Билет №1 Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №1 Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия



Билет №1 Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" ("Борисфен" - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I - VI вв. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят, о них как о "бесчисленных племенах".

Расселение.

Вопрос о славянской прародине и пути расселения славян до сих пор остается одним из наиболее спорных в истории Европы. Большинство историков придерживается идеи расселения славян из междуречья Вислы и Одера. Отсюда, из Великой Польши, прослеживаются три направления переселения: на запад, до столкновения с германскими племенами, на юг, до Дуная, и далее - на Балканы, и на восток - вдоль берега Балтийского моря.

Племена, оставшиеся на этих территориях и ушедшие западнее, образовали группу западных славян; к которым сегодня принадлежат поляки, чехи и словаки. Ушедшие на юг в Карпатах разделились - одни ушли за Дунай, на территорию Византийской империи и основали южную группу славянских народов (сегодня к ним относятся болгары, сербы, черногорцы, хорваты). Другая группа пошла на восток до Поднепровья. Эти племена, вместе с проживающими на юго-восточном побережье Балтийского моря славянами в VI в. н.э. образовали восточно-славянскую ветвь.

Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100 - 200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, по Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке -волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Хозяйство. Занятия.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждают археологические раскопки, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные племена славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. У южных славян были более древние земледельческие традиции, а также давние связи с государствами Северного Причерноморья. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствовала подсечно-огневая система земледелия, (Следует отметить, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща.) В первый год при подсечно-огневой системе деревья подрубали, и они высыхали, На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два - три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка.

Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засовали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые. В качестве основного орудия использовали рало, а впоследствии - деревянный плут с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие и стабильные урожаи.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Важную роль в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты - кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - городахили на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Культура

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников.

Значительную роль в культуре славян играли былины. Первые героические песни возникли очень давно, еще в период индоевропейского единства. К древнейшим можно отнести сюжеты, связанные со Святогором, былины о Волхе Всеславовиче и Садке. Для них характерный.

- образ чудовища, с которым можно договориться и не обязательно сражаться;

- сюжет путешествия с целью похищения невесты;

- герои, не совершающие подвигов, но известные своею силой. До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян.

 


Формы собственности

1. Великий Киевский князь считался верховным собственником всей земли в государстве, но его права были ограничены возможностью взимания регулярной, строго оговоренной дани. Первоначально взимание дани проходило через систему полюдья, когда князь со своей дружиной объезжал подвластные ему земли, собирая дань. После реформы княгини Ольги размеры дани были точно оговорены, и она должна была свозиться на специально подготовленные пункты - погосты. Сбором дани ведали наместники.

2. С XII в. отмечается возникновение княжеского домениального землевладения: князья покупали землю у городов и разводили на ней коней, работали на их землях холопы. Постепенно князья захватывают часть общинных земель и дарят эти земли своим дружинникам. Так возникали вотчины.

3. Несмотря на эти тенденции продолжается существование городских и общинных земель, управляемых в соответствии с традициями родоплеменного строя.

Социальная структура

Высшая категория - КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья

БОЯРЕ - знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом "старцы градские") и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).

Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ (социальный слой торговцев, посредников между производством и рынком.) и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ.

ДРУЖИННИКИ-(«мужи») – военные люди, объединенные в дружину (вооруженный отряд при князе). Участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. В XI – XII вв. дружинники делились на старших – бояр, княжих мужей, и младших – воинов и слуг княжеского двора

Все свободное население называлось - ЛЮДИ.

РЕМЕСЛЕННИКИ – люди, занимавшиеся ремеслом – мелким ручным производством изделий кустарным способом, простыми орудиями труда, основанном на индивидуальном труде с ограниченным числом помощников.

Зависимое население:

СМЕРДЫ - полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;

ЗАКУПЫ — полусвободные люди, разорившиеся общинники, за ссуду («купу») скотом, зерном, орудиям труда и т.п. попавшие в долговую кабалу к другому землевладельцу. Он лишен личной свободы, но у него своё хозяйство и оставалась возможность выкупиться, вернув долг.

РЯДОВИЧИ - смерды (крестьяне), заключившие с землевладельцами договор («ряд») об условиях своей работы на него или пользования его землёй и орудиям труда.

