Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика, 080200.62 Менеджмент,↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
История
планы семинарских занятий и методические указания для студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям Экономика, 080200.62 Менеджмент, Конструирование и технология электронных средств, Приборостроение, 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Информационные системы и технологии, Прикладная математика Очной формы обучения
Арзамас 2012 УДК 947(07) ББК 63.2 (2)
История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов-бакалавров,обучающихся по направлениям 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 211000.62 Конструирование и технология электронных средств, 200100.62 Приборостроение, 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, 230400.62 Информационные системы и технологии, 231300.62 Прикладная математика очной формы обучения / АПИ НГТУ; Сост.: Г.Ш. Сагателян, И.В. Филипчук. Арзамас, 2012. – 42 с.
Планы семинарских занятий и методические указания являются руководством для подготовки студентов к практическим занятиям по курсу «История» (IX - XX вв.), включают перечень тем практических занятий, вопросы для коллоквиума, список вспомогательной литературы, а также методические рекомендации к каждому занятию для самостоятельной работы. В приложении дана хронология основных событий истории Отечества и тематика контрольных работ, докладов, рефератов. .
Подп. к печати. Формат 60´84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ ___.
Участок офсетной печати: Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15. Ó Г.Ш. Сагателян, И.В. Филипчук, 2012. Ó ОО «Ассоциация ученых» г. Арзамаса Нижегородской области, 2012. Ó Арзамасский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, 2012. ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития российского общества – это время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира. В этих условиях закономерно возрастает интерес к историческому прошлому. Чем обусловлены грандиозные перемены? Что отжило свое и что еще сохраняет свою значимость? Чем была Россия в контексте мировой истории – на задворках мировой цивилизации, самостоятельной ветвью, вносившей свой неповторимый вклад в общемировой прогресс, или переходной формой между разными типами цивилизации? Эти и подобные вопросы все чаще волнуют наше общество. Дисциплина «История»представляет одну из основных социально-политических и гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в вузе. Изучение истории Отечества имеет целью расширить исторический кругозор специалистов, вооружить их знаниями важнейших событий, закономерностей исторического процесса. В изучении курса «Истории» важная роль отводится практическим занятиям, которые призваны помочь студентам овладеть терминологией (понятиями), применить теорию к анализу исторических явлений, приобрести навыки самостоятельного мышления и выступлений. Качество семинара во многом зависит от готовности к нему всех студентов и от степени участия студентов в его работе. Поэтому цель настоящего издания состоит в том, чтобы правильно организовать подготовку студентов к практическому занятию. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента не только времени и добросовестности, но и навыков самостоятельной работы. Подготовку к семинару мы рекомендуем начинать с внимательного прочтения плана занятия, с выяснения содержания основных предлагаемых понятий, с повторения материалов лекции и прочтения соответствующих разделов учебников и учебных пособий по истории. Только после этого есть смысл переходить к чтению и конспектированию специальной научной литературы, к работе с интернет-ресурсами. Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективных дискуссиях по обсуждаемым вопросам. Учитывая, что многие проблемы являются предметом научных споров, авторы сочли нужным включить в пособие перечень вопросов для коллоквиума, а также работу с основными историческими терминами и понятиями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ» (IX - XX вв.) 1. Александрова А.Я., Никитин А.В. Отечественная история. Комплекс учебно-методических материалов. Рекомендовано Ученым советом НГТУ. Н.Новгород: НГТУ, 2006. 2. Безбородов А.Б. Россия ХХ в. Документы и материалы / А.Б. Безбородов. – М., 2004. 3. Верт Н. История Советского государства / Н. Верт – 3-е испр. изд. – М., 2006. 4. Волкогонов Д. Семь вождей. Кн. 2 / Д. Волкогонов. – М., 1998. 5. Геллер М., Некрич А. История России: 1917 - 1945: В 4 т. - М., 1996. 6. Данилов А.А. История инакомыслия в России. 1917-1991 гг. / А.А. Данилов. – Уфа, 1995. 7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. - М., 1995. 8. Избранные лекции по истории России: Учебное пособие /Г.Ш. Сагателян. Н.Новгород, НГТУ, 2004. 9. Ингерайнер Д.В. Отечественная история. Учебное пособие. М.: РИОР, 2005. 10. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991. 11. История политических партий России. – М., 1994. 12. История России с древнейших времен до ХХ в. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Дрофа, 2001. 13. История России: IX – XIX вв. От Рюрика до Путина. Учебное пособие. /Отв. ред. Я.А. Перехов. М.: ВЛАДОС, 2002. 14. Карамзин Н.М. История государства российского в 12 томах. / 15. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней / С. Кара-Мурза. – М., 2001. 