Политический строй России в конце XIX — начале XX века. Реформы С.Ю. Витте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический строй России в конце XIX — начале XX века. Реформы С.Ю. Витте.



К концу ХIХ в. стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 г. частично исчерпан. В начале ХХ в. Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались обработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию сельского хозяйства.

Слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным устройством. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества, в нем продолжали существовать и сословные деления. Буржуазия играла ведущую роль в экономике страны в начале ХХ в., до этого она не играла самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась достаточно консервативной силой. Дворянство стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство было также затронуто социальным расслоение общества. Между некоторыми его слоями возникали противоречия.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-ых годах ХIХ в. был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. До 1905 г. высшим государственным органом в России был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя.

Сергей Юрьевич Витте родился 17 июня 1849 г. После окончания гимназии и университета, он поступил на государственную службу. С этого момента начинается его стремительный подъем по служебной лестнице. В феврале 1892 г. Витте назначается управляющим МПС. При его активном участие был разработан покровительственный тариф 1891 г., ставший защитным барьером для развивающейся отечественной промышленности во внешнеторговой политике России. В начале 1893 г. Витте становится управляющим министерства финансов. Происходит усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны, что отразилось в ряде мер: усиление роли государства во внутренней и внешней торговле, разработке и внедрении тарифного законодательства, расширение казенного промышленного сектора и усиление роли Государственного банка во всей сфере сельскохозяйственной деятельности.

а) денежная реформа. Витте необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. Но добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Первоначально Витте был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля, но все же видение исторических возможностей России сделали его сторонником монометаллизма (введения золотой денежной единицы). Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II в 1895 г. В последующие месяцы правительство приняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. Несмотря на них, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России. Новая редакция монетного устава, которая была утверждена Николаем II в июне 1899 г. укрепила золото в качестве главного платежного документа, что способствовало прекращению колебания курса.

б) экономическая реформа. Покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они видели в перекачке средств, в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Витте предлагал продолжить политику протекционизма и, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. За время промышленного подъема 90-ых годов, с которыми совпадала его деятельность, промышленное производство практически удвоилось.

В строй вступило 40% всех действующих предприятий и было построено много железных дорог.

в) разработка рабочего законодательства. Нарастание стачечного движения побудило правительство встать на путь усовершенствования фабричного законодательства. С участием Витте были разработаны и приняты законы об организации рабочего времени на предприятиях, о вознаграждении рабочих потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, о введении на фабриках и заводах института фабричных старост. Витте удалось удержать за собой руководство фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и горнозаводским делам.

г) аграрная реформа. Витте предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами реализации их хозяйств. Он активировал деятельность кредитных учреждений. Выход из сложившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. Основные положения своей программы Витте изложил в Записке по крестьянскому делу. В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является имущественная и общественная неполноправность крестьян. Это крайне отрицательно сказывается на ведении им личного хозяйства. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства.

Политика индустриализации, проводимая Витте без учета аграрной направленности экономики страны, способствовала углублению кризиса сельского хозяйства. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это. Понимание этой проблемы пришло к Витте поздно, поэтому попытка исправить ситуацию выпала уже на долю его преемника — П.А. Столыпина.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910–1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.004 с.)