ТОП 10:

Билет №13 культура и быт России XIV – XVIвв



В этот период наибольшее влияние на культуру оказали - победа на Куликовом поле, после которой Москва почувствовала свою независимость и самостоятельность и перестала постоянно оглядываться на деяния предков, и восстановление связей с южно-славянскими народами (т.н. "Второе южно-славянское влияние") Главным последствием этих контактов стало распространение исихазма - мистического византийского учения в рамках христианства. Исихазм, дав возможность постигать божественное не только в ходе изучения церковных авторитетов, но и непосредственно - через мистическое созерцание (аналог медитации). Такой подход позволил изменить ряд канонов в иконописи и архитектуре. Именно исихазму мы обязаны тем, что XIV - XV вв. названы Предвозрождением в России.

Летописание

Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам

Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний.

Архитектура

В XIV - XV вв. формируется московская архитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей. Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля при Иване Ш. В этой работе принимали участие как русские зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства - Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. При участии итальянских зодчих были построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства.

Живопись

Конец XV - начало XVI вв. - время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV - XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания после Куликовской битвы. Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона "Троица", написанная в память Сергия Радонежского для главного собора основанного им монастыря. На рубеже XV - XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий.

Культура России в XVIвв.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре. Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Все свое влияние и могущество церковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Рублева.

Публицистика

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих вопросов того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое"Сказание о князьях владимирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснил появление княжеской власти призванием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочинение начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти - шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: "Мы родством от Августа кесаря ведемся" Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы. В среде церковников был выдвинут тезис о Москве -"третьемРиме". В их изложении история выступает как процесс смены мировых царств Первый

Рим - "вечный город" - погиб из-за ересей, "Второй Рим" - Константинополь - из-за унии с католиками. "Третий Рим", истинный хранитель христианства, - Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости созданиясильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С.Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К летописным сочинениям этого периода относится "Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного, и где доказывается необходимость установления царской власти на Руси. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. - так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону) Начало книгопечатания

Выдающееся событие в культуре XVI в. - появление русского книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Метаславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура

Усиление Российского централизованного государства отмечено расцветом национальнойархитектуры. Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани. Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского Успенского собора, Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы - в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.006 с.)