16. Карр Э. История Советской России / Э. Карр. – М., 1990. 17. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории / Г.С. Киселев. – М., 1991. 18. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 5-и томах / 19. Козлов В.Г. Грани российской государственности. Сер. «История» / В.Г. Козлов. – М., 1992. 20. Коржихина Г.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991 / Г.П. Коржихина. – М., 1995. 21. Мунчаев Ш.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 1997. 22. Наше Отечество: Опыт политической истории: В 2 т. - М., 1991. 23. Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. – М., 1990. 24. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2-х т./ Учебник для студентов вузов под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 2002. 25. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. / А.С. Орлов и др. - М., 2008. 26. Орлов А.С., Георгиев В.А., и др. Хрестоматия по истории России / 27. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий. 862–1917 гг. / Б.Г. Пашков. – М., 1994. 28. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - М., 2006. 29. Перевезенцев С. Россия, великая судьба / Перевезенцев С. М., 2006 30. Политическая история России. – М., 1996. 31. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1 / В.В. Похлебкин. – М., 1992. 32. Россия в XX веке. Межвузовский сборник статей. Отв. редактор д.и.н., проф. Г.Ш. Сагателян. Арзамас: Ассоциация ученых, 2008. 33. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991. 34. Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. В пяти выпусках. – М., 1991-1994. 35. Сагателян Г.Ш. Сагателян А.Г. Нижегородская область во второй половине XX века: свершения и противоречия в развитии. Монография / 36. Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в XVI–XVIII вв. / А.М. Сахаров. - М., 1962. 37. Семедникова А. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / 38. Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. / М.Н. Тихомирова. – М., 1979. 39. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. – М., 1994. 40. Хрестоматия по истории СССР. М., 1990. 41. Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. / Н. Эйдельман. – М., 1993. 42. Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. / А.А. Юшко. – М., 1991.
ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ» (IX - XX вв.)
Вопросы для коллоквиума 1. Что такое этногенез. Какие точки зрения существуют на проблему происхождения славян? 2. Какие факторы доказывают, что славяне не являются коренными жителями Европы? 3. Чем было обусловлено появление городов у славян? Какие функции они выполняли? 4. В чем состоит основное значение христианизации Руси. 5. В чем особенности экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности? 6. В исторической литературе существует точка зрения, что монгольское иго «задержало развитие Руси на 300 лет». Правомерно ли это утверждение? 7. Какие альтернативные точки зрения существуют на вопрос монголо-татарского ига? Дайте определения следующим понятиям: баскак (баскачество), боярство, вассальные отношения (вассалитет), вече, вотчина, генезис, государство, дружина, иго, каноническое право, единобожие, монотеизм, община, патриархальное рабство, рабство, раннефеодальная монархия, феодализм, язычество, ярлык. Тема 2. Образование русского централизованного государства (конец XIII – начало XVI вв.) 1.Причины и особенности создания централизованного государства (экономические, политические, социальные). Причины и условия возвышения Москвы. 2. Этапы политической централизации (конец XIII – начало XVI вв.) 3. Правление Ивана III и Василия III. 4. Внутренняя политика и реформы Ивана IV Грозного. Опричнина 5. Основные этапы закрепощения крестьян (XV-XVII вв.)
Источники и литература 1. Мунчаев Ш.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 1997. 2. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV XV вв. / А.Н. Сахаров. – М.,1969. 3. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. / М.Н. Тихомиров. – М., 1992. 4. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного / А.А. Зимин. - М., 1960. 5. Зимин АА. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. - М., 1964. 6. Кобрин В.Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. - М., 1989. 7. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVIII вв / А.М. Сахаров. - М., 1969. 8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. - М., 1976. 9. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV-XVI вв / 10. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. / Л.В. Черепнин - М., 1960. 11. Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси / Д.Г. Алексеев. – М., 1992. 12. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного / Д.Н. Альшиц. – М., 1988. 13. Борисов Н.С. Русские полководцы / Н.С. Борисов. – М., 1994. 14. Борисов Н. С. Иван III. / Н.С. Борисов. - М., 2000. 15. Корецкий В.П. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России / В.П. Корецкий. – М., 1975. 16. Россия в XV веке: историки мира спорят. Сборник статей. – М., 1994. 17. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время / Р.Г. Скрынников. – М., 1991. 18. Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. / М.Н. Тихомирова. – М., 1979. 19. Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. / Н. Эйдельман. – М., 1993. 20. Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. / А.А. Юшко. – М., 1991.
