Тема 2. 3 модернизация России в XVIII вв. Формирование цивилизационного конгломерата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3 модернизация России в XVIII вв. Формирование цивилизационного конгломерата.



I. Задания для самостоятельной работы

1.* Сформируйте причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.

2. Подготовьте доклад об изменении положения дворянства на протяжении XVIII в.

3. *Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.

4.* Сформируйте политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в середине XVIII в.

5. Подготовьте доклад об изменении положения крестьянства на протяжении XVIII в.

6. *Назовите причины перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.

 

II. План практического занятия

1. Социально-экономическое развитие Российского государства в первой четверти XVIII века.

2. Административная, военная, церковная и культурная реформы Петра Великого.

3. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII века.

4. Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII в.

5. Преобразования Екатерины II в сферах государственного управления и социального устройства.

6. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XVIII в.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическим занятиям

Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.И. Павленко «Петр Первый Великий», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

В первом вопросе семинара следует изучить социально-экономическое положение России, внутреннюю и внешнюю политику Российского государства в конце XVII и начале XVIII вв. Следует осветить вопрос о необходимости и возможности модернизации Российского госу

дарства, опираясь на собственные силы, предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

В начале ответа на второй вопрос надо определить главные причины петровских преобразований. Затем необходимо дать характеристику важнейших реформ Петра I, излагая их не в хронологическом порядке, а по степени важности для развития России к концу жизни Петра Великого. Раскрыть петровские преобразования и их сущность: коренную реорганизацию вооруженных сил России, создание Сената и его функции, формирование коллегиальной системы управления и перестройку органов власти на местах: губернаторы, воеводы, земские комиссары. Следует осветить церковную реформу и её значение, новый порядок прохождения службы, учреждение должности генерал-прокурора. Студентам необходимо знать о бурном развитии российской промышленности и её

феодально-крепостнической сущности, введении городского самоуправления и усилении налогового гнета; о структуре феодального землевладения. Студентам следует знать о характерных особенностях русского самодержавия и полемической дискуссии ученых-историков о генезисе самодержавия.

Студенты должны знать о влиянии деятельности императора на изменение в культуре государства: создание Петром I школьной системы образования, выход первой отечественной газеты и введение гражданского шрифта, открытие первого в России музея и основание Петербургской Академии наук. Уметь дать оценку деятельности и личности Петра I, его преобразований в отечественной историографии.

В третьем вопросе особое внимание уделяется задачам внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Затем студентами дается характеристика Азовских, Прутского и Каспийского военных походов русских войск. Особо исследуется Северная война: цели, ход военных действий и итоги.

Ответ на четвертый вопрос начинается с общей характеристики состояния России при Екатерине II. Необходимо указать роль русской гвардии в политической жизни страны и восшествие на престол Екатерины II. Затем рассматриваются важнейшие екатерининские реформы, осуществленные в 60-80-е гг. XVIII в.. Студентам следует знать о внутренней политике императрицы: секуляризации церковного землевладения, ликвидации украинской авто

номии, усилении крепостного права в России, росте сословных привилегий: Жалованные грамоты дворянству и городам другие и реформы.

При подготовке пятого вопроса студентам следует знать, что с целью укрепления своего положения на престоле, императрица в 1767 году созывает Уложенную комиссию для составления нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа был создан «Наказ», где нашли место идейные ос

новы руководства страной Екатериной II. Закончить необходимо исследованием о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева: причины, ход, итоги.

При рассмотрении шестого вопроса следует определить задачи внешней политики России при Екатерине II. Затем надо раскрыть содержание и итоги войн России с Турцией и Швецией, дать характеристику трем разделам Речи Посполитой. Участие России в антифранцузской коалиции: действия черноморской эскадры и Итальянский поход. Студентам нужно владеть знаниями о выдающихся русских полководцах и флотоводцах - П.А.Румянцеве, С.К. Грейге, А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове. В заключение необходимо проанализировать общие итоги внешней политики России XVIII в.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14 - 26.

