Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 3 модернизация России в XVIII вв. Формирование цивилизационного конгломерата.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1.* Сформируйте причины частой смены высшей власти в середине XVIII в. 2. Подготовьте доклад об изменении положения дворянства на протяжении XVIII в. 3. *Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в. 4.* Сформируйте политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в середине XVIII в. 5. Подготовьте доклад об изменении положения крестьянства на протяжении XVIII в. 6. *Назовите причины перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.
II. План практического занятия 1. Социально-экономическое развитие Российского государства в первой четверти XVIII века. 2. Административная, военная, церковная и культурная реформы Петра Великого. 3. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII века. 4. Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII в. 5. Преобразования Екатерины II в сферах государственного управления и социального устройства. 6. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XVIII в.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.И. Павленко «Петр Первый Великий», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие. В первом вопросе семинара следует изучить социально-экономическое положение России, внутреннюю и внешнюю политику Российского государства в конце XVII и начале XVIII вв. Следует осветить вопрос о необходимости и возможности модернизации Российского госу дарства, опираясь на собственные силы, предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. В начале ответа на второй вопрос надо определить главные причины петровских преобразований. Затем необходимо дать характеристику важнейших реформ Петра I, излагая их не в хронологическом порядке, а по степени важности для развития России к концу жизни Петра Великого. Раскрыть петровские преобразования и их сущность: коренную реорганизацию вооруженных сил России, создание Сената и его функции, формирование коллегиальной системы управления и перестройку органов власти на местах: губернаторы, воеводы, земские комиссары. Следует осветить церковную реформу и её значение, новый порядок прохождения службы, учреждение должности генерал-прокурора. Студентам необходимо знать о бурном развитии российской промышленности и её феодально-крепостнической сущности, введении городского самоуправления и усилении налогового гнета; о структуре феодального землевладения. Студентам следует знать о характерных особенностях русского самодержавия и полемической дискуссии ученых-историков о генезисе самодержавия. Студенты должны знать о влиянии деятельности императора на изменение в культуре государства: создание Петром I школьной системы образования, выход первой отечественной газеты и введение гражданского шрифта, открытие первого в России музея и основание Петербургской Академии наук. Уметь дать оценку деятельности и личности Петра I, его преобразований в отечественной историографии. В третьем вопросе особое внимание уделяется задачам внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Затем студентами дается характеристика Азовских, Прутского и Каспийского военных походов русских войск. Особо исследуется Северная война: цели, ход военных действий и итоги. Ответ на четвертый вопрос начинается с общей характеристики состояния России при Екатерине II. Необходимо указать роль русской гвардии в политической жизни страны и восшествие на престол Екатерины II. Затем рассматриваются важнейшие екатерининские реформы, осуществленные в 60-80-е гг. XVIII в.. Студентам следует знать о внутренней политике императрицы: секуляризации церковного землевладения, ликвидации украинской авто номии, усилении крепостного права в России, росте сословных привилегий: Жалованные грамоты дворянству и городам другие и реформы. При подготовке пятого вопроса студентам следует знать, что с целью укрепления своего положения на престоле, императрица в 1767 году созывает Уложенную комиссию для составления нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа был создан «Наказ», где нашли место идейные ос новы руководства страной Екатериной II. Закончить необходимо исследованием о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева: причины, ход, итоги. При рассмотрении шестого вопроса следует определить задачи внешней политики России при Екатерине II. Затем надо раскрыть содержание и итоги войн России с Турцией и Швецией, дать характеристику трем разделам Речи Посполитой. Участие России в антифранцузской коалиции: действия черноморской эскадры и Итальянский поход. Студентам нужно владеть знаниями о выдающихся русских полководцах и флотоводцах - П.А.Румянцеве, С.К. Грейге, А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове. В заключение необходимо проанализировать общие итоги внешней политики России XVIII в. IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14 - 26. Дополнительная литература 1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958. 2. Буганов В.И. Буганова А.В. Полководцы. XVIII в. – М., 1992. 3..Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…». Вторая половина XVIII в. – СПб., 1992. 4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1.Каковы важнейшие причины реформы Петра I в сфере государственного управления? 2. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития? 3. Какие проблемы в обществе породили реформы Петра I? 4. Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»? 5. В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.? 6. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.? 7. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли в XVIII в.? 8.Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»? 9.В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.? 10. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.? 11. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли XVIII в.?
