Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его взаимосвязь с понятиями добра и злаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя её, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, - мы создали в воображении иной, лучший. А.М. Горький1 Идеал состоит в реализации своего подлинного «Я». Дж. Мур2 Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал. Т. Карлейль3 Этика, как философское учение о морали, на протяжении всего своего исторического развития была ориентирована на доказательство того, что, во-первых, человек должен быть нравственным, и, во-вторых, на то, чтобы убедить его в этом и вызвать у него желание быть нравственным. Но поскольку этика является философским учением, а философские выводы относительно практических вопросов жизни имеют вероятностный характер, то она всегда оказывалась не в состоянии дать окончательные и убедительные ответы относительно фундаментальных вопросов человеческого бытия, найти веские основания для тех, или иных моральных предпочтений в жизни. Например, этика не может убедительно ответить на вопрос о том, что может привести человека к счастью – гедонизм, аскетизм или прагматизм. Каждый человек решает эту проблему, исходя из своих собственных предпочтений и тех условий, в которых он выстраивает свою судьбу, хотя в любой ситуации счастье определяется человеком как состояние гармонии с самим собой и миром в целом. Наиболее сложно обосновать моральный выбор человека в пользу интересов других людей тогда, когда речь идет о его жертвенном поведении, о необходимости отдать свою жизнь ради жизни другого человека, или ради свободы и процветания своего народа, поскольку он, пожертвовав своей жизнью, уже не будет в будущем участником более совершенной и благополучной жизни других людей. Если проследить историю возникновения и развития этических учений, то можно сделать вывод, что процедура обоснования морали развивается в двух основных направлениях. Во-первых, мораль как учение о должном поведении выводится из относительно внешней к самим нравственным отношениям реальности. В качестве этой реальности выступает сам человек как биопсихосоциальное существо, реализующее себя в условиях социума. С этой позиции мораль рассматривается как цель и средство создания условий для оптимального удовлетворения некоторых базовых потребностей человека, и, прежде всего, его потребности в самореализации себя как социально значимой личности в условиях стабильного общества. Второй путь процедуры обоснования морали заключается в прояснении смысла самих моральных понятий и выведения их содержания из способности человеческого разума самому устанавливать границы распространения своей свободы в отношениях с другими людьми и миром в целом. При таком подходе отправной точкой процесса обоснования морали выступают реально формирующиеся нравственные отношения, причина возникновения которых заключена в духовном мире самого человека. Необходимость поступать нравственно определяется присущей ему способностью рационального и интуитивного постижения сущности добра, долга, ответственности, а также его способности сострадать, быть милосердным, справедливым и так далее. Эта способность формируется у человека вследствие того, что он выступает частью целого (группы, общества, природы), в рамках которого он реализует и утверждает себя как разумное и самодостаточное существо, способное к самостоятельной, творчески созидательной деятельности, осуществление которой возможно только в условиях совместной деятельности с другими людьми. И хотя, при определении пределов обоснования морали, существует достаточно распространенное утверждение о том, что суждение о должном никоим образом не следует из суждений о сущем, но это не так. Хотя мораль для каждого отдельного индивида выступает как некий Абсолют, воплощающий в себе Идею Общего Блага, но содержание этого Абсолюта формируется в процессе исторического развития общества на основе обобщения и осмысления социального опыта многих людей и многих поколений, что и позволяет рассматривать мораль в качестве первой и наиболее важной нормативной реальности в жизни каждого отдельного человека. Эта нормативность складывается на основе ценностно-императивного отношения людей к миру, благодаря чему в их сознании и формируется целая сеть понятий, с помощью которых люди ориентируются в жизни, оценивая человеческие поступки и поведение в целом, а также устанавливают значение и ценность общественных явлений с точки зрения их квалификации как нравственные и безнравственные. Наиболее