Билет №10.Культура и искусство Киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №10.Культура и искусство Киевской Руси



Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси (княжение Владимира Святославовича 980 – 1015 гг). Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царьград, с запада, из Германии, до Хорезма.Владимир Красно Солнышко собрал восточнославянские племена с помощью религиозной догмы, причём утверждение религии он тесно связывал с прославляющим её искусством. Он вывозил из Византии самые лучшие памятники культуры, чтобы научить наших мастеров создавать нечто подобное этим великолепным произведениям. Однако, ремесленники в силу своего недавнего знакомства с христианством и его искусством, создавали храмы, церкви, мозаики и т.д. по старым языческим моделям. (пример- 13 глав киевской Софии). * кстати, можно добавить, что в то время на Руси было вообще очень много мастеров, целые улицы и даже кварталы. Плюс ко всему ремесленники были универсальны в своей области, т.е. могли полностью обработать до готовой формы подвластный им металл (ковать, лить, гравировать, чеканить и.т.п.) Специализация распределялась по самому роду производства - женские украшения, оружие, церковная утварь, бытовые вещи…*

Русская культура того времени очень эклектична. Она включала в себя некоторые элементы культур кавказских и балканских народов, античной эпохи, остаточные языческие мотивы и, несомненно, испытывала большое влияние Византии. До конца правления князя Святослава русские поражали иностранцев простотой обхождения и невзыскательностью образа жизни *не моя фраза, но так поэтично звучит*. С воцарением на престоле его сына Владимира приходит тенденция к роскоши, обусловленная различными связями с греками. Византия открыла нашей культуре уже продуманные законы искусства, избавив нас от медленного процесса эволюции. *Важная деталь- тенденция к роскоши прижилась в Древней Руси неспроста. Монументальность построек вызывала у вошедших ощущение собственной никчёмности. Душа чувствовала себя подавленной увиденным величием, а подавленность ведёт к смирению и благоговению перед сильными мира сего, т.е. властью. Хитро придумано, не так ли?*

Архитектура

До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционирующих стилистических черт и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное, так как Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.

Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. С ХI века постепенно распространяется каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. К сожалению, она не сохранилась. А вот Софийский собор в Киеве (1037-1054 гг) отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. (Система крестово-купольного храма представляла из себя следующее: основа- квадрат, расчленённый 4 столбами, причём примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест). Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — Константинопольскому Софийскому собору. Всё убранство храма внушало своей монументальностью и роскошью молящимся, что государство должно покоится на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как и власть самого Вседержителя. (тенденция к переплетению земного и небесного). Благодаря точному расчету внимание каждого, кто входит в храм, приковывается к алтарной его части и пространству под центральным куполом. Здесь помещена мозаика с изображением Христа-Вседержителя. Подлинным шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери -Оранты. София Киевская оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде, Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других русских княжествах.

Следующая стадия развития архитектуры Киевской Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский собор с 5 куполам и пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. И стены, и столбы, и своды, так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.

С ХII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII-XIII в.в. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой.

Со второй половины ХII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храмов с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба. (Спасо-Ефросиниев монастырь в Полоцке, собор Михаила Архангела в Смоленске, церковь Параскевы Пятницы в Чернигове).

В целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Живопись

В некоторых источниках есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Таким образом, мы вынуждены рассматривать христианскую русскую живопись.

Живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер.. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – “воплотить слово”, воплотить в образы христианское вероучение. Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Тем не менее, как и в архитектуре, в русской живописи начинается переработка византийской традиции. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.

Росписи Киевской Софии служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Фрески прославляют самодержавие. В их тематику входят евангельские сцены и игры на константинопольском ипподроме, где император изображён во всём своём величии *опять же тенденции переплетения земного и небесного*. На стенах собора когда-то находился и портрет Ярослава Мудрого, который не сохранился *портрет, Ярослав-то понятно не сохранился*. Зато мы всё ещё можем распознать его 4 дочерей, выступающих в ряд со свечами в руках. Мозаичный и фресковый цикл росписей Софии Киевской – это строго продуманная и единая по замыслу система, дающая живописное представление о вероучении, система, в которой каждая фигура и каждая сцена помогают раскрыть смысл целого. Небесная иерархия, начиная с Христа в куполе и кончая фигурами святителей в апсиде, представлялась как подобие земных связей, соподчинения.

Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, близкие по характеру первым, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет. Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, их движения свободны и раскованны.

Кроме того, есть мнение, что в росписи этого монастыря принимал участие некий Алимпий-первый русский живописец, упоминаемый в летописи. Очень важен следующий факт- он считался монахом Печерского монастыря, а этот монастырь возглавлял борьбу против греческого духовенства и ратовал за обрусение христианского вероучения. Печерский монастырь способствовал обогащению русской художественной культуры сербским и болгарским влиянием.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие»), написанное в 1056–1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, приближенного князя Изяслава, уставом в 2 столбца. Фигуры евангелистов сходны с фигурами апостолов Софийского собора в Киеве, следовательно, можно сделать вывод, что книжник учился и подражал мастерам монументализма. В миниатюрах рукописей того времени имеются и портретные изображения, например: великокняжеской семьи в «Изборнике Святослава» – рукописи, скопированной дьяконом Иоанном с болгарского оригинала,Ярополка и его семьи в Трирской псалтыри, исполненной для жены князя Изяслава Гертруды.

Литература

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса. * Владимир Красно Солнышко и Ярослав Мудрый открывали при церквях и монастырях специальные школы, где учили мальчиков на переписчиков и переводчиков. В 11 веке сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. *

Характерная особенность русской литературы - ее острая публицистичность. Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания - важнейшие проблемы жизни страны. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. *некоторые учёные считают, что до летописей существовали отдельные записи о важнейших событиях, рассказы церковные всякие, которые потом послужили основой первых обобщающих произведений*. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись и другие материалы.

Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработав старинные летописи. Поэтому произведение начинается библейским рассказом о Ное, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский род. ПВЛ отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения- исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. *думаю, пропеть про ПВЛ три ласковых слова каждая сможет. О! Там ещё идея объединения Руси есть*Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей красноречия. Наиболее знаменитым сочинением является «Слово о Законе и Благодати», написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века. Своим острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Это светское произведение, в нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком использовании языческой символики и образов языческой мифологии, типичных для фольклора форм (например, плача) и художественных средств. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные для древнерусской литературы этого периода черты: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного произведения свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.

Прикладное искусство

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью), особенно в самом изысканном виде искусства – финифти, т.е. технике эмалей, выемчатых и перегородчатых. Эмаль чаще всего сочеталась с золотом, а серебро – с чернью. В искусстве Древней Руси круглая скульптура не получила развития. Она напоминала языческого идолаи потому не была популярна. Но русские мастера перенесли свой богатый опыт резчиков по дереву на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в частности монет). Сохранилось и несколько рельефов монументально-архитектурного назначения (два XI в. найдены в стене типографии Киево-Печерской лавры и два – Михайловского Златоверхого монастыря, XI – XII вв.

Готовилась по Любимову "Искусство древней Руси"; Ильина "История искусств"; Грехов,Бледный,Дунаев "История культуры России с древнейших времён до начала 20 века"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.019 с.)