Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 1. Понятие культура в современной науке. Специфика культуры наших дней.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура- совокупность достижений людей во всех сферах жизни. Высокий уровень этих достижений- культурность. Концепт «культура» характеризуется полной объективностью и отсутствием эмоциональной оценки. Культура (от лат. cultura и глагола colere -обрабатывать, возделывать, взращивать, населять, обитать.*привет Щегловой* У этого слова индоевропейские корни- двигаться, вращаться * kuel. Старославянское слово «коло» -круг, во мн.ч. –телега, а в переносном значении- цикличность каких-либо событий. По словарю Даля, К.- обработка, уход, возделывание. Культура- образование умственное и нравственное. Ушаков противопоставляет культуру природе. Ожегов и Шведова определяют К. как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Подходы к изучению культуры: 1.Антропологический допускает, что каждое общество через свою культуру находит свои ценно-сти. А К.- это выражение человеческой природы. Основоположник подхода- Эдвард Тэйлор. Он понимал под культурой совокупность знаний, морали, права и.т.п., присущих человеку, как члену общества. Наряду с этим Тэйлор писал, что «с идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека». П. Сорокин. К.- это всё, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосоз-нанной деятельности 2х или более индивидуумов. К. Рейтер. К.- всё материальное и нематериальное, созданное человеком. (Л.Бернард к определению Рейтера присоединял ещё поведение и социальное положение человека) 2.Социологический подход. К.- фактор организации и образования жизни общества. Культурные ценности создаются самом обществом, но впоследствии у общества вырабатывается зависимость от этих культ.ценностей. Дж.Даунс. К.- это система символов, разделяемых группой людей и передаваемая следующим поколениям. У.Беннет. К.- прочные верования, ценности, нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта. Б.Малиновский. К.- система наследуемых изобретений, вещей, тех.процессов, идей, ценностей, обычаев. Юнг. К.- это общепринятый способ мышления. В культуре, как целом, как органе самоконструирования человека, речь всегда идёт о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести универсальную меру, которая бы не нарушила ту собственную внутреннюю меру каждой из враждующих сторон. 3.Философсикй подход изучает культуру как содержание или выражение общества. К.- духовная жизнь общества. А философия- это культура духа и ума. В эпоху античности культуру сначала ассоциировали с разумностью, а потом стали отождествлять с образованностью (греч. пайдейя) По Платону, образованность- это руководство к изменению человеческой сущности. Цель образования- приучить человека переносить знания из круга ближайших ему вещей в другую область, где проявляется самая главная сторона любого предмета. * знаете, говорят, что детское мышление не может переносит знания из одной области в другую? вот это оно самое* В современном значении слово «культура» появилось только в 17 веке. Впервые его употребил Немецкий мыслитель ХVII века рационалист С. Пуфендорф применительно к «человеку искусст-венному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, или дикарю. При этом Пуфендорф указывал, что дикарь культурой не владеет, а «человек искусственный» — владеет. То есть культуру он увидел и помыслил уже не как некое действие или дополнение, имеющее смысл только в связи с чем-то иным, с определяющим или смыслозадающим объектом: культура впервые предстала как относительно самостоятельный объект, как специфическая вещь, которой можно овладеть. Это был очень важный поворот в осмыслении культуры, который позволил применять понятие культуры гораздо шире. По мнению отца Павла Флоренского, природа всегда служит культуре основой и они существуют в тесном контакте друг с другом. Культура –вторая природа (рукотворная).К.- природное явление, так как она создана человеком. Явления культуры расслаиваются на естественную природу своего бытия, а явления природы- на исторически-культурные условия своего осмысления. В.Соловьёв. «К-это решительно всё, производимое человеком». К. начинается в тот момент, когда мы пытаемся обнаружить смысл какого-либо явления. К.- не только самые высокие человеческие достижения, но и самые низкие. Компоненты сферы культура: - произведения искусства - философия -религия - наука, теория -нравственные поступки человека В последнее время в культуре произошли заметные преобразование, которые характеризуются следующими признаками: 1)разрыв между понятиями «культура» и «образование» 2)стремление культуры стать центром нашей жизни 3)сопряжение типологически различных культур Нынешнее демократизированное общество неизбежно ведёт к снижению культуры.(Бердяев: «В демократическом обществе культура переходит в цивилизацию»). Сейчас конфликт между высокой К. и культурой среднего уровня обострён до предела. * появление понятия «массовая культура»*. Для власти К. стала средством политики и экономии, а образование – средством пополнения казны.. Культура хранит традицию, связь с прошлым. Высокая К. дорожит своей преемственностью. У цивилизации другие ценности: гордость настоящим и стремление к новым открытиям взамен старым. В культуре происходит борьба вечности и времени. Время разрушает, вечность хранит. К. –единственный способ обретения бессмертия. Цивилизация не стремится к вечности, пребывая в глубокой убеждённости своего превосходства над предыдущими эпохами. *пафос* Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М.Горький, который так интерпретировал изречение Ф.Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А.