Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы христианской эстетики Средневековья.

Поиск

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭСТЕТИКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

6. ДРЕВНЕРУССКИЕ ХУДОЖНИКИ И МЕТО-ДЫ ИХ РАБОТЫ.

7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТ-ВА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗО-БРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

9. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА И ВИЗАН-ТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ.

10. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ.

11. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ КУЛИКОВ-СКОЙ БИТВЫ.

13. ИСКУССТВО ФЕОФАНА ГРЕКА И ВИЗАН-ТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ.

14. ФЕОФАН ГРЕК В НОВГОРОДЕ.

15. ФЕОФАН ГРЕК И ИСИХАЗМ.

16. МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ФЕОФАНА ГРЕКА.

17. АНДРЕЙ РУБЛЕВ: ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ.

18. «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА: СИМВО-ЛИКА И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ, ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕ-МЫ.

19. ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ЕГО ЭПОХИ.

ДИОНИСИЙ В ФЕРАПОНТОВЕ: АН-САМБЛЬ ФРЕСОК В ДРЕВНЕРУССКОМ ХРАМЕ.

21. КУЛЬТУРНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕ-РОПРИЯТИЯ ЭПОХИ ИВАНА ГРОЗНОГО.

 

 

Билет. Искусство Феофана Грека и византийская традиция.

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.

Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".

Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.

Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.

«Образ» по – гречески - икона. И уже с глубокой древности слово

«икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название

для получивших широкое распространение в живописи византийского мира

отдельное самостоятельное изображение как правило, написанных на доске.

Но в широком смысле иконой, т.е. образом воплотившим слово, является все

созданное этой живописью: изображения, неотделимые от самих зданий храмов,

мозаики, фрески, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть

предназначение и характер живописи византийского православного мира,

зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин

«иконопись».

В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской

живописи был привоз на Русь икон. Иконы эти на Руси копировали, им

подражали. Когда позднее кроме греческих икон на Русь стали привозить иконы

из других православных стран, стало возможным отметить влияние живописи и

этих стран. Христианство – это религия откровения. И многое объясняется в

ней небесным дарованием. Не случайно одним из главных праздников является

сошествие святого духа на апостолов, в результате которого они просвятились

и получили дар свыше. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на

древних иконах.

В течении долгих веков живопись византийского православного мира, в

том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно

воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком

раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и

живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы,

необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

В монументальную живопись так же проникали сюжеты из прикладного

искусства. Примером могут служить некоторые орнаментальные росписи

храмов явно копирующие византийские ткани. На Киевскую Русь попадало

значительное количество ювелирных украшений, предметов художественного

ремесла. Их также копировали и им подражали. Таким образом и, здесь внешние

влияния проникали на Русь большей частью через привозимые образцы, не

исключены случаи и приезда самих мастеров Например, вслед за готовыми

изделиями из стекла бусами, браслетами, посудой в Киев прибыли и

византийские мастера стеклоделы. К концу Х1 века непрерывный ввоз из

Византии стеклянных украшений становится менее регулярным. Последний раз

прибывшие в Киев византийские мозаичисты закончили свою работу в 1106

году. Все потребности в изделиях такого рода удовлетворяла продукция

собственных киевских мастерских.

 

Дополнение к вопросу номер 2а вопрос 3 и 4

Мы мало что знаем о славянском язычестве.

Существуют два источника, через которые мы можем о нем узнать хоть что-нибудь:

Летописные и литературные источники

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭСТЕТИКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

6. ДРЕВНЕРУССКИЕ ХУДОЖНИКИ И МЕТО-ДЫ ИХ РАБОТЫ.

7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТ-ВА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗО-БРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

9. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА И ВИЗАН-ТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ.

10. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ.

11. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ КУЛИКОВ-СКОЙ БИТВЫ.

13. ИСКУССТВО ФЕОФАНА ГРЕКА И ВИЗАН-ТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ.

14. ФЕОФАН ГРЕК В НОВГОРОДЕ.

15. ФЕОФАН ГРЕК И ИСИХАЗМ.

16. МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ФЕОФАНА ГРЕКА.

17. АНДРЕЙ РУБЛЕВ: ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ.

18. «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА: СИМВО-ЛИКА И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ, ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕ-МЫ.

19. ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ЕГО ЭПОХИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.009 с.)