Билет № 21 Культурные и художественные эпохи Ивана Грозного



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 21 Культурные и художественные эпохи Ивана Грозного



В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного госу-дарства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Рубеж XV - XVI вв.- перелом в истори-ческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.

Факторы, повлиявшие на развитие культуры в 16 веке:

1.Образование единого государства. Преодоление феодальной раздробленности, создание еди-ной государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны и послужило хорошим стимулом подъёма национального самосознания.

2.Завершение формирования великорусской народности. Ещё в письменных источниках 15 века появились слова «Россия», «российский», «Российская земля». Но в 16 веке эти термины утвер-ждаются для определения страны в целом и её населения. «Русский»-синоним определённой народности, «российский» обозначает принадлежность к определённому государству.

3. Феодально-крепостнический характер рос.гос-ва. Усиление феодального гнёта, закрепощение крестьян и отражение этих процессов наложило сильнейших отпечаток на социальную структуру и экономический строй общества, что в свою очередь не могло не сказаться на развитии культуры. Отличительная черта культуры того времени- усиление светских и демократических элементов, что проявилось в еретических движениях,

4.Влияние церкви. Конец 15 века ознаменовался усугублением противоречий между церковью и государством. С начала 16 века постепенно складывается союз государственной власти и иосиф-лянской церкви. Отказавшись от теократических устремлений и выдвинув теорию божественного происхождения власти, церковь обеспечила себе поддержку государства в борьбе с её идейными противниками. Со своей стороны, и великокняжеская власть, отказавшись от планов секуляризации церковных земель, обеспечила себе идеологическую поддержку церкви, без которой не могла обойтись.

5.Географическое положение. Умеренный континентальный климат, как правило, не знает резких температурных переходов, но зато погода может кардинально по отдельным годам : то засуха, то непрекращающиеся дожди и т.п.Ещё стоит отметить, что у Российского государства не было естественных границ, способных защитить от внешних вторжений.

6.Демографичекий фактор. Небольшое по численности население, распределённое крайне не-равномерно по территории.

7.Внешние политические факторы. Столкновения с Казанью, Крымом, Литвой. Завоевание новых территорий

8.Влияние западно- европейских стран. Тесные отношения с Италией и другими евр.державам вскоре привели к возникновению на Руси различных движений против внедрения в националь-ную культуру «латинства».

9. Опричнина.

Устное народное творчество

Памятники письменности 16 века свидетельствуют о том, что в то время на Руси бытовали различные обряды, в которых сохранилось немало языческих черт. Основными формами словесного искусства были сказки, пословицы, песни и былины.

Существовало 4 типа сказок : а) о животных, б) волшебные, в)бытовые г) об Иване Грозном, в которых его расписывали как мудрого, справедливого, честного и т.п. правителя.

Пословицы. Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи в XVIв., была по-словица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социаль-ные процессы.

Основные темы:

- ирония против бояр (Времена шатки-береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются","Царь гладит, а бояре скребут".)

- о бытовых явлениях ( « Баба да бес - один у них вес», « На жене весь дом держится»)

Поверья. В фольклоре XVIв. широко бытовали многие жанры, в том числе и такие,которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следы древних представлений, как вера в силу слова и действия в заговорах, вера в существование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах, представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, о найденных кладах, обманутых чертях. Для этих жанров в XVIв. свойственна уже значительная христианизация. Вера в силу слова и действия теперь подтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери и святым. Сила христианских религиозных представлений была велика, они стали господствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок и черта также святые (Никола, Илья).

Былины.

1)перекраиваются старые былины на новый лад- князь Владимир заменяется Иваном Грозным, Калин-царь – Мамаем.

2) Создаются новые былины : о Дюке и Сухмане, о наезде титовцев, и Вавиле и скоморохах.

Предания.1.Об Иване Грозном: а)прославляющие его, проникнутые духом патриотизма б)написанные в Новгороде, осуждающие царя за жестокость

2. Об Ермаке : донские ( о казачестве) и сибирские (о походе в Сибирь)

Песни:

- разбойничьи, или удалые

- баллады

- исторические

В литературе упоминаются скоморохи, потешники, забавляющие людей. Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных весельях, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

Письменность и литература.

