Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №19 Культура и быт народов России в XVIIвв.

Поиск

Общественно-политическая мысль литература

В общественно-политической мысли нашли отражение попытки осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, "Иное сказание" князя Катырева-Ростовского, "Новый летописец", отразивший официальную идеологию. Авторы этих произведений причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали действию провидения, но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действие царствующей личности, ее характер, психологию.

Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого. Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись.

Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 г. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф.Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым. Монахом Киевско-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем был создан "Синопсис" (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался прежде всего возникновением сатирических повестей ("О Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя - вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежавшие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В.Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день В 40-е гг. Ф.М.Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников, В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия В 1676 - 1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.

Зодчество Живопись

Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось прежде всего в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка. Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко". Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К.Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Развивались реалистические тенденции, стремление донести прелесть земного бытия. Во главе-нового направления церковной живописи стоял Симон Ушаков В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека. В этой иконе широко использованы светотень, законы перспективы. Появилась и новая форма живописи, светская по содержанию – парсуна (персона, т.е. портретное изображение, выполненное в традиционной иконописной манере).

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И.Репнина, Г.П.Годунова.)

 

 

20. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Петр I.

1. Объективно развитие колониальной политики европейских стран создавало угрозу существованию самостоятельного российского государства. Усиление Швеции, сильнейшего государства центральной Европы, серьезно усугубляло эту проблему, Необходимо было реорганизовать армию, ориентировать ее на борьбу с европейцами.

2. Континентальное положение (отсутствие выхода к морям). Следствием этого были затруднения внешней торговли (так как континентальные торговые пути были гораздо медленнее и дороже). Кроме того, статус великой державы предполагая выход страны к морю и наличие мощного военного флота.

3. Экономическая отсталость от стран Западной Европы, выразившаяся в экстенсивном характере сельского хозяйства, отсутствии свободных капиталов и рабочих рук для развития промышленности. Все это было вызвано господством крепостнических порядков и вело, в конечном счете, к военной слабости России.

4. Для XVII в. характерно обострение внутригосударственных конфликтов. Для урегулирования ситуации необходимо было или ослабить государственный нажим на крестьян и горожан, или как-то его упорядочить, подчинить частные интересы государственным.

Эти особенности развития России делали реформынеобходимыми. В то же время применительно к XVII в. можно говорить овозможностиреформ:

1. С начала XVII в. развивался Всероссийский рынок, основанный на специализации районов и мелкотоварном производстве.

2. Начали появляться первые мануфактуры, принадлежавшие иностранцам и казне.

3. Власть царя была фактически ничем не ограничена. Прекращение созывов Земских соборов и усиление приказов значительно способствовали формированию абсолютизма в России.

4. Еще при Алексее Михайловиче вводились полки нового строя -основа будущей армии по западному образцу.

5. Сложились культурные предпосылки реформ:

- обмирщение культуры в XVII в.;

- церковный раскол уничтожил былое единство церкви и сделал возможным просвещение страны не по греческому (как реформа Никона), а по западному образцу.

6. В стране сложилась определенная традиция реформ (Алексей Михайлович и Василий Голицын в этом смысле подготовили почву для Петра I),

 

Билет №21 Северная война



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.006 с.)