ХОЛОПЫ - несвободное население, рабы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы,

ИЗГОИ - люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее - не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие "стола" до смерти родителя.

Основные тенденции в развитии социальной структуры:

1. Интеграция различных групп родоплеменной и служилой знати, с появлением единого термина - "бояре".

2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса - отроков.

3. Обогащение правящей верхушки - через государственную систему (грабительские набеги и перераспределение государственных податей).

4. Появление вотчинного хозяйства (XI - ХII вв.) с эксплуатацией челяди.

5. Расслоение общины.

 

Государственное управление

Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокняжеской династией.

1. Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всем родом Рюриковичей, когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству - Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непрерывным войнам между ветвями Рюриковичей.

Функции князя:

- обеспечение внешней безопасности,

- издание законов,

- высший суд;

- глава администрации.

Князь был настолько необходимой частью политической системы, что, по свидетельству очевидца, было удивительно, как два месяца город жил без князя и не был захвачен врагами.

2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессиональных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, - бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции.

3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах, решавшее вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения.

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. После гибели в 945 г. князя Игоря, попытавшегося произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня Ольга, установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты".

На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга), в некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг. Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши.

Русская правда

Первые сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах - правда киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого нам не известен. Наиболее ранний из дошедших до нас юридических памятников - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.), "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники. В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды. За уголовные преступления "Русская правда" предусматривала штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Любечский съезд.

В 1096г по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече. Согласившись. Что княжеские ссоры на руку только половцам они впредь решили действовать единодушно и провозгласили принцип взаимоотношений: «Кождо да держит отчину свою». Прекратить усобицы удалось. В 1113г. умер Святополк Изяславич. Последовали восстания и погромы в Киеве. На его место был приглашен Мономах. Придя на княжеский престол Владимир Мономах успокоил волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долгое рабство. Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125. В эти годы единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Добившись единства князей, Мономах сумел нанести ряд тяжелых поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

После Мономаха на престол пришел его старший сын Мстислав, прозванный Великим. Русью он правил столь же грозно, сколь и его знаменитый отец. При нем были изгнаны из своих владений все половецкие Всеславичи. После его смерти распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и даже относительному спокойствию на Руси пришел конец. Раздробленность на Руси стала фактом.

Былины

Героические страницы истории Древнерусского государства, связанные с обороной его от внешних опасностей, отразились в русских былинах. Наиболее обширный былинный цикл посвящен князю Владимиру Святославовичу. В былинах народ называл его Красное Солнышко. В образе князя Владимира Красное Солнышко ученые видят и другого князя - Владимира Мономаха. Народ создал в былинах собирательный образ князя -защитника Руси Следует обратить внимание, что события, хотя и героические, но имевшие меньшее значение для народной жизни - такие, как походы Святослава - не отразились в народной эпической поэзии. Главными героями Владимирова цикла были крестьянский сын богатырь Илья Муромец - защитник всех обиженных и несчастных, боярин Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Письменность

Дохристианская Русь имела свою письменность, которая называлась "черты и резы" и напоминала руническое письмо, известное в Скандинавии. Позднее сюда проникла славянская азбука, созданная болгарскими монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Существовало два варианта этой письменности - "кириллица" и "глаголица".

С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий - граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты.

Литература

Наиболее древними, дошедшими до нас литературными произведениями на русском языке, были переводы Священного писания (т.н. Остро-мирово Евангелие) и другие тексты, необходимые для церковных служб, Кроме переводных греческих и византийских, на Руси возникают свои литературные произведения.

В Древнерусском государстве возник особый вид исторического сочинения - летопись; На основе погодных записей важнейших событий составлялись летописные своды. Наиболее известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", рассказывающая историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Одним из авторов "Повести" считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Кроме "Повести временных лет", Нестор является автором жизнеописаний первых русских святых Бориса и Глеба, игумена Феодосия.

Писателем был выдающийся государственный деятель, князь Владимир Мономах. Он был автором "Поучения детям", первого в истории русской литературы сочинения мемуарного характера. В "Поучении" Владимир Мономах рисовал образ идеального князя: доброго христианина, мудрого государственного деятеля и храброго воина.