Методические рекомендации При подготовке к данному практическому занятию необходимо выяснить предпосылки образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, политики московских князей в развитии этого процесса, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства? Какие центры в северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Назовите главные, на ваш взгляд, причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Определите хронологические рамки трех основных этапов централизации русских земель. Дайте характеристику каждого из них. При ответе на третий вопрос проанализируйте взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.).Какие новые земли были включены в Московское государство за годы их правления? Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? В чем причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном III титула «Государь всея Руси»? Раскройте смысл и сущность теории «Москва – третий Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную церковь. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию? Проанализируйте основные положения Судебника 1497г. Рассмотрите основные события царствования Ивана IV («Избранная рада», реформы 1540-1550-х гг. и их роль в укреплении централизованного государства; изменения в Боярской думе; появление Земских соборов, Судебник 1550 г.) Определите значение проведения внутренних реформ, причины введения опричнины, её последствия для внутреннего и внешнего развития России. Назовите основные этапы формирования системы крепостного права.
Вопросы для коллоквиума 1. Почему именно Москва стала центром борьбы за образование централизованного государства? 2. Назовите причины и особенности создания русского централизованного государства. 3. Охарактеризуйте политический строй Российского государства в XVI в. 4. В чем смысл теории «Москва – третий Рим»? 5. Чем обусловлен переход власти к опричненному террору? 6. Назовите основные этапы закрепощения крестьян. Дайте определения следующим понятиям: Ближняя Дума, Боярская Дума, вотчина, «заповедные годы», Земский Собор, кормления, крепостное право, местничество, опричнина, самодержавие, сословно-представительная монархия, подданство, «Флорентийская уния», «урочные годы».
Вопросы для коллоквиума 1. Дайте определение понятия «Смута». 2. Перечислите основные причины Смуты. 3. Обозначьте причины социальных выступлений различных слоев населения в XVII в? 4. Как изменилась система государственно-политического строя после воцарения династии Романовых? 5. Дайте определение понятию «абсолютизм». 6. Что такое «Соборное Уложение»? В чем его значение как Всероссийского правового кодекса. 7. Кто такие старообрядцы? Каким образом они выражали свой протест? Дайте определения следующим понятиям: белые и черные слободы, восстание, всероссийский рынок, гражданская война, крестьянская война, мануфактура, революция, «семибоярщина».
Вопросы для коллоквиума 1.В каких сферах жизни общества реформы Петра I привели к наибольшим изменениям? 2. Назовите основные причины эпохи «дворцовых переворотов»? какую роль в этом процессе сыграла гвардия? 3. Охарактеризуйте понятие «Век Просвещения в Европе». 4. Как власти пытались решать «крестьянскую проблему» во второй половине XVIII в.? 5. В чем выражалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 6. Как российская общественность относилась к революционным событиям во Франции? 7. Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики? Дайте определения следующим понятиям: «бироновщина», гвардия, жалованная грамота, империя, коллегии, кондиции, магистрат, меркантилизм, панславизм, просвещенный абсолютизм, протекционизм, рекрутская повинность, Святейший Синод, секуляризация, Сенат, либерализм, эпоха Просвещения.
Тема 5. Россия в ХIХ веке 1. Правление Александра I: реформы в области государственного управления, образования и социальной сфере. 2. Россия в эпоху правления Николая I. 3. Общественные движения в России в первой половине ХIХ в. 4. «Эпоха реформ» Александра II. 5. Общественные движения во второй половине ХIХ в. 6. Правительственный курс 80-90-х гг. ХIХ в. 7. Внешняя политика России в ХIХ в.: цели, направления, итоги.
