Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Андрей Рублев : этапы творческого пути.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Андрей Рублев принадлежит ко второму поколению московских иконописцев. Точная дата рождения Рублева неизвестна, обычно годом его рождения называют 1370. Умер Андрей Рублев в 1427 году, похоронен в Андрониковом монастыре. О жизни Рублева известно немного. В.Г.Брюсова, говоря о юности и творческом созревании Андрея Рублева и его "содруга" Даниила Черного, предполагает, что оба они учились мастерству художника в благоприятных условиях, с самого детства и, скорее всего, оба происходят из среды потомственных живописцев. Юность и творческий путь Андрея Рублева и Даниила Черного протекали в период высокого возбуждения общественной жизни, когда решалась судьба народа. Одноврменно с художниками работали писатели и книжники Епифаний Премудрый, Киприан, Спиридок и многие другие. Зодчие создавали памятники архитектуры, продолжавшие архитектурно-строительные традиции Москвы. Рядом с Андреем и Даниилом трудились выдающиеся мастера - Феофан грек, Федор, Игнатий и неизвестные нам живописцы, поддерживающие высокий уровень изобразительного искусства эпохи. В творческом пути Андрея Рублева В.Г.Брюсова выделяет два больших периода: 1. 1390 - 1407 гг. Хронологические рамки этого периода определяются тем, что произведения этого периода должны быть созданы, судя по стилю, до 1408 года - до работы художников во Владимире. 2. 1408 - 1427 гг. **** 1390 - 1407 гг. **** 1. Андрей Рублев - миниатюрист Брюсова сравнивает Евангелие Успенского собора (ЕУ) и Евангелие Хитрово (ЕХ), которые "типологически как бы повторяют" друг друга. Высказывалось мнение, что ЕУ - копия ЕХ, причем уступающая ему по качеству. Г.И.Вздорнов объяснял их схожесть общим протографом. Брюсова считает, что ЕХ появилось позже ЕУ и явно под его влиянием. На примере миниатюр с изображением "Ангела" - символом евангелиста Матфея, она показывает, что ЕУ иллюстрировано произведениями опытного мастера, "прекрасного рисовальщика, обладавшего несомненным вкусом к построению пластической формы". Миниатюры ЕХ в то же время более легки и символичны, освобождены от слишком реалистичных, земных свойств - в них уже виден стиль Андрея Рублева как художника. Брюсова предполагает, что в ЕУ основная работа принадлежит Даниилу (Андрей только изобразил апостола Луку на соответствующей миниатюре), а в ЕХ практически все миниатюры созданы Рублевым (кроме "Евангелиста Иоанна с Прохором"). ЕУ создано раньше ЕХ и послужила образцом для исполнения последней. Даниил выступает более опытным и темпераментным мастером, Андрей на этом этапе признает его авторитет - и показывает вместе с тем особую тщательность, чувство меры, стремление добиться правдивой выразительности образа, не прибегая к излишней аффектации. В миниатюрах ЕХ уже можно видеть характерное для Рублева изображение головы с расширением объема лба; эта склонность станет потом ярким признаком рублевских произведений. С творчеством Рублева-миниатюриста может быть связано несколько рукописей: + Климентьевское евангелие - некоторые из инициалов (это одна из первых рукописей, где можно наблюдать почерк художника); + другое Евангелие из Успенского Собора - изображения евангелистов Матфея, Марка, Луки, некоторые заставки и инициалы; + рукопись "Апостола" - изображение апостола Иакова и заставка; + Евангелие Андроникова монастыря - миниатюра "Спас в силах", инициалы. Про последнее надо отдельно сказать, что эта рукопись датируется первым десятилетим 15 века (а все предыдущие едва ли выходят за пределы 1390х годов). Миниатюру "Спас в силах" выделяет оригинальный замысел: обычно в начале рукописи изображали евангелиста-автора книги и его символ, здесь же изображен - тот, о чьих деяниях идет речь, а символы евангелистов нарисованы как монохромные силуэты в углах пепельно-голубого ромба, символизирующего вселенную. Миниатюры Андрея Рублева отличаются естественностью постановки фигуры без какой-либо нарочитости или искусственности поз, утрированности движений. Можно говорить о какой-то душевной скромности и простоте, даже "душевности" его образов, их отличает большая цельность. Он избегает сильных цветовых контрастов и нередко пользуется сближенными в цвете и тоне оттенками краски. 2. Работы в Звенигороде. В разное время Андрей Рублев и Даниил Черный выполнили несколько крупных работ в храмах Звенигорода - в Успенском соборе на Городке и в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря созданы иконостасы, храмы украшены росписями. В Успенском на Городке соборе были найдены "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел" из древнего деисусного чина этого собора. Первые две иконы написаны Андреев Рублевым, последняя - Даниилом Черным. Брюсова приводит следующие замечания насчет Звенигородского чина: 1) чин предназначался для Успенского собора на Городке и уступил свое место новому иконостасу в начале 17 века. После этого древние иконы были размещены в разных местах храма; 2) иконостас в соборе на Городке состоял изначально из 9 икон, включая святителя Василия Великого и, вероятно, Иоанна Златоуста. Выше или ниже был размеще праздничный ярус. Деисус занял всю ширину храма; 3) иконостас был установлен _до того_, как была произведена роспись храма, что может свидетельствовать о более позднем по отношению к иконостасу появлению росписи; 4) иконостас крепился на деревянной конструкции. Отсутствие в храме каменной адтарной преграды отчасти подтверждает более раннее, чем предполагаось, построение храма. Храм предположительно построен около 1390-92 гг, фрески созданы, судя по стилю, между 1415-1420 гг, иконостас - между ними, около 1393-94 гг (ближе к созданию храма, так как храм не может функционировать без иконостаса). Иконы Звенигородского чина поражают удивительной глубной и ясностью характеристики образов, чистотой стиля и совершенством выполнения. Эта одна из ранних выполненных совместно работ Андрея Рублева и Даниила Черного выдвинула их на положение мастеров самого высокого класса. 