Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Андрей Рублев : этапы творческого пути.

Поиск

Андрей Рублев принадлежит ко второму поколению московских иконописцев. Точная дата рождения Рублева неизвестна, обычно годом его рождения называют 1370. Умер Андрей Рублев в 1427 году, похоронен в Андрониковом монастыре.

О жизни Рублева известно немного. В.Г.Брюсова, говоря о юности и творческом созревании Андрея Рублева и его "содруга" Даниила Черного, предполагает, что оба они учились мастерству художника в благоприятных условиях, с самого детства и, скорее всего, оба происходят из среды потомственных живописцев.

Юность и творческий путь Андрея Рублева и Даниила Черного протекали в период высокого возбуждения общественной жизни, когда решалась судьба народа. Одноврменно с художниками работали писатели и книжники Епифаний Премудрый, Киприан, Спиридок и многие другие. Зодчие создавали памятники архитектуры, продолжавшие архитектурно-строительные традиции Москвы. Рядом с Андреем и Даниилом трудились выдающиеся мастера - Феофан грек, Федор, Игнатий и неизвестные нам живописцы, поддерживающие высокий уровень изобразительного искусства эпохи.

В творческом пути Андрея Рублева В.Г.Брюсова выделяет два больших периода:

1. 1390 - 1407 гг. Хронологические рамки этого периода определяются тем, что произведения этого периода должны быть созданы, судя по стилю, до 1408 года - до работы художников во Владимире.

2. 1408 - 1427 гг.

**** 1390 - 1407 гг. ****

1. Андрей Рублев - миниатюрист

Брюсова сравнивает Евангелие Успенского собора (ЕУ) и Евангелие Хитрово (ЕХ), которые "типологически как бы повторяют" друг друга. Высказывалось мнение, что ЕУ - копия ЕХ, причем уступающая ему по качеству. Г.И.Вздорнов объяснял их схожесть общим протографом. Брюсова считает, что ЕХ появилось позже ЕУ и явно под его влиянием. На примере миниатюр с изображением "Ангела" - символом евангелиста Матфея, она показывает, что ЕУ иллюстрировано произведениями опытного мастера, "прекрасного рисовальщика, обладавшего несомненным вкусом к построению пластической формы". Миниатюры ЕХ в то же время более легки и символичны, освобождены от слишком реалистичных, земных свойств - в них уже виден стиль Андрея Рублева как художника.

Брюсова предполагает, что в ЕУ основная работа принадлежит Даниилу (Андрей только изобразил апостола Луку на соответствующей миниатюре), а в ЕХ практически все миниатюры созданы Рублевым (кроме "Евангелиста Иоанна с Прохором"). ЕУ создано раньше ЕХ и послужила образцом для исполнения последней. Даниил выступает более опытным и темпераментным мастером, Андрей на этом этапе признает его авторитет - и показывает вместе с тем особую тщательность, чувство меры, стремление добиться правдивой выразительности образа, не прибегая к излишней аффектации. В миниатюрах ЕХ уже можно видеть характерное для Рублева изображение головы с расширением объема лба; эта склонность станет потом ярким признаком рублевских произведений.

С творчеством Рублева-миниатюриста может быть связано несколько рукописей:

+ Климентьевское евангелие - некоторые из инициалов (это одна из первых рукописей, где можно наблюдать почерк художника);

+ другое Евангелие из Успенского Собора - изображения евангелистов Матфея, Марка, Луки, некоторые заставки и инициалы;

+ рукопись "Апостола" - изображение апостола Иакова и заставка;

+ Евангелие Андроникова монастыря - миниатюра "Спас в силах", инициалы.

Про последнее надо отдельно сказать, что эта рукопись датируется первым десятилетим 15 века (а все предыдущие едва ли выходят за пределы 1390х годов). Миниатюру "Спас в силах" выделяет оригинальный замысел: обычно в начале рукописи изображали евангелиста-автора книги и его символ, здесь же изображен - тот, о чьих деяниях идет речь, а символы евангелистов нарисованы как монохромные силуэты в углах пепельно-голубого ромба, символизирующего вселенную.

Миниатюры Андрея Рублева отличаются естественностью постановки фигуры без какой-либо нарочитости или искусственности поз, утрированности движений. Можно говорить о какой-то душевной скромности и простоте, даже "душевности" его образов, их отличает большая цельность. Он избегает сильных цветовых контрастов и нередко пользуется сближенными в цвете и тоне оттенками краски.

2. Работы в Звенигороде.

В разное время Андрей Рублев и Даниил Черный выполнили несколько крупных работ в храмах Звенигорода - в Успенском соборе на Городке и в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря созданы иконостасы, храмы украшены росписями.

В Успенском на Городке соборе были найдены "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел" из древнего деисусного чина этого собора. Первые две иконы написаны Андреев Рублевым, последняя - Даниилом Черным.

Брюсова приводит следующие замечания насчет Звенигородского чина:

1) чин предназначался для Успенского собора на Городке и уступил свое место новому иконостасу в начале 17 века. После этого древние иконы были размещены в разных местах храма;

2) иконостас в соборе на Городке состоял изначально из 9 икон, включая святителя Василия Великого и, вероятно, Иоанна Златоуста. Выше или ниже был размеще праздничный ярус. Деисус занял всю ширину храма;

3) иконостас был установлен _до того_, как была произведена роспись храма, что может свидетельствовать о более позднем по отношению к иконостасу появлению росписи;

4) иконостас крепился на деревянной конструкции. Отсутствие в храме каменной адтарной преграды отчасти подтверждает более раннее, чем предполагаось, построение храма.

