Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 1. Понятие культура в современной науке. Специфика культуры наших дней.

Поиск

Культура- совокупность достижений людей во всех сферах жизни. Высокий уровень этих достижений- культурность.

Концепт «культура» характеризуется полной объективностью и отсутствием эмоциональной оценки.

Культура (от лат. cultura и глагола colere -обрабатывать, возделывать, взращивать, населять, обитать.*привет Щегловой* У этого слова индоевропейские корни- двигаться, вращаться * kuel. Старославянское слово «коло» -круг, во мн.ч. –телега, а в переносном значении- цикличность каких-либо событий. По словарю Даля, К.- обработка, уход, возделывание.

Культура- образование умственное и нравственное. Ушаков противопоставляет культуру природе. Ожегов и Шведова определяют К. как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Подходы к изучению культуры:

1.Антропологический допускает, что каждое общество через свою культуру находит свои ценно-сти. А К.- это выражение человеческой природы. Основоположник подхода- Эдвард Тэйлор. Он понимал под культурой совокупность знаний, морали, права и.т.п., присущих человеку, как члену общества. Наряду с этим Тэйлор писал, что «с идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека».

П. Сорокин. К.- это всё, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосоз-нанной деятельности 2х или более индивидуумов.

К. Рейтер. К.- всё материальное и нематериальное, созданное человеком. (Л.Бернард к определению Рейтера присоединял ещё поведение и социальное положение человека)

2.Социологический подход. К.- фактор организации и образования жизни общества. Культурные ценности создаются самом обществом, но впоследствии у общества вырабатывается зависимость от этих культ.ценностей.

Дж.Даунс. К.- это система символов, разделяемых группой людей и передаваемая следующим поколениям.

У.Беннет. К.- прочные верования, ценности, нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

Б.Малиновский. К.- система наследуемых изобретений, вещей, тех.процессов, идей, ценностей, обычаев.

Юнг. К.- это общепринятый способ мышления.

В культуре, как целом, как органе самоконструирования человека, речь всегда идёт о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести универсальную меру, которая бы не нарушила ту собственную внутреннюю меру каждой из враждующих сторон.

3.Философсикй подход изучает культуру как содержание или выражение общества. К.- духовная жизнь общества. А философия- это культура духа и ума.

В эпоху античности культуру сначала ассоциировали с разумностью, а потом стали отождествлять с образованностью (греч. пайдейя) По Платону, образованность- это руководство к изменению человеческой сущности. Цель образования- приучить человека переносить знания из круга ближайших ему вещей в другую область, где проявляется самая главная сторона любого предмета. * знаете, говорят, что детское мышление не может переносит знания из одной области в другую? вот это оно самое*

В современном значении слово «культура» появилось только в 17 веке. Впервые его употребил Немецкий мыслитель ХVII века рационалист С. Пуфендорф применительно к «человеку искусст-венному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, или дикарю. При этом Пуфендорф указывал, что дикарь культурой не владеет, а «человек искусственный» — владеет. То есть культуру он увидел и помыслил уже не как некое действие или дополнение, имеющее смысл только в связи с чем-то иным, с определяющим или смыслозадающим объектом: культура впервые предстала как относительно самостоятельный объект, как специфическая вещь, которой можно овладеть. Это был очень важный поворот в осмыслении культуры, который позволил применять понятие культуры гораздо шире.

По мнению отца Павла Флоренского, природа всегда служит культуре основой и они существуют в тесном контакте друг с другом. Культура –вторая природа (рукотворная).К.- природное явление, так как она создана человеком. Явления культуры расслаиваются на естественную природу своего бытия, а явления природы- на исторически-культурные условия своего осмысления.

В.Соловьёв. «К-это решительно всё, производимое человеком». К. начинается в тот момент, когда мы пытаемся обнаружить смысл какого-либо явления. К.- не только самые высокие человеческие достижения, но и самые низкие.

Компоненты сферы культура:

- произведения искусства

- философия

-религия

- наука, теория

-нравственные поступки человека

В последнее время в культуре произошли заметные преобразование, которые характеризуются следующими признаками:

1)разрыв между понятиями «культура» и «образование»

2)стремление культуры стать центром нашей жизни

3)сопряжение типологически различных культур

Нынешнее демократизированное общество неизбежно ведёт к снижению культуры.(Бердяев: «В демократическом обществе культура переходит в цивилизацию»). Сейчас конфликт между высокой К. и культурой среднего уровня обострён до предела. * появление понятия «массовая культура»*. Для власти К. стала средством политики и экономии, а образование – средством пополнения казны.. Культура хранит традицию, связь с прошлым. Высокая К. дорожит своей преемственностью. У цивилизации другие ценности: гордость настоящим и стремление к новым открытиям взамен старым. В культуре происходит борьба вечности и времени. Время разрушает, вечность хранит. К. –единственный способ обретения бессмертия. Цивилизация не стремится к вечности, пребывая в глубокой убеждённости своего превосходства над предыдущими эпохами. *пафос* Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М.Горький, который так интерпретировал изречение Ф.Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А.Толстой»). *пафос-пафос-пафос*

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

Белочка,если есть что добавить-добавь))

_________________________________________________________________________________________

Значение Владимирского княжества.

Особое значение придается в разных княжествах Руси великокняжеской власти Владимира Залеского. Владимирские князья, единственные из князей, носившие на северо-востоке Руси титул «великих», были накануне татаро-монгольского нашествия сильнейшими русскими князьями, чей авторитет высоко стоял не только в русских землях, но и в Византии. Власть владимирских князей была в известной мере общерусской, если и не реально, то хотя бы по идее. Вот почему в эпоху начинающегося подъема русских княжеств идет непрерывная и упорная борьба за владимирское наследство, за традиции великокняжеской власти, за самый титул владимирского великого князя.

