Понятие и исторические типы мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и исторические типы мировоззрения.



Понятие и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

 

 

Проблемное поле философии и структура философского знания.

 

Философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: 1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

 

 

Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: 1. Ведический период;2. Классический период;3. Индуистский период. В Индии философия зародилась в середине I в. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатлённой в священных книгах - Ведах, которые существовали изначально лишь в устной форме. Слово "Веда" с Санскрита переводится как "знание". В первой половине I в. до н.э. появляется ещё ряд текстов, которые следует отнести к священным, например: литература Шрути и Смрити. Несмотря на авторитет религиозно-этической литературы, говорить собственно о самой философии, мы можем лишь в связи с древними текстами - Упанишадами. Упанишады - в буквальном смысле, переводятся как "сидение у ног учителя" - для постижения сокровенного знания. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам(неортодоксальные): буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение(ортодоксальные): йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Древнеиндийская философия связана и с буддизмом. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни(Будда). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Нирвана– ключевое понятие буддизма – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы. Это внутреннее состояние освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям. Отличительные особенности философии Древней Индии: слабая связь с наукой; тесная связь с религией: по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими; основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться.

 

Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Эмпиризм

Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения отединичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Б.кону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Философ подверг резкой критике источники человеческих заблуждений.

Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Б.кон не отвергал значения познавательных особенностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать их из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.

Рационализм

Декарт понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и, тем не менее, в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить. Сомнение есть один из актов мышления. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую).

 

Согласно Декарту, в разуме человека заложено также убеждение об объективном существовании мира, ибо в нашем мышлении присутствует идея Бога. По Декарту, Бог создал человека и вложил в человеческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объяснял также ясность интеллектуальной интуиции человека.

Философия постпозитивизма

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители постпозитивизма: карл поппер, имре лакатос, пол фейерабенд, томас кун.

 

1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.

Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.

Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии.

4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.

Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

Философия постмодернизма

Постмодерн - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Духовно, как живой организм, культура уже погибла, но физически, как механизм, по инерции еще продолжает существовать. Пример такого феномена - Римская Империя в первые два века нашей эры; так называемый "золотой век" античной цивилизации - никогда еще античному человеку не жилось так мирно, сытно и привольно. Однако вечно такая "жизнь после смерти" длится не может: в один прекрасный день все пошло вразнос, и в течение следующих пятидесяти лет античный мир погрузился в хаос и разруху. Именно этот обманчивый "золотой век" "конца истории" мы сегодня и видим на Западе. Наиболее просто и лаконично можно определить философию эпохи "постмодерна" - утрата осмысленности. Это происходит во всех без исключения сферах западной культуры, затронутых постмодерном. Иерархия смысла повсюду расползается, наступает состояние тотальной шизофрении, онтологический анархизм.Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности. Исчезла вера в существование каких-то общих принципов и законов, которые управляют этим миром; исчезло доверие к самому человеческому разуму. Логические категории теряют свою строгость.Показательны и перемены в искусстве, где наступает господство такой формы, как пастиш (чистая поверхность, за ним не прячется никакого намека; это высказывание без желания что-то выразить, без желания сказать что-то осмысленное, это принципиальный отказ от утверждения или отрицания). Постмодернизм - это полное крушение культурной логики Запада и западной рациональности, в том виде, в каком она сложилась во времена Декарта.

 

35.

Познание и практика.

Практика (практическая деятельность) – это деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Изучения познания как такового показало, что познание необходимо рассматривать в тесной связи с практикой.

Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме. Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира. Также Маркс выделил те функции, которые практика выполняет в познании:

1)Практика является целью познания. Так как познание осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства к действию" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

2) Практика является основой познания. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.

3) Практика является критерием истины. Практика – единственный критерий истины (Маркс и Энгельс).

 

Научные революции.

В развитии науки выделяют этапы эволюционного развития и революция. Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знания или отдельной дисциплине (замены одной научной картины мира другой или замена одной научной парадигмы другой).

Первая научная революция 18-19 вв.:

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения. Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан, а распространился в 18-ом.

Учёба в университетах того времени была строго иерархично организована. Они состояли из четырёх факультетов (как и сейчас): три высших (теология, юриспруденция и медицина) и четвёртый – философский, который включал в себя 7 предметов. Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно.

Большинство учёных того времени – они называли себя «философами».

Открытия:

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

Коперник (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

Кеплер (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Вторая научная революция конца 18 века-1ая половина 19 века:

· Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке

· Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов

· Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

· Возникает идея развития (биология, геология)

· Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах

· Начало возникновения парадигмы неклассической науки

· Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности

· Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научна революция конца 19 века- середина 20 века:

· Фарадей — понятия электромагнитного поля

· Максвелл — электродинамика, статистическая физика

· Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

· Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

· Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

· Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

· Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого

· Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

· Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

· Беккерель — радиоактивность

· Рентген — Лучи

· Томсон — элементарная частица электрон

· Резерфорд — планетарная модель атома

· Планк — квант действия и закон излучения

· Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

· Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

· Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

· Зависимость знания от применяемых исследователем методов

· Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

· Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений

· Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

· Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

· Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность

· Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.

· Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

· Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Четвёртая научная революция конец 20 века:

· Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

· Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)

· Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция.

· Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой.

· Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике.

· Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.

· Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.

· При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.

· Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.

· Космология как научная дисциплина.

· Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.

 

 

Духовная жизнь общества

 

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

 

 

Понятие и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.07 с.)