Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные парадигмы философского анализа культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
. Специфика философии культуры по отношению к другим дисциплинам, изучающим культуру, заключается в том, что она постигает наиболее общие основы существования и функционирования культуры, ее отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию ее исследования в науке. Философия обсуждает вопросы определения культуры и ее отношения с другими понятиями, описывающими общественную жизнь, вопросы истории и будущего культуры, соотношения разных ее форм и компонентов, соотношения культур и их диалога, основных методологий и методов описания культуры и пр. По отношению к другим наукам, которые, исследуя культуру, опираются в основном на эмпирические теории или теории среднего уровня, философия культуры включает в себя теории верхнего уровня, абстрактные концепции о культуре вообще. Невозможно дать однозначного и исчерпывающего определения культуры. Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры: 1. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе. 2. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура - то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. Именно на основе такого понимания культуры некоторые народы противопоставляли себя другим как бескультурным (диким варварам). 3. В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ. 4. Можно говорить также о культуре каждого человека, которая делает его индивидуальным по отношению к другим людям. При анализе культуры возникает ряд проблем: * Первая проблема заключается в том, что доминирует в культуре: выражение духовного мира общества или отражение материальных условий.существования общества. * С этим связана вторая проблема: автономна ли культура (есть ли у нее своя собственная внутренняя логика развития) или она зависит от развития техники и материальной жизни общества. * Третья проблема: является ли каждая культура уникальной и неповторимой или можно выделить некие общие характеристики во всем многообразии культур. «Четвертая проблема заключается в характере развития культуры: является ли культура замкнутой, интровертированной, или, напротив, открытой, экстравертированной. * Пятая проблема пытается определить соотношение традиций и новаций в культуре: ориентирована ли она на производство нового (развитие) или на воспроизводство старого содержания (консервация). Важнейшими подходами к определению культуры в философии являются материалистическая (деятельностная), игровая, психологическая (аксеологическая) и семиотическая концепции культуры. Материалистический (деятельностный) подход к культуре, разработан в марксистской и постмарксистской традициях. В нем культура определяется как система норм, ценностей и программ материальной и духовной деятельности'. При этом конкретная деятельность определяет развитие представлений о ней, то есть практическая жизнь определяет культуру. В игровой концепции, разработанной Й. Хейзингой, культура предстает как набор иг р, посредством которых человек организует свой духовный мир. Мораль, религия, право и др. сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются как игры, осущетвляющие-ся по своим особым правилам. Психологическая концепция рассматривает культуру как индивидуальную форму духовной жизни конкретного человека (В. Дильтей) или общества (О. Шпенглер), выражающуюся в выработке ценностей. Специфической разновидностью психологизма явился психоанализ 3. Фрейда, в котором считалось, что культура предполагает разделение психики человека на сознание и бессознательное. Культура осуществляет вытеснение естественных желаний, не согласующихся с нормами, а также замещает вытесненные бессознательные желания человека социально приемлемыми формами (религия, наука, искусство, литература и др.). Культурный человек избегает прямого удовлетворения своих желаний, что зачастую является причиной неврозов и психических расстройств, которые и лечит психоанализ. Психологической концепцией культуры является и герменевтика. В ней утверждается, что культура создается отдельными личностями с особым психическим опытом (например, гениями). И для того, чтобы понять любое явление культуры, нужно понять его автора, почувствовать его психическое состояние в момент, когда он творил. И, наконец, семиотическая концепция, разработанная в структурализме (К. Леви-Стросс, Р. Барт и др.), определяет культуру как определенный язык, знаковую структуру, посредством которой представители конкретного общества описывают себя и мир. В постклассической философии формируются информационная и диалогическая концепции культуры. Культура в информационной концепции, разработанной в постструктурализме (Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко и др.) - переплетение информационных сетей, передающих сообщения о самих сетях, об их пользователях и о событиях, в которые вовлечены эти пользователи. При этом в культуре доминирует не автор и не адресат, а информационный посредник, медиум (прежде всего масс-медиа). В диалогической же концепции (М.