Тема 4. Российская империя в XVIII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Российская империя в XVIII веке



1. Реформы Петра I Великого: цели, содержание, значение.

2. Эпоха «дворцовых переворотов». Реформы государственного управления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

4. Внешняя политика России в ХVIII в.

 

Источники и литература

1. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII века: борьба за наследие Петра. /
Е.В. Анисимов - М.. 1986.

2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая /
П.К. Борзаковский. – М., 1991.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. / В.И. Буганов - М., 1989.

4. Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. / В.И. Буганов - М., 1980.

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.

6. Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. - М., 2000.

7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии / С.М. Троицкий. - М., 1974.

 

Методические рекомендации

Выясните, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, роль государства в их осуществлении. Раскройте содержание военной реформы, определите её значение. Расскажите о преобразованиях в промышленности, о промышленной политике Петра I и её результатах. Подумайте, какова была особенность мануфактурного производства в России в начале XVІІІ века по сравнению с Западной Европой. Какова была социальная политика Петра І, её цели и результаты? Покажите завершение при Петре І оформления системы абсолютизма, создание разветвлённого бюрократически-полицейского аппарата. Почему стала необходимой реформа церковного управления? Раскройте её суть и последствия. Расскажите о нововведениях в области культуры, науки, образования. Какую роль в преобразованиях играла личность Петра І, кто были его сподвижники? Какими методами проводились реформы и какие это вызвало последствия? Оцените историческое значение реформ Петра I.

Назовите основные причины эпохи «дворцовых переворотов». Какую роль в этом процессе сыграли гвардейские полки? Проанализируйте внутреннюю политику в период царствования Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Какую оценку можно дать в целом эпохе «дворцовых переворотов»?

Определите сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализируйте основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II; охарактеризуйте экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскройте истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта.

В заключение рассмотрите цели внешней политики России в XVIII веке. Дайте характеристику внешней политики Петра І. Выявите взаимосвязь между реформами и ходом Северной войны. Отметьте главные военные кампании России против Турции и Швеции во второй половине XVIII веке. Что такое «разделы Польши» в конце ХVIII в.? Сколько их было и каков их итог? Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики?

 

Вопросы для коллоквиума

1.В каких сферах жизни общества реформы Петра I привели к наибольшим изменениям?

2. Назовите основные причины эпохи «дворцовых переворотов»? какую роль в этом процессе сыграла гвардия?

3. Охарактеризуйте понятие «Век Просвещения в Европе».

4. Как власти пытались решать «крестьянскую проблему» во второй половине XVIII в.?

5. В чем выражалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

6. Как российская общественность относилась к революционным событиям во Франции?

7. Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики?

Дайте определения следующим понятиям: «бироновщина», гвардия, жалованная грамота, империя, коллегии, кондиции, магистрат, меркантилизм, панславизм, просвещенный абсолютизм, протекционизм, рекрутская повинность, Святейший Синод, секуляризация, Сенат, либерализм, эпоха Просвещения.

 

Тема 5. Россия в ХIХ веке

1. Правление Александра I: реформы в области государственного управления, образования и социальной сфере.

2. Россия в эпоху правления Николая I.

3. Общественные движения в России в первой половине ХIХ в.

4. «Эпоха реформ» Александра II.

5. Общественные движения во второй половине ХIХ в.

6. Правительственный курс 80-90-х гг. ХIХ в.

7. Внешняя политика России в ХIХ в.: цели, направления, итоги.

 

Источники и литература

1. Бестужев В.И. Крымская война / В.И. Бестужев. - М., 1956.

2. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины ХIХ века / Н.С. Киняпина. - М., 1974.

3. Корнеева Н.Г. Земство на переломе / Н.Г. Корнеева. – М., 1995.

4. Корнилов А.А. Курс русской истории ХIХ века / А.А. Корнилов. - М., 1993.

5. Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762–1917 гг. / Л.В. Лаптева. – М., 1995.

6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1917 гг. /
В.В. Леонтович. – М., 1995.

7. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия / С.В. Мироненко. – М., 1990.

8. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко. – М., 1989.

9. Нечкина М.В. Декабристы / М.В. Нечкина - М., 1990.

10. Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ века. - М., 1989.

11. Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. / Н. Эйдельман. – М., 1993.

 

Методические рекомендации

При подготовке к семинару необходимо охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции. Какие два основных этапа выделяют в периоде правления Александра I? C чем это связано? Оцените деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева. Почему к концу своего правления Александр I сворачивает свои основные реформы?

Выясните место Николая I в отечественной истории. С чем связан его переход к консервативной политике? Какова его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране? Опишите деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления. Выявите цели экономической политики государства.

Изучите объективные и субъективные предпосылки декабристского движения. Оцените результаты деятельности декабристских обществ, дайте характеристику их политических программ. В чем причины поражения восстания декабристов? Охарактеризуйте идейные течения и общественные движения 30-50-х гг., оцените деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др.

В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Особое внимание обратите на подготовку и проведение реформы отмены крепостного права. Раскройте содержание и буржуазный характер преобразований 1860-1870-х гг.: реформы образования, финансовой, земской, городской, судебной, военной реформ; раскройте причины незавершенности буржуазных реформ.

Уделите должное внимание развитию общественной мысли во второй половине XIX в., выявите предпосылки социал-демократического (революционного) движения, двух его направлений – народничества и марксизма. Какую роль сыграл народовольческий террор в истории реформаторства российского государства.

Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?

Выясняя основное содержание внешней политики России в XIX веке, определите его основные направления. Каковы успехи и неудачи России на западном и восточном направлениях? Проследите рост влияния России на кавказском направлении и в Закавказье.

 

Вопросы для коллоквиума

1. Какие периоды выделяют в периоде правления Александра I? С чем это связано?

2. Назовите «источники» декабристского движения.

3. В чем суть «теории официальной народности»?

4. В чем сходство и различия теорий западников и славянофилов?

5. Как различные слои населения восприняли реформу отмены крепостного права?

6. Как убийство Александра II отразилось на общественно-политической жизни страны?

7. Что из себя представляло «хождение в народ».

8. В чем заключались контрреформы Александра III?

Дайте определения следующим понятиям: интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, капитализм, коалиция, конституция, избирательные курии, промышленный переворот, теория официальной народности, «хождение в народ».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.01 с.)