Источники и литература 1. Бестужев В.И. Крымская война / В.И. Бестужев. - М., 1956. 2. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины ХIХ века / Н.С. Киняпина. - М., 1974. 3. Корнеева Н.Г. Земство на переломе / Н.Г. Корнеева. – М., 1995. 4. Корнилов А.А. Курс русской истории ХIХ века / А.А. Корнилов. - М., 1993. 5. Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762–1917 гг. / Л.В. Лаптева. – М., 1995. 6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1917 гг. / 7. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия / С.В. Мироненко. – М., 1990. 8. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко. – М., 1989. 9. Нечкина М.В. Декабристы / М.В. Нечкина - М., 1990. 10. Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ века. - М., 1989. 11. Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. / Н. Эйдельман. – М., 1993.
Методические рекомендации При подготовке к семинару необходимо охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции. Какие два основных этапа выделяют в периоде правления Александра I? C чем это связано? Оцените деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева. Почему к концу своего правления Александр I сворачивает свои основные реформы? Выясните место Николая I в отечественной истории. С чем связан его переход к консервативной политике? Какова его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране? Опишите деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления. Выявите цели экономической политики государства. Изучите объективные и субъективные предпосылки декабристского движения. Оцените результаты деятельности декабристских обществ, дайте характеристику их политических программ. В чем причины поражения восстания декабристов? Охарактеризуйте идейные течения и общественные движения 30-50-х гг., оцените деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Особое внимание обратите на подготовку и проведение реформы отмены крепостного права. Раскройте содержание и буржуазный характер преобразований 1860-1870-х гг.: реформы образования, финансовой, земской, городской, судебной, военной реформ; раскройте причины незавершенности буржуазных реформ. Уделите должное внимание развитию общественной мысли во второй половине XIX в., выявите предпосылки социал-демократического (революционного) движения, двух его направлений – народничества и марксизма. Какую роль сыграл народовольческий террор в истории реформаторства российского государства. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты? Выясняя основное содержание внешней политики России в XIX веке, определите его основные направления. Каковы успехи и неудачи России на западном и восточном направлениях? Проследите рост влияния России на кавказском направлении и в Закавказье.
Вопросы для коллоквиума 1. Какие периоды выделяют в периоде правления Александра I? С чем это связано? 2. Назовите «источники» декабристского движения. 3. В чем суть «теории официальной народности»? 4. В чем сходство и различия теорий западников и славянофилов? 5. Как различные слои населения восприняли реформу отмены крепостного права? 6. Как убийство Александра II отразилось на общественно-политической жизни страны? 7. Что из себя представляло «хождение в народ». 8. В чем заключались контрреформы Александра III? Дайте определения следующим понятиям: интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, капитализм, коалиция, конституция, избирательные курии, промышленный переворот, теория официальной народности, «хождение в народ».
Вопросы для коллоквиума 1. Объясните суть понятия ««индустриальная модернизация». 2. В чем причины необходимости модернизации России на рубеже XIX-XX веков? 3. Каковы специфические особенности образования политических партий в России? 4. Какие последствия для страны и различных категорий населения имела первая мировая война? 5. Как первая мировая война отразилась на революционных событиях в России? 6. Чем можно объяснить причины победы большевиков в ходе октябрьских событий 1917 г.? 7. Дайте определение понятию «временное правительство». Дайте определение следующим понятиям: двоевластие, декрет, диктатура, легитимность, пролетарский интернационализм, Антанта, Тройственный союз, учредительное собрание Вопросы для коллоквиума 1. Каковы объективные и субъективные предпосылки Гражданской войны? 2. Какую роль в Гражданской войне сыграла иностранная интервенция? 3. По каким причинам большевистскому правительству было так важно заключить Брестский мир? 3. Каковы итоги первых советских пятилеток? 4. В чем суть политики «военного коммунизма»? 5. В чем суть новой экономической политики? 6. В чем сущность проектов «автономизации» и федерализма. 7. Каковы основные черты индустриализации экономики СССР? 8. Каковы основные черты коллективизации сельского хозяйства в СССР? 9. Дайте определение понятия «тоталитаризм». Дайте определение следующим понятиям: авторитаризм, антифашизм, аншлюс, белая гвардия, ГОЭРЛО, комитеты бедноты, красная гвардия, культурная революция, милитаризм, нацизм, репарация, тоталитарный режим, фашизм.