12. В каких сферах жизни общества реформы Екатерины II оказались наиболее результативными? 13. В каком направлении шла внешняя политика России в XVIII в.?
Тема 2.4 Поиски путей развития России В XIX веке.
I. Задания для самостоятельной работы 1.* Подготовьте доклад о проекте реформ М.М. Сперанского? 2. Рассмотрите суть различия в концепциях западников и славянофилов? 3.* Выявите основные формы влияния Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России? 4.* Сформулируйте особенности общественного развития России во второй половине XIX в. 5. Сделайте доклад об изменениях в социальной структуре населения России. 6.* Выявите особенности развития промышленности России в конце XIX в.. 7. Культура России в XIX в. II. План практического занятия 1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. 2. Движение декабристов. 3. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
4. Преобразования Александра II в сферах государственного управления и социального устройства: земская, судебная, городская, военная и образовательная реформы 5. Отмена крепостного права в России: причины, содержание и значение. 6. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XIX в. III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание заслуживает все рекомендованные монографии, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие. Ответ на первый вопрос начинается с изложения задач Александра I в начале царствования. Затем дается характеристика основных положений реформ государственного управления и их воплощение на практике. Следует отметить законодательную роль и причины отставки М.М. Сперанского. Студентам необходимо знать задачи Николая I во внутренней политике, об усилении влияния чиновничье-бюрократического аппарата управления в жизни страны и об общественной мысли и особенности общественного движения в России 30-50 годов.
При усвоении второго вопроса нужно исследовать источники декабристской идеологии. Затем необходимо раскрыть цели, персональный состав и деятельность декабристских организаций: Северного и Южного обществ; идейные основы движения декабристов; создание Программ декабристов: Конституция Н.М, Муравьева и «Русская Правда» П.И.Пестеля. Закончить следует объективным анализом восстания на Сенатской площади и историческим значением движения декабристов. Раскрытие третьего вопроса необходимо начать с определения задач внешней политики России в первой половине XIX в. Затем надо рассмотреть содержание и итоги войн России с Персией, Турцией и Швецией. Особое внимание обратить на Отечественную войну 1812 г. Нужно дать характеристику Заграничного похода русской армии и его итогов. В заключение следует изучить цели и деятельность «Священного союза». Студентам следует обратить внимание укрепление позиций Российской империи в Закавказье: присоединение к ней Грузии, Северного Азербайджана, а также включение в состав Российского государства Финляндии. Студенты должны владеть знаниями о внешней политике Российской империи: о решении «Восточного вопроса» и о Ункяр-Искелесийский трактате – как наивысшем успехе Николая I в решении «восточного вопроса». Иметь представление о ведении Русско-турецкой войны и её итогах; покорении Россией Северного Кавказа и участии русской армии в подавлении венгерской революции; о Крымской войне: причины и ход военных действий. Парижский мировой договор и его значение. Закончить следует общим анализом состояния внешней политики России к началу царствования Александра II. При подготовке четвертого вопроса необходимо определить цели буржуазных преобразований, осуществленных при Александре II. Преобразование в области местного самоуправления: земская и городская реформы; создание новой судебной системы; проведение военной реформы и перевооружение русской армии; издание нового университетского устава и реформа народного образования; отмена предварительной цензуры в периодической печати. Необходимо сделать вывод об историческом значении буржуазных реформ. Рассмотрение пятого вопроса нужно с выявления причин отмены крепостного права России, подготовки крестьянской реформы. Следует знать о правовом положении бывших крепостных крестьян; решении земельного вопроса; введение крестьянского самоуправления и распространение реформы на другие категории зависимых крестьян; ликвидации института временно обязанных крестьян; учреждении Крестьянского и Дворянского земельных банков. Затем надо дать характеристику основных положений
