Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II. «наказ» Екатерины и деятельность уложенной комиссии. Реформы Екатерины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Просвещенный абсолютизм (ПА) На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества. В основе Просвещения лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей. Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд. Плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 год, который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. ПА – особая политика ряда абсолютистских государств во второй половине XVIII в.. Главная идея – во главе государства должен стоять просвещенный монарх, который следует советам философов и способен преобразовать общественную жизнь на новых разумных началах. В Австрии, Пруссии, Франции суть этой политики – не меняя форму абсолютной монархии, проводить реформы, которые были бы направлены на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Представления о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Монтескье, чьи сочинения были настольными книгами Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной власти. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционно-демократический строй, как этого хотели просветители. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии с целью укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. С 1763г. Екатерина II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Реформы Екатерины Реформы Екатерины исходили из ряда задач: 1) сохранить самодержавную крепостническую собственность и сословность; 2) возвысить дворянство, т.е. укрепить социальную основу государства; 3) уберечь традиционные институты от влияния революционных идей. Внутренняя политика Екатерины II была направлена на русификацию, унификацию и централизацию России. Реформы Екатерины II. 1. Реформа Сената. Сенат лишался законодательных прав, делился на 6 департаментов и превращался в бюрократический аппарат с чисто судебными функциями. Реформа проводилась для исключения возможности появления оппозиции наверху. 2. Секуляризация церковных земель. Церковь лишалась основы своего экономического могущества, ее земли переходили государству. 3. Созыв Уложенной Комиссии для создания нового законодательства. УК – это представительный орган от разных сословий, дворянства, купечества, а также от гос. крестьян, ясачных людей, казаков и кочевых племен, от духовенства. Екатерина II пишет для УК наказ, и каждый представитель сословия также пишет свой наказ, где они выражали свои интересы и надежды. В наказе Екатерины говорилось о том, что Россия – европейская страна => закон должен играть главенствующую роль. Свои мысли она черпала из произведений французских просветителей. Но она переделывала их на свой лад. Если все мыслители говорили, что крепостное право – это зло, то Екатерина сначала пыталась это вписать, а потом сняла с печати. Если мыслители говорили, что власть должна быть разделена на 3 часть (исполнительная, законодательная, судебная), то Екатерина соглашалась с этим, но ставила над этими тремя частями императора. Хотя УК так и не приняла нового законодательства, Екатерина II смогла собрать много информации о жизни российского общества, а общественность смогла ознакомиться с идеями французских просветителей. Деятельность УК прекращается в начале войны с Турцией. 4. Реформа образования. Со второй половины XVIII в. вводится система общеобразовательных школ, среди которых были бессословные 2-х-классные училища в уездах и 4-х-классные училища в городах. К концу XVIII века было около 550 учебных заведений. В 1764 г. открыт институт благородных девиц. Училища бесплатные. 5. Губернская реформа. В 1775г. деление Петра I на губернии, провинции и уезды отменяется, и вводится новое деление (без провинций). Новых губерний – 50. В основу деления положено число жителей (300-400 тыс. человек в губернии). На окраинах страны губернии объединялись (по 2-3) в наместничества, возглавляемые наместниками или генерал-губернаторами. При губернаторах действовало губернское правление. Во главе уезда стоял капитан-исправник. Города управлялись городничими. Столица (2) возглавлялись обер-полицмейстерами. В губерниях и уездах был ряд сословных судебных учреждений. Екатерина II пыталась провести идею разделения властей на уровне местного самоуправления, усилить на местах власть дворян, провести централизацию. В целях централизации была ликвидирована политическая автономность Украины, разгромлена Запорожская Сечь, отменено самоуправление Дона. Волжское казачье войско было перенесено на Терех. На территорию Украины было распространено крепостное право. Выдавались жалованные грамоты дворянству и городам. Подтверждался манифест о вольности. Привилегии дворянства распространялись на украинских, белорусских, прибалтийских баронов, феодалов Кавказа, казачьих старшин Дона. Дворян освободили от воинской службы, телесных наказаний, наделили правом на самоуправление. Дворянство передавалось по наследству. Города получали самоуправление.