Храм предположительно построен около 1390-92 гг, фрески созданы, судя по стилю, между 1415-1420 гг, иконостас - между ними, около 1393-94 гг (ближе к созданию храма, так как храм не может функционировать без иконостаса).

Иконы Звенигородского чина поражают удивительной глубной и ясностью характеристики образов, чистотой стиля и совершенством выполнения. Эта одна из ранних выполненных совместно работ Андрея Рублева и Даниила Черного выдвинула их на положение мастеров самого высокого класса.

3. Иконы Андрея Рублева раннего периода.

+ "Шестичастная" икона (конец 14 века). Она, пероятно, была частью складны, о чем говорит ассиметрия ее вертикальной оси и только половина двунадесятых праздников. В шести клеймах представлены Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад, Вознесение. Эта икона относится к "византирующим" - наиболее придерживающимся классического греческого стиля. Вместе с тем она обнаруживает ряд особенностей, которые говорят об "убеждении зудожника в собственном праве трактовки сюжета". "Шестичастная" икона - одно из ранних произведений художника, когда он уже осознал все свои возможности, но еще не выработал привычных приемов письма и примет, которые в дальнейшем помогут опознавать его произведения.

+ "Архангел Михаил в деяниях" из Архангельского собора Московского Кремля (конец 14 в., на несколько лет позже "Шестичастной"). В этой иконе очевидно сотрудничество АР и ДЧ (хотя это только Брюсовой очевидно, другие исследователи считают, что икона принадлежит Некому Гениальному, Но Ныне Неизвестному Художнику), а также видно влияние Феофана Грека, который руководил работами в храме.

+ "Богоматерь Донская" с "Успением" на оборот (1390е годы). Оборот иконы принадлежит авторству Феофана Грека, но считать его автором "Донской", по мнению Брюсовой В.Г., нельзя: икона написана очень детально, а ФГ мыслил крупными формами. Брюсова называет автором иконы Даниила Черного.

+ "Богоматерь Владимирская" из Успенского собора Московского кремля (1380е годы). Это "еще почти ученическая вещь, робкая и не блещущая мастерством". Но в ней уже есть добросовестность, тяготение к иконной классике и уже уловимое ощущение лирической одушевленности.

4. Андрей Рублев и Даниил Черный в Болгарии.

Иконописание на Руси не было делом только церкви, оно находилось под протекторатом великих князей. В истории Древней Руси неукоснительно соблюдались три условия, относящиеся к художественной практике:

1) организация иконописного дела при курпных монастырях, преимущественно пользующихся ктиторством великих князей, или при архиерейском доме;

2) приглашение на Русь известных иноземных мастеров;

3) поездки художников в Византию и южнославянские страны.

Брюсова пишет о церкви Петра и Павла в Велико-Тырново - бывшей столице Болгарии: в этой церкви несколько произведений принадлежат русским художникам (фреска "Апостолы Петр и Павел", фреска с Борисом и Глебом, "Царь царем"), все они выполнены, похоже, Рублевым. И вообще, русские мастера несомненно были знакомы с фресками этой церкви, скорее всего, принимали участие в ее поновлении в 1392 году.

После Болгарии Рублев бывал в Византии, этот вывод Брюсова делает, основываясь на наблюдениях за стилем Рублева, его работами, говорящими о несомненном знакомстве художника с оригиналами византийского искусства.

5. Андрей Рублев в Андрониковом монастыре.

В повести об Андрониковом монастыре есть сообщение о росписи церкви Спаса Андреем Рублевым. В это время Андрей Рублев имел уже достаточных опыт самостоятельной работы по росписи храмов. Данных о росписи этого храма практически нет, так как она не сохранилась до наших дней.

6. Иконостас Благовещенского собора.

Благовещенский иконостас наряду с "Троицей" и Звенигородским чином принадлежит к центральным памятникам древнерусского искусства эпохи Андрея Рублева. Датируется он началом 15 века, а все остальное вызывает сомнения и вопросы.

Многие иследователи считают автором ИБС Феофана Грека. Брюсова на примере икон "Вседержитель" и "Богоматерь" показывает, что они - произведения именно русских мастеров, предполагает их авторами Даниила Черного и Андрея Рублева соответственно.

ИБС завершает первую половину творческого пути Даниила Черного и Андрея Рублева. В этот период времени ведущая роль принадлежала Даниилу Черному, в последующее время продолжается их совместная работа, но на первый план начинает выходить Андрей Рублев.

*** 1408 - 1427 гг. ***

В эти годы были написаны иконы иконостаса и фрески владимирского Успенского собора (1408-1410 гг), фрески Звенигорода в соборе Успения на Городке и храма Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1417-1420 гг), иконостас и фрески Троицкого монастыря Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг). По вполне вероятным сведениям, Андрей Рублев расписывал собор Симонова монастыря (1404).

Есть основания полагать, что Андрей Рублев и Дании Черный украсили фресками Успенский собор Ростова, вновь построенный после разрушения древнего в 1411 году, а также вновь выстроенный в 1416 году Благовещенский собор Московского кремля.

Не исключена возможность, что Андрей Рублев и Даниил Черный расписали церковь Рождества Богородицы на Городке близ Твери. В эти же годы было написано немало икон, о которых упоминают источники 16-19 веков.

В это же время, предполагает Брюсова, Андрей Рублев и Даниил Черный отправляются во второе путешествие в Византию.

По Брюсовой В.Г. Андрей Рублев.

-____________________________________________________________________________________________________________-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.007 с.)