крестьянской реформы 1861 г. Закончить следует анализом изменений в правовом и экономическом положении государственных и удельных крестьян. Студентам следует сформировать представление об изменении экономики и политики в конце XIX в. и начале XX в., связанной с разработкой правительством рабочего законодательства, денежной реформой С.Ю.Витте, завершением промышленного переворота и его влиянием на дальнейшее развитие России. Консервативные тенденции в политике Александра III: Манифест о незыблемости самодержавной власти и его последствия, Закон о земских начальниках, усиление зависимости земских учреждений от местной администрации и ограничение городского самоуправления не остановило процесс капиталистического развития в Российской империи. Ответ на шестой вопрос надо начать с выявления задач внешней политики России в 60-90-е гг. XIX в. Затем надо рассмотреть этапы присоединения к России Средней Азии. Необходимо проанализировать политику российского правительства на Балканах и в Закавказье. Основательно исследовать процесс создания военно-политических союзов в Европе. В заключение следует подвести общие итоги внешней политики России в XIX в.: выход России из и международной изоляции и ликвидация «крымской системы»; возвращение Российскому государству права держать военный флот на Черном море. Необходимо понимать значение заключения Тройственного союза и его цели; причины создания русско-французского военно-политического блока. Анализировать дальневосточную политику Российской империи в отношении Китая, Японии и США. Студентам следует иметь представление о развитии культуры в XIX в., о роли дворянской интеллигенции в развитии культуры, влиянии на неё Отечественной войны 1812 г. и становлении реализма в русской литературе: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, национальной тематики в русской музыке; переходе от академизма к реализму в русской живописи. Появление классицизма - главное направление в русской архитектуре XIXв. крупные успехи русской науки: в математике, физике, химии, медицине, географии, сфере гуманитарных исследований связаны с особенностями развития российской культуры в период реформ. Следует помнить о вкладе российских ученых и изобретателей в мировой научно- технический прогресс. Необходимо знать о критическом реализме в русской литературе: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенева, А.П.Чехов и просветительской деятельности русских художников-передвижников. IV Рекомендуемые источники Основная литература 1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14-17. Дополнительная литература 1. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. – М., 1996. 2. Киняпина Н.С. Внешняя политика России в первой половине XIX в. – М., 1963. 3. Томсинова М.М. Светило российской бюрократии. – М., 1991. 4. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992 V Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей? 2. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы? 3. Из каких слоев населения формировалась буржуазия? 4. В чем Вы видите объективные и субъективные предпосылки реформ 60- 70-х гг. XIX в.? 5. В чем Вы видите достоинства судебной реформы? 6. Назовите феодальные пережитки, сохранившееся в российском обществе? 7. В чем проявились особенности общественного развития России во второй половине XIX в.? 8. Какие изменения произошли в социальной структуре населения России? 9. Каковы особенности развития промышленности России в конце XIX в.? 10. В каком направлении шла внешняя политика России в XIX в.? 11. В чем Вы видите непоследовательность и противоречивость реформаторской деятельности Александра I? 12. Какие факторы говорят о реформаторской работе Н.Н. Новосельцева? 13. Почему в первой половине XIX в. вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом? 14. Чем Вы можете объяснить появление декабристского движения? 15. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение реформы Е.Ф. Канкрина? 16. В чем, по Вашему мнению, суть проекта реформ М.М. Сперанского? 17. В чем Вы видите различие в концепциях западников и славянофилов? 18. Каково влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России? 19. К какому идейному течению Вы могли бы отнести взгляды П.Я.Чаадаева? 20. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей? 21. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы? 22. Из каких слоев населения формировалась буржуазия?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.008 с.) |