Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №4 Русь на рубеже XI-XII княжеские междоусобицы Владимир МономахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1054г умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом разделил князь всю землю Русскую. Киев и Новгород – Изяславу (контроль над торговым путем «из варяг в греки»). Черниговщина и Муромо-Рязанская земля – Святославу. Переяславль и Суздальская земля – Всеволоду. Вячеслав получил Смоленск, а Игорь – Владимир – Волынский. Племяннику Ростиславу был выделен Ростовский Удел. В то время на Руси был установлен «очередной» порядок престола. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на оду ступень наверх. Покидая менее богатую и почетную землю князь переходил в более почетную и богатую, а на его место являлся следующий по очереди старшинства. В середине XI в. Недостатки очередного порядка еще не были выявлены. Умираяч Ярослав Мудрый завешал сыновьям слушаться старшего брата Изяслава. Отцовский завет выполнялся не долго. В 1057г. умер Вячеслав.и на его место в Смоленск перешел Игорь. Во Владимире – Волынском сел Ростислав. Спустя три года умер Игорь, но Ростислав не получил более высокого стола. Обиженный он бежал в Тмутаракань. Вскоре Ростислав был отравлен греками. Однако против Ярославичей выступил половецкий князь Всеслав Брятиславич, но был разбит, взят в плен и брошен в темницу в Киеве. Казалось теперь сыновья Ярослава могли править свободно, но в 1068г. на Русь напали половцы. Изяслав и Всеволод укрылись в Киеве, Святослав у себя в Чернигове. Жители Киева потребовали у Изяслава коней и оружия. Изяслав отказал. Тогда киевляне взбунтовались, изгнали Ярославичей и провозгласили князем выпущенного на свободу из тюрьмы Всеслава. Изяслав с помощью польского короля Болеслава II вернул себе Киевский престол в 1069г. Всеслав бежал. Но изгнанный после Киева из из Полоцка, он набрал дружину и сумел отвоевать отцовский город. Изяслав вступил с ним в переговоры. Однако теперь заподозрили неладное остальные Ярославичи – Святослав и Всеволод. В 1073г. братья заставили Изяслава вторично уйти из Киева. Великим князем стал Святослав, но он умер в 1076г. Всеволод без борьбы уступил Киев вернувшемуся старшему брату, а сам остался в Чернигове. Теперь однако Ярославичам прешлось бороться с племянниками. Не имеющие владений изгоями остались дети Вячеслава, Игоря и Святослава. Любечский съезд. В 1096г по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече. Согласившись. Что княжеские ссоры на руку только половцам они впредь решили действовать единодушно и провозгласили принцип взаимоотношений: «Кождо да держит отчину свою». Прекратить усобицы удалось. В 1113г. умер Святополк Изяславич. Последовали восстания и погромы в Киеве. На его место был приглашен Мономах. Придя на княжеский престол Владимир Мономах успокоил волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долгое рабство. Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125. В эти годы единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Добившись единства князей, Мономах сумел нанести ряд тяжелых поражений половцам и заставил их прекратить набеги. После Мономаха на престол пришел его старший сын Мстислав, прозванный Великим. Русью он правил столь же грозно, сколь и его знаменитый отец. При нем были изгнаны из своих владений все половецкие Всеславичи. После его смерти распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и даже относительному спокойствию на Руси пришел конец. Раздробленность на Руси стала фактом. Билет №5 Культура и быт Руси в VII-XIIвв. Былины Героические страницы истории Древнерусского государства, связанные с обороной его от внешних опасностей, отразились в русских былинах. Наиболее обширный былинный цикл посвящен князю Владимиру Святославовичу. В былинах народ называл его Красное Солнышко. В образе князя Владимира Красное Солнышко ученые видят и другого князя - Владимира Мономаха. Народ создал в былинах собирательный образ князя -защитника Руси Следует обратить внимание, что события, хотя и героические, но имевшие меньшее значение для народной жизни - такие, как походы Святослава - не отразились в народной эпической поэзии. Главными героями Владимирова цикла были крестьянский сын богатырь Илья Муромец - защитник всех обиженных и несчастных, боярин Добрыня Никитич и Алеша Попович. Письменность Дохристианская Русь имела свою письменность, которая называлась "черты и резы" и напоминала руническое письмо, известное в Скандинавии. Позднее сюда проникла славянская азбука, созданная болгарскими монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Существовало два варианта этой письменности - "кириллица" и "глаголица". С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий - граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Наиболее древними, дошедшими до нас литературными произведениями на русском языке, были переводы Священного писания (т.н. Остро-мирово Евангелие) и другие тексты, необходимые для церковных служб, Кроме переводных греческих и византийских, на Руси возникают свои литературные произведения. В Древнерусском государстве возник особый вид исторического сочинения - летопись; На основе погодных записей важнейших событий составлялись летописные своды. Наиболее известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", рассказывающая историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Одним из авторов "Повести" считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Кроме "Повести временных лет", Нестор является автором жизнеописаний первых русских святых Бориса и Глеба, игумена Феодосия. Писателем был выдающийся государственный деятель, князь Владимир Мономах. Он был автором "Поучения детям", первого в истории русской литературы сочинения мемуарного характера. В "Поучении" Владимир Мономах рисовал образ идеального князя: доброго христианина, мудрого государственного деятеля и храброго воина. Первый митрополит из русских, Илларион написал "Слово о законе и благодати" - историко-философское произведение, показывающее глубокое освоение и осмысление христианского взгляда на историю русским книжником. Автор утверждал равноправное положение русского народа среди других христианских народов. "Слово" Иллариона также содержало похвалу князю Владимиру, просветившему Русь крещением. Русские люди совершали длительные путешествия в различные страны Некоторые из них оставляли путевые заметки и описания своих походов. Эти описания составили особый жанр "хожений". Самое древнее "Хожение" составлено в начале XI в. черниговским игуменом Даниилом. Это описание паломничества в Иерусалим и другие святые места. Сведения Даниила настолько подробны и точны, что его "Хожение" долгое время оставалось самым популярным на Руси описанием Святой земли и путеводителем для русских паломников
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.008 с.) |