Дополнительная литература

1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958.

2. Буганов В.И. Буганова А.В. Полководцы. XVIII в. – М., 1992.

3..Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…». Вторая половина XVIII в. – СПб., 1992.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Каковы важнейшие причины реформы Петра I в сфере государственного управления?

2. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития?

3. Какие проблемы в обществе породили реформы Петра I?

4. Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?

5. В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?

6. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?

7. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли в XVIII в.?

8.Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?

9.В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?

10. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?

11. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли XVIII в.?

 

12. В каких сферах жизни общества реформы Екатерины II оказались наиболее результативными?

13. В каком направлении шла внешняя политика России в XVIII в.?

 

Тема 2.4 Поиски путей развития России

В XIX веке.

 

I. Задания для самостоятельной работы

1.* Подготовьте доклад о проекте реформ М.М. Сперанского?

2. Рассмотрите суть различия в концепциях западников и славянофилов?

3.* Выявите основные формы влияния Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?

4.* Сформулируйте особенности общественного развития России во второй половине XIX в.

5. Сделайте доклад об изменениях в социальной структуре населения России.

6.* Выявите особенности развития промышленности России в конце XIX в..

7. Культура России в XIX в.

II. План практического занятия

1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

2. Движение декабристов.

3. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

 

4. Преобразования Александра II в сферах государственного управления и социального устройства: земская, судебная, городская, военная и образовательная реформы

5. Отмена крепостного права в России: причины, содержание и значение.

6. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XIX в.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическим занятиям

Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание заслуживает все рекомендованные монографии, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Ответ на первый вопрос начинается с изложения задач Александра I в начале царствования. Затем дается характеристика основных положений реформ государственного управления и их воплощение на практике. Следует отметить законодательную роль и причины отставки М.М. Сперанского. Студентам необходимо знать задачи Николая I во внутренней политике, об усилении влияния чиновничье-бюрократического аппарата управления в жизни страны и об общественной мысли и особенности общественного движения в России 30-50 годов.

 

При усвоении второго вопроса нужно исследовать источники декабристской идеологии. Затем необходимо раскрыть цели, персональный состав и деятельность декабристских организаций: Северного и Южного обществ; идейные основы движения декабристов; создание Программ декабристов: Конституция Н.М, Муравьева и «Русская Правда» П.И.Пестеля. Закончить следует объективным анализом восстания

на Сенатской площади и историческим значением движения декабристов.

Раскрытие третьего вопроса необходимо начать с определения задач внешней политики России в первой половине XIX в. Затем надо рассмотреть содержание и итоги войн России с Персией, Турцией и Швецией. Особое внимание обратить на Отечественную войну 1812 г. Нужно дать характеристику Заграничного похода русской армии и его итогов. В

заключение следует изучить цели и деятельность «Священного союза». Студентам следует обратить внимание укрепление позиций Российской империи в Закавказье: присоединение к ней Грузии, Северного Азербайджана, а также включение в состав Российского государства Финляндии.

Студенты должны владеть знаниями о внешней политике Российской империи: о решении «Восточного вопроса» и о Ункяр-Искелесийский

трактате – как наивысшем успехе Николая I в решении «восточного вопроса». Иметь представление о ведении Русско-турецкой войны и её итогах; покорении Россией Северного Кавказа и участии русской армии в подавлении венгерской революции; о Крымской войне: причины и ход военных действий. Парижский мировой договор и его значение. Закончить следует общим анализом состояния внешней политики России к началу царствования Александра II.

При подготовке четвертого вопроса необходимо определить цели буржуазных преобразований, осуществленных при Александре II. Преобразование в области местного самоуправления: земская и городская реформы; создание новой судебной системы; проведение военной реформы и перевооружение русской армии; издание нового университетского устава и реформа народного образования; отмена предварительной

цензуры в периодической печати. Необходимо сделать вывод об историческом значении буржуазных реформ.