Вопросы для коллоквиума 1. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. 2. В чем значение «Пакта о ненападении», подписанного между СССР и Германией. 3. Выделите основные причины неудач Красной Армии на первом этапе войны. 4. Какие настроения царили в советском обществе после окончания Великой Отечественной войны? 5. Почему после окончания Великой Отечественной войны правительство вновь взяло курс на ужесточение политического режима? 6. Какие основные проблемы существовали в экономике после окончания Великой отечественной войны? 7. дайте определение понятию «мировая социалистическая система», «социалистический лагерь». 8. В чем проявилась «Хрущевская оттепель»? 9. Какие последствия имели хрущевские реформы в социально-экономической сфере? 10. Какую роль ХХ съезд КПСС сыграл в истории Советского государства? Дайте определения следующим понятиям: диссидентство, космополитизм, культ личности, научно-техническая революция, новое политическое мышление, план «Барбаросса» совнархозы, «холодная война», ленд-лиз, социалистический лагерь, «оттепель», реабилитация, оборонно-промышленный комплекс.
Вопросы для коллоквиума 1. В чем получил свое выражение консервативный политический курс? 2 В чем причины необходимости экономических преобразований? 3. Охарактеризуйте реформы А. Косыгина конца 60-х начала 70-х гг. 5. Кто такие «диссиденты» Как власти реагировали на это общественное движение? 6. Какие этапы можно выделить в советской внешней политике в середине 60-х – н.80-х гг. 7. Когда появился термин «застой» и в чем его суть? 8. Охарактеризуйте реформы Ю.Андропова. 9. Назовите этапы «перестройки» в СССР. 10. В чем причины распада СССР? 11. Что такое «шоковая терапия»?
Дайте определения следующим понятиям: номенклатура, теневая экономика, «перестройка», гласность, плюрализм, приватизация, путч.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 862 г. - упоминание в летописи о призвание варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород. 882 г. - объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега. IХ - начало ХII в. - государство Киевская Русь. 862 - 1598 гг. - правление на Руси династии Рюриковичей. 882 - 912 гг. - княжение Олега в Киеве. 912 - 945 гг. - княжение Игоря в Киеве. 945 - 964 гг. - княжение Ольги. 964 - 972 гг. - княжение Святослава Игоревича. 980 - 1015 гг. - княжение Владимира Святославовича Святого. 988 г. - принятие Русью христианства в качестве государственной религии. 1147 г., 4 апреля - первое упоминание в летописи о Москве. 1019 - 1054 гг. - княжение Ярослава Мудрого. 1113 - 1125 гг. - княжение Владимира Мономаха. Нач. ХII - нач. ХVI вв. - феодальная раздробленность на Руси. 1125 - 1157 гг. - княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле и в Киеве. 1157-1174 гг. - княжение Андрея Юрьевича Боголюбского. 1176-1212 гг. - княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. 1199 г. - объединение Галицкого и Волынского княжеств Романом Мстиславичем. 1206 г. - образование Монгольского государства. 1206-1227 гг. - правление Чингисхана. 1219-1221 гг. - завоевание монголами Средней Азии. 1221-1264 гг. - княжение Даниила Романовича Галицкого. 1223 г., 31 мая - сражение русских и половцев на реке Калка. 1235 г. - Курултай в столице Монгольского государства г. Каракоруме и принятие решения об организации общемонгольского похода на Запад. 1236 г. - разгром монголами Волжской Булгарии. 1237 г. - объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена. 1237 - 1241 гг. - завоевание Руси монголами. 1238 г., 4 марта - сражение войска Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича с монголами на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. 1240 - 1480 гг. - монголо-татарское иго на Руси. 1240 г., 15 июля - разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на р. Нева (Невская битва). 1242 г., 5 апреля - разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище). 1243 г. - образование ханом Батыем монгольского государства Золотая Орда на нижней Волге. 1252-1263 гг. - княжение великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского. 1276 - 1303 гг. - княжение Даниила Александровича. Возвышение Москвы. Образование Московского княжества. 1299 г. - перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. 