Первый митрополит из русских, Илларион написал "Слово о законе и благодати" - историко-философское произведение, показывающее глубокое освоение и осмысление христианского взгляда на историю русским книжником. Автор утверждал равноправное положение русского народа среди других христианских народов. "Слово" Иллариона также содержало похвалу князю Владимиру, просветившему Русь крещением.

Русские люди совершали длительные путешествия в различные страны Некоторые из них оставляли путевые заметки и описания своих походов. Эти описания составили особый жанр "хожений". Самое древнее "Хожение" составлено в начале XI в. черниговским игуменом Даниилом. Это описание паломничества в Иерусалим и другие святые места. Сведения Даниила настолько подробны и точны, что его "Хожение" долгое время оставалось самым популярным на Руси описанием Святой земли и путеводителем для русских паломников

Последствия раздробленности

Конечно политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Но в тоже время, нельзя утверждать, что влияние раздробленности на жизнь народа было только пагубным. Закрепившись надолго в одной земле, каждый князь старался как можно пышнее украсить свою столицу. В обособившихся княжествах успешнее, чем прежде, развивались ремесла, строительное дело. Складывались новые центры летописания, так как требовалось воспеть деяния местных князей. Культура Руси стала богаче, разнообразнее. С наступлением раздробленности не исчезла связь между русскими землями. Эта связь поддерживалась единым языком, общими законами, установленными Русской Правдой, православной верой. Наконец, никогда не исчезало в сознаниях людейединства Руси: былины и песни о стольном Киеве пелись и на далеком Северо-востоке. В годину бедствий это чувство единой родины оставалось особенно крепки.

 

Куликовская битва

В 1380 г. Мамай с огромным войском, в которое помимо татар входили еще и отряды вассальных Орде отрядов народов Северного Кавказа и Поволжья, выступил к границам русских земель. Организация отпора Мамаю показала значение Москвы как общерусского центра сопротивления татарам. В короткое время под знамена московского князя собрались дружины, и ополчения почти из всех русских княжеств. В походе не принимали участие лишь враждебные Москве тверской, рязанский и нижегородский князья и Новгородская республика. Решительные действия московского князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться со своими союзниками: литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. 8 сентября 1380 г на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия, его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско

Куликовская победа не привела к свержению ига, но на Куликовом поле был окончательно побежден "страх ордынский", разрушен миф о непобедимости "всей Орды". Однако Куликовская победа ослабила и русские княжества. В кровопролитном сражении погибли многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому, когда после предательства нижегородского князя в 1382 г. хан Тохтамыш пошел на Москву, у Дмитрия не оказалось достаточно сил для организации сопротивления После трехдневной осады Москва была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и близлежащие земли. В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода. Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси. Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло через сто лет после Куликовской битвы. На развалинах Золотой Орды к тому времени возник ряд самостоятельных государственных образований.

Свержение ордынского ига

В 1480 г. хан Ахмат, властитель Большой Орды, заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV, вторгся в русские земли, чтобы восстановить прекращенную Иваном III выплату дани Играя на противоречиях между различными татарскими объединениями, Ивану III удалось отвлечь от русской территории союзника Ахмата короля Казимира. В его владения вторгся крымский хан - противник Ахмата и союзник московского князя. Без поддержки Казимира Ахмат не шел на решительное столкновение с московскими войсками. Русские и татарские полки стояли на берегах реки Угры, не переходя к решительным действиям. Попытка татар форсировать Угру в октябре 1480 г. окончилась неудачей. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмат увел обратно свои отряды. Это означало конец ордынского ига. Однако борьба с ханствами, появившимися на развалинах Орды (Крымским, Казанским, Астраханским), продолжалась еще длительное время.

 

9. Отражение Русью угрозы с Запада. Александр Невский.

