Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.1 Российская цивилизация в советский период истории (октябрь 1917 – сер. 80-х г. XX в.)
I. Задания для самостоятельной работы 1.* Назовите объективные и субъективные причины гражданской войны в России. 2. Выявите объективные предпосылки индустриализации СССР. 3. Определите причины коллективизации сельского хозяйства. 4. Подготовьте доклад о необходимости перемен в духовной жизни послереволюционной России. 5. Сформулируйте причины второй мировой войны? 6. Подготовьте доклад о истоках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне? 7.* Сформулируйте задачи, стоящие перед экономикой СССР после окончания войны. II. План практического занятия 1.Утверждение Советской власти в центре и на местах в Октябре 1917 года.Создание Союза Советских Социалистических Республик. 2. Индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве в 20-е – 30-е годы XX века. 3. Внешняя политика СССР накануне войны. 4. Основные этапы Великой Отечественной войны 5. XX съезд КПСС и его историческое значение. 6. Изменения в социально-экономическом развитии СССР в годы «хрущевской оттепели» во второй половине 50 – начале 60-х гг. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.В. Загладина «История успехов и неудач советской дипломатии» и Е.Ю. Зубковой «Общество и реформы. 1945-1964», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие. Роль XX столетия в мировой истории. Проблема экономического роста и модернизации. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. В ответе на первый вопрос студентам следует осветить последствия Октябрьской революция 1917 г. и II Всероссийского съезда Советов: формирование новых органов государственного управления и первые декреты советской власти, утверждение Советской власти в центре и на местах. Студентам следует знать о причинах гражданской войны и интервенции в России, этапах гражданской войны: целях «белого движения» и ходе военных действий, борьбе Антанты против советского правительства и значении победы Красной Армии, Советско-польской войны и её итогах, политики «военного коммунизма»: национализации промышленности, введении продразверстки, ликвидации товарно-денежных отношений. Завершить ответ следует характеристикой итогов гражданской войны и иностранной интервенции.
Во втором вопросе студентам следует рассмотреть вопросы социально-экономический кризиса 1921 г. и его уроки; введение новой экономической политики. Необходимо понимать, что после окончания гражданской войны перед правительством стояли задачи перестройки управления народным хозяйством: учреждение государственных трестов, замена продразверстки продналогом, введение нового Земельного кодекса, восстановление товарно-денежных отношений и реформа финансовой системы. Студенты должны знать причины свертывания советским правительством новой экономической политики и изменения во внешней политике: произошел прорыв международной изоляции и признание Советской России мировым сообществом. Создание СССР. Требуется понимание принципов построения нового государственного объединения и формирование одностороннего политического режима. Национально- государственное строительство в 20-е гг. Культура: становление и новые тенденции.
В третьем вопросе следует знать о формах восстановления народного хозяйства страны и целях первого пятилетнего плана, характерных чертах индустриализации и источниках ресурсов для неё. Успехи и неудачи советской экономики в годы первых пятилеток. Влияние индустриализации на положение СССР в мире. Основная задача коммунистической партии в деревне. Политика «сплошной коллективизации» и массовое раскулачивание. Сельскохозяйственная артель-главная форма коллективного хозяйства. Итоги коллективизации. Конституция от 5 декабря 1936 г. В четвертом вопросе следует охарактеризовать внешнюю политику СССР в последнее десятилетие: попытки создания антигитлеровской коалиции, советско-германский пакт о ненападении и подготовка страны к отражению фашистской агрессии: развитие оборонных отраслей промышленности, увеличение ассигнований на вооруженные нужды, рост численности вооруженных сил. Массовые «чистки» в Красной Армии и ошибки при разработке военной доктрины. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, прибалтийских государств, Бессарабии. Советско-финская война и её итоги.
