния — провинция — уезд) вводилось двучленное: губерния с населением в 300—400 тыс. ревизских душ и уезд — в 20—30 тыс. душ. Столичные губернии, а также крупные регионы из 2—3 губерний образовывали наместничества во главе с наместником (генерал-губернатором). Губернскую администрацию возглавлял губернатор с губернским правлением. Ему предоставлялись широкие полномочия. Полицейские функции в уезде исполнял нижний земский уездный суд, состоявший из 2—3 заседателей с земским исправником во главе; в городе — городничий. Под контролем губернской администрации действовал Приказ общественного призрения, руководивший школами, медицинскими, благотворительными учреждениями и смирительными домами. Местным органам власти были переданы многие функции центральных учреждений, в значительной степени упраздненных, функции Камер- и Ревизион-коллегий унаследовала Казенная палата в губернии и Казначейство в уезде; дела Юстиц- и Вотчинной коллегий перешли соответственно Палатам уголовного и гражданского суда, выполнявшим роль апелляционных инстанций для нижестоящих судов.

«Учреждения для управления губерний» создавали трехъярусную систему выборных судебно-сословных учреждений, построенных по принципу суда «равных» (т. е. подсудности обвиняемого представителям своего сословия). Для дворян учреждались уездный суд и верхний земский суд в губернии; для горожан — городской и губернский магистраты; для невладельческих крестьян — нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии (крепостные оставались под юрисдикцией помещика). В губерниях также создавался совестный суд из представителей трех сословий (дворян, горожан и крестьян), выполнявший роль примирительной, или третейской, инстанции при разборе некоторых гражданских тяжб и запутанных уголовных дел. Реформа 1775 г., провозгласившая отделение суда от администрации и сделавшая в этом смысле большой шаг вперед в устройстве судебной системы, тем не менее сохранила единство суда и обвинения, тайное судопроизводство, административные принципы комплектования высших судебных инстанций. Около одной трети судебных чиновников избирало местное дворянское общество из своего состава, остальных чиновников назначали губернские власти.

21 апреля 1785 г. была опубликована Жалованная грамота дворянству. В ней были сведены воедино и закреплены важнейшие привилегии дворянства: свобода от обязательной государственной службы, от податей, постойной повинности, телесных наказаний, подсудность только дворянскому суду, монопольное право на владение землей с крестьянами, право на торговлю и разработку недр и промышленное предпринимательство. Жалованная грамота запрещала лишение дворянина жизни, чести и имущества без приговора суда и последующей конфирмации монархом. Грамота утверждала корпоративные права дворянства: право каждые три года проводить дворянское собрание в уезде и губернии, избирать губернских и уездных Предводителей дворянства, возглавляющих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения (совестного и уездного судей, заседателей в верхний уездный и нижний земский суды, земского исправника). Дворянское общество наделялось правом ходатайствовать о своих нуждах перед губернскими властями и даже перед Сенатом и монархом. В каждой губернии велся учет дворянства — этой цели служили «родословные книги», которыми ведало дворянское депутатское собрание.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского голову и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения («настоящих городовых обывателей», т. е. владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трех гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; «именитых граждан» — большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

В конце царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот, связанный с реакцией на Французскую революцию. В 1790 г. был арестован директор Петербургской таможни А. Н. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В сочинении Радищева императрица усмотрела «рассеивание французской заразы, отвращение от начальства». В 1792 г. был арестован книгоиздатель и литератор Н. И. Новиков, обвиненный в принадлежности к тайному масонскому обществу. Расстройство финансов, беспорядок в делах управления, чиновничий произвол, которые уже не могла контролировать стареющая императрица, знаменовали собой конец 34-летнего царствования. Даже любимый внук Екатерины II великий князь Александр Павлович был вынужден констатировать: «В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляются дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов».

