Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура России во второй половине XIX — начале XX В.

Поиск

Конец XIX — начало XX вв. "стали серебряным веком" русской культуры. Культуре этого периода были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени. Основой культурного развития было просвещение.

Просвещение. Народ получал образование в школах двух типов -земских и церковных. Обучение длилось от двух до шести лет, в земских школах преподаватели учителя со специальным образованием. В церковных школах, обычно учительствовали священник и его помощники; главное внимание здесь уделялось не столько обучению сколько воспитанию.

В деле просвещения народа были достигнуты немалые успехи. Число начальных школ выросло к 1906 г. до 93 тыс. В 90-е гг. ряд земств поставил вопрос о введении всеобщего начального обучения. В 1906 г. правительство внесло соответсвуюший законопроект в Государственную думу. Но проблема так и не была решена. Помешали соперничество между земской и церковной школой, а главное не хватка средств. Доля грамотного населения выросла к 1917 г. до 31%, но это не соответствовало ни уровню европейских стран, ни потребностям России.

Довольно разветвленной в России была система средних школ. В гимназиях преподавались в основном гуманитарные предметы. К 1912 г. действовало 480 гимназии со 125 тыс. учащимися. Выше был педагогический уровень частных гимназии. Будущих техников, инженеров готовили реальные и коммерческие училища. Здесь преобладали естественные и точные науки. К 1913 г. насчитывалось 276 реальных и 260 коммерческих училищ. Среднее образование давали также кадетские корпуса, духовные семинарии, специальные училища.

Флагманами высшего образования в России были университеты. Их в начале XX в. насчитывалось девять; число университетских студентов к 1913 г. выросло до 35 тыс. Немало было и специальных высших училищ. К 1913 г. действовало 105 высших учебных заведений, в них обучалось около 128 тыс. студентов. Особое место занимали высшие женские курсы, они давали образование близкое к университетскому. К высшим училищам относились также семь военных и четыре духовные академии.

По всей России, вплоть до уездных городов - возникали рабочие курсы и "народные университеты". Просветительными учреждениями были и 2 народные дома". К 1914 г. их было около 220.

Печать. Приобщала массы к культуре и печать, переживающая бурный расцвет. Число типографий к 1913 г. выросло до 2,7 тыс. Библиотек стало в 5 раз больше. Книгоиздательство стало выгодным коммерческим делом, оно перестраивалось на предпринимательских началах. Печатные мир пестрил разнообразием. Возникает партийная печать. Широко издается и "бульварная" пресса, рассчитанная на примитивные вкусы и дешевую сенсацию.

Наука. Выдающихся успехов достигла русская наука. И.В. Мичурин прославился селекцией растений. Д.И. Менделеев в начале XX в. работал над практическим применением достижений науки в промышленности. Н.Е. Жуковский разрабатывал вопросы авиастроения, К.Э. Циолковский проблемы освоения космоса.

Наука России жила бурной жизнью. Русские ученые действовали в тесном контакте с зарубежными коллегами, их авторитет признавался во всем мире. Нобелевской премии удостоились И.П. Павлов и И.И. Мечников. После 1917 г. русские ученые успешно работали за рубежом.

С 90 гг. XIX в. общественные науки в России развивались под влиянием марксизма, особое внимание уделявшего экономическому базису общества, объективным, общемировым социологическим закономерностям. Новацией стали исследования "легальных марксистов". расширилась и проблематика исторических исследований, шире изучавших хозяйственную деятельность, народные движения. Философия же развивалась в русле, намеченном еще в 80 гг. В.С. Соловьевым, — по пути усвоения религиозных идей. Первым задумались над религиозно-философским вопросом представители творческой интеллигенции. Возникали религиозно-философские собрания, в которых участвовали верхи столичного духовенства и литературы. Открытия русских философов стали вершинами мировой мысли, но на родине после 1917 г. они были преданы забвению.

Литература. К началу XX в. художественная жизнь России, как и наука, опиралась на прочные организационные основы.

В литературе продолжала развиваться реалистическая традиция, идущая из 19 в. Крупнейшим ее представителем был Л.Н. Толстой. Этого направления также придерживались А.П. Чехов, И.А. Куприн, А.И. Куприн, А.Н. Толстой и Л.Н. Андреев.

С конца XIX в. набирает силу иное течение - модернизм. Целью творчества модернисты провозгласили красоту, темами искусства — вечные вопросы: о жизни и смерти, добре и зле. Одним из направлений модернизма стал символизм, пришедший из Франции. Символисты старались разглядеть в явлениях зримой реальности отражение высшего, неземного мира, стремились к совершенству художественной формы.

С 1910 г. возникает новое направление — акмеизм. Акмеисты говорили о возврате к реальному миру, но описывать не социальную жизнь, а мир человеческих чувств.

Самым шумным и радикальным течение был футуризм, объявивший о полном разрыве со старой культурой, создавшей новое искусство и новый язык.

Многоцветье художественных стилей обогатило русскую культуру.

Живопись. Живопись развивалась сходными с литературой путями. Реализм передвижников уходил на второй план, хотя старые традиции поддерживались выдающимися мастерами. Из Франции пришло новое течение — импрессионизм, где большее внимание уделялось не сюжету произведения, а цвету, форме, воссозданию момента. В 1910 г. возникают течения, стремившиеся порвать с традиционным искусством; появляется беспредметная живопись — абстракционизм.

Архитектура. В архитектуре утверждается стиль модерн, отмеченный стремлением к декоративности, красоте, отказом от строгой симетрии, раскованностью. Прогресс строительной индустрии позволил застроить зданиями в стиле модерн целые районы Петербурга, Киева, Н. Новгорода и других городов.

Театр. Театр стал в начале XX в. одним из самых популярных жанров искусства. Литераторы — модернизисты считали, что сцена лучше всего позволяет отразить в обобщенных символах главные явления жизни.

По-новому толковал реалистический метод К.С. Станиславский, стремившийся приблизить актерскую игру к обыденной жизни, открытый театр для массового зрителя. Иные пути открывал смелый новатор Мейерхолд, особое внимание уделявший стилизации, условностям. Рос и соперник — "иллюзион", кинематограф, собиравший миллионы зрителей.

Музыка. Другое чудо техники — граммофон — делало доступным для масс многие музыкальные произведения. Шедеврами русской музыки стали фортепьянные концерты и романсы С.В. Рахманинова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.008 с.)