В пятом вопросе следует знать о плане «Барбаросса» и этапах Великой Отечественной войны, партизанском движении на оккупированной фашистами территории Советского Союза и самоотверженном труде советских людей в тылу. Следует сформировать представление о создании и деятельности антигитлеровской коалиции, окончании II мировой войны. Уметь анализировать важное историческое значение победы СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией. Социально-экономическое развитие страны в послевоенное время. Укрепление международного авторитета государства. Холодная война – ее причины и ход развития. В шестом вопросе семинара необходимо дать анализ изменений в жизни СССР сразу после смерти И.В. Сталина. Затем дается характеристика важнейших социальных и экономических реформ, осуществленных в годы «хрущевской оттепели». В конце надо выявить причины отставки Н.С. Хрущева. При изучении вопроса нужно проанализировать состояние советского общества к середине 50-х гг. Затем надо рассмотреть содержание доклада Н.С. Хрущева, посвященного культу личности И.В. Сталина. В конце следует определить историческое значение XX съезда КПСС. При подготовке к занятию в седьмом вопросе необходимо выявить главные направления внешней политики СССР. Затем нужно изучить политику советского руководства в отношении США и западных государств. Внешнеполитическая концепция Советского Союза. Создание Организации Варшавского договора и отношения СССР со странами «социалистического лагеря». Курс советского руководства на сотрудничество с ведущими западными странами. Берлинский и Карибский кризисы. Студентам следует основательно проанализировать взаимоотношения внутри социалистического лагеря. В заключение надо подвести общие итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 50 начале 60-х гг., Научно-технической революции и ее влияние на ход общественного разви тия. Нарастание кризисных явлений в советской экономике: жесткая централизация в управлении, гигантомания, преобладание экстенсивных методов развития. Рост топливно-сырьевого экспорта и военно-промышленного комплекса СССР. Конституция от 7 октября 1977 г. изменения в партийном руководстве вначале 80-х гг. Заключение договора об испытаниях ядерного оружия. Решения Хельсинского совещания 1975г. ввод советских войск в Афганистан и его последствия.
IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 23-26. Дополнительная литература 1. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая мировая война. 1914-1918. – М., 1964. 2. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М., 1990. 3. Россия. 1917 г.: выборы исторического пути. – М., 1989. 4. Шацилло К.Ф. Революция 1905-1907 гг. В России. – М., 1990. 5. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. – М., 1991. 6.Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. – М., 1990. 7.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993. 8. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.
9. Политическая история: Россия-СССР - Российская Федерация. – М.,1996. 10. Путин В.В. От первого лица. – М., 2000.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России? 2. Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания? 3. Почему особо острый характер в большевистском руководстве носила борьба за заключение Брестского мира? 4. Каковы, на Ваш взгляд, истоки силы и слабости «белого» и «красного» движения? 5. Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющим? 6. Каковы на Ваш взгляд, объективные и субъективные предпосылки нэпа? 7. Менялись ли в период нэпа основы существовавшей в стране политической системы? 8. Какими новыми чертами характеризовалась международная ситуация 20-е годы? 9. В чем Вы видите объективные предпосылки индустриализации в СССР? 10. В чем Вы видите причины коллективизации сельского хозяйства в СССР? 11. В чем Вы видите необходимость перемен в духовной жизни послереволюционной России? 12. В чем Вы видите истоки и причины второй мировой войны? 13. Каковы, на Ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.? 14. Каковы причины, на Ваш взгляд, привели к оформлению антигитлеровской коалиции? 15. В чем Вы видите истоки победы Советского Союза в Великой Отечественной войне? 16. Какие задачи стояли перед экономикой СССР после её окончания?
17. Когда и почему, на Ваш взгляд, наметился переход СССР и Запада от союзничества к «холодной войне»? 18. Чем вы можете объяснить необходимость реформирования советского государства и общества после смерти В.И.Сталина? 19. Чем Вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50-х начале 60-х годов? 20. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х годов наметилось серьезное отставание СССР от стран Запада?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.012 с.) |