общими понятиями морального сознания, служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия морали Добро и Зло. Этика пытается выяснить: ♦ Происхождение этих понятий. ♦ Их смысловое содержание. ♦ Социальную сущность. Методологически наиболее оптимальным является исследование понятий Добра и Зла через систему сопредельных им понятий: ценность, ценностные ориентации, нравственный идеал. Ценности – это значимые для человека материальные или идеальные объекты, которые имеют для человека определенную значимость, цену. Соответственно, в теоретическом плане «ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)»1. В ценностях отражено такое отношение индивида к предмету, событию или явлению, в котором проявляется признание важности и значимости этих явлений для человека. Важнейшие для индивида ценности определяют систему координат его деятельности – систему ценностных ориентаций. Ценности отдельного человека, а также социальной группы и общества в целом представляют собой сложно иерархизированную систему, в которой имеются две сферы. Первая сфера – это ценности, связанные с выживанием человека и обеспечением условий его жизнедеятельности. Это работа за плату, обеспечение бытовых повседневных нужд, здоровья, безопасности и т.д. Вторая – это свободная реализация человеком себя как личности, которая включает разнообразные творчески созидательные формы деятельности (игра, творчество). Структурирование ценностей осуществляется по следующим критериям: ♦ по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье; ♦ по знаку: положительные ценности и отрицательные (антиценности): наслаждение – страдание; польза – вред; слава – позор; власть – зависимость (подвластность); безопасность – опасность; красота – безобразность (уродство); истина – ложь; добро – зло; счастье – несчастье; ♦ практические ценности (материальные объекты: техника, технология и т.д.) и духовные ценности (идеальные объекты: искусство, наука, мораль); ♦ высшие ценности (искусство, наука, мораль) и низменные ценности (материальные блага, которых человек добивается в ущерб своим духовным потребностям). Учение о ценности как о благе, к которому человек стремится, разработал Аристотель. Он считал, что к одним вещам люди стремятся ради них самих, а к другим – как к средствам достижения первых. То, что ценно для человека как такового вообще и отвечает его назначению, Аристотель называл Высшим Благом. По его мнению, Высшее Благо для человека заключается в разумной деятельности души. Для Аристотеля Благо – это то, к чему стремятся люди и ради чего они осуществляют различные виды деятельности. В медицине – это здоровье, в военном деле – это победа, в искусстве – наслаждение красотой. Аристотель выстраивал иерархическую лестницу достижения человеком Блага, считая, что низшие цели являются средством для достижения высших. А высшее Благо есть цель целей и никогда не может стать для человека средством, но обладание им является счастьем, блаженством. Благо – это высшая ценность, и она придает смысл всем остальным ценностям и видам деятельности человека. Поэтому её достижение может рассматриваться как осуществление человеком своего назначения в жизни. В рамках определенной системы ценностей Высшая ценность мыслится как абсолютная (независящая от преходящих обстоятельств) и универсальная (эта ценность должна быть принята каждой личностью). В современном социогуманитарном знании существует различное понимание Высших ценностей. Наиболее значимое для современного понимания нравственного идеала обоснование ценностей имеет место: в психоаналитической философии, в социологическом обосновании ценностей, а также в рамках религиозного мировоззрения. С позиции современной психоаналитической философии (Э. Фромм) Высшее Благо – это единение человека с другими людьми и преодоление на основе любви одиночества отдельного индивида. Социологический подход в качестве высших ценностей определяет те, которые ориентируют человека на Благо целостного сообщества людей (группы, класса, общества). В рамках религиозного мировоззрения Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – те, которые отвращают его от Бога. В современной философской и этической аксиологии Высшее Благо определяют как идеал. Идеал в этическом понимании – это универсальный нравственный стандарт должного, то есть стандарт, не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов. Нравственный идеал представляет собой: ♦ наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о Благом и Должном; ♦ образ совершенства в отношениях