Просвещенный абсолютизм

28 июня 1762 г. на русский престол в результате дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была хорошо образованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина,

Воспитанная в традициях эпохи Просвещения, Екатерина старалась править в соответствии с требованиями этой культуры. Основными ценностями европейского Просвещения были Свобода и Разум и, исходя из этого, императрица все свое царствование пыталась рационализировать управление Империей и ликвидировать систему всеобщего крепостничества, доведенную Петром I до высшей степени.

В первые годы царствования были укреплены и расширены права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г., изданный еще Петром III), если этого не желали;

монопольное право владения землей (Генеральное межевание 1765 г.), крепостным трудом (1762 г.); право на винокурение (1765 г.). В этот же период императрица издала Манифест о вольности городов. В России осталось единственное закрепощенное сословие - крестьяне. Но их положение значительно ухудшилось в связи с освобождением помещиков от обязательной службы как формально - теперь собственность помещиков на крестьян была уже не оговорена службой, а значит они переходили фактически в частную собственность владельцев, так и фактически - имея возможность жить в своем поместье, дворяне начинают реально вмешиваться в дела своих крепостных. Кроме того, единственный аргумент сохранения крепостного права был утерян- Все это привело к началу борьбы с крепостным правом не только снизу, но и сверху.

Дочь эпохи Просвещения, Екатерина считала, что благо народа обеспечивается законами, изданными монархом. Каждый год своего царствования она издавала в среднем по 12 законодательных актов в месяц. Наивысший период ее законодательной деятельности пришелся на первые пять лет правления, когда в месяц издавалось в среднем по 22 законодательных акта. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Идея этого типа. правления принадлежала философам эпохи Просвещения, которые считали, что несправедливость в обществе кроется в нерациональности государственного аппарата. Этот недостаток должен ликвидировать монарх-философ.

Перед ней стояла задача проведения реформы центральных государственных органов. Прежде всего, она разделила Сенат на 6 департаментов для упорядочения его работы. Но тем самым она ослабила Сенат как законодательный орган, сделав его просто "хранилищем законов". Сенат стал административным органом, лишенным законодательных прав. Так уже в начале царствования императрица сосредоточила в своих руках всю законодательную и большую часть распорядительной власти. Ее она осуществляла через генерал-прокурора и собственную канцелярию.

В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, лишив церковь экономического могущества. Миллион бывших монастырских крестьян был передан в ведение Коллегии экономии, и доходы от них пополнили опустевшую государственную казну. Было ликвидировано гетманство на Украине.

Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). По прошествии пяти лет царствования императрица решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных, закона. Созыву комиссии предшествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, получившего название "Наказ императрицы Екатерины II". Не менее 45 % депутатов были потомственными или личными дворянами, что определило дворянский характер деятельности комиссии.

Работа Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 г., когда под предлогом войны с Турцией, она фактически прекратила деятельность. Дебаты комиссии отличались необычайной остротой. Екатерина II увидела, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и привилегий. Уложенная комиссия была распущена. Многие острые вопросы, в первую очередь о положении крепостных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее стены и стали предметом споров в обществе. Екатерина, всегда стремившаяся добиваться от подданных "всеобщего послушания", решила после роспуска Уложенной комиссии повести за собой общественное мнение с помощью издаваемого ею с

1769 г. сатирического журнала "Всякая всячина" и написанных ею в 60 -70-е гг. комедий. В них она стремилась доказать, что пороки и недостатки в жизни общества и страны никоим образом не связаны с существованием самодержавия и крепостного права. Их причиной, по утверждению императрицы, были обычные общечеловеческие слабости и недостатки.

С Екатериной II вступил в полемику выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков. Он в своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" резко критиковал положение крестьян, алчность помещиков, аморальность крепостного права, разлагавшего как дворян, так и крестьян. Новиков утверждал, что наличие пороков в стране связано не только с человеческими слабостями, но и с крепостническим строем. В этой полемике Екатерина потерпела поражение и прекратила издание "Всякой всячины", а позже цензурными и иными репрессиями был положен конец изданию.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.007 с.)