Юго-восточное побережье Балтийского моря от Финского залива до Вислы было заселено славянами, финно-уграми и балтами. В этой части Восточной Европы в конце XII в. шел процесс перехода к классовому обществу, хотя здесь и существовали значительные пережитки первобытнообщинного строя. В условиях отсутствия собственной государственности и церковных институтов сильное влияние на Прибалтику оказывали русские земли. К началу XIII в. Новгород и Полоцкая земля установили тесные экономические, политические и культурные связи с народами этой части европейского континента

Начало XIII в. было временем экспансии на восток западноевропейских стран и военно-религиозных орденов. Идеологическое обоснование такого рода политике давала римская католическая церковь, призывавшая к скорейшему крещению язычников и стремившаяся утвердить свое влияние во всем Балтийском регионе. В результате провозглашенного Ватиканом крестового похода в Прибалтику устремились католические миссионеры и жаждущие добычи и приключений рыцари и авантюристы. В 1201 г. в устье Западной Двины захватчики основали крепость Ригу. В 1202 г. был основан Орден меченосцев (от изображения меча и креста на орденской одежде) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с находившимся в Пруссии Тевтонским орденом возник Ливонский орден, ставший главной военно-колонизационной опорой Ватикана в Восточной Европе. Во главе Ливонского ордена стоял магистр, имевший в принципе неограниченную власть. По соглашению с Ватиканом одна треть всех завоеванных земель Прибалтики поступала в собственность Ордена. Местное население подвергалось беспощадному ограблению и в случае малейшего неповиновения безжалостно истреблялось.

В восточной части Прибалтики активно действовали Дания и Швеция. Датчане основали крепость Ревель (на месте современного Таллина), шведы-стремились утвердиться на острове Саарема (Эзель) и на побережье Финского залива. Усилившаяся экспансия западноевропейских рыцарей на Восток серьезно угрожала интересам русских княжеств. В борьбу за Прибалтику активно включились сопредельные с ней русские земли, прежде всего, Полоцк и Новгород. В своих действиях русские находили поддержку со стороны местного населения, для которого угнетение, принесенное рыцарями, было во много раз тяжелее дани, собиравшейся полоцкими и новгородскими властями. Летом 1240 г. шведская флотилия под командованием военачальника Биргера неожиданно появилась в Финском заливеи,пройдя по р. Неве, стала в устье р. Ижоры. Здесь шведы раскинули свой временный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав небольшую дружину и часть ополчения, решил нанести противнику неожиданный удар. 15 июля 1240 г. более многочисленное шведское войско было разбито. За победу, одержанную на Неве, князь Александр был прозван "Невским". Невская победа над шведами предотвратила потерю Русью выхода в Балтийское море и угрозу прекращения торговых связей с Западной Европой. В это же время к захвату русских земель приступили рыцари Ливонского ордена Рыцарям удалось овладеть Псковом, Изборском, Копорьем. Положение дел в Новгороде осложнилось и тем, что в результате ссоры с новгородским боярством князь Александр Невский покинул город. Опасность, угрожавшая Новгороду, заставила его население вновь призвать князя Александра Ярославича.

В результате успешных действий русских войск от рыцарей были освобождены Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г на льду Чудского озера встретились основные силы немецких рыцарей и русское войско во главе с князем Александром Невским. Здесь произошла одна из самых знаменитых битв русского средневековья, получившая название Ледового побоища. В результате ожесточенного сражения русские одержали решительную победу. Битвой на Чудском озере рыцарское наступление на Русь было приостановлено, Однако угроза военной и религиозно-духовной экспансии с Запада во многом продолжала влиять на внешнюю политику русских земель

 

 

Реформы 50-х годов

Административные реформы. Роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Для этого периода характерна формализация Думы, выразившаяся в численном росте и уменьшении масштабов решаемых ею вопросов. Функции Думы частично переходили к Избранной Раде, частично - к приказам.

В середине XVI в. начинают собираться сословно-представительные органы - Земские соборы. Они собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствийна Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (по подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в россии собирались в 80-е гг. XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума. Освященный собор (представители высшего духовенства), на многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI-в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным. войском). Пушкарский (артиллерией). Стрелецкий (стрельцами). Оружейная палата (арсенал). Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, те они "кормились" за счет управления землями

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов - Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей

Военная реформа. Много было сделано по укреплению вооруженных сил страны, Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти. Было составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружно". Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию, стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки, Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла "посоха" - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

Опричнина Царь из Александровской слободы обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством. Опричники носили черную одежду.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1579 г Иван IV предпринял поход на Новгород, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в государстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI - XVII вв.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

 

Летописание

Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам

Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний.

Архитектура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.071 с.)