Возникновение книгопечатания. Началом книгопечатания в России является 1 марта 1564 г., когда вышла на свет книга Ивана Фёдорова «Апостол». Особое значение имеет послесловие к ней., в котором автор говорит о причинах появления книгопечатания в России, называя две:

1) строительство многих новых храмов, нуждающихся в большом числе книг;

2) ошибки и разноречия, неизбежные в рукописных книгах.

Несколько позже, в сочинении "Сказание известно о воображении книг печатного дела", созданном между 1619 и 1633гг. по поводу возобновления книгопечатания патриархом Филаре-том, начало книгопечатания было объяснено желанием царя и митрополита укрепить всемирное православие, на роль центра которого претендовала Россия. * вспомните, что Грозный завоевал кучу территорий, в которых хотел насадить православие* В краткой редакции Сказания, носившей название "Сказание известно и написание вкратце", введение книгопечатания объясняется его дешевизной по сравнению с рукописным производством книг. К концу 70х гг. XVI в. в России были напечатаны основные богослужебные книги.Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Распространение книг открывало более широкие возможности общения ду-ховными ценностями. Покорение Казанского ханства в 1552г. и освоение новых земель неизбежно сопровождалось энергичной христианизацией народов Поволжья, строительством здесь множества новых церквей. Для них срочно и в большом количестве необходимы были богослужебные книги. Рукописным способом сделать это было невозможно. В Свияжске и под Казанью оказались первые печатные московские книги - Евангелие и Псалтырь (как об этом свидетельствуют писцовые книги 1565-1567гг.)Помимо увеличения спроса на книгу в чисто количественном отношении возникла самая острая необходимость упорядочения текста и контроля за его правильностью. Еретические движения конца XVв.- середины XVIв. (дело Матвея Боликина), споры нестяжателей и иосифлян, касавшиеся вопросов "истинности" тех или иных "писаний", настоятельно требовали такого контроля.

Разнобой в книгах был вызван также происхождением их из разных земель, влившихся теперь в состав единого Русского государства. Меры обобщающего порядка в масштабе всей русской культуры вообще характерны для середины XVIв. Провелась серия общерусских канонизаций некогда местных святых в 1547 и 1549 гг.; создание под руководством митрополита Макария грандиозного корпуса Великих Четий- Миней; Стоглавый собор с выработанными им общерусскими церковными правилами, столь непосредственно касавшимися и культурной жизни страны; "Домострой",определивший нормы быта и домашнего воспитания. Проведение в жизнь всех этих, по словам академика А.С.Орлова, "книжных предприятий обобщающего характера" в свою очередь не могло не вызвать широкого и пристального интереса к книжному делу и поставить вопрос как о способе изготовления книг, так и об исправности и согласованности ее текста.

Нельзя забывать о потребности в учебниках, для создаваемой в это время системы школ. Учебник для начальной ступени- это азбука и ,конечно, Часослов и Псалтырь, имевшие как бого-служебное, так и учебное значение. Важно было не только увеличить количество этих книг, но и добиться исправности и унифицированности текста, а также ликвидировать диалектные особен-ности.

Виды литератур :

1)религиозная. Основное место в книжной продукции XVIв. занимают произведения религиозной и церковной литературы. Она проникнута характерной для XVIв. публицистичностью. В этой литературе, не ставившей перед собой художественных

задач, нашли отражение как острые социальные противоречия, так и философско-этические искания, сатирическое обличение нравов. Широкий мир европейской культуры раскрывая перед читателями в религиозной оболочке "слов" Максима Грека.

- сборник «Просветитель» Иосифа Волоцкого, состоящий из 16 слов,в которых автор обличает новгородскую ересь

-произведения митрополита Даниила. Талантливым наблюдателем, обличителем нравов и пороков монахов и мирян представляется митрополит Даниил ("Рязанец"). Обычный предмет даниловых обличений- роскошь, гордыня, хвастовство. Наряду с канонической церковной литературой он широко применяет для подкрепления своего мнения апокрифы, также он не брезговал личными выпадами, инсинуацией и даже клеветой.

- Нил Сорский ( в миру Николай Фёдорович Майков) и его последователь Вассиан Патрикеев, или Косой, явились основателями и вождями оппозиции среди черного духовенства XVIв. столетия. В главном своем сочинении -"Предание ученикам о скитской жизни"- многолюдной монастырской жизни, где легко находят почву всевозможные пороки, Нил противопоставляет в качестве идеала жизнь в скиту (маленькой монашеской общине, состоящей из нескольких человек).

