Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запад. Эпоха возрождения. Иван грозный. Формирование сословно-представительной монархии. Реформы 50-60 гг. XVI В. Опричнина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV в. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека эта эпоха обязана рождением ее деятельного носитиля - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры. Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации. 1600 год - год казни Дж. Бруно - определил конец эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. В экономике - это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть итальянские. Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций. В 1517 г. Лютер выступил с первым реформационным актом, направленным против индульгенций, и это выступление сразу же поставило его во главе реформационного движения в Германии. В развернувшейся антипапской борьбе Лютер провозглашает тезис об оправдании верой, который нанес серьезный удар по папству и католическому вероучению. Лютер объявил индульгенции и отпущение грехов за деньги кощунством, отверг культовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем спасения истинную веру в искупительную жертву Христа. Лютер утверждал, что спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а благодать как силу, постоянно живущую в праведном человеке и помогающую ему одолевать грехи, достигая спасения. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри, наставники верующих в слове Божием, которые выделялись из толпы верующих знанием Евангелия. По учению Лютера слово Божье заключено только в Священном Писании, которое он признавал единственным источником веры. Он не допускал свободного толкования Св. Писания самими верующими и оставлял в церкви некоторые католические таинства — крещение, причащение, покаяние. Лютер требовал укрепления существующего порядка, призывая верующих подчиниться светской княжеской власти, т.к. она одна могла сохранить мир и защищать церковь и верующих.Провозглашенная Лютером внутренняя религия не в меньшей степени, чем католицизм, порабощала человека и лишала его духовной свободы. По мнению исследователей, Лютер победил рабство по набожности тем, что заменил его рабством по убеждению. Начиная свою реформационную деятельность, Лютер не сразу пошел на разрыв с папством и католицизмом. В своем первом теоретическом реформационном акте — «95 тезисов против индульгенций» — он оставался еще правоверным католиком. Но Реформация в Германии развивалась, и Лютер оказался во главе широкого антикатолического движения. В качестве лидера этого движения Лютер выступает уже не только против индульгенций, но и против догмата о непогрешимости римского епископа. Более того — он приходит к отрицанию папской власти и подвергает критике католическую догматику. В 1520 г. была опубликована папская булла, в которой Лютер был отлучен от Церкви. Но к этому времени такая булла для немецких земель не имела никакого значения. Во многих городах эти буллы просто сжигались. Так немецкие реформаторы выразили свое отношение к постановлению папы. Лютер самолично сжег эту буллу в университетском дворе в Виттенберге. Создателем крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может. Никакими делами, никакими заслугами человек не может изменить изначальное свое предопределение. Одним Божье избрание дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдания и гибель. И это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. священства упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров, ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинисткой церкви была консистория, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла и светскую власть. Кальвина не без основания называли «женевским папой». Как и в своих богословских учениях (в частности, об абсолютном предопределении), он был таким же нетерпимым во всем — в человеческих отношениях, в том числе по отношению к своим бывшим друзьям гуманистам. На этих территориях не только была запрещена всякая роскошь, но даже количество и качество женских украшений и платьев было строго регламентировано. Были запрещены празднества, народные увеселения. Контрреформация В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не могла, поэтому она перешла в наступление на реформационное движение. Папа в 1545 г. созывает Тридентский собор, который заседал, с перерывами, до 1563 г. Тридентский собор запретил сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и получение доходов с церковных должностей лицами, которые не исполняют эти должности. Был несколько сокращен аппарат папской курии. Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светскими властями встретили сопротивление ряда католических государей и закончились полным провалом. Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире. По решению Тридентского собора был составлен «Индекс запрещенных книг. Создается боевой орден католической реакции, орден иезуитов. Основателем этого ордена был Игнатий Лойола (1491-1556). В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал вместе с совещательным органом — советом ордена — жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры. Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать раскол католицизма и помешать становлению протестантизма. Иван IV родился в 1531 году. На престоле был 1533-1584 гг. Весь период правления делится на 2 этапа: 1. реформы 40-50-х гг.; 2. опричнина 1565-1572 гг. 1547 год – Ивана IV венчали на царство. Ему тогда было 16 лет. Корону над его головой держал сам митрополит. В то время постоянно велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Иван iV был образованным, владел 5-ю языками, хорошие организаторские и военные способности. По характеру был замкнутым, мнительным, подозрительным, деспот, с элементами шизофрении. Вокруг него сложился совет близких к нему людей из различных слоёв господствующего класса, получивший название Избранная Рада. Цели политики Ивана IV и в первом и во втором периоде были: - централизация управления; - установление единоличной власти (на втором этапе доведенное до абсурда); - расширение территории. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он составил программу реформ середины XVI в. и принял решение сост. новый Судебник (1550 г.). В судебнике закреплялась структура политической власти; основы крепостного права; основы судопроизводства. Еще до реформ упр-е отд. территориями стало поручаться отдельным боярам. Так появ. первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом. Стала складываться единая система упр-я на местах. Ранее сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактич. правителями отд. земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необх. податей в казну, т.е. они "кормились" за счет упр-я землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян, земских старост. В середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии. Военная реформа Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян. Впервые составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война. В 1550 г. - создание постоянного стрелецкого войска. В армию стали привлекать иностранцев. Стоглавый собор В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретённые ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать и получать в дар землю только с царского разрешения. Т.о., в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Внешняя политика Удалось присоед. Казанское и Астраханское ханства, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо - Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Война приобрела затяжной хар-тер, усилились разногласия м/д царём и его приближёнными, Иван Грозный взял курс на усиление личной власти, что привело к прекращению деятельности Избранной Рады (1560г) и к переходу на сторону поляков князя Андрея Курбского, ранее командовавшего рус. войсками. Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. Ливонская война закончилась поражением для России с потерей значительных территорий (Ливония, побережья Балтики, Полоцк и др.) Опричнина Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направл. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел.-"опричь". Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в чёрные рясы, а когда соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Т.о. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. За время опричнины погибли тысячи людей, были разграблены дома и церкви. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, а следовательно ещё большему обострению противоречий внутри страны; ухудшению положения крестьянства, к его большему закрепощению; усугублению экономического состояния страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.008 с.) |