1312 г. - принятие ханом Узбеком мусульманства как государственной религии в Золотой Орде. 1325 - 1340 гг. - княжение в Москве Ивана Даниловича Калиты. 1326 г. - захоронение митрополита Петра в Москве. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. 1327 г. - восстание в Твери против монголо-татар. Подавление восстания войском московского князя Ивана Калиты. Передача монголами ярлыка на великое княжение Ивану Калите. 1359 - 1389 гг. - княжение великого князя Дмитрия Ивановича Донского. 1367 г. - строительство первого каменного Кремля в Москве. 1380 г., 8 сентября - Куликовская битва. 1387 г. - принятие Литвой католичества как государственной религии. 1439 г. - Флорентийская уния. 1462-1505 гг. - княжение великого князя Ивана III Васильевича. 1471 г. - поход Ивана III на Новгород. 1478 г. - падение независимости Великого Новгорода, присоединение его к Москве. 1480 г. – «стояние» русских и татарских войск на реке Угра - конец золотоордынского ига. 1485 г. - присоединение Тверского княжества к Москве. 1497 г. - принятие Иваном III Судебника. 1505 - 1533 г. - княжение великого князя Василия III Ивановича. 1510 г. - присоединение Пскова к Москве. 1521 г. - присоединение Рязанского княжества к Москве. 1533 - 1584 гг. - правление Ивана IV Васильевича Грозного. 1547 г. - народное восстание в Москве. 1547 г. - венчание Ивана IV Васильевича на царство. 1547 - 1557 гг. - реформы Ивана IV Васильевича Грозного. 1550 г. - принятие Иваном IV Васильевичем Грозным нового Судебника. 1552 г. - присоединение Казанского ханства к России. 1556 г. - присоединение Астраханского ханства к России. 1556 г. - отмена кормлений. Земская и губная реформа. 1558 - 1583 гг. - Ливонская война. 1565 - 1572 гг. - опричнина. 1581 г. - начало похода Ермака в Сибирь. 1584 - 1598 гг. - царствование Федора Иоанновича. 1589 г. - учреждение патриаршества в России. 1598 - 1613 гг. - смутное время. 1598 - 1605 гг. - правление Бориса Годунова. 1605 - 1606 гг. - правление Лжедмитрия I. 1606 - 1610 гг. - правление Василия Шуйского. 1606 - 1607 гг. - крестьянское восстание под предводительством 1610-1613 гг. – «Семибоярщина». 1611 г., март - первое земское ополчение. 1611 г., сентябрь - создание в Нижнем Новгороде второго земского ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского. 1612 г., 26 октября - освобождение Москвы от польских интервентов вторым земским ополчением. 1613 г. - избрание Земским собором Михаила Романова на царство. 1613 - 1917 гг. - правление династии Романовых. 1613 - 1645 гг. - царствование Михаила Федоровича Романова. 1617 г. - Столбовский мирный договор со Швецией. 1618 г. - Деулинское перемирие между Россией и Польшей. 1645 - 1676 гг. - царствование Алексея Михайловича. 1649 г. – «Соборное Уложение» Алексея Михайловича. 1653 г. - начало церковной реформы патриархом Никоном. Раскол в Русской Православной Церкви. 1653 г. - земский собор принял решение о принятии Украины «под высокую руку» Алексея Михайловича. 1654 г. - Переяславская Рада. Воссоединение Украины с Россией. 1654-1667 гг. - война России с Польшей за Украину. 1676-1682 гг. - царствование Федора Алексеевича Романова. 1682-1696 гг. - царствование Ивана V Алексеевича совместно с Петром Алексеевичем при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 1686 г. - подписание «Вечного мира» с Польшей. 1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии. 1689 г. - подписание Нерчинского договора с Китаем. 1695, 1696 гг. - Азовские походы Петра I. 1696 - 1725 гг. - единовластное правление Петра I Великого. 1700 г., 1 января - введение в России нового (юлианского) летоисчисления. 1700 - 1721 гг. - Северная война. 1700 г. - поражение русской армии под Нарвой. 1701 г. - основание в Москве Школы навигацких и математических наук. 1702 г. - начало издания первой русской газеты «Ведомости». 1703 г. - основание Петербурга. 1705 г. - введение рекрутской повинности. 1707 г. - основание в Москве Медицинской академии. 1708 - 1709 гг. - учреждение губерний. 1709 г., 27 июня - Полтавская битва. 1711 г. - учреждение Сената. 1711 г. - Прутский поход Петра I. 1713 г. - перенесение столицы России в Петербург. 1714 г. - указ о единонаследии. 1714 г. - первая победа русского флота над шведским при мысе Гангут. 