между людьми, в котором воплощается идеал совершенного устройства общества; ♦ безусловный высший образец нравственной личности. В качестве содержания нравственного идеала выступает: ♦ предельно обобщенное знание о мире и о нравственном отношении человека к этому миру (мировоззренческая функция нравственного идеала); ♦ обобщение эмпирического опыта (нравственные нормы и принципы поведения людей в социальной практике); ♦ образ совершенного человека, воплотившего в себе предельно полное развитие человеческих возможностей, ориентированных в деятельности на общее Благо (герой, лидер). Высшие ценности воспринимаются как закон, как должное, которому должно соответствовать сущее. Как элемент нравственного сознания идеал выступает в единстве ценностного и императивного представлений. Выступая как ключевое понятие морали, нравственный идеал определяет содержание добра и зла, должного, правильного и справедливого, а также их антиподы: недолжного, неправильного и несправедливого. В современном мире остро стоит проблема универсальности и относительности нравственного идеала и его критериев. Истоки её решения прослеживаются в европейской культуре, начиная с античности, в направлении единства человека с окружающим миром и самим собой. Можно выделить следующие этапы решения этой проблемы: ♦ в античной философии разрабатывается проблема единства человека с природой; ♦ в средневековой философии (христианская патристика) единство человека с Богом; ♦ начиная с философии Нового Времени и до настоящего времени, актуализируется проблема единства человека со своими согражданами и с самим собой. Проблема «идеала единства» активно исследовалась в западно-европейской философии и этики такими философами как Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс. Английский философ Г.Спенсер рассматривал «идеал единства» как солидарность людей в условиях совместной деятельности и связывал его с особенностями социальной организации общества, рассматривая его как живой организм. Французский социолог Э.Дюркгейм связывал «идеал единства» с развитием промышленного сотрудничества. К.Маркс связывал «идеал единства» с установлением в сфере общественного производства справедливых форм собственности и справедливого разделения общественного труда. Против социологического истолкования «идеала единства» направлено Евангельское учение о том, что Высший идеал, а именно Царство Божие, утверждается не на земле, а в Духе человека. Причем, именно духовное единение людей имеет в решении задачи оптимизации социальной жизни и полноты бытия каждого отдельного человека приоритетное значение. Нравственный идеал следует отличать от нравственного идеализма. Нравственный идеализм абсолютизирует роль нравственного идеала в жизни общества и утверждает необходимость его полного и безоговорочного воплощения. Но в реальной жизни в силу её сложности и противоречивости подобное решение задачи практически невозможно. Невозможность для индивида утвердить в жизни нравственный идеал способна вызвать у него следующие реакции: 1) ненависть к реальной жизни и уход от её проблем (эскапизм); 2) нигилистическое отношение к самой морали и пренебрежение к исполнению нравственных норм и принципов в своей жизни. Противостоит нравственному идеализму нравственный реализм как трезвый и философски обоснованный взгляд на мир и место человека в этом мире, который ориентирует его на утверждение в своей жизни гармонии с этим миром. Возможности созидания этой гармонии исследуются в моральной философии на основе осмысления взаимосвязи понятий Добра и Зла с нравственным идеалом. Понятие Добра воплощает положительное значение явлений или событий, которое раскрывается в их отношении к идеалу. Добро есть то, что приближает к идеалу. В зависимости от нормативного представления, вкладываемого в содержание идеала, добро определяется как счастье, наслаждение, польза. Добро есть все то, что позволяет индивиду и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро – это жизнь, процветание, полнота бытия. Производными от понятия Добро являются понятия Доброта и Добродетель, которые определяют моральные устои человека. Зло есть противоположность Добра. Причём, если Добро – это понятие, фиксирующее абсолютную полноту бытия, то Зло выступает как отпадение и противостояние части бытия этому Абсолюту. Наиболее четко это различие воплощено в христианстве, в котором символом полноты Бытия, Добра и Любви выступает Бог – Творец, а символом Зла выступает Дьявол – падший ангел, противопоставивший себя Богу. Понятия Добра