Рассмотрение пятого вопроса нужно с выявления причин отмены крепостного права России, подготовки крестьянской реформы. Следует знать о правовом положении бывших крепостных крестьян; решении земельного вопроса; введение крестьянского самоуправления и распространение реформы на другие категории зависимых крестьян; ликвидации института временно обязанных крестьян; учреждении Крестьянского и Дворянского земельных банков. Затем надо дать характеристику основных положений

 

крестьянской реформы 1861 г. Закончить следует анализом изменений в правовом и экономическом положении государственных и удельных крестьян.

Студентам следует сформировать представление об изменении экономики и политики в конце XIX в. и начале XX в., связанной с разработкой правительством рабочего законодательства, денежной реформой С.Ю.Витте, завершением промышленного переворота и его влиянием на дальнейшее развитие России. Консервативные тенденции в политике Александра III: Манифест о незыблемости самодержавной власти и его последствия, Закон о земских начальниках, усиление зависимости земских учреждений от местной администрации и ограничение городского самоуправления не остановило процесс капиталистического развития в Российской империи.

Ответ на шестой вопрос надо начать с выявления задач внешней политики России в 60-90-е гг. XIX в. Затем надо рассмотреть этапы присоединения к России Средней Азии. Необходимо проанализировать политику российского правительства на Балканах и в Закавказье. Основательно исследовать процесс создания военно-политических союзов в Европе. В заключение следует подвести общие итоги внешней политики России в XIX в.: выход России из и международной изоляции и ликвидация «крымской системы»; возвращение Российскому

государству права держать военный флот на Черном море. Необходимо понимать значение заключения Тройственного союза и его цели; причины создания русско-французского военно-политического блока. Анализировать дальневосточную политику Российской империи в отношении Китая, Японии и США.

Студентам следует иметь представление о развитии культуры в XIX в., о роли дворянской интеллигенции в развитии культуры, влиянии на неё Отечественной войны 1812 г. и становлении реализма в русской литературе: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, национальной тематики в русской музыке; переходе от академизма к реализму в русской живописи.

Появление классицизма - главное направление в русской архитектуре XIXв. крупные успехи русской науки: в математике, физике, химии, медицине, географии, сфере гуманитарных исследований связаны с особенностями развития российской культуры в период реформ. Следует помнить о вкладе российских ученых и изобретателей в мировой научно- технический прогресс. Необходимо знать о критическом реализме в русской литературе: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенева, А.П.Чехов и просветительской деятельности русских художников-передвижников.

IV Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14-17.

Дополнительная литература

1. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. – М., 1996.

2. Киняпина Н.С. Внешняя политика России в первой половине XIX в. – М., 1963.

3. Томсинова М.М. Светило российской бюрократии. – М., 1991.

4. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992

V Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?

2. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы?

3. Из каких слоев населения формировалась буржуазия?

4. В чем Вы видите объективные и субъективные предпосылки реформ 60- 70-х гг. XIX в.?

5. В чем Вы видите достоинства судебной реформы?

6. Назовите феодальные пережитки, сохранившееся в российском обществе?

7. В чем проявились особенности общественного развития России во второй половине XIX в.?

8. Какие изменения произошли в социальной структуре населения России?

9. Каковы особенности развития промышленности России в конце XIX в.?

10. В каком направлении шла внешняя политика России в XIX в.?

11. В чем Вы видите непоследовательность и противоречивость реформаторской деятельности Александра I?

12. Какие факторы говорят о реформаторской работе Н.Н. Новосельцева?

13. Почему в первой половине XIX в. вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?

14. Чем Вы можете объяснить появление декабристского движения?

15. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение реформы Е.Ф. Канкрина?

16. В чем, по Вашему мнению, суть проекта реформ М.М. Сперанского?

17. В чем Вы видите различие в концепциях западников и славянофилов?

18. Каково влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?

19. К какому идейному течению Вы могли бы отнести взгляды П.Я.Чаадаева?

20. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?

21. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы?

22. Из каких слоев населения формировалась буржуазия?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.055 с.)