1718-1721 гг. - учреждение коллегий. 1720 г. - победа русского флота над шведским при Гренгаме. 1721 г. - ликвидация патриаршества и учреждение Синода. 1721 г. - Ништадтский мирный договор. 1721 г. - провозглашение России империей. 1722 г. – принятие «Табель о рангах». 1725 - 1727 гг. - царствование Екатерины I. 1725 г. - открытие Академии наук в Петербурге. 1727 - 1730 гг. - царствование Петра II. 1730 - 1740 гг. - царствование Анны Иоанновны. 1731 г. - отмена Указа о единонаследии. 1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича при регентстве его матери Анны Леопольдовны. 1741 - 1761 гг. - царствование Елизаветы Петровны. 1755 г. - основание Московского университета. 1756 - 1762 гг. - участие России в Семилетней войне. 1760 г. - взятие русскими войсками Берлина. 1761-1762 гг. - царствование Петра III. 1762 г. - издание Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». 1762 - 1796 гг. - царствование Екатерины II Алексеевны Великой. 1764 г. - проведение секуляризации церковного землевладения. 1764 г. - ликвидация на Украине гетманства и учреждение Малороссийского генерал-губернаторства. 1767-1768 гг. - деятельность Уложенной комиссии. 1768-1774 гг. - русско-турецкая война. 1770 г. - победы русского флота в Чесменском сражении и войск П.А. Румянцева при Ларге и Кагуле. 1772 г. - первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией. 1773-1775 гг. - крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. 1774 г. - Кючук-Кайнарджийский мирный договор. 1775 г. - перестройка системы органов власти, управления и суда. Губернская реформа. 1783 г. -ликвидация Крымского ханства. Вхождение Крыма в состав России. Основание Севастополя. 1783 г. - Георгиевский трактат о протекторате России над Грузией. 1785 г. - жалованные грамоты дворянству и городам. 1787-1791 гг. - русско-турецкая война. 1789 г. - победа войск А.В. Суворова при Фокшанах и Рымнике. 1790 г., декабрь - штурм войсками А.В. Суворова турецкой крепости Измаил. 1790 г. - разгром турецкого флота у мыса Калиакрия русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова. 1791 г. - Ясский мирный договор. 1793 г. - второй раздел Речи Посполитой. 1795 г. - третий раздел Речи Посполитой. 1796 - 1801 гг. - царствование Павла I Петровича. 1798-1800 гг. - средиземноморский поход русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. 1799 г. - итальянский и швейцарский походы русской армии под командованием А.В. Суворова. 1801 - 1825 гг. - царствование Александра I Павловича. 1801 г., 12 сентября - присоединение Грузии к России. 1803 г., 20 февраля - указ о «вольных хлебопашцах». 1805-1807 гг. - участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях. 1804-1813 гг. - русско-иранская война. 1805 г., ноябрь - сражение при Аустерлице. 1806-1812 гг. - русско-турецкая война. 1807 г., 25 июня - заключение мирного и союзного договора России с Францией в Тильзите. 1808-1809 гг. - война России со Швецией. Присоединение Финляндии к России. 1810 г., 1 января - учреждение Государственного Совета. 1812 г. - заключение Бухарестского мирного договора России с Турцией. 1812 г., 12 июня - 21 декабря - Отечественная война. 1812 г., 3 августа - сражение под Смоленском. 1812 г., 8 августа - назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией. 1812 г., 26 августа - Бородинское сражение. 1812 г., 1 сентября - совещание русского командования в деревне Фили. 1812 г., 7 октября - уход французской армии из Москвы. 1812 г., 12 октябрь - сражение под Малоярославцем. 1812 г., 14 - 16 ноября - переправа французских войск через реку Березина. 1812 г., 21 декабря - приказ М.И. Кутузова по армии об изгнании французской армии из пределов России. 1813-1814 гг. - заграничный поход русской армии. 1813 г., октябрь - заключение Гюлистанского мирного договора между Россией и Ираном. 1813 г., 16-19 октября - сражение при Лейпциге («Битва народов»). 1814-1815 гг. - Венский конгресс. 1815 г. - создание «Священного союза» монархов России, Австрии, Пруссии. 1816-1817 гг. - учреждение военных поселений в России. 1817 - 1864 гг. - Кавказская война: завоевание Россией Северного Кавказа. 1821-1825 гг. - Северное и Южное общества декабристов. 1825 г., 14 декабр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.014 с.) |