Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запад. Эпоха возрождения. Иван грозный. Формирование сословно-представительной монархии. Реформы 50-60 гг. XVI В. Опричнина.

Поиск

Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV в. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека эта эпоха обязана рождением ее деятельного носитиля - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры. Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации. 1600 год - год казни Дж. Бруно - определил конец эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени.

В экономике - это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть итальянские.

Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций. В 1517 г. Лютер выступил с первым реформационным актом, направленным против индульгенций, и это выступление сразу же поставило его во главе реформационного движения в Германии. В развернувшейся антипапской борьбе Лютер провозглашает тезис об оправдании верой, который нанес серьезный удар по папству и католическому вероучению. Лютер объявил индульгенции и отпущение грехов за деньги кощунством, отверг культовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем спасения истинную веру в искупительную жертву Христа.

Лютер утверждал, что спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а благодать как силу, постоянно живущую в праведном человеке и помогающую ему одолевать грехи, достигая спасения. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри, наставники верующих в слове Божием, которые выделялись из толпы верующих знанием Евангелия. По учению Лютера слово Божье заключено только в Священном Писании, которое он признавал единственным источником веры. Он не допускал свободного толкования Св. Писания самими верующими и оставлял в церкви некоторые католические таинства — крещение, причащение, покаяние.

Лютер требовал укрепления существующего порядка, призывая верующих подчиниться светской княжеской власти, т.к. она одна могла сохранить мир и защищать церковь и верующих.Провозглашенная Лютером внутренняя религия не в меньшей степени, чем католицизм, порабощала человека и лишала его духовной свободы. По мнению исследователей, Лютер победил рабство по набожности тем, что заменил его рабством по убеждению. Начиная свою реформационную деятельность, Лютер не сразу пошел на разрыв с папством и католицизмом. В своем первом теоретическом реформационном акте — «95 тезисов против индульгенций» — он оставался еще правоверным католиком.

Но Реформация в Германии развивалась, и Лютер оказался во главе широкого антикатолического движения. В качестве лидера этого движения Лютер выступает уже не только против индульгенций, но и против догмата о непогрешимости римского епископа. Более того — он приходит к отрицанию папской власти и подвергает критике католическую догматику.

В 1520 г. была опубликована папская булла, в которой Лютер был отлучен от Церкви. Но к этому времени такая булла для немецких земель не имела никакого значения. Во многих городах эти буллы просто сжигались. Так немецкие реформаторы выразили свое отношение к постановлению папы. Лютер самолично сжег эту буллу в университетском дворе в Виттенберге.

Создателем крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564).

Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может. Никакими делами, никакими заслугами человек не может изменить изначальное свое предопределение. Одним Божье избрание дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдания и гибель. И это предопределение не только необратимо, но и непостижимо.

В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа.

священства упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров, ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинисткой церкви была консистория, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла и светскую власть.

Кальвина не без основания называли «женевским папой». Как и в своих богословских учениях (в частности, об абсолютном предопределении), он был таким же нетерпимым во всем — в человеческих отношениях, в том числе по отношению к своим бывшим друзьям гуманистам. На этих территориях не только была запрещена всякая роскошь, но даже количество и качество женских украшений и платьев было строго регламентировано. Были запрещены празднества, народные увеселения.

Контрреформация В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не могла, поэтому она перешла в наступление на реформационное движение. Папа в 1545 г. созывает Тридентский собор, который заседал, с перерывами, до 1563 г. Тридентский собор запретил сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и получение доходов с церковных должностей лицами, которые не исполняют эти должности. Был несколько сокращен аппарат папской курии.

Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светскими властями встретили сопротивление ряда католических государей и закончились полным провалом. Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире.

По решению Тридентского собора был составлен «Индекс запрещенных книг.

Создается боевой орден католической реакции, орден иезуитов. Основателем этого ордена был Игнатий Лойола (1491-1556). В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал вместе с совещательным органом — советом ордена — жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры.

Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать раскол католицизма и помешать становлению протестантизма.

Иван IV родился в 1531 году. На престоле был 1533-1584 гг. Весь период правления делится на 2 этапа:

1. реформы 40-50-х гг.;

2. опричнина 1565-1572 гг.

1547 год – Ивана IV венчали на царство. Ему тогда было 16 лет. Корону над его головой держал сам митрополит. В то время постоянно велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Иван iV был образованным, владел 5-ю языками, хорошие организаторские и военные способности. По характеру был замкнутым, мнительным, подозрительным, деспот, с элементами шизофрении. Вокруг него сложился совет близких к нему людей из различных слоёв господствующего класса, получивший название Избранная Рада.

Цели политики Ивана IV и в первом и во втором периоде были:

- централизация управления;

- установление единоличной власти (на втором этапе доведенное до абсурда);

- расширение территории.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он составил программу реформ середины XVI в. и принял решение сост. новый Судебник (1550 г.). В судебнике закреплялась структура политической власти; основы крепостного права; основы судопроизводства.

Еще до реформ упр-е отд. территориями стало поручаться отдельным боярам. Так появ. первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом.

Стала складываться единая система упр-я на местах. Ранее сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактич. правителями отд. земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необх. податей в казну, т.е. они "кормились" за счет упр-я землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян, земских старост. В середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии.

Военная реформа

Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян. Впервые составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война. В 1550 г. - создание постоянного стрелецкого войска. В армию стали привлекать иностранцев.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретённые ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать и получать в дар землю только с царского разрешения. Т.о., в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению.

Внешняя политика

Удалось присоед. Казанское и Астраханское ханства, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо - Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Война приобрела затяжной хар-тер, усилились разногласия м/д царём и его приближёнными, Иван Грозный взял курс на усиление личной власти, что привело к прекращению деятельности Избранной Рады (1560г) и к переходу на сторону поляков князя Андрея Курбского, ранее командовавшего рус. войсками. Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. Ливонская война закончилась поражением для России с потерей значительных территорий (Ливония, побережья Балтики, Полоцк и др.)

Опричнина

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направл. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел.-"опричь". Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в чёрные рясы, а когда соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Т.о. власть пыталась компенсировать свою слабость террором.

За время опричнины погибли тысячи людей, были разграблены дома и церкви. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, а следовательно ещё большему обострению противоречий внутри страны; ухудшению положения крестьянства, к его большему закрепощению; усугублению экономического состояния страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.011 с.)