и Зла складываются исторически в процессе развития общества и самого человека как социального существа и воплощают в себе их духовный опыт. Так, в первобытном обществе добром считалось все, что способствовало выживанию рода, и в качестве добродетелей человека рассматривались: трудолюбие, мужество, смелость, охотничье мастерство, но также хитрость и коварство, направленные против врагов рода и племени. С развитием производительных сил общества на основе все углублявшегося общественного разделения труда и возникновения частной собственности добро стало отождествляться с материальным благополучием. Причём богатство могло стать в социально дифференцированном обществе поводом для насилия со стороны неимущих людей, стремящихся его отнять. Постепенно для людей стало ясно, что не внешний мир является добрым или злым, а это люди наделяют его этими свойствами. Соответственно, Добро – это то, что приносит пользу, а Зло – это то, что приносит вред людям. И на протяжении всей истории человечества представление о Добре и Зле так сильно менялись от народа к народу и от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому (Ф.Энгельс). Но в этих изменениях имеет место своя закономерность. В понятии Добра осмысливались исторические потребности людей. И осмысление этих потребностей отражалось в сознании людей в форме нравственных требований и норм, нравственной необходимости. Так, для Сократа Добро есть знание должного, необходимого для достойной человека жизни. Знание этого должного делает людей добродетельными и главные добродетели человека, по Сократу, – это умеренность, мужество, справедливость. Добро заложено в самом человеке, и его нужно только осознать и воплотить в своей жизни. С возникновением монотеистических религий идея Высшего Добра, как было указано выше, нашла воплощение в идее Бога – Творца. Неполнота Божественного воплощения есть Зло, носителем которого является Дьявол. Человек сам совершает выбор между Добром и Злом, благодаря своей свободной воле, и несёт за свой выбор ответственность. Христианская религия не оставляет человека наедине с этим выбором и дает ему ориентиры. Этими ориентирами являются Божественные Заповеди, изложенные в Декалоге (Ветхий Завет) и в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Новый Завет). Христианство утверждает, что главным средством борьбы со Злом является смирение и покорное следование человека этим заповедям. Однако истинное понимание Добра и объяснение его роли в жизни людей возможно только через понимание сущности самого человека. Здесь можно сформулировать два критерия понимания Добра. Первый – это гуманизм, как абсолютная цель бытия. В соответствии с этим критерием Добро – это благоприятные для человека внешние условия существования. Все то, что служит человеку и способствует развитию его сущностных сил, ориентирующих его на гармонию с окружающим миром. Уровень осознания человеком себя и своих потребностей через призму условий своего существования и отражает представление людей о Добре и Зле. Скажем, на современном этапе развития общества материальное богатство может служить источником благополучия и полноты бытия человека, но с другой стороны, оно способно пробуждать в людях алчность, жестокость и стремление путем насилия или обмана присвоить себе не принадлежащие им богатства. Второй критерий Добра – это все то, что способствует проявлению человеческой сущности, самораскрытию и самореализации человека. Но и здесь Добро содержит в себе свою противоположность, поскольку чрезмерное усилия способны разрушить человека как личность и привести его к гибели. Не случайно Ф. Ницше писал, что ни за что так дорого человек не расплачивается, как за свои добродетели. И поэтому каждый конкретный человек в своей собственной жизни сам делает выбор по поводу того, что есть для него Добро, и что есть Зло. И ориентиром для него в этом выборе выступает мораль как исторически сложившаяся нормативная форма общественного сознания, опирающаяся на ценностно-императивное отношение человека к жизни, на основе которого формируются основные элементы морального сознания: моральные нормы, моральные кодексы и моральные принципы. Только благодаря освоению человеком в процессе его жизнедеятельности сущности этих феноменов общественного морального сознания и превращения их в достояние его собственного морального сознания, формируются моральные качества личности, проявляющиеся в её поведении и выстраивается её личностный нравственный идеал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.018 с.) |