Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Российская империя в XVIII векеСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Реформы Петра I Великого: цели, содержание, значение. 2. Эпоха «дворцовых переворотов». Реформы государственного управления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. 3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 4. Внешняя политика России в ХVIII в.
Источники и литература 1. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII века: борьба за наследие Петра. / 2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая / 3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. / В.И. Буганов - М., 1989. 4. Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. / В.И. Буганов - М., 1980. 5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988. 6. Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. - М., 2000. 7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии / С.М. Троицкий. - М., 1974.
Методические рекомендации Выясните, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, роль государства в их осуществлении. Раскройте содержание военной реформы, определите её значение. Расскажите о преобразованиях в промышленности, о промышленной политике Петра I и её результатах. Подумайте, какова была особенность мануфактурного производства в России в начале XVІІІ века по сравнению с Западной Европой. Какова была социальная политика Петра І, её цели и результаты? Покажите завершение при Петре І оформления системы абсолютизма, создание разветвлённого бюрократически-полицейского аппарата. Почему стала необходимой реформа церковного управления? Раскройте её суть и последствия. Расскажите о нововведениях в области культуры, науки, образования. Какую роль в преобразованиях играла личность Петра І, кто были его сподвижники? Какими методами проводились реформы и какие это вызвало последствия? Оцените историческое значение реформ Петра I. Назовите основные причины эпохи «дворцовых переворотов». Какую роль в этом процессе сыграли гвардейские полки? Проанализируйте внутреннюю политику в период царствования Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Какую оценку можно дать в целом эпохе «дворцовых переворотов»? Определите сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализируйте основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II; охарактеризуйте экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскройте истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта. В заключение рассмотрите цели внешней политики России в XVIII веке. Дайте характеристику внешней политики Петра І. Выявите взаимосвязь между реформами и ходом Северной войны. Отметьте главные военные кампании России против Турции и Швеции во второй половине XVIII веке. Что такое «разделы Польши» в конце ХVIII в.? Сколько их было и каков их итог? Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики?
Вопросы для коллоквиума 1.В каких сферах жизни общества реформы Петра I привели к наибольшим изменениям? 2. Назовите основные причины эпохи «дворцовых переворотов»? какую роль в этом процессе сыграла гвардия? 3. Охарактеризуйте понятие «Век Просвещения в Европе». 4. Как власти пытались решать «крестьянскую проблему» во второй половине XVIII в.? 5. В чем выражалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 6. Как российская общественность относилась к революционным событиям во Франции? 7. Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики? Дайте определения следующим понятиям: «бироновщина», гвардия, жалованная грамота, империя, коллегии, кондиции, магистрат, меркантилизм, панславизм, просвещенный абсолютизм, протекционизм, рекрутская повинность, Святейший Синод, секуляризация, Сенат, либерализм, эпоха Просвещения.
Тема 5. Россия в ХIХ веке 1. Правление Александра I: реформы в области государственного управления, образования и социальной сфере. 2. Россия в эпоху правления Николая I. 3. Общественные движения в России в первой половине ХIХ в. 4. «Эпоха реформ» Александра II. 5. Общественные движения во второй половине ХIХ в. 6. Правительственный курс 80-90-х гг. ХIХ в. 7. Внешняя политика России в ХIХ в.: цели, направления, итоги.
Источники и литература 1. Бестужев В.И. Крымская война / В.И. Бестужев. - М., 1956. 2. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины ХIХ века / Н.С. Киняпина. - М., 1974. 3. Корнеева Н.Г. Земство на переломе / Н.Г. Корнеева. – М., 1995. 4. Корнилов А.А. Курс русской истории ХIХ века / А.А. Корнилов. - М., 1993. 5. Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762–1917 гг. / Л.В. Лаптева. – М., 1995. 6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1917 гг. / 7. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия / С.В. Мироненко. – М., 1990. 8. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко. – М., 1989. 9. Нечкина М.В. Декабристы / М.В. Нечкина - М., 1990. 10. Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ века. - М., 1989. 11. Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. / Н. Эйдельман. – М., 1993.
Методические рекомендации При подготовке к семинару необходимо охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции. Какие два основных этапа выделяют в периоде правления Александра I? C чем это связано? Оцените деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева. Почему к концу своего правления Александр I сворачивает свои основные реформы? Выясните место Николая I в отечественной истории. С чем связан его переход к консервативной политике? Какова его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране? Опишите деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления. Выявите цели экономической политики государства. Изучите объективные и субъективные предпосылки декабристского движения. Оцените результаты деятельности декабристских обществ, дайте характеристику их политических программ. В чем причины поражения восстания декабристов? Охарактеризуйте идейные течения и общественные движения 30-50-х гг., оцените деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Особое внимание обратите на подготовку и проведение реформы отмены крепостного права. Раскройте содержание и буржуазный характер преобразований 1860-1870-х гг.: реформы образования, финансовой, земской, городской, судебной, военной реформ; раскройте причины незавершенности буржуазных реформ. Уделите должное внимание развитию общественной мысли во второй половине XIX в., выявите предпосылки социал-демократического (революционного) движения, двух его направлений – народничества и марксизма. Какую роль сыграл народовольческий террор в истории реформаторства российского государства. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты? Выясняя основное содержание внешней политики России в XIX веке, определите его основные направления. Каковы успехи и неудачи России на западном и восточном направлениях? Проследите рост влияния России на кавказском направлении и в Закавказье.
Вопросы для коллоквиума 1. Какие периоды выделяют в периоде правления Александра I? С чем это связано? 2. Назовите «источники» декабристского движения. 3. В чем суть «теории официальной народности»? 4. В чем сходство и различия теорий западников и славянофилов? 5. Как различные слои населения восприняли реформу отмены крепостного права? 6. Как убийство Александра II отразилось на общественно-политической жизни страны? 7. Что из себя представляло «хождение в народ». 8. В чем заключались контрреформы Александра III? Дайте определения следующим понятиям: интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, капитализм, коалиция, конституция, избирательные курии, промышленный переворот, теория официальной народности, «хождение в народ».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.007 с.) |