Значение правления Екатерины: 1. Внутренняя политика - развитие экономики; - экономическое вовлечение Крыма, Полыни, Новороссии в сферу экономического пространства России; - рост налогообложения в интересах центра при повышении значения губернского звена управления; - широкомасштабное создание разнообразных мануфактур; - ускорение развития внутрироссийского рынка; - развитие собственных интеллектуальных ресурсов; - ввод бумажных денег; - поощрение частной инициативы; - расширение городского и дворянского самоуправления; - реформа образования. 2. Внешняя политика Задачи – укрепление статуса России как великой евр. державы, Черноморская проблема, воссоединение Украины и Белоруссии, защита завоеваний на Балтике. В 1774 г. в результате войны с Турцией Россия получила Азов, Керчь, устье Днепра, Кабсерду, право строить флот на Черном море. Крымское ханство независимо от Турции. В 1783 г. Крым был присоединен к России. Одновременно подписывается Георгиевский трактат с Грузией, по которому Грузия признавала власть России над собой. Турция снова объявила войну, но ее отбили. 3 раздела Польши: между Австрией, Пруссией и Россией => Польши не существовало. В Россию вошли Белоруссия, большая часть Украины и Литва. На 12 лет Польша потеряла независимость. 15. Культура России 18в: образование, наука, литература, архитектура, театр, живопись. Реформы Петра 1 способствовали сближению отечественной и западноевропейской культуры. Образование при Петре 1. Распространение образования впервые было признано государственной необходимостью. Основной целью образования являлось удовлетворение государственной потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и связь обучения с практикой. Большое внимание уделяется арифметике, геометрии, тригонометрии, инженерному делу и т.д. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам запрещено было жениться. В 1708-1710 гг. появляется реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена простым гражданским печатаным алфавитом, появляются арабские цифры. Развиваются профессиональные школы. В 1715 г. была создана Морская академия. Была открыта школа для обучения иностранным языкам. Созданы артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, на уральских заводах создавались горнозаводские училища. В 1724 г. были открыты академический университет и Академическая гимназия. Екатерина 2 стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новую породу людей. Существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. В конце века в каждой губернии были открыты главные народные училища, в каждом уезде – малые народные училища. Крупнейшим культурным центром стал созданный в 1755 г. по проекту Ломоносова и Шувалова Московский императорский университет. В 1764 г. открылся Смольный институт благородных девиц, при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения. Образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех слоев населения. Наука. Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в 18 в. отечественной научной мысли. Академия наук, созданная в 1725 г. располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром и т.д. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера-первый в России естественноисторический музей. В 1-й половине столетия в России ученых было мало, поэтому в Академию приглашали иностранцев. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности. Екатерина 2 поддерживала различные научные исследования. Продолжалось активное освоение и описание новых земель. Лит-ра. Важнейшим направлением в лит-ре середины 18 в. был классицизм. Особенностями этого стиля являлись гражданская тематика, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование отечественных сюжетов. Классицизм нашел отражение в поэзии Кантемира, Ломоносова, Сумарокова и т.д. Самым выдающимся российским поэтом, писавшим в стиле классицизма, стал Державин. Во 2-й половине 18 в. складывается сентиментализм. Живопись. Изобразительное искусство характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством. Отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию и Нидерланды. Ведущим жанром становится портрет, вытеснивший икону. Театр. Первый драматический театр возник в 1750г. в Ярославле по инициативе купца Волкова. В 1752г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Питер и в 1756г. указом императрицы был переименован в Российский театр для представления трагедий и комедий. Широкое распространение получил крепостной театр. Архитектура первой половины 18 в. характеризовалась преобладанием гражданского строительства, формированием новых стилей, заметным сближением русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Важным направлением становятся постройки административных и общественных построек. При строительстве Питера в создании архитектурного облика столицы значительную роль сыграли архитектор Трезини и Земцов - русский зодчий. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости. Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двенадцати коллегий. Господствующим архитектурным стилем стал барокко. Для него характерны монументальность построек, пышность, изогнутость линий фасада, декоративные лепные украшения. К середине века барокко достигает своего рассвета. Крупнейшим мастером барокко в России был Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь в Питере, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе). 16. Французская революция, её влияние на развитие Европы. Россия при Александре 1. Проекты государственного преобразования Сперанского. Французская революция —1789 -1799 произошли коренные изменения затронувшие все сферы жизни, была упразднена феодально-абсолютистская монархия и провозглашена (Буржуазная) республика. Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, архаичной системой сословных привилегий, — нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии. Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в еще большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической области, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка. Революция привела к утверждению во Франции нового, более «демократичного и прогрессивного» общества. Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма. XVIII век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение. Александр 1 пришел к власти во время дворцовых переворотов в марте 1801г., когда был свергнут и убит его отец Павел 1. Вскоре для подготовки реформ создается негласный комитет из друзей и соратников А1-Кочубей, Строганов, Чатротрыйский, Новосильцева. Первые годы царствования А1 имели либеральный характер. В 1803г. был создан Указ О вольных хлебопашцах Помещики получали право отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Но это не принесло значительного успеха, т.к. за все время царствования А1 было отпущено всего лишь 47тыс. крестьянских душ, а это всего лишь 0,5% от общего количества. В 1803г. вводилось новое положение об устройстве учебных заведений. Помимо Московского университета были созданы еще 5, и теперь они имели право выбирать ректора и профессоров сами, им предоставлялась возможность самим решать проблемы. Были проведены реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата создается 8 учреждений: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была проведена также реформа Сената. В 1805г. Негласный комитет был распущен. В 1802г. коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось единовластие министра. Отчитывался министр перед императором и от него получал распоряжения. Был учрежден комитет министров. В 1809г. Александр 1 поручил Сперанскому разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Планировалось создать представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по законопроектам и выслушать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Решение Государственного совета, учрежденное царем, становилось законом. Все новые органы должны были обладать совещательными правами. -законодательный орган - Дума -исполнительный - Министерство -судебный орган - реформированный Сенат. Выборы были 4-х ступенчатые: -государственная дума -губернская дума -окружная дума -волостная дума Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий. Избирательными правами обладали первые два сословия, на основе имущественного ценза. Но гражданские права предоставлялись всем поданным империи, включая крепостных. Но в аристократической среде Сперанского считали выскочкой. Его проекты казались опасными, чересчур радикальными. В результате он был сослан в Сибирь. В 1814-1825 гг. во внутренней политике А1 усилились реакционные тенденции. Но также предпринимались попытки возврата к либеральным реформам: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике, в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России. Предполагалось введение в России конституционной монархии и учреждение парламента. Но эта работа не была доведена до конца. В политике начинает все больше преобладать консерватизм: в армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали выступления в 1820 г. В Семеновском полку; в 1821г. чистке подверглись Казанский и петербургский университеты. Впервые во времена царствования А1 начался, хоть медленно и робко, но начался - процесс отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования А1 стало временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. «Аракчеевщина»- дальнейшая централизация и мелочная регламентация государственного управления, полицейско-репрессивные меры, направленные на уничтожение свободомыслия, «чистка» университетов, палочная дисциплина в армии, военные поселения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.242 (0.013 с.) |