Основные этапы истории Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы истории Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.



Историю образования и развития Древней Руси можно разделить на 3 этапа:

-1й этап - 2я половина IX-Xвв. - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

-2й этап - конец X-XIвв. - расцвет Киевской Руси. правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

-3й этап - конец XI - первая половина XIIв. - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями

Феодальные отношения в Киевской Руси развив. более медленно, чем в западных странах. На Руси развивались холопские отношения, а на Западе был развит вассалитет – договорные отношения. Главный источник, по которому мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которые могли передавать её по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Великий князь - представитель правящего рода Рюриковичей. Функции князя: военные, судебная (кровавая месть, поединок), законодательная (нач. с Ярослава Мудрого), административная (сбор дани; 945 - Ольга проводит 1-ую административную реформу, устанавливает погосты для сбора дани)

Дружина получала жалованье (200 гривен), сначала не обзаводились семьями. Старшие - мужи (бояре), входили в княжеский совет, средние - отроки

Волость - административная единица

Собор Киевской Руси - роль представительства всей Руси.

Посоха - народное ополчение.

Десятичная система управления лежала в основе. (десятские, сотские, тысяцкие - военачальник, фин, суд, полицейская власть)

Социальная картина об-ва

Свободные

Люди - верхние слои населения сельской и городской общины. Смерды - основная масса сельского населения, зависимая от князя. Привилегированный слой (князь, княжеская семья, дружина, бояре (верхушка об-ва, знать старшей дружины)).

Зависимые:

Рядович - крестьянин, который работает по договору, за землю взял ссуду. Закуп - тот, кто отрабатывал долг своему кредитору. Холопство - личная зависимость. Рабство - носило патриархальный характер. Челядь - зависимые смерды и рабы (домашняя прислуга).

Церковные группы

Священство, дьяконство, монашество, изгои (поступали под опекунство церкви), убогие, прощенцы (ряд лет отрабатывали за прощение на земле монастыря).

1) Великий князь Киевский

2) Дружина, Старшая дружина. Бояре (знать), Младшая дружина (гриди)

3) Местные (удельные) князья

Посадники, волостели

4) Местная дружина

5) Погост, становища, волости

4. Роль религии и духовенства в средневековых обществах запада и востока. Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.ЗАПАД Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. В Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации. Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности населения в канонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником - папой римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднее и низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, что происходило в католическом мире и проводить свою линию через те же институты. В результате союза светской и духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства сразу в католическом варианте, франкские короли, а затем и государи других стран делали церкви богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества.

Борьба государства и церкви проходила с переменным успехом. Достигнув максимума а XII-XIII вв. могущество церкви впоследствии стало падать и победила в конечном итоге королевская власть. Окончательный удар светским притязаниям папства нанесла Реформация.

В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В инду-изме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии.Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица, которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански об-разованных чиновников. Для них был предусмотрен государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.

В Японии древнейшую религию (синтоизм) в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры стали поддерживать буддизм, который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных земле-владельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу. Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.

В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу первого и второго тысячелетий нашей эры было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в первом году нашей эры. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская цивилизация.

При ВладимиреI произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак - византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Корсуни (Херсонес) в 988г.

Причины принятия Русью христианства:

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя Руси:

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

Вернувшись в 988г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет, так как жители многих городов ожесточенно сопротивлялись введению христианства. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники - Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину». Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси;

2) принятие христианства уравняло Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей;

3) церковь способствовала формированию и развитию боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

5) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

6) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.

5. Культура Древней Руси (Х-ХIII) письменность, литература, зодчество, живопись.

Это время господства средневековой культуры, для нее в первую очередь характерны общая замедленность темпов развития. Характерной чертой этого времени является традиционализм, следование образцам, а также господство в идеологии религиозного мировоззрения. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен. Она испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. В начале 13 века культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Письменность и просвещение: основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и богословие, грамматику, риторику. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов (граффити). Обнаружено более 700 берестяных грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове – письма различного содержания.

Литература: от домонгольского времени до нас дошли 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово евангелие". Широкое распространение получила переводная литература. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Самая знаменитая это "Повесть временных лет", составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 в. Другой распространенный жанр – жизнеописания русских святых. Наиболее известные произведения "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, а также бессмертное "Слово о полку Игореве". Также широкое распространение получили былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников. В то время книги писались на пергаменте.

Архитектура: До конца десятого века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений – это 25-главая церковь, возведенная в честь Богородицы в Киеве. При Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов (1037 г.) Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Возведен Спасский собор в Чернигове. Принципы строения храмов были заимствованы из Византии. Также складывались различные архитектурные художественные школы. Большинство храмов 12-13 веков – одноглавые. Наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Характерные черты белокаменной архитектуры – изысканность, стройность и пояс, проходящий по середине здания. Памятники, сохранившиеся до наших дней – Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, остатки дворца князя Андрея в Боголюбове, церковь Покрова и соборы Суздаля.

Живопись: Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения того времени сохранились в Софии Киевской. Мозаика – это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора или керамики. Мозаикой выполнена огромная фигура богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым изображением храма были иконы. Иконы и мозаики были написаны греческими мастерами. Самой распространенной иконой была Богоматерь с младенцем на руках, выполненная неизвестным греческим живописцем. Она получила название Богоматерь Владимирская. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Имена русских иконописцев 11 века – Олимпий, Олисий, Георгий. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.026 с.)