М. Бахтин, Ю. Кристева, B.C. Библер и др.) утверждается, что культура реализуется в диалоге с другими культурами и подразумевает постоянную коммуникацию между людьми, занимающими разные культурные позиции. По сути, эти концепции описывают, прежде всего, реалии постмодернистской культуры и разрабатываются одновременно с ее формированием. К сложностям, связанным с разнообразием значений понятия культуры, прибавляется сложность, связанная с определением структурных компонентов культуры. Исследователи называют основными ее элементами идеалы, ценности и нормы; программы деятельности, познания и общения; знаковые, символические и образные системы. При этом в разных концепциях ударение ставится на разные элементы культуры. Различным образом рассматривается и структура самой культуры. Так, некоторые концепции утверждают, что культура складывается из разных субкультур (культур локальных групп), таких как профессиональная, этническая и возрастная. В качестве особенно острой проблемы выступает взаимоотношение субкультур с официальной, традиционной культурой. Так приобрел большое значение анализ противостояния доминирующей мужской культуры и вытесняемой женской, причиной чего послужило распространение в XX в. идей эмансипации. Некоторые из субкультур - контркультуры - активно противопоставляют себя официальной или традиционной культуре, дискредитируя ее. В ряде концепций рассматривается также противостояние элитарных (свойственные узкой группе) и массовых культур, что представляется особенно важным в свете формирования современного массового общества. Важными формами культуры предстают искусство, религия, мораль, право и т.д. В развитой культуре каждая из этих форм имеет самостоятельное значение, хотя в некоторых культурах одна из форм доминировала над остальными. Исторически первая форма культуры - миф, в нем синтезированы все остальные формы Определяющим в мифе являются повествования, посредством которых наглядно объясняются события окружающего мира и общества. Религия - форма культуры, в которой доминирует вера в связь с сверхъестественными силами, с Богом или богами и предполагается воздаяние за выполнение религиозных предписаний и ритуалов в виде счастья в этом мире или воскресения в потустороннем. Религиозная идеология выражается в системе догматов которые обосновываются теологией, религиозная психология - в вере и мистических переживаниях. Искусство - форма культуры, в которой определяющим является эстетическое, чувственное постижение себя и мира посредством образов и символов. Мораль также предстает формой культуры, совокупностью вырабатываемых конкретным обществом идеалов и ценностей, регулирующих поведение его представителей. Обычно мораль перерастает в право, систему общеобязательных и зафиксированных в законодательных документах норм, установленных и поддерживаемых государством. На основе права и морали возникает политика как совокупность программ поведения и коммуникации в государственной и общест венной жизни. Важное значение также имеет наука - форма культуры, концентрирующая в себе идеалы, нормы и программы познания. Все эти формы культуры глубоко взаимосвязаны и сохраняют свое значение в современном обществе. Основными функциями культуры являются познавательная, деятельностная и коммуникативная. Сущность познавательной функции культуры заключается в регуляции и организации самосознания и восприятия мира человеком или обществом. Организация самосознания человека и общества - важнейшее условие их существования. Фактически, культура обеспечивает духовную целостность существования общества, и утрата культуры зачастую создает основу для исчезновения конкретных обществ или народов. Это связано с тем, что культура играет роль архива информации о прошлом и будущем общества, о том, каким образом должен представлять себя каждый его конкретный представитель. Деятельностная функция культуры заключается в нормировании и программировании поведения человека или социальных групп в обществе. Человеческая деятельность связана с утверждением смысла, причем чаще всего подразумевающего осмысленные действия других людей. Культура содержит в себе как форму утверждения этого смысла до или в процессе действия, так и механизм последующей ее рационализации. Наконец, коммуникативная функция культуры состоит в ценностной регламентации и формальной организации процесса общения в обществе и между различными обществами. Это становится особенно важно на современном этапе развития, связанном с формированием единого социокультурного пространства на фоне диалога разных культур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.008 с.) |