Толстой»). *пафос-пафос-пафос* В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм. Белочка,если есть что добавить-добавь)) _________________________________________________________________________________________ Значение Владимирского княжества. Особое значение придается в разных княжествах Руси великокняжеской власти Владимира Залеского. Владимирские князья, единственные из князей, носившие на северо-востоке Руси титул «великих», были накануне татаро-монгольского нашествия сильнейшими русскими князьями, чей авторитет высоко стоял не только в русских землях, но и в Византии. Власть владимирских князей была в известной мере общерусской, если и не реально, то хотя бы по идее. Вот почему в эпоху начинающегося подъема русских княжеств идет непрерывная и упорная борьба за владимирское наследство, за традиции великокняжеской власти, за самый титул владимирского великого князя. Московские князья ездили во Владимир на «поставление», подобно западным императорам, венчавшимся железной короной в Павии, или французским королям, короновавшимся в Реймсе. С Владимирским великим княжением соединяется идея первенства власти среди русских княжений, соединяется представление об общерусской власти и о реальном руководстве внешней политикой русских княжеств – и по отношению к Орде, и по отношению к соседним государствам на Западе. Наконец, с Владимиром как с городом, в котором пребывал митрополит «всея Руси», соединяет всю Русь единство церковной власти над отдельными княжествами. Титул «всея Руси» первым носит на рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков владимирский митрополит Максим. В грозные годы татарщины единство церковной власти для всей Руси имело большое значение. В общерусской церковной власти митрополита образовывался прообраз грядущего объединения её и светской власти, тем более, что интересы церкви требовали устойчивой власти и прекращения усобиц. Не случайно вслед за митрополитом Максимом титул «всея Руси» принимает и его современник, тверской князь Михаил Ярославич, а за ним – соперничавшие с тверскими князья Москвы. Дмитрий Донской первым стал на ту точку зрения, что Москва является наследницей Владимира. Эта идея властно заявлена им в договоре с тверским князем и в духовной, в которой он завещает Владимирское княжение как свою вотчину старшему сыну. Во второй половине четырнадцатого и в начале пятнадцатого века Москва неустанно занята возрождением всего политического и культурного наследия Владимира: в Москве возрождаются строительные формы Владимира, его живописная школа, его традиции письменности и летописания. В Москву перевозятся владимирские святыни, которые становятся главными святынями Москвы. В Москву же перекочевывают и те политические идеи, которыми господствовалась великокняжеская власть во Владимире. Основная идея – собирание киевского наследства. Владимирские князья были потомками киевского князя Владимира Мономаха, носили титул великих князей, заимствовав его у киевских. Московские князья, настойчиво добивавшиеся ярлыка на владимирское княжение, так де, как и владимирские, видели в себе потомков Владимира Мономаха. В их городе с начала четырнадцатого века проживал митрополит «Киевский и всея Руси», и они считали себя законными наследниками киевских земель: их земель, их общерусской власти. Постепенно, по мере того как нарастает руководящая роль Москвы, эта идея киевского наследства крепнет и занимает все большее место в политических домогательствах московских князей, соединяясь с идеей владимирского наследства в единую идею возрождения традиций государственности домонгольской Руси. Первоначально борьба за киевское наследство носила по преимуществу церковный характер и была связана с политическим положением митрополита всея Руси. Борьба эта широко развертывается в княжение Дмитрия Донского. В малолетство Дмитрия фактическое управление Московским княжеством принадлежит московскому уроженцу – митрополиту Алексею. Он добился в Константинополе разрешение на перенесение митрополичьей резиденции «всея Руси» из Киева во Владимир, сохранив при этом свое постоянное местоприбывание в Москве и титул «киевского». Это давало право сохрнять ему за собой духовную власть над русскими землями в Литве, Польше, Твери и Новгороде. Тщетно пытались литовский князь Ольгерд и польский король Квазимир выхлопотать в Константинополе разрешение на особых митрополитов своих земель. Борьба Москвы за Киев как центр Русской православной церкви постепенно принимает национальный характер и вскоре переходит в борьбу за старые земляные владения киевских князей, отныне объявляемые вотчинами московских государей. Московские князья претендуют на все наследие Владимира Святославича и Владимира Мономаха, на все наследие князей Рюрикового дома. Эта была борьба за наследством национальной независимости, национальной свободы, за единство русского народа. Четырнадцатый век – век Предвозрождения – является одновременно и веком интенсивного сложения элементов национальных культур по всей Европе. Момент национально самосознания – один из самых показательных для эпохи нарождающегося гуманизма. Во Франции к этому времени относятся деяния Жанны Д’Арк, в Италии складывается общеитальянский язык, в Англии англосаксы и норманны сливаются в одну английскую национальность. Подобно этому и в России к концу четырнадцатого-пятнадцатого веков относится сложение русской национальной культуры: крепнет единство русского языка, русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастают до широчайших размеров. В Москве созрела национальная школа живописи, величайшим представителем которой стал на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого века Андрей Рублев. Возникает на Руси то увлечение музыкой, которое было столь характерно и для Запада эпохи Предвозрождения. Расширяется на Руси роль музыки в церковном богослужении. Многое из того, что раньше только читалось в церкви, начинает петься. Возникает хоровое пение и торжественное демственное «красное пение». Чувство движения, проникающее в живопись, архитектуру, литературу, вызывает необходимость в ежечасных отсчетах времени. В 1404 г. Часозвоня строится в Москве, в 1443 г. – в Новгороде. В ту же эпоху в русской книжности проявляются первые признаки индивидуализма. Индивидуалистические писатели начала пятнадцатого века (Епифаний Премудрый, Пахомий Серб) относятся с видимым интересом к внутреннему миру своего героя. В монашеской среде широко распространяется скитизм *уединение, уход от мира*. В это время живет Сергий Радонежский. Русская культура конца четырнадцатого начала пятнадцатого века несет в себе, с одной стороны, черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру старого Киева и старого города Владимира, а с другой – поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени. Вместе с тем в ней явственно сказывается органическая связь с культурой всего восточноевропейского Предвозрождения. _____________________________________________________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.008 с.) |