Московские князья ездили во Владимир на «поставление», подобно западным императорам, венчавшимся железной короной в Павии, или французским королям, короновавшимся в Реймсе.

С Владимирским великим княжением соединяется идея первенства власти среди русских княжений, соединяется представление об общерусской власти и о реальном руководстве внешней политикой русских княжеств – и по отношению к Орде, и по отношению к соседним государствам на Западе. Наконец, с Владимиром как с городом, в котором пребывал митрополит «всея Руси», соединяет всю Русь единство церковной власти над отдельными княжествами. Титул «всея Руси» первым носит на рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков владимирский митрополит Максим.

В грозные годы татарщины единство церковной власти для всей Руси имело большое значение. В общерусской церковной власти митрополита образовывался прообраз грядущего объединения её и светской власти, тем более, что интересы церкви требовали устойчивой власти и прекращения усобиц. Не случайно вслед за митрополитом Максимом титул «всея Руси» принимает и его современник, тверской князь Михаил Ярославич, а за ним – соперничавшие с тверскими князья Москвы.

Дмитрий Донской первым стал на ту точку зрения, что Москва является наследницей Владимира. Эта идея властно заявлена им в договоре с тверским князем и в духовной, в которой он завещает Владимирское княжение как свою вотчину старшему сыну.

Во второй половине четырнадцатого и в начале пятнадцатого века Москва неустанно занята возрождением всего политического и культурного наследия Владимира: в Москве возрождаются строительные формы Владимира, его живописная школа, его традиции письменности и летописания. В Москву перевозятся владимирские святыни, которые становятся главными святынями Москвы. В Москву же перекочевывают и те политические идеи, которыми господствовалась великокняжеская власть во Владимире. Основная идея – собирание киевского наследства.

Владимирские князья были потомками киевского князя Владимира Мономаха, носили титул великих князей, заимствовав его у киевских. Московские князья, настойчиво добивавшиеся ярлыка на владимирское княжение, так де, как и владимирские, видели в себе потомков Владимира Мономаха. В их городе с начала четырнадцатого века проживал митрополит «Киевский и всея Руси», и они считали себя законными наследниками киевских земель: их земель, их общерусской власти.

Постепенно, по мере того как нарастает руководящая роль Москвы, эта идея киевского наследства крепнет и занимает все большее место в политических домогательствах московских князей, соединяясь с идеей владимирского наследства в единую идею возрождения традиций государственности домонгольской Руси.

Первоначально борьба за киевское наследство носила по преимуществу церковный характер и была связана с политическим положением митрополита всея Руси. Борьба эта широко развертывается в княжение Дмитрия Донского. В малолетство Дмитрия фактическое управление Московским княжеством принадлежит московскому уроженцу – митрополиту Алексею. Он добился в Константинополе разрешение на перенесение митрополичьей резиденции «всея Руси» из Киева во Владимир, сохранив при этом свое постоянное местоприбывание в Москве и титул «киевского». Это давало право сохрнять ему за собой духовную власть над русскими землями в Литве, Польше, Твери и Новгороде.

Тщетно пытались литовский князь Ольгерд и польский король Квазимир выхлопотать в Константинополе разрешение на особых митрополитов своих земель.

Борьба Москвы за Киев как центр Русской православной церкви постепенно принимает национальный характер и вскоре переходит в борьбу за старые земляные владения киевских князей, отныне объявляемые вотчинами московских государей. Московские князья претендуют на все наследие Владимира Святославича и Владимира Мономаха, на все наследие князей Рюрикового дома. Эта была борьба за наследством национальной независимости, национальной свободы, за единство русского народа.

Четырнадцатый век – век Предвозрождения – является одновременно и веком интенсивного сложения элементов национальных культур по всей Европе. Момент национально самосознания – один из самых показательных для эпохи нарождающегося гуманизма. Во Франции к этому времени относятся деяния Жанны Д’Арк, в Италии складывается общеитальянский язык, в Англии англосаксы и норманны сливаются в одну английскую национальность.

Подобно этому и в России к концу четырнадцатого-пятнадцатого веков относится сложение русской национальной культуры: крепнет единство русского языка, русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастают до широчайших размеров.

В Москве созрела национальная школа живописи, величайшим представителем которой стал на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого века Андрей Рублев. Возникает на Руси то увлечение музыкой, которое было столь характерно и для Запада эпохи Предвозрождения. Расширяется на Руси роль музыки в церковном богослужении. Многое из того, что раньше только читалось в церкви, начинает петься. Возникает хоровое пение и торжественное демственное «красное пение».

Чувство движения, проникающее в живопись, архитектуру, литературу, вызывает необходимость в ежечасных отсчетах времени. В 1404 г. Часозвоня строится в Москве, в 1443 г. – в Новгороде. В ту же эпоху в русской книжности проявляются первые признаки индивидуализма. Индивидуалистические писатели начала пятнадцатого века (Епифаний Премудрый, Пахомий Серб) относятся с видимым интересом к внутреннему миру своего героя. В монашеской среде широко распространяется скитизм *уединение, уход от мира*. В это время живет Сергий Радонежский.

Русская культура конца четырнадцатого начала пятнадцатого века несет в себе, с одной стороны, черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру старого Киева и старого города Владимира, а с другой – поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени. Вместе с тем в ней явственно сказывается органическая связь с культурой всего восточноевропейского Предвозрождения.

_____________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.008 с.)