-Максим Грек ( в миру Михаил Триволис) Он был типичным представителем средневековья, убежденным христианином и, приехав в Россию для исправления богослужебных книг, принимал активное участие в борьбе с еретическими учениями. Непосредственной целью своей поездки в Россию Максим Грек считал переводом Толковой псалтыри.Центральное произведение Максима Грека-"Слово пространное, излагающее с жалостью нестроения и бесчиния". В "Слове пространном" он дает советы царям по управлению государством. Править необходимо благочестиво и разумно, соблюдая справедливость.Он первый на Руси обратился и к вопросам филологической теории. Сохранились его сочинения "О грамматике" и "О пользе грамматики". *так вот, оказывается, кого нужно винить*

2)историко-аллегорические повести о белом клобуке,о Вавилонском царстве, сказание о князьях Владимирских. Наиболее ярко этот жанр проявляется в творчестве Ивана Пересветова -автора "Сказания"о царе Константине и Магмет-солтане.

От религиозно-символического толкования истории русской писатели пришли к ее социально-аллегорической интерпретации. А наряду с аллегорической системой образов получает большое развитие система точно передающих внешний мир образов. Произведения Пересветова относятся к жанру стилизованного послания, т.е. условного, рассчитанного не на конкретного адресата, а на широкую публику.

Талантливыми публицистами XVIв. были Андрей Михайлович Курбский и царь Иван IV Грозный. Тематика известной переписки между ними очень важна для понимания общественной ситуации того времени. Курбский создал такие произведения, как "Три послания Ивана Грозного" и "Историю о великом князе Московском". Ивану Грозному принадлежит несколько характерных и ярких произведений, являющимся деловыми документами. Отдельно выделяется его сатирическое послание в Кирилло-Белозеркий монастырь. Оно написано в 1573г.и адресовано игумену монастыря "Козьме с братией".Послание, адресованное А.М.Курбскому (1564,1577), - также известное. В этих посланиях царь обосновывает абсолютистский характер своей власти ее Божественностью и высокородными предками.Ивану Грозному принадлежит также гимнографические произведения (канон

Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродливого. Летописи сохранили его речи, посольские дела-диспут с протестантским пастором Яном Рокитой. * А ещё Грозный активно вмешивался в написание летописей, ибо хотел он контролировать всё*

3)церковная и исторически-политическая литература. Деятельность митрополита Мака-рия. Митрополит создал вокруг себя кружок книжников и писцов, которые собрали жития русских святых и расположили по месяцам и дням поминовения. Труд был назван "Великие минеи-четьи". Им руководствовались при богослужениях, а как познавательное и назидательное чтение использовали в кругу семьи.

Книги, созданные в 16 веке.

а) Составленный в 1512г. "Русский хронограф" дает новую редакцию "Повести о

взятии Царьграда". В этой редакции произведение Нестора Искандера приобрело

форму торжественного литературного плача, построенного на противопоставлениигибнущей Византии могучему и расцветающему Московскому царству. В 1533г. создается вторая редакция "Хронометра", включившая традиционный текст повести Нестора Искандера.

б) Деятельности Ивана IV, его внешней и внутренней политике посвящены "Лето-писец начала царства" и "Царственная книга". "Летописец начала царства", написанный между 1553г. и 1555г., имел определенную целевую установку-прославление победы над Казанским ханством.

в) Создаются в XVIв. и построенные по

традиционной конве крупные летописи- Воскресенская и Николаевская. Идея

московского главенства во всей Русской земле проходит через оба этих

свода. Стиль летописей двойствен: сжатые традиционно-летописные "повести" и сухие исторические известия перемежаются с обширными панегирическими статьями.

Г)Степенная книга. Инициатором написания Степенной книги,законченной в 1563г., был Макарий. Это своеобразное историческое произведение. Описание исторических событий группируется в этом памятнике вокруг 17 "степеней"-17 колен московских государей. Эти "степени"-ступени "златой лестницы", ведущей

на небо, где теперь пребывают благоверные предки царя Ивана IV. Степенная книга- яркий образец перенесения материала из одного жанра в другой.

д) Домострой. Большое значение в истории литературы XVIв. имела писательская деятельность священника Сильвестра. Он принимал участие в редактировании Стоглава и в редактировании (возможно, и составлении) памятника под названием "Домострой". "Домострой" не просто сборник полезных советов, это произведение, относящееся к довольно распространенному в Древней Руси жанру "поучение".