3. Иконы Андрея Рублева раннего периода. + "Шестичастная" икона (конец 14 века). Она, пероятно, была частью складны, о чем говорит ассиметрия ее вертикальной оси и только половина двунадесятых праздников. В шести клеймах представлены Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад, Вознесение. Эта икона относится к "византирующим" - наиболее придерживающимся классического греческого стиля. Вместе с тем она обнаруживает ряд особенностей, которые говорят об "убеждении зудожника в собственном праве трактовки сюжета". "Шестичастная" икона - одно из ранних произведений художника, когда он уже осознал все свои возможности, но еще не выработал привычных приемов письма и примет, которые в дальнейшем помогут опознавать его произведения. + "Архангел Михаил в деяниях" из Архангельского собора Московского Кремля (конец 14 в., на несколько лет позже "Шестичастной"). В этой иконе очевидно сотрудничество АР и ДЧ (хотя это только Брюсовой очевидно, другие исследователи считают, что икона принадлежит Некому Гениальному, Но Ныне Неизвестному Художнику), а также видно влияние Феофана Грека, который руководил работами в храме. + "Богоматерь Донская" с "Успением" на оборот (1390е годы). Оборот иконы принадлежит авторству Феофана Грека, но считать его автором "Донской", по мнению Брюсовой В.Г., нельзя: икона написана очень детально, а ФГ мыслил крупными формами. Брюсова называет автором иконы Даниила Черного. + "Богоматерь Владимирская" из Успенского собора Московского кремля (1380е годы). Это "еще почти ученическая вещь, робкая и не блещущая мастерством". Но в ней уже есть добросовестность, тяготение к иконной классике и уже уловимое ощущение лирической одушевленности. 4. Андрей Рублев и Даниил Черный в Болгарии. Иконописание на Руси не было делом только церкви, оно находилось под протекторатом великих князей. В истории Древней Руси неукоснительно соблюдались три условия, относящиеся к художественной практике: 1) организация иконописного дела при курпных монастырях, преимущественно пользующихся ктиторством великих князей, или при архиерейском доме; 2) приглашение на Русь известных иноземных мастеров; 3) поездки художников в Византию и южнославянские страны. Брюсова пишет о церкви Петра и Павла в Велико-Тырново - бывшей столице Болгарии: в этой церкви несколько произведений принадлежат русским художникам (фреска "Апостолы Петр и Павел", фреска с Борисом и Глебом, "Царь царем"), все они выполнены, похоже, Рублевым. И вообще, русские мастера несомненно были знакомы с фресками этой церкви, скорее всего, принимали участие в ее поновлении в 1392 году. После Болгарии Рублев бывал в Византии, этот вывод Брюсова делает, основываясь на наблюдениях за стилем Рублева, его работами, говорящими о несомненном знакомстве художника с оригиналами византийского искусства. 5. Андрей Рублев в Андрониковом монастыре. В повести об Андрониковом монастыре есть сообщение о росписи церкви Спаса Андреем Рублевым. В это время Андрей Рублев имел уже достаточных опыт самостоятельной работы по росписи храмов. Данных о росписи этого храма практически нет, так как она не сохранилась до наших дней. 6. Иконостас Благовещенского собора. Благовещенский иконостас наряду с "Троицей" и Звенигородским чином принадлежит к центральным памятникам древнерусского искусства эпохи Андрея Рублева. Датируется он началом 15 века, а все остальное вызывает сомнения и вопросы. Многие иследователи считают автором ИБС Феофана Грека. Брюсова на примере икон "Вседержитель" и "Богоматерь" показывает, что они - произведения именно русских мастеров, предполагает их авторами Даниила Черного и Андрея Рублева соответственно. ИБС завершает первую половину творческого пути Даниила Черного и Андрея Рублева. В этот период времени ведущая роль принадлежала Даниилу Черному, в последующее время продолжается их совместная работа, но на первый план начинает выходить Андрей Рублев. *** 1408 - 1427 гг. *** В эти годы были написаны иконы иконостаса и фрески владимирского Успенского собора (1408-1410 гг), фрески Звенигорода в соборе Успения на Городке и храма Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1417-1420 гг), иконостас и фрески Троицкого монастыря Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг). По вполне вероятным сведениям, Андрей Рублев расписывал собор Симонова монастыря (1404). Есть основания полагать, что Андрей Рублев и Дании Черный украсили фресками Успенский собор Ростова, вновь построенный после разрушения древнего в 1411 году, а также вновь выстроенный в 1416 году Благовещенский собор Московского кремля. Не исключена возможность, что Андрей Рублев и Даниил Черный расписали церковь Рождества Богородицы на Городке близ Твери. В эти же годы было написано немало икон, о которых упоминают источники 16-19 веков. В это же время, предполагает Брюсова, Андрей Рублев и Даниил Черный отправляются во второе путешествие в Византию. По Брюсовой В.Г. Андрей Рублев. -____________________________________________________________________________________________________________-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.007 с.) |