е)исторические повести. Для повествовательной литературы этого периода типичен фольклоризм. Этпереработки былин или вариации на сюжеты былинного эпоса. Были написаны такие исторические повести, как

1)"Казанский летописец",2)"Повесть о пришествии Стефона Батория под град Псков" в 1581г. Вто-рая половина XVIв. была временем спада активности литературы в России. Причинами тому были как тяжелые условия экономической и культурной жизни страны, обусловленные Ливонской войной и опричниной.

Архитектура

1.Восстановление русского зодчества.

Московский Кремль. В начале 16 столетия в развитии русского зодчества появляются признаки нового подъёма. Прежде всего они сказываются в увеличении размаха самого строительства и в восстановлении многих пришедших к тому времени в ветхое состояние ранних построек. Со всех сторон Кремль был окружен водной преградой: с южной стороны Москвой-рекой, с северо-западной- рекой Неглинной и с восточной-глубоким рвом. Московский Кремль стал образцом для многих крепостей XVI в. (в Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне; в этот же период были перестроены крепости Орешек, Ладога, Копорье, заложена крепость Иван-город и пр.), а его храмы –для культовых сооружений на территории всей Руси. По типу Успенского собора были построены многие храмы XVI в.: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский – Троице-Сергиева монастыря и т. д. Применение железных связей вместо деревянных, использование подъемных механизмов с конца XV столетия расширило возможности зодчих. * Кроме кремля, был отреставрирован собор в Юрьеве-Польском.*

2.Шатровая архитектура.

Одним из самых интересных явлений в истории древнерусского зодчества стала шатровая архи-тектура 16 века. Каменные храмы, завершаемые шатром,издавна известны в русской деревянной архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась "на деревянное дело". Построение внутреннего пространства не играло ведущей роли в русской архитектуре. Особое внимание зодчих сосредоточивалось на внешней форме, ее художественно-декоративной впечатляемости. Именно этими особенностями русская архитектура этого периода отличается от архитектуры соседних с Русью стран. Однако обращение к шатру как определенной архитектурной форме остается загадочным, если не считать, что известным прототипом ему могла служить крепостная башня, крытая шатром, как символ

горделивой силы государства.* для справки- Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532) –была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного.*

Рядом с шатровым в культовом зодчестве XVI в. продолжает развитие тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам, отражающего мощь самодер-жавной власти и силу церкви (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре).

Собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади (1555-1560). Построен в честь взятия Казани. Его авторы- русские зодчие Барма и Посник. Храм был по-строен в честь взятия Казани, а его приделы посвящены святым, на дни праздников которых при-ходились победы русских войск накануне знаменательного штурма

XVI век – период расцвета крепостного зодчества. Оно было вызвано появлением новых орудий ведения боя. Это регулярные, геометрически правильные фортификации. Мощные стены прорезываются бойницами для «верхнего» и «подошвенного» боя. В башнях помещались артиллерийские орудия. Крепость в большой степени определяет и планировку города. Слободы, посад под ее стенами стали также укрепляться деревянными «острогами». Монастыри укреплялись тоже как крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в самой Москве (Новодевичий, Симонов монастырь), так и на ближних к ней подступах (Троице-Сергиев), мощные монастыри-крепости строились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь).

Живопись

Потребность в усилении религиозной и государственной пропаганды вынудила в XVIв. изменить традиционный порядок росписи различных частей собора. Ярким воплощением официальных религиозных идей была большая икона "Церковь воинствующая" ,созданная в середине XVIв. в Москве.

В живописи 16 века уживаются жанровые, бытовые моменты с тяготением к сложным богослов-ским сюжетам, к отвлеченному толкованию церковных догматов. Любовь к назиданию приводит к притче. Три иконы "Притча о слепце и хромце", видение Иоанна Лествичника", "Видение Евло-гия"-пример таких произведений.

От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний. В 16 веке из-меняется и внешний облик икон, обязательна обложенных

серебряным басменным или чеканным окладом.

 

На протяжении XVI столетия декоративность, усложненность, «многоречивость» композиций, появившиеся в живописи рубежа веков, все более усиливаются. На это были свои причины. При-дворный церемониал, разработанный еще Иваном III, достигает невиданного великолепия при Иване Грозном, в годы укрепления самодержавия. Церковь и государь устанавливали каноны иконописания, на церковных соборах выносились специальные решения, разъяснявшие, как нужно изображать то или иное событие или тот или иной персонаж, издавались иконописные подлинники, лицевые и толковые, в которых часто указывалось (или показывалось), что надлежит брать за образец. Царский и митрополичий дворы объединяли все более или менее значительные художественные силы. С этой же целью – регламентации искусства и жизни самих его творцов – организуются художественные мастерские.

В искусстве стали часто обращаться к историческому жанру. Этому способствовало составление летописных сводов, «Степенной книги», «Хронографа», в котором события уже собственно рус-ской, а не мировой истории занимают основное место. В монументальную и станковую живопись, в миниатюру и прикладное искусство вместе с легендарно-историческими сюжетами проникают жанровые элементы, реалии быта. Условные архитектурные фоны, так называемые эллинистические, сменяются архитектурой вполне реальной, русской.

Московская школа живописи при Иване Грозном.

Понятие “грозненской школы” живописи охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины 16 века. Впервые в истории русской художественной культуры вопросы искусства становятся предметом прений на двух церковных соборах ( 1551 и 1554 гг. ). Впервые заранее вырабатывается план создания многочисленных произведений разных видов искусства (монументальной и станковой живописи, книжной иллюстрации и прикладного искусства ).

Государевы заказы были грандиозными по объему и тематическому разнообразию и, по-этому, в процессе работы над ними мастера были вынуждены изменить и саму организацию ра-боты: разделение труда стало более дробным и одновременно возвысилась роль главного мастера или мастеров, определяющих композицию. На соборах были определены и регламентированы темы, сюжеты, эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого “венчанного самодержца”, вступившего на престол Русского государства. В связи с тем, что искусство приобретает эти новые качества, становится как бы на службу царской власти, перед ним появляются новые и сложные задачи, можно говорить о более определенном формировании самостоятельных “жанров” в живописи и, следовательно, о сложении в это время новых иконографических приемов. Когда говорят о московской школе живописи к.40х-1 пол. 70х гг., то отмечают, как правило, следующие формальные признаки.

Дробность и замысловатость композиции, нарастание декоративности и орнамен-тальности, сказавшееся не только в преобладании орнаментики, в причудливых сочетаниях горок и архитектурных сооружений, но и в самом размещении масс, чередовании фигур и предметов в сложных многофигурных построениях, которые преобладают в это время. Если еще в начале XVI в. многофигурные композиции ограничивались в лучшем случае десятками, если не единицами фигур и считались в то время явно перегруженными, то теперь они заполняются толпами, число действующих лиц нередко может исчисляться чуть ли не сотнями. В трактовке человеческого образа усиливается значение жеста и его роль в раскрытии эмоционального образа. Человеческое лицо перестает быть смысловым центром иконы. Значимость образа передается через жесты, позы, силуэты, отношение фигур к окружающим предметам.

Цвет постепенно сгущается, проявляется тенденция к темным и тусклым сочетаниям, но в отдельных произведениях еще можно увидеть густые и темные пятна зеленого, синего, коричневого в сочетании с алым и винно-красным цветом, которые придают образу драматизм. Все реже создаются однофигурные композиции. Вместо этого появляется любовь к сложным религиозно-философским сюжетам, возникают иконы-трактаты, в которых преобладает повествовательность, забота о читаемости произведения и занимательности рассказа. Повествовательное начало начинает окончательно преобладать над эмоционально-созерцательным. На первый план выдвигаются “бытийние” и исторические сюжеты. Раньше мир вещей передавался условно, позы и жесты были возвышенными и отражали духовное богатство образа. Теперь это сменилось изображением бытовых реалий и “литературным психологизмом». Изменились и представления об этическом и эстетическом идеале. Если в домонгольскую эпоху искусство занималось воспитанием чувств; в к.XIV – н. XV вв. главной его задачей являлось раскрытие представления об идеальном человеке, то в с. XVI в. искусство было призвано формировать “верноподданных” московского государя.

После разрушительного пожара в 1547 году, когда выгорело всё внутренне убранство хра-мов, царь приказала свозить из других городов иконы и начать восстановительные работы. Вос-становительные работы после пожара 1547 г. рассматривались в качестве государственной важ-ности, так как ими занимался сам государь и высочайшие лица государства.

Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как войны религиозные в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных, что очень хорошо воплощено в одной из первых русских “батальных” икон “Благословенно воинство”. В правой части иконы изображён горящий город, отождествляемый с Казанью, покорённой Иваном IV во время его похода 1552 года. Некоторые исследователи видят в очертаниях горящего города главную мечеть Казанского ханства — Кул Шариф, разрушенную Иваном Грозным. От него движется многофигурная процессия конных воинов, направляющихся к Небесному Иерусалиму, изображённому в левой части иконы, в образе которого представлена Москва. В нём их встречает Богородица с Младенцем Иисусом, который раздаёт ангелам мученические венцы для воинов. Из Небесного Иерусалима вытекает райская река.Процессия воинов разделена на три ряда, каждый из которых написан на золотом фоне с поземом в виде горок. Головы воинов верхнего и нижнего рядов окружены нимбами. Во главе всех рядов воинов изображён архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне. Фигура архангела заключена в сферическую мандорлу. Такая иконография архангела Михаила является довольно редкой для XVI века. Архангел находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Помещение его фигуры на иконе связано с тем, что архангел Михаил почитался как патрон рода московских государей, а Архангельский собор Кремля служил их усыпальницей. За фигурой архангела изображён воин в алом плаще со стягом в руках. По мнению большинства исследователей, это изображение царя Ивана Грозного. Над его головой изображены три ангела, держащих в руках один венец. Они понимаются как ангелы трёх царств, над которыми властвует Иван IV — Московское, Казанское и Астраханское, а венец в их руках является шапкой Мономаха. За Иваном Грозным в толпе пеших воинов изображена крупная фигура всадника в царских одеждах с крестом в руках. Её идентифицируют как Владими-ра Мономаха[3] или императора Константина Великого. Основным аргументом в пользу иденти-фикации фигуры с крестом как Владимира Мономаха выступает то, что Иван Грозный «называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий» (идентификация этой фигуры собственно с Иваном Грозным — ошибочна). Следом за ним на ко-нях едут князь Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. Идентификация связана с пе-речнем святых, почитающихся покровителями русских воинов, которые были указаны в послании митропол

Из всех произведений, созданных после пожара 1547 г. для местного ряда иконостаса Бла-говещенского собора, самым необычным, вызвавшим большие споры и разногласия среди со-временников, была икона с изображением четырех сюжетов, имеющих следующие надписи: «И ПОЧИ БОГЬ В ДЕНЬ СЕДЬМЫЙ» (верхняя левая часть), «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ» (верхняя правая), «ПРИИДИТЕ ТРИСОСТАВНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ» (нижняя левая), «ВО ГРОБЕ ПЛОТСКИ, ВО АДЕ ЖЕ СЪ ДУШЕЮ ЯКО БОГЪ, В РАИ ЖЕ С РАЗБОЙНИКОМЪ, И НА ПРЕСТОЛЕ БЫЛЪ ЕСИ СО ОТЦЕМ И ДУХОМЪ, ВСЯ ИСПОЛНЯЯ НЕОПИСАННЫЙ» (нижняя правая). Идейное содержание этого памятника чрезвычайно сложно, символика образов и в целом произведения емкие и могут рассматриваться на разных уровнях. Основные смысловые аспекты иконы были раскрыты О. И. Подобедовой, но отдельные ее части и изображения интерпретируются по-разному. Литературные источники этого уникального произведения многочисленны и разнообразны: богослужебные песнопения (антифоны, кондаки, стихиры), творения отцов церкви (Псевдо-Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого), тексты Ветхого и Нового заветов. Столь же разнообразен и использованный художниками иконографический материал: наряду с традиционными композициями «по образу и подобию» — совершенно новые, противоречащие самой сути православного понимания иконного образа аллегорические изображения, заимствованные из западноевропейского (латинского) искусства, а также, видимо, сочиненные самими исполнителями произведения.

В период с 70-го года до конца царствования Ивана Грозного резко сокращается объем ра-бот в области изобразительного искусства, постепенно гаснет напряженность эмоционального содержания, ощущение единственности и избранности. Оно заменяется другим, более суровым, скорбным, порой даже трагедийным. Былые отзвуки торжества и самоутверждения, которые были характерны для начала царствования Ивана Грозного, теперь только изредка дают о себе знать в отдельных произведениях и совсем угасают в начале 80-х годов. В конце царствования Грозного на первое место в художественной жизни выдвигается прикладное искусство. Если становится невозможным утверждать и прославлять идею единовластия как таковую, то естественно придать пышность дворцовому обиходу. Дворцовая утварь, как и царская одежда, покрытые драгоценностями, нередко